Класс 9, урок 6
Дата:
Тема: «Знакомство со средой Pascal ABC. Программа, структура, написание».
Цели:
1) образовательная: изучение основных понятий, таких как язык программирования, алфавит языка программирования, программа, типы данных, структура программы, операторы, переменные, константы;
2) развивающая: сформировать общее представление о языках программирования;
3) воспитательная: воспитать познавательный интерес к предмету, сформировать такие качества как усидчивость, аккуратность, внимательность.
Ход урока
1. Организационное начало урока
Здравствуйте! Все готовы к уроку? Кто отсутствует?
2. Сообщение темы урока
На сегодняшнем уроке мы будем изучать новую тему, запишите у себя в тетрадях Знакомство со средой Pascal ABC. Программа, структура, написание.
3. Изучение нового материала
Запишите у себя в тетрадях
Языки программирования – это формальные языки, предназначенные для записи алгоритмов, исполнителем которых будет компьютер. Записи на языке программирования называются программами.
Изучение этого языка мы начнём с его алфавита – набор допустимых символов, которые можно использовать для написания программ.
Запишите у себя в тетрадях
В алфавит языка Pascal входят следующие символы:
1. 26 букв латинского алфавита от А до Z;
2. Буквы кириллицы от А до Я;
3. Цифры от 0 до 9;
4. Знаки арифметических операций: + , - , * , / , ^ , \ ;
5. Знаки отношений: = , < , > ;
6. Специальные символы: пробел , " (кавычки) , # , $ , & , ? ,' (апостроф) , ( , ) , . , ; , % .
В языке Паскаль используется различные типы данных. Мы будем пользоваться некоторыми из так называемых простых типов данных.
Запишите у себя в тетрадях: «Структура программы на языке Паскаль»
Ø Заголовок программы (состоит из служебного слова program имя)
Ø Раздел описаний (состоит из раздела описания констант (const), раздела описания переменных (var))
Ø Тело программы (начинается со слова begin…end) – блок описания действий
begin…end – операторные скобки
; - отделение операторов друг от друга
Общий вид программы
Program <имя программы>;
Const <список постоянных значений>;
Var <описание используемых переменных>
Begin <начало программного блока>
опеpатоp_1;
опеpатоp_2;
. . .
опеpатоp_N;
End.
Общий вид программы:
§ Program <имя программы>;
Имя программы состоит не более, чем из 8 знаков, начинается с буквы и содержит буквы, цифры и знаки подчеркивания.
§ Var {раздел описания переменных};
Числа в Паскале различаются как целые и действительные (вещественные), и соответственно применяются основные описатели типов integer (целый) и real (вещественный), например:
a: Integer;
b, c: Real;
Имена переменных одного типа перечисляются через запятую, затем после двоеточия указывается их тип. Описание каждого типа заканчивается точкой с запятой.
§ Begin {начало программного блока}
<операторы>;
….
§ End. {конец программы}
Важные правила, которые надо запомнить:
Ø Программа начинается со слова program и заканчивается словом end с точкой.
Ø Операторы, разделы и описания разделов заканчиваются точкой с запятой.
Ввод исходных данных с клавиатуры происходит по оператору read (read – читать) или readln (read line – читать строку).
read (<список переменных>);
readln (<список переменных>);
Например, readln (i, j);
- При выполнении пользователь набирает на клавиатуре значения переменных в том порядке, к каком они указаны в списке, отделяя их друг от друга пробелами. В нашем примере оператор требует ввода двух чисел. Одновременно с набором данных на клавиатуре они появляются на экране. В конце нажимается клавиша <ВВОД> или <Enter>. Разница в выполнении операторов readln и read состоит в том, что после выполнения ввода по оператору readln экранный курсор перемещается в начало строки, а по оператору read этого не происходит.
- Вывод результатов происходит по оператору write (write – писать) или writeln (write line – писать в строку).
write (список вывода);
writeln (список вывода);
Список вывода — перечисленные через запятую имена результатов или арифметические выражения, являющиеся результатом работы программы. Также в список вывода, для пояснения, входят заключенные в апострофы тексты. Например: write ('х = ', х);
Результаты выводятся на экран компьютера в порядке их перечисления в списке. Разница в выполнении операторов writeln и write состоит в том, что после выполнения вывода по оператору writeln экранный курсор перемещается в начало новой строки, а по оператору write этого не происходит.
Рассмотрим задачу: найти расстояние по скорости и времени. Кто выйдет к доске и напишет алгоритм решения этой задачи на алгоритмическом языке?
Алгоритмический язык |
Язык программирования |
алг расстояние цел v, t, S нач ввод v, t S:= v*t вывод S кон |
program Rasst; var v, t, S: Integer; begin write(' v, t =', v, t); readln(v, t); S:= v*t; write('S =', S); end. |
4. Практическая работа.
Садитесь за компьютеры, откройте Паскаль и оформите эту задачу.
Кто закончит, постарайтесь написать программу нахождения периметра прямоугольника.
program Rasst;
var
a, b: real;
begin
writeln('введите длину');
readln(a);
writeln('введите ширину');
readln(b);
writeln('периметр прямоугольника ', 2 * (a + b));
end.
5. Домашнее задание
Написать программу вычисления площади трапеции.
program Rasst;
var
a, b, h, s: real;
begin
write ('Введите меньшее основание трапеции: ');
read (a);
write ('Введите большее основание трапеции: ');
read (b);
write ('Введите высоту: ');
read (h);
s := (a + b) * h / 2;
writeln ('Площадь трапеции равна: ', s);
readln;
end.
6. Подведение итогов
Итак, что нового вы узнали сегодня на уроке? Чему научились? (оценивание)
Молодцы! На этом урок закончен. Спасибо за урок! До свидания.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.