Знакомство с русским народным творчеством в детском саду
Оценка 4.8
Памятки
doc
русская литература +1
Детсад
10.10.2018
В данном материале описывается система работы в детском саду в каждой возрастной группе над знакомством с устным народным творчеством. это и знакомство с песенками и потешками, сказками и прибаутками, и работа по внедрению в жизнь группы обрядовых и народных праздников. статья будет полезна и воспитателям, и родителям детей дошкольного возраста.
русское народное творчество.doc
" Знакомство детей с русским народным
творчеством "
Литература:
1. « Знакомство детей с русским народным творчеством» СанктПетербург
« ДетствоПресс» 2001 год – Т.Н.Бударина – методист, О.Н. Корепанова
– воспитатель, музыкальный руководитель – Маркеева О.А., Заведующая –
Куприна Л.С.
2. «Приобщение дошкольников к истокам русской национальной культуры»
Нижний Новгород – 1991 год. Авторы : Н.М. Аполлонова, М.А. Викулина
– старший преподаватель кафедры дошкольной педагогики НОИУУ.
Большинство населения нашей страны, к сожалению, очень поверхностно
знакомо с русской культурой. Как жили русские люди? Как работали и
отдыхали? Что их радовало, а что тревожило? Какие обычаи они соблюдали? Чем украшали свой быт? О чем мечтали? Ответить на эти и подобные
вопросы – значит восстановить связь времен, вернуть утраченные ценности.
Решая эту задачу важно уже в дошкольном возрасте доносить до сознания
народной культуры,
детей, что они являются носителями русской
воспитывать детей в национальных традициях. Истоки русской народной
культуры, а именно фольклор является в дошкольном возрасте главным
материалом при знакомстве детей с русским народным творчеством. Ведь
содержание фольклора отражает жизнь народа, его опыт, просеянный через
сито веков, духовный мир, мысли, чувства наших предков.
Как известно, чтобы чему – то научить ребенка, чтото привить, чтолибо в
нем развить, чтото воспитать надо создавать условия. При знакомстве детей
с русским народным творчеством выделить можно следующие приоритеты:
Первый. Создание атмосферы национального быта.
Окружающие предметы оказывают большое влияние на формирование
душевных качеств ребенка – развивают любознательность, воспитывают
чувство прекрасного.
Детей должны окружать предметы, характерные для русского народного
быта – это позволит детям с раннего детства ощутить себя частью великого
народа.
Решая эту задачу, в нашем детском саду была создана « Изба». Одна из
комнат детского сада была оборудована различными предметами и утварью
старины.
Именно в этой комнате хорошо проводить все занятия по ознакомлению
детей с русским народным творчеством – это и знакомство с предметами
старины, и знакомство с народным искусством, и знакомство с традициями,
русскими праздниками, играми, с русским фольклором, это и практические (продуктивные ) занятия, на которых дети получают специальные навыки и
умения ( например, роспись игрушек, лепка посуды, вышивание и т.д.)
Дети знакомятся с народным творчеством и вне занятий для этого в каждой
группе нашего детского сада есть соответствующее оборудование и
материалы в соответствии с возрастом детей. Например,
уютный уголок домашний, где есть стол со скатертью, сундучок с
нарядами, люлька, утюги, сударь и сударыня в русских национальных
костюмах, фотографии в семейном альбоме;
музыкальнотеатральный уголок, где дети перевоплощаются в
артистов, разыгрывают различные сценки из сказок, музицируют и т. д.
Второй. Широкое использование фольклора ( сказок, песен, частушек,
пословиц, поговорок и т.д. ) В русском песенном фольклоре чудесным образом
сочетаются слово и музыкальный ритм. В устном народном творчестве как нигде
отразились черты русского характера, присущие ему нравственные ценности –
представление о добре и красоте, правде, верности и т.д. Особое место в таких
произведениях занимает уважительное отношение к труду, восхищение
мастерством человеческих рук. Благодаря этому фольклор является
богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.
Знакомство детей с фольклором приходит как на занятиях , так и вне их. С
младшими детьми колыбельные поют : « Баю баю, баюшок, ложись Маша, на
бочок, на пуховую кровать. Будет Маша крепко спать.» Младших детей
знакомят с песенками, потешками, прибаутками : « Пошел котик во лесок,
Нашел котик поясок,
Нарядился, воротился
Стал он люлечку качать,
Баю – баю, баюбаю
Ляг, Галинка, скоренько, Встань, Галинка, с зоренькой»
«Трухтрух, трухтрух, ходит по двору петух, сам со шпорами хвост с узорами.
На шесте сидит , на весь двор кричит : « Кукареку».
Младшим детям загадывают загадки несложные про котика : « Мягкие лапки, а
в лапках царапки» , про петушка : « Кто всех раньше встает, голосисто поет?»
Младших детей знакомят с шумовыми инструментами: бубен, колокольчик,
барабан, деревянные ложки.
С детьми средней группы так же поются колыбельные песенки, осуществляется
знакомство с дудочкой . Знакомят с русскими народными песенками : « Как у
насто козел», «Петушок», «Гуси вы, гуси», «КурочкаРябушка»; с закличками,
частушками, небылицами. Дети танцуют русские народные танцы. Детей средней
группы знакомят с русскими народными загадками о домашних животных: «
Спереди пятачок, сзади крючок, посередине спинка, а на ней щетинка», «
Борода да рожки бегут по дорожке», « Отворилась тихо дверь, и вошел усатый
зверь, сел у печки, жмурясь сладко, и умылся серой лапкой». С детьми средней
группы разыгрываются представления по мотивам русских народных сказок «
Жихарка», « Теремок».
