«Знакомство со средой Pascal ABC. Программа, структура, написание»
Оценка 4.7

«Знакомство со средой Pascal ABC. Программа, структура, написание»

Оценка 4.7
Разработки уроков
doc
информатика
9 кл
13.09.2020
«Знакомство со средой Pascal ABC. Программа, структура, написание»
Цели: 1) образовательная: изучение основных понятий, таких как язык программирования, алфавит языка программирования, программа, типы данных, структура программы, операторы, переменные, константы; 2) развивающая: сформировать общее представление о языках программирования; 3) воспитательная: воспитать познавательный интерес к предмету, сформировать такие качества как усидчивость, аккуратность, внимательность. Ход урока 1. Организационное начало урока Здравствуйте! Все готовы к уроку? Кто отсутствует? 2. Сообщение темы урока На сегодняшнем уроке мы будем изучать новую тему, запишите у себя в тетрадях Знакомство со средой Pascal ABC. Программа, структура, написание. 3. Изучение нового материала Запишите у себя в тетрадях Языки программирования – это формальные языки, предназначенные для записи алгоритмов, исполнителем которых будет компьютер. Записи на языке программирования называются программами. Изучение этого языка мы начнём с его алфавита – набор допустимых символов, которые можно использовать для написания программ. Запишите у себя в тетрадях В алфавит языка Pascal входят следующие символы: 1. 26 букв латинского алфавита от А до Z; 2. Буквы кириллицы от А до Я; 3. Цифры от 0 до 9; 4. Знаки арифметических операций: + , - , * , / , ^ , \ ; 5. Знаки отношений: = , < , > ; 6. Специальные символы: пробел , " (кавычки) , # , $ , & , ? ,' (апостроф) , ( , ) , . , ; , % . В языке Паскаль используется различные типы данных. Мы будем пользоваться некоторыми из так называемых простых типов данных.
Знакомство со средой Pascal ABC. Программа, структура, написание.doc

Класс 9, урок 6

Дата:

Тема:  «Знакомство со средой Pascal ABC. Программа, структура, написание».

Цели:

1)                                  образовательная: изучение основных понятий, таких как язык программирования, алфавит языка программирования, программа, типы данных, структура программы, операторы, переменные, константы;

2)                                  развивающая: сформировать общее представление о языках программирования;

3)                                  воспитательная: воспитать познавательный интерес к предмету, сформировать такие качества как усидчивость, аккуратность, внимательность.

Ход урока

1. Организационное начало урока

Здравствуйте! Все готовы к уроку? Кто отсутствует?

2. Сообщение темы урока

На сегодняшнем уроке мы будем изучать новую тему, запишите у себя в тетрадях Знакомство со средой Pascal ABC. Программа, структура, написание.

3. Изучение нового материала

Запишите у себя в тетрадях

Языки программирования – это формальные языки, предназначенные для записи алгоритмов, исполнителем которых будет компьютер. Записи на языке программирования называются программами.

Изучение этого языка мы начнём с его алфавита – набор допустимых символов, которые можно использовать для написания программ.

Запишите у себя в тетрадях

В алфавит языка Pascal входят следующие символы:

1. 26 букв латинского алфавита от А до Z;

2. Буквы кириллицы от А до Я;

3. Цифры от 0 до 9;

4. Знаки арифметических операций: + , - , * , / , ^ , \ ;

5. Знаки отношений: = , < , > ;

6. Специальные символы: пробел , " (кавычки) , # , $ , & , ? ,' (апостроф) , ( , ) , . , ; , % .

В языке Паскаль используется различные типы данных. Мы будем пользоваться некоторыми из так называемых простых типов данных.

Запишите у себя в тетрадях: «Структура программы на языке Паскаль» 

Ø  Заголовок программы (состоит из служебного слова program имя)

Ø  Раздел описаний (состоит из раздела описания констант (const), раздела описания переменных (var))

Ø  Тело программы (начинается со слова beginend) – блок описания действий

     beginend – операторные скобки

     ; - отделение операторов друг от друга

Общий вид программы

Program <имя программы>;

    Const <список постоянных значений>;

    Var  <описание используемых переменных>

         Begin <начало программного блока>
                      опеpатоp_1;
                      опеpатоp_2;

             . . . 
                     опеpатоp_N;

      End.

