Уточнять и расширять представления детей о бумаге, разных ее видах, качествах и свойствах. Использование бумаги в жизни человека. Развивать обследовательские действия и уметь устанавливать причинно – следственные связи в процессе выполнения с бумагой различных действий (мнется, рвется, впитывает воду). Заинтересовать детей работой с бумагой. Выполнение из бумаги различных поделок. Развивать мелкую моторику рук. Воспитывать интерес к познанию окружающего мира, любознательность. Развивать внимание, память, мышление.
Свойства бумаги.doc
Описание разработки.
«Исследовательское обучение» особый подход к обучению, построенный на основе
естественного стремления ребенка к самостоятельному изучению окружающего.
Главная цель исследовательского обучения — формирование у учащегося готовности
и способности самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы
деятельности в любой сфере человеческой культуры.
Тема: «Знакомство с бумагой и ее свойствами»
Цель:
Расширение и закрепление представлений по теме: «Знакомство с бумагой». Развивать
активный и пассивный словарь по теме.
Программное содержание:
Уточнять и расширять представления детей о бумаге, разных ее видах, качествах и
свойствах. Использование бумаги в жизни человека. Развивать обследовательские
действия и уметь устанавливать причинно – следственные связи в процессе выполнения
с бумагой различных действий (мнется, рвется, впитывает воду). Заинтересовать детей
работой с бумагой. Выполнение из бумаги различных поделок. Развивать мелкую
моторику рук. Воспитывать интерес к познанию окружающего мира, любознательность.
Развивать внимание, память, мышление.
Словарь и грамматика:
Развивать словарь по данной теме. Умение правильно сочетать слова во фразах и по
смыслу. Упражнять в подборе слов – антонимов, подборе определений, в загадывании
загадок, образных выражений и сравнений.
Оборудование: Квадратные листочки бумаги разных видов (салфетка, цветная,
ватман, картон и др.). Предметы, изготовленные из бумаги. Емкость с водой.
Оборудование для конструирования из бумаги.
Ход занятия:
I. Организационный момент.
Ребята, встаньте в круг. Улыбнитесь друг другу. Соприкоснитесь ладошками со
своими соседями по кругу. Поделитесь каждый своим теплом друг с другом. Теперь мы
– команда. Нам предстоит сегодня хорошо потрудиться и узнать чтото новое.
II. Вступительная беседа.
Как называется наш факультатив?
(Наш факультатив называется «Я – исследователь»)
Что же такое исследование?
(Исследовать – подвергнуть изучению, выяснить, осмотреть, изучить чтото)
Кто такой исследователь?
(Человек, занимающийся научными исследованиями) Какие методы исследования вы знаете? Давайте вспомним их и развесим условные
знаки этих методов на доску.
Методы исследований:
Подумать самостоятельно
Спросить у другого человека (родители, учитель, одноклассники)
Понаблюдать
Посмотреть в книгах, энциклопедиях
Посмотреть по телевизору (по теме исследования)
Получить информацию у компьютера
Провести эксперимент
Спросить, позвонить специалисту.
Какой первый метод использует исследователь? ( Подумать самостоятельно)
Конечно же, прежде чем приступить к исследованиям, сначала надо подумать
самостоятельно.
С какими методами исследования мы уже знакомы? (Спросить у другого человека.
Мы учились задавать вопросы и узнали, что вопросы могут быть описательные,
вопросительные, воображаемые, оценочные, субъективные)
Еще, о каких методах исследования мы говорили на занятиях? (Посмотреть в
энциклопедиях и справочниках. Мы учились искать информацию по теме своего
исследования для научнопрактической конференции)
Чему ещё мы учились? (Мы учились видеть проблемы и выдвигать гипотезы)
Сегодня мы продолжим знакомится с методом – эксперимент.
III. Знакомство с методом исследования «эксперимент»
А как бы вы объяснили, что такое эксперимент? (Эксперимент – это опыт,
исследование чеголибо)
Слово эксперимент происходит от латинского «экспериментум» и переводится на
русский как «проба», «опыт». Это метод познания, при котором в строго
контролируемых и управляемых условиях исследуется явление природы или общества,
с целью проверки и сравнения гипотез. И главное делаются выводы.
Как же мы назовём человека, который проводит эксперимент?
Сегодня мы с вами будем экспериментаторами.
Вспомним, какие эксперименты бывают.
Эксперимент
ы Мысленные
С моделями или
реальными
предметами
IV. Проведение «мысленного эксперимента»
Как вы думаете, что такое «мысленный эксперимент»?
Да, это эксперимент, проводимый в уме. Смотрим – глазами, слушаем – ушами,
думаем – головой.
