Календарно-тематическое планирование. Литература, 7 класс
Оценка 4.8
Руководства для учителя
doc
русская литература
7 кл
23.01.2018
при составлении пояснительной записки для календарно-тематического планирования по литературе в 7 классе утчены все разделы и по темам предполагаемой образовательной программы с учетом письменных работ за год: контрольные работы с тестированным заданием, уроки развития речи, контрольные сочинения, внеклассное чтение, критерии оценивания знаний.
литература 7 класс.doc
Пояснительная записка
Настоящая программа по литературе для 7 класса создана на основе федерального
компонента государственного стандарта основного общего образования и программы
общеобразовательных учреждений «Литература» под редакцией В.Я. Коровиной. Рабочая
учебная программа по литературе составлена на основе программы для
общеобразовательных учреждений под редакцией В.Я.Коровиной (М. «Просвещение», 2008
г.) и учебника «Литература 7 класс. Учебникхрестоматия» для общеобразовательных
учебных заведений (авторы – В.Я.Коровина, В.И.Коровин и др. М.: «Просвещение»,
2008г.). Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую
стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в
соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.
Рабочая программа по литературе представляет собой целостный документ,
включающий пять разделов: пояснительную записку; учебнотематический план; содержание
тем учебного курса; требования к уровню подготовки учащихся; перечень учебно
методического обеспечения.
Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой
личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет
художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи
искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства,
осмысления историкокультурных сведений, нравственноэстетических представлений,
усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать
и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными
средствами русского литературного языка.
Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы
в основной школе направлено на достижение следующих целей:
воспитание духовноразвитой личности, осознающей свою принадлежность к
родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским
гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и
культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира
школьников, их жизненного и эстетического опыта;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих
способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры,
представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в
самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе
освоения художественных текстов;
освоение знаний о русской литературе, ее духовнонравственном и
эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и
творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;
овладение умениями творческого чтения и анализа художественных
произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы;
умением выявлять в них конкретноисторическое и общечеловеческое содержание,
правильно пользоваться русским языком.
Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова,
богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного
образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с
биографическими сведениями о мастерах слова и историкокультурными фактами,
необходимыми для понимания включенных в программу произведений.
Расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня восприятия и
глубины проникновения в художественный текст становится важным средством для
поддержания этой основы на всех этапах изучения литературы в школе. Чтобы чтение стало интересным, продуманным, воздействующим на ум и душу ученика, необходимо развивать
эмоциональное восприятие обучающихся, научить их грамотному анализу прочитанного
художественного произведения, развить потребность в чтении, в книге. Понимать
прочитанное как можно глубже – вот что должно стать устремлением каждого ученика. Это
устремление зависит от степени эстетического, историкокультурного, духовного развития
школьника. Отсюда возникает необходимость активизировать художественноэстетические
потребности детей, развивать их литературный вкус и подготовить к самостоятельному
эстетическому восприятию и анализу художественного произведения.
Цели изучения литературы могут быть достигнуты при обращении к художественным
произведениям, которые давно и всенародно признаны классическими с точки зрения их
художественного качества и стали достоянием отечественной и мировой литературы.
Следовательно, задача литературного образования в школе состоит и в том, чтобы
познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры,
обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную
правду, общегуманистические идеалы, воспитывающими высокие нравственные чувства у
человека читающего.
Курс литературы строится с опорой на текстуальное изучение художественных
произведение, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры
устной и письменной речи.
Главная идея программы по литературе – изучение литературы от мифов к
фольклору, от фольклора к древнерусской литературе, от неё к русской литературе XVIII,
XIX, XX веков. Ведущая проблема изучения литературы в 7 классе – художественное
произведение и автор, характеры героев. Чтение произведение зарубежной литературы в 6
классе проводится в начале и в конце учебного года. Одним из признаков правильного
понимания текста является выразительность чтения учащимися. Именно формированию
навыков выразительного чтения способствует изучение литературы в 56 классах.
В 7 классе продолжает формироваться и развиваться коммуникативная, языковая,
лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.
Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой
деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и
навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях
общения.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение
необходимых знаний по литературе; овладение основными нормами русского литературного
языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся;
формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых
знаний о лингвистике как науке; умение пользоваться различными лингвистическими
словарями.
Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения
национальной культуры, взаимосвязи литературы
и истории народа, национально
культурной специфики русской литературы, владение нормами русского речевого этикета,
культурой межнационального общения.
Общая характеристика учебного предмета
Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой
личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет
художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи
искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства,
осмысления историкокультурных сведений, нравственноэстетических представлений,
усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать
2 и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными
средствами русского литературного языка.
Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы в
основной школе направлено на достижение следующих целей:
воспитание духовноразвитой личности, осознающей свою принадлежность к
родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским
гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и
культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира
школьников, их жизненного и эстетического опыта;
развитие познавательных интересов,
интеллектуальных и творческих
способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры,
представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в
самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе
освоения художественных текстов;
освоение знаний о русской литературе, ее духовнонравственном и
эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и
творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;
овладение умениями творческого чтения и анализа художественных
произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы;
умением выявлять в них конкретноисторическое и общечеловеческое содержание, правильно
пользоваться русским языком.
Содержание школьного литературного образования концентрично – оно включает два
больших концентра (59 класс и 1011 класс). Внутри первого концентра три возрастные
группы: 56 класс, 78 класс и 9 класс.
Первая группа активно воспринимает прочитанный текст, но недостаточно владеет
собственно техникой чтения, именно поэтому на уроках с первой группой важно уделять
внимание чтению вслух, развивать и укреплять стремление к чтению художественной
литературы.
Курс литературы строится с опорой на текстуальное изучение художественных
произведение, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной
и письменной речи.
Ведущая проблема изучения литературы в 7 классе – особенности труда писателя, его
позиция, изображение человека как важнейшая проблема литературы.
Чтение произведение зарубежной литературы в 7 классе проводится в конце учебного
года.
В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная
работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады,
диалоги, творческие работы, а также произведения для заучивания наизусть, списки
произведений для самостоятельно чтения.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета:
1) совершенствование духовнонравственных качеств личности, воспитание чувства
любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к
культурам других народов;
2) самоопределение и самопознание, ориентация в системе личностных смыслов на
основе соотнесения своего «я» с художественным миром авторов и судьбами их героев.
Содержание литературного образования разбито на разделы согласно этапам развития
русской литературы. Программа включает в себя перечень выдающихся произведений
Содержание литературного образования
3 художественной литературы с аннотациями к ним. Таким образом, детализируется
обязательный минимум содержания литературного образования: указываются направления
изучения творчества писателя, важнейшие аспекты анализа конкретного произведения
(раскрывается идейнохудожественная доминанта произведения); включаются историко
литературные сведения и теоретиколитературные понятия, помогающие освоению
литературного материала. Произведения малых эпических жанров и лирические произведения
чаще всего сопровождаются одной общей аннотацией.
Теоретиколитературные понятия предложены в виде самостоятельной рубрики, в
отдельных случаях они включены в аннотации к предлагаемым для изучения произведениям и
рассматриваются в процессе изучения конкретных литературных произведений.
Программа курса включает в себя произведения русской и зарубежной литературы,
поднимающие вечные проблемы (добро и зло, жестокость и сострадание, великодушие,
прекрасное к природе и человеку и т.д)
В 7 классе рассматривается одна из ведущих проблем особенности труда писателя,
его позиция изображение человека как важнейшая проблема литературы,
Отбор произведений на этом этапе литературного образования учитывает
возрастающий интерес школьников к нравственнофилософской проблематике произведений
и психологическому анализу. Основу теоретиколитературных знаний составляет постижение
системы литературных родов и жанров, а также художественных направлений.
Требования к уровню подготовки
В результате изучения литературы на базовом уровне ученик должен овладеть следующими
ЗУН:
знать /понимать:
образную природу словесного искусства;
содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению;
наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов, подлежащих
обязательному изучению (по выбору);
основные факты жизненного и творческого пути писателейклассиков;
основные теоретиколитературные понятия;
основные закономерности историколитературного процесса и черты литературных
направлений;
понимать героя, сюжет, композицию художественного произведения.