Общий вид программы:

§  Program <имя программы>;

Имя программы состоит не более, чем из 8 знаков, начина­ется с буквы и содержит буквы, цифры и знаки подчеркива­ния.

§  Var {раздел описания переменных};

Числа в Паскале различаются как целые и действительные (вещественные), и соответственно применяются ос­новные описатели типов integer (целый) и real (веществен­ный), например:

a: Integer;

b, c: Real;

Имена переменных одного типа перечисляются через запя­тую, затем после двоеточия указывается их тип. Описание каждого типа заканчивается точкой с запятой.

§  Begin {начало программного блока}

<операторы>;

….

§  End. {конец программы}

Важные правила, которые надо запомнить:

Ø Программа начинается со слова program и заканчивается словом end с точкой.

Ø Операторы, разделы и описания разде­лов заканчиваются точкой с запятой.

Ввод исходных данных с клавиатуры происходит по оператору read (read – читать) или readln (read line – читать строку).

read (<список переменных>);

readln (<список переменных>);

Например, readln (i, j);

- При выполнении пользователь набирает на клавиатуре значения переменных в том порядке, к каком они указаны в списке, отделяя их друг от друга пробелами. В нашем примере оператор требует ввода двух чисел. Одновременно с набором данных на клавиатуре они появляются на экране. В конце нажимается клавиша <ВВОД> или <Enter>. Разница в выполнении операторов readln и read состоит в том, что после выполнения ввода по оператору readln экранный курсор перемещается в начало строки, а по оператору read этого не происходит.

- Вывод результатов происходит по оператору write (write – писать) или writeln (write line – писать в строку).

write (список вывода);

writeln (список вывода);

Список вывода — перечисленные через запятую имена ре­зультатов или арифметические выражения, являющиеся ре­зультатом работы программы. Также в список вывода, для по­яснения, входят заключенные в апострофы тексты. Например: write ('х = ', х);

Результаты выводятся на экран компьютера в порядке их перечисления в списке. Разница в выполнении операторов writeln и write состоит в том, что после выполнения вывода по оператору writeln экранный курсор перемещается в начало новой строки, а по оператору write этого не происходит.

­  Рассмотрим задачу: найти расстояние по скорости и времени. Кто выйдет к доске и напишет алгоритм решения этой задачи на алгоритмическом языке?

Алгоритмический язык

Язык программирования

алг расстояние

цел v, t, S

нач

ввод v, t

S:= v*t

вывод S

кон

program Rasst;

var v, t, S: Integer;

begin

write(' v, t =', v, t);

readln(v, t);

S:= v*t;

write('S =', S);

end.

4. Практическая работа.

Садитесь за компьютеры, откройте Паскаль и оформите эту задачу.

Кто закончит, постарайтесь написать программу нахождения периметра прямоугольника.

program Rasst;

var

a, b: real;

begin

writeln('введите длину');

readln(a);

writeln('введите ширину');

readln(b);

writeln('периметр прямоугольника ', 2 * (a + b));

end.  

5. Домашнее задание

Написать программу вычисления площади трапеции.

program Rasst;

var
a, b, h, s: real;

begin
write ('
Введите меньшее основание трапеции: ');
read (a);
write ('
Введите большее основание трапеции: ');
read (b);
write ('
Введите высоту: ');
read (h);
s := (a + b) * h / 2;
writeln ('
Площадь трапеции равна: ', s);
readln;
end.

6. Подведение итогов

­  Итак, что нового вы узнали сегодня на уроке? Чему научились? (оценивание)

­  Молодцы! На этом урок закончен. Спасибо за урок! До свидания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Класс 9, урок 6 Дата: Тема: «

Класс 9, урок 6 Дата: Тема: «

Имя программы состоит не более, чем из 8 знаков, начина­ется с буквы и содержит буквы, цифры и знаки подчеркива­ния

Имя программы состоит не более, чем из 8 знаков, начина­ется с буквы и содержит буквы, цифры и знаки подчеркива­ния

Кто закончит, постарайтесь написать программу нахождения периметра прямоугольника

Кто закончит, постарайтесь написать программу нахождения периметра прямоугольника
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.09.2020