V. Проведение эксперимента с реальными предметами.
Но самое интересное, конечно же, проведение экспериментов с реальными предметами
или моделями. Вы будете проводить большое количество всевозможных экспериментов
на уроках физики, химии, биологии в старших классах. А сейчас мы тоже проведём
один эксперимент. О чем, отгадайте загадку
Я белая как снег
Дружу с карандашом
Где он пройдет – заметочку кладет (Бумага)
Правильно ребята, это бумага. Как догадались? Какие слова вам подсказали? (ответы
детей) Определим «Свойства бумаги»
1.Изобретение бумаги.
Бумага это тонкие и ровные листы или ленты материала, состоящего в основном из
целлюлозных волокон (древесная целлюлоза, древесная масса, волокна хлопка, льна,
макулатурная масса и некоторые другие вспомогательные добавки).
Бумага является крайне древним изобретением, её знали ещё в Древнем Китае.
Основоположником бумаги считают китайца Пай Луня, который изобрел бумагу в 105
году новой эры. Изготавливали её тогда так: обрывки шелковой ваты, ветошь, старые
рыболовные сети размельчали и кидали в чан с водой, взбалтывали, пока не выходила
однородная, водянистая кашеобразная масса, которую черпали бамбуковой сеткой.
Осадок, оставшийся лежать гладким слоем на сетке, просушивали. Этот принцип
функционирует, и сегодня, модифицировались только средства производства,
масштабы, скорости и сырье.
В России бумага появилась в XIV веке, до этого времени у нас писали на пергаменте.
2.Какая бывает бумага.
В жизни мы очень часто сталкиваемся с бумагой: дома, в школе вы на ней рисуете. Где
еще применяют бумагу? (ответы детей)
Правильно ребята, бумагу используют поразному, а еще у каждой бумаги свое
название. • Давайте поиграем с сундучком
Я листочки положила в разноцветный сундучок
Нука (имя ребенка) вынь листок и назови.
(Дети достают из сундучка листы бумаги, называют его (калька, картон, цветная
бумага, обойная, упаковочная, копировальная, белая) и рассказывают для чего ее
используют).
Молодцы, все верно назвали.
3.Свойства бумаги.
А теперь подумайте и скажите, может ли быть так, чтобы все предметы и вещи были
сделаны из бумаги? (ответы детей: нет, не могут). Как вы думаете, почему из бумаги не
делают мебель, не шьют одежду? (различные варианты ответов детей).
Дома строят из камня, одежду шьют из ткани. Потому что эти материалы прочные и
надежные. А прочная ли бумага? Мы проверим.
Ребята возьмите листочки в руки. Рассмотрите их, потрогайте, погладьте.
а) Потрогайте, какая бумага на ощупь?( гладкая)
б) А теперь проверим, у кого бумага порвется? (дети отрывают небольшие кусочки
бумаги) Вся бумага порвалась?
Сделаем вывод и выставляем значок: «Бумага рвется».
в) А сейчас попробуем узнать, у кого бумага мнется? (дети мнут бумагу)
У всех бумага смялась? У всех.
А всем было легко смять?
Нет, а почему как вы думаете одну бумагу смять легко, а другую трудно? (ответы
детей).
Вот видите ребята, с трудом, но всетаки всю бумагу удалось смять. Чем толще бумага,
тем она крепче. Сделаем вывод и выставляем значок: «Бумага мнется».
г) Ребята, для следующего опыта нам понадобится вода.
Положите листочки в воду. Что произошло? Вся бумага намокла? Какая бумага
намокла быстрее? (достаем тонкую бумагу, она распадается). Толстая бумага тоже
намокнет, только для этого потребуется больше времени.
Сделаем вывод и выставляем значок: «Бумага намокает и распадается».
д) Если бумагу поджечь, она очень быстро сгорит.
Назовите, какие свойства бумаги вы узнали. Бумага гладкая, мнется, рвется, намокает,
горит.
Значит бумага материал не прочный. Вот поэтому ребята надо бережно относится к
вещам, сделанным из бумаги.
4.Игра «Бывает, не бывает».
Если я назову вам предмет, и он может быть выполнен из бумаги, вы хлопаете в
ладоши. Если нет, приседаете. Будьте внимательными. (Слова: книга, стул, обувь,
альбом, газета, зеркало, шкаф, яблоко, журнал).
5.Поделки сделанных из бумагиэто называется бумагапластика.
Сделаем поделку из бумаги.
6.Итог занятия
Перечислим свойства бумаги.
А наше занятие окончено.
Знакомство с бумагой и ее свойствами
Знакомство с бумагой и ее свойствами
Знакомство с бумагой и ее свойствами
Знакомство с бумагой и ее свойствами
Знакомство с бумагой и ее свойствами
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.