Старших детей знакомят с пословицами, поговорками, прибаутками о русском
народном быте и гостеприимстве: « Ой, ты, печка сударыня, помоги нам,
боярыня : ты свари, испеки, обогрей, освети, полечи и спаси, в дом богатство
принеси». « Эх, возьму я в руки балалайку да потешу я хозяйку. Сядем, братум,
все рядком да частушки пропоем!»
Старшим детям загадывают загадки о предметах крестьянского труда и быта: «
Кто берет сено тремя зубами?»(вилы), « Для кудрей и хохолков целых двадцать
пять зубков. И под каждым под зубком лягут волосы рядком»(расческа).
Старших детей знакомят так же с потешками: « Под кустом у дорожки сидели
скоморошки. Я – скоморох Прошка. А я – Федулскоморошка. Федул, а, Федул,
что губы надул?Кафтан прожег. Зачинить можно? Можно, да иглы нет. А велика
ли дыра? Один ворот остался. Под кустом у дорожки сидели скоморошки. Они срезали по пруточку. Они сделали по гудочку. Вы гуды, гуды, гудите, парней,
девок веселите».
Со старшими детьми так же разыгрываются представления по мотивам русских
народных сказок; разучиваются пословицы о дружбе и смелости : « Старый друг
лучше новых двух»; « Друзья познаются в беде»; « Смелость города берет.»
Старших детей знакомят с особенностями содержания колыбельных песен и
приговорок, с русскими народными инструментами : гуслями, гармоникой; дети
исполняют русские народные песни: « Во поле березка стояла», « Куда летишь,
кукушечка», дети водят хороводы, выразительно исполняют частушки, плясовые
песни: « Как у наших у ворот».Детей знакомят с лирической песней : « То не
вечер ветку клонит».Детям рассказывают о любви русского народа к песне.
Третий. При знакомстве детей с русским народным творчеством – это
знакомство с традиционными и обрядовыми праздниками.
Обрядовые праздники тесно связаны с трудом и различными сторонами
общественной жизни человека. В них присутствуют тончайшие наблюдения
людей за характерными особенностями времен года, погодными изменениями,
поведением птиц, насекомых, растений. Эта народная мудрость, сохраненная в
веках, должна быть передана детям. В нашем детском саду проводятся как
обрядовые, так и традиционные праздники:
осенний праздник
день матери
новый год
масленица
рождество
масленица
день защитника отечества
международный женский день
спортивные праздники ярило и т. д.
Четвертый. Знакомство с народными играми.
праздники всегда связаны и игрой. К сожалению, надо помнить, что народные
игра как жанр устного народного творчества являются национальным
Народные обрядовые
богатством, и мы должны сделать достоянием наших детей. Русские
народные игры включены в программу « Детство» во всех возрастных
категориях. Игры развивают ловкость, быстроту движений, силу, меткость,
приучают к сообразительности, вниманию, а разученные с детьми прибаутки,
считалки, скорогорки делают процесс игры более интересным и
содержательным. Народные игры широко используются на утренних
гимнастиках, физкультурных занятиях, особенно, когда они сюжетные.
В младших группах – это « Салкидогонялки», « Заинька», « Жмурки».
Для детей средней группы – это « Пчелы», «Бабка Ежка», «У медведя во
бору», « Пятнашки», «Гори, гори, ясно».
Со старшими детьми играют в более сложные и по сюжету, и по фактуре
народные игры – это « Лиса и зайцы», «Медведь», «Жаворонок», «Скакалка»,
«Салки с мячом», « «Ручеек», «Два мороза», «Водяной», «Перетягивание
каната».
Пятый. Знакомство детей с народным искусством, что является основой
русской национальной культуры.
Народ прославлял свои творческие устремления и способности лишь в
создании предметов, необходимых в труде и быту. Однако, в этом мире
утилитарных вещей отражалась духовная жизнь народа, его понимание
окружающего мира – красоты, природы, людей и другое. Народные мастера
не копировали природу буквально. Реальность, окруженная фантазией,
порождала самобытные образы. Так рождались сказочно прекрасные росписи
на прялках и посуде; узоры в кружеве и вышивке; причудливые игрушки. Большую радость приносят детям всех возрастов русские народные игрушки
и игры с ними. Особый интерес вызывают яркие матрешки. Малышам
рассказываем о красоте и особенностях этой игрушки. Постепенно ребят
подводим к осмыслению понятия «народная игрушка». Старших детей
знакомим с историей ее возникновения и со сведениями о создававших ее
мастерах; предлагаем ребятам попробовать составить небольшие рассказы ,
где действующим лицом была бы матрешка. Дети любят дидактические и
хороводные игры с участием этой игрушки.
Чудоремесло – дымковская игрушка. С элементами дымковского орнамента
знакомим уже самых маленьких. В старшей группе ребята осваивают технику
дымковской росписи и начальные этапы лепки игрушек.
Старших детей знакомим с городской росписью. Дети с удовольствием
рассматривают узоры с изображением сказочных птиц на кухонных досках и
панно; знакомим детей с прялкой, основными элементами хохломской
росписи.
Детей подготовительной группы учим вышиванию, знакомим с народной
вышивкой, кружевами.
Итак: окружая детей атмосферой национального быта, широко используя
фольклор в воспитательнообразовательной работе с детьми, знакомя детей:
с традиционными и обрядовыми праздниками, с народными играми; с
народным искусством мы воспитываем детей в национальных традициях, а
дети постепенно начинают осознавать, что они являются носителями русской
национальной культуры.
Знакомство с русским народным творчеством в детском саду
Знакомство с русским народным творчеством в детском саду
Знакомство с русским народным творчеством в детском саду
Знакомство с русским народным творчеством в детском саду
Знакомство с русским народным творчеством в детском саду
Знакомство с русским народным творчеством в детском саду
Знакомство с русским народным творчеством в детском саду
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.