Цель урока: подготовить к введению понятия «обратная задача», закре¬пить умение решать задачи на увеличение и уменьшение числа на несколь¬ко единиц; повторить и закрепить ранее пройденный материал; развитие математического мышления.
Ход урока
1.Устный счет.
На доске можно расположить опорные схемы задач на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц.
Саша поймал 5 окуней, а карасей - на 4 больше. Сколько карасей пой¬мал Саша?
У рака 10 ног, а у пчелки - на 4 лапки меньше. Сколько лапок у пчелки?
У паука 8 ног, а у рака - на 2 больше. Сколько ног у рака?
В первом классе 8 человек занимаются музыкой, а во втором - на 2 че¬ловека больше. Сколько детей 2 класса занимается музыкой?
У Бауржана 9 марок, а у Азизы - на 3 марки меньше. Сколько марок у Азизы?
В первый день Дания прочитала 4 страницы, а во второй - на 3 страни¬цы больше. Сколько страниц прочитала Дания во второй день?
Оле 4 года, Алие 3 года. А Наташе столько лет, сколько Оле и Алие вместе. Сколько лет Наташе?
У кошки 3 белых и столько же серых котят. Сколько всего котят у кошки?
На березе сидели 4 вороны. Прилетели еще 2. Сколько ворон стало на березе?
У Антона было 5 карамелек и столько же шоколадных конфет. Сколько всего конфет было у Антона?
На цветке сидели 2 пчелы. 1 пчела улетела. Сколько пчел осталось на цветке?
На пруду плавали 5 уток. 1 вышла из пруда. Сколько уток осталось? На лугу паслись 10 овец. 3 овцы загнали в сарай. Сколько овец осталось на лугу?
2.Актуализация опорных знаний.
Если число 6 на 2 больше числа 4, то число 4 на 2 меньше, чем число
Карточка с цифрой 4 - дети выкладывают на партах 4 треугольника. Далее учитель просит выложить кругов на 3 больше. После нескольких таких упражнений следует обратить внимание детей на то, что если кругов на 3 больше, то треугольников, соответственно, на 3 меньше.
3.Работа над новым материалом.
Задачи 1. Детям предлагается сравнить условия задач, решения и от¬веты. Эти задачи являются взаи¬мосвязанными, в этих задачах говорится об одних и тех же предметах, только известное и неизвестное поменяли местами.
4.Работа над изученным материалом.
Рухани жаңғыру – основа качества науки и образования
Адаптация всегда была и есть для человечества своеобразным уникальным
спасительным кругом в каких бы то ни было условиях. В современном мире,
мире конкурентности, мире инноваций, мире технического прогресса, мире
науки, опыта и знаний, где всё вышеперечисленное с каждым днем
уверенными темпами претерпевает изменения и развивается человечество
нуждается не в адаптации, а в масштабных преобразованиях.
Каждая развитая страна, страна, которая находится в первых рядах мирового
сообщества, в первую очередь, должна быть экономически развита и
стабильна. Образование и наука являются основным фундаментом устойчивой
экономики. Во Всемирной декларации о высшем образовании для XXI века
подчеркивается, что без соответствующего высшего образования и
современных научноисследовательских учреждений, с квалифицированными
и образованными людьми, ни одна страна не в состоянии обеспечить
реального устойчивого экономического развития. Отсюда следует, что
образование будь то высшее, среднее, среднее специальное или начальное
нуждается в активной модернизации. Модель такой масштабной и
качественной модернизации была предложена президентом Республики
Казахстан Н.А. Назарбаевым. «Я убежден: начатые нами масштабные
преобразования должны сопровождаться опережающей модернизацией
общественного сознания. Она не просто дополнит политическую и
экономическую модернизацию – она выступит их сердцевиной.», отмечает
Президент в статье "Взгляд в будущее: модернизация общественного
сознания".
Проект «Рухани жаңғыру» состоит из шести основных блоков, таких как:
«Туған жер», «Сакральная география», «Современная Казахстанская
культура», «100 новых лиц», «100 новых учебников» и «Переход на
латиницу». Если вы посетите сайт проекта «Рухани жаңғыру», то можете
обратить внимание на то, что из всех шести только два раздела, а именно,
«Переход на латиницу» и «100 новых учебников» начинаются с объяснения
данных блоков. Это обуславливается критическим общественным мнением по
поводу данных разделов. Блок «Переход на латиницу» казахстанцами, в
частности, педагогами не был воспринят восторженно. Переход казахского
алфавита на латинскую графику станет событием исторического значения для
Казахстана. Впервые об этом было сказано Президентом 24 сентября в 2006
году на 12й сессии Ассамблеи народов Казахстана. И вот, спустя 12 лет было
принято решение «на бумаге». Многие отмечают, что предложенный вариант
нового алфавита требует доработок и улучшений, так как в написании, чтениии произношении происходят деформации речи и письма. Другая группа людей
считает данную модернизацию не приемлемой и не актуальной. В 30х годах
переход с латиницы на кириллицу был успешным, так как в то время мизерная
часть казахского населения была грамотной. Это способствовало успешному
обучению кириллице грамотного и безграмотного населения. Сейчас же,
грамотных людей, приспособленных к кириллице 100%, и в этом есть
сложность. Другая группа людей считает кириллицу изжитком советского
прошлого Казахстана и отмечает, что страна не только ничего не потеряет, но
и приобретет. Тем не менее, мы должны понять и разобраться в степени
полезности и актуальности перехода казахского алфавита на латиницу.
