Класс 9, урок 6
Дата:
Тема: «Знакомство со средой Pascal ABC. Программа, структура, написание».
Цели:
1) образовательная: изучение основных понятий, таких как язык программирования, алфавит языка программирования, программа, типы данных, структура программы, операторы, переменные, константы;
2) развивающая: сформировать общее представление о языках программирования;
3) воспитательная: воспитать познавательный интерес к предмету, сформировать такие качества как усидчивость, аккуратность, внимательность.
Ход урока
1. Организационное начало урока
Здравствуйте! Все готовы к уроку? Кто отсутствует?
2. Сообщение темы урока
На сегодняшнем уроке мы будем изучать новую тему, запишите у себя в тетрадях Знакомство со средой Pascal ABC. Программа, структура, написание.
3. Изучение нового материала
Запишите у себя в тетрадях
Языки программирования – это формальные языки, предназначенные для записи алгоритмов, исполнителем которых будет компьютер. Записи на языке программирования называются программами.
Изучение этого языка мы начнём с его алфавита – набор допустимых символов, которые можно использовать для написания программ.
Запишите у себя в тетрадях
В алфавит языка Pascal входят следующие символы:
1. 26 букв латинского алфавита от А до Z;
2. Буквы кириллицы от А до Я;
3. Цифры от 0 до 9;
4. Знаки арифметических операций: + , - , * , / , ^ , \ ;
5. Знаки отношений: = , < , > ;
6. Специальные символы: пробел , " (кавычки) , # , $ , & , ? ,' (апостроф) , ( , ) , . , ; , % .
В языке Паскаль используется различные типы данных. Мы будем пользоваться некоторыми из так называемых простых типов данных.
Запишите у себя в тетрадях: «Структура программы на языке Паскаль»
Ø Заголовок программы (состоит из служебного слова program имя)
Ø Раздел описаний (состоит из раздела описания констант (const), раздела описания переменных (var))
Ø Тело программы (начинается со слова begin…end) – блок описания действий
begin…end – операторные скобки
; - отделение операторов друг от друга
Общий вид программы
Program <имя программы>;
Const <список постоянных значений>;
Var <описание используемых переменных>
Begin <начало программного блока>
опеpатоp_1;
опеpатоp_2;
. . .
опеpатоp_N;
End.
Общий вид программы:
§ Program <имя программы>;
Имя программы состоит не более, чем из 8 знаков, начинается с буквы и содержит буквы, цифры и знаки подчеркивания.
§ Var {раздел описания переменных};
Числа в Паскале различаются как целые и действительные (вещественные), и соответственно применяются основные описатели типов integer (целый) и real (вещественный), например:
a: Integer;
b, c: Real;
Имена переменных одного типа перечисляются через запятую, затем после двоеточия указывается их тип. Описание каждого типа заканчивается точкой с запятой.
§ Begin {начало программного блока}
<операторы>;
….
§ End. {конец программы}
Важные правила, которые надо запомнить:
Ø Программа начинается со слова program и заканчивается словом end с точкой.
Ø Операторы, разделы и описания разделов заканчиваются точкой с запятой.
Ввод исходных данных с клавиатуры происходит по оператору read (read – читать) или readln (read line – читать строку).
read (<список переменных>);
readln (<список переменных>);
Например, readln (i, j);
- При выполнении пользователь набирает на клавиатуре значения переменных в том порядке, к каком они указаны в списке, отделяя их друг от друга пробелами. В нашем примере оператор требует ввода двух чисел. Одновременно с набором данных на клавиатуре они появляются на экране. В конце нажимается клавиша <ВВОД> или <Enter>. Разница в выполнении операторов readln и read состоит в том, что после выполнения ввода по оператору readln экранный курсор перемещается в начало строки, а по оператору read этого не происходит.
- Вывод результатов происходит по оператору write (write – писать) или writeln (write line – писать в строку).
write (список вывода);
writeln (список вывода);
Список вывода — перечисленные через запятую имена результатов или арифметические выражения, являющиеся результатом работы программы. Также в список вывода, для пояснения, входят заключенные в апострофы тексты. Например: write ('х = ', х);
Результаты выводятся на экран компьютера в порядке их перечисления в списке. Разница в выполнении операторов writeln и write состоит в том, что после выполнения вывода по оператору writeln экранный курсор перемещается в начало новой строки, а по оператору write этого не происходит.
Рассмотрим задачу: найти расстояние по скорости и времени. Кто выйдет к доске и напишет алгоритм решения этой задачи на алгоритмическом языке?
Алгоритмический язык |
Язык программирования |
алг расстояние цел v, t, S нач ввод v, t S:= v*t вывод S кон |
program Rasst; var v, t, S: Integer; begin write(' v, t =', v, t); readln(v, t); S:= v*t; write('S =', S); end. |
4. Практическая работа.
Садитесь за компьютеры, откройте Паскаль и оформите эту задачу.
Кто закончит, постарайтесь написать программу нахождения периметра прямоугольника.
program Rasst;
var
a, b: real;
begin
writeln('введите длину');
readln(a);
writeln('введите ширину');
readln(b);
writeln('периметр прямоугольника ', 2 * (a + b));
end.
5. Домашнее задание
Написать программу вычисления площади трапеции.
program Rasst;
var
a, b, h, s: real;
begin
write ('Введите меньшее основание трапеции: ');
read (a);
write ('Введите большее основание трапеции: ');
read (b);
write ('Введите высоту: ');
read (h);
s := (a + b) * h / 2;
writeln ('Площадь трапеции равна: ', s);
readln;
end.
6. Подведение итогов
Итак, что нового вы узнали сегодня на уроке? Чему научились? (оценивание)
Молодцы! На этом урок закончен. Спасибо за урок! До свидания.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.