уметь:
выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные
наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
литературных родов и жанров;
правильно, бегло и выразительно читать вслух;
воспроизводить содержание литературного произведения;
работать с книгой
владеть различными видами пересказа;
определять принадлежность художественного произведения к одному из
выявлять авторскую позицию;
выражать свое отношение к прочитанному;
строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку
зрения и аргументировано отстаивать свою.
писать отзыв на самостоятельно прочитанное произведение;
писать развернутый ответ на вопрос;
4 письменно составлять план сочинения;
писать рассказхарактеристику;
свободно владеть письменной речью.
В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи:
словарная работа,
различные виды пересказа,
устные и письменные сочинения,
отзывы, доклады, диалоги, творческие работы,
произведения для заучивания наизусть,
списки произведений для самостоятельно чтения.
Материальнотехническое обеспечение
ТСО: интерактивная доска, телевизор, ноутбук, МФУ, аудиосистема.
1.
1. Комплект наглядных пособий по русскому языку для 19 классов. Таблицы.
Т.Я.Фролова. Издательство «Таврида», Симферополь, 2004 г.
Программа рассчитана на 2 часа в неделю, 35 рабочие недели, итого 70 часов.
Место предмета в учебном плане
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
Учебнотематический план
Тема
Колво часов
Устное народное творчество
Древнерусская литература
Произведения русских писателей 18 века
Произведения русских писателей 19 века
Произведения писателей 20 века
Литература народов России
Зарубежная литература
Итого:
4
3
2
28
23
1
9
70
Количество контрольных и практических работ
Классное сочинение
Домашнее сочинение
Развитие речи
Контрольная работа
Внеклассное чтение
2
2
10
2
4
Содержание предмета
Основное содержание тем, изучаемых в 7 классе
Жанры УНТ: былина, пословица, поговорка (своеобразие жанров)
Жанры ДРЛ: летопись, поучение. Основы христианской морали
Основные сведения о М.В. Ломоносове, Г.Р. Державине. Новаторство поэтов 18 века в
стихотворстве
Основные этапы жизненного пути А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя, И.С. Тургенева,
Н.А. Некрасова, М.Е. СалтыковаЩедрина, И.А. Бунина, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова.
Проблематика произведений: человек и мир, человек и общество, человек и история. Свобода и
ответственность личности. Обращение русских писателей к историческому прошлому Отечества.
Размышления о национальном характере. Нравственный смысл исторических сюжетов.
Основные этапы жизненного пути М.Горького, Л.Андреева, А. Платонова, Е. Носова, Ф.
5 Абрамова, Ю. Казакова и др. Годы военных испытаний и их отражение в литературе. Утверждение
нерушимости нравственных устоев в сложных жизненных обстоятельствах. Знакомство с авторами
зарубежной литературы 20 века и их произведениями (Дж. Олдридж, О. Генри)
Изучение творчества Р.Гамзатова
Основные этапы жизненного пути Р.Бернса, д.Г.Байрона, О.Генри, Р.Бредбери и др. Японская
поэзия.
1. Программы для общеобразовательных учреждений под редакцией В.Я.Коровиной (М.
Список используемой литературы.
2.
«Просвещение», 2008 г.)
Литература 7 класс. Учебникхрестоматия для общеобразовательных учебных заведений
(авторы – В.Я.Коровина, В.И.Коровин и др. М.: «Просвещение», 2008г.).
3. Дидактические материалы для 7 кл. “Читаем, думаем, спорим”. Русское народное
поэтическое творчество / под ред. А. М. Новикова
4. Уроки литературы с применением информационных технологий. 610 классы.
Методическое пособие с электронным приложением / Н.П. Архипова. – М.: Глобус,
6 7
Календарно-тематическое планирование. Литература, 7 класс
Календарно-тематическое планирование. Литература, 7 класс
Календарно-тематическое планирование. Литература, 7 класс
Календарно-тематическое планирование. Литература, 7 класс
Календарно-тематическое планирование. Литература, 7 класс
Календарно-тематическое планирование. Литература, 7 класс
Календарно-тематическое планирование. Литература, 7 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.