Современные тенденции мирового развития предъявляют особые требования
к языкам: неспособность приспосабливаться к меняющимся условиям
приводит к их исчезновению. Взрывное технологическое и научное развитие
нашей планеты порождает расширение терминологии, оказывающей давление
на речевое и цифровое взаимодействие людей. Настало время для
модернизации казахского языка,
перевод на латинскую графику,
используемую в более 75% стран мира. Это даст толчок для
совершенствования казахской грамматики и лексики с одной стороны, а с
другой ускорит интеграцию нашей страны в мировое информационное,
цифровое, научное, культурное пространство. В эпоху глобализации крайне
важным является формирование нового поколения, принимающего все
текущие вызовы и угрозы времени. Главным инструментом для этого является
– образование. Перевод 100 ведущих учебников в социальногуманитарной
сфере является верным шагом в формировании нового поколения
казахстанцев, воспитанных в духе конкурентоспособности и прагматизма.
Раздел включает в себя информацию о переводимых книгах, их авторах,
ссылки на учебники, а также рецензии.
Концепция 12летнего среднего образования в Республики Казахстан гласит:
главной целью является формирование и развитие образованной, творческой,
компетентной и конкурентоспособной личности, способной жить в динамично
развивающейся среде, готовой к самоактуализации как в своих собственных
интересах, так и в интересах общества. В связи с этим, подходы в образовании
и науки на сегодняшний день носят совершенно другой характер.
Современный мир уникален своей динамичностью, это означает, что
полученные сегодня знания могут стать устаревшими завтра. Общество давно
привыкло к таким терминам, как «развитие», «прогресс», «модернизация»,
«тенденция» и являясь само по себе динамичной и подвижной структурой
пользуется этими терминами практически. Немаловажное значение в такой
практике, в любой отрасли и среде имеет качество. Программа «Руханижаңғыру» предлагает не только масштабную и многослойную, но, безусловно,
качественную модернизацию образования и науки. Программу модернизации
общественного сознания следует признать инновационным прорывом в
гуманитарной науке. Программа затрагивает все уровни общественного
сознания – исторические и духовные фундаментальные ценности,
национальные ментальные установки, идеалы, взгляды, психологию
казахстанского общества и в то же время обеспечивает глубокое понимание
современных тенденций. Образование и наука являются основным двигателем
современного прогресса. От качества образования и науки зависит развитие
страны, ее конкурентоспособность и востребованность. Качество образования
можно определить двумя аспектами, первое это производство такой
продукции или оказание такой услуги,
характеристики которых
удовлетворяют конкретным требованиям, имеющим численное значение;
второе степень удовлетворения ожиданий потребителя при применении или
использовании данной продукции или услуги. Что касается образования, то
изготовителем, а в дальнейшем потребителем образованного кадра является
государство, а труд подготовленного и обученного специалиста выступает
товаром для государства, точно такой же процесс не чужд и науке. Перед
высшим образованием всегда стояла и стоит цель подготовки
востребованного специалиста. Но, как показывает практика, многие вузы
страны превратились в печатные издания дипломов, когда, на самом деле, они
должны поставлять государству специалистов высокого уровня. Если
мыслить масштабно эта проблема вытекает из ряда других, например, то же
начальное и среднее образование, которое всегда основано на хороших
результатах и галочках, а не в подготовки ребенка ко взрослой сознательной
жизни, ну и конечно же, уровню распространения коррупции в стране.
Следовательно, определяя уровень науки и образования Казахстана по этим
двум критериям ждать замечательных результатов не приходится. Именно
поэтому «Концепция 12летнего среднего образования» и программа «Рухани
жаңғыру» комплексно подойдут к решению актуальной проблемы в сфере
начального и среднего общего образования. С введением 12летнего среднего
общего образования наша страна становится на один уровень с другими
развитыми странами мира. Так, согласно декларации Совета Европы в
мировом образовательном пространстве 12летнее среднее образование
реализуется в 136 странах, в том числе в развитых странах: США, Германии,
Франции, Японии и т.д. Страны СНГ, такие как Беларусь, Украина и
Узбекистан, а также страны Балтии уже начали процесс перехода на
популярную во всем мире систему образования.Таким образом, программа «Рухани жаңғыру» может стать перспективной с
точки зрения внедрения ее в отдельно взятую школу, поселок или город. Все
шесть блоков данного проекта можно успешно реализовать практически.
Каждая школа, каждое село, каждый город в Казахстане богат своей историей
и замечательными людьми, что трудятся во благо своего народа и
государства. К тому же свой доработанный вариант латинской графики
казахского алфавита может предложить абсолютно каждый на том же сайте
данного проекта, так как именно у этого раздела открыта «обратная связь»,
об этом казахстанцев проинформировал председатель Правления АО
«Казконтент» Евгений Кочетов.