Золотое сечение в дизайне

  • pptx
  • 19.05.2021
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Золотое сечение в дизайне.pptx

Золотое сечение в дизайне

Яковлева Татьяна Петровна,
доцент кафедры математики и физики
Камчатского государственного университета имени Витуса Беринга,
кандидат педагогических наук, доцент,
г. Петропавловск - Камчатский

Содержание


Что такое золотое сечение?
Исследования Д.Г. Гримма
Золотое сечение и симметрия
Строительство
Архитектура
Золотое сечение в дизайне
Правило и метод золотого сечения в дизайне
Математика и метод золотого сечения в дизайне
Как использовать правило золотого сечения в дизайне?
Возможное применение
Дизайн Фибоначчи
Возможное применение





Что такое золотое сечение?

Золотое сечение – это пропорция, в которой отрезок (C) делится на 2 не равные части (В и A) в таком соотношении: C к В, как В к A, то есть наименьший отрезок A относится к наибольшему отрезку В, как этот В относится ко всему C. В пропорции это выглядит так:
C/В=В/A, или A/В=В/C (рис.1).
Это уникальное деление Золотое сечение используется в качестве норматива при проверках пропорций памятников и сооружений. И даже больше, значение Золотое сечение – основа пропорциональности всей архитектуры.
Отношение Золотое сечение = 0,618.
Пропорция Золотое сечение - 1/0,618=0,618/0,382;
Пропорция золотого сечения 1:0,618= 0,618:0,382.

Рис.1

Исследовал это деление Г. Д. Гримм. Исследуя геометрические свойства Золотое сечение, он пришёл к следующим выводам:

Только с помощью Золотого сечения можно достигнуть решения задач пропорционального деления целого отрезка на 2 не равные части и при этом достигнуть того, что: А/В=В/С, или С/В=В/А
Только Золотое сечение, из множества других делений, делает постоянным отношение целого и частей.
Только в Золотом сечении части зависят от целого и эта зависимость не случайна. Это постоянное отношение, которое равно при любом значении целого.
И другие выводы, на основании которых понятно, что Золотое сечение – исключительное свойство. Это свойство которое не достигается другими делениями.
Затем Гримм на практике показал действие линейной пропорции деления по Золотому сечению (наглядный пример – статуя Дорифора, Парфенон, храм Юпитера…). Он анализировал пропорции на основе Золотого сечения в площадях треугольников, прямоугольников, объёмов куба, призм и пирамид. Эти исследования привели его к умозаключению, суть которого в том, что Золотое сечение и его свойства в архитектуре имеет огромное значение. А именно применение пропорциональности Золотого сечения.

Золотое сечение и симметрия

Золотое сечение и симметрию необходимо рассматривать вместе. По мнению известного русского кристаллографа Вульфа Г. В., золотое сечение – это проявление ассиметричной симметрии. Считается, что динамическая симметрия имеет свойство увеличивать или уменьшать отрезки, и именно это выражается величиной Золотого сечения (ряда возрастания или убывания).

Золотое сечение и строительство

В строительстве метод Золотое сечение применяют очень часто. Применяют для того чтобы определить прямой угол, если нет в наличии ни угольника, ни транспортира. В данном случае действует правило Золотого сечения и теорема Пифагора. Правило о соотношении сторон в треугольнике как 5/4/3, а по теореме Пифагора 5²=4²+3², то есть 25=16+9.

Золотое сечение в архитектуре

Способ Золотое сечение в геометрии называют «способом архитекторов». Этот способ очень прост, нужно сделать всего несколько движений циркулем и карандашом:
начертить отрезок АВ,
провести перпендикуляр от точки В к АВ,
на перпендикуляре отложить ВК = 1/2АВ,
соединить точки А и К,
затем отложить КЕ равную ВК и АС равную АЕ.
в результате, полученная точка С и есть – производная Золотое сечение искомого отрезка.
Золотое сечение в архитектуре – это критерий красоты.

Множество архитектурных строений было построено по принципу Золотое сечение.

Весомое значение в архитектуре занимает шкала, которая основана на Золотое сечение. Эта шкала была предложена великим архитектором Ле Корбюзье.

Наша строительная организация использует самые прогрессивные технологии в строительстве. У нас в организации работают только профессионалы. Для работы мы используем только качественные материалы. Мы работаем строго по стандартам, соблюдаем все нормы и сроки, качественно выполняем работы, связанные со строительством.

Золотое сечение в дизайне

Правило и метод золотого сечения в дизайне.

Правило золотого сечения принес в научный мир Пифагор, позаимствовав его у египтян и вавилонян. Посмотрите на знаменитую пирамиду Хеопса, древние храмы и барельефы, и вы поймете, в чем заключается суть применения данного метода в архитектуре и дизайне. Люди использовали это правило сначала подсознательно, доверяя природе, а потом научились имитировать и воссоздавать идеальные формы при помощи математических расчетов. Они поняли, что все целое состоит из частей, которые всегда находятся в определенном соотношении между собой и самим целым. Если соотношение совершенно – то это и есть то самое «золотое сечение». А придумал столь поэтичное название для описания пропорций идеального образа, строения, предмета или изображения знаменитый художник Леонардо да Винчи, говоря о красоте человеческого тела.

Математика и метод золотого сечения в дизайне

Оказывается, золотое сечение имеет численное выражение. Его легко определить при помощи ряда Фибоначчи. Возможно, кто-то помнит его еще из школьного курса. Так вот, отношение золотого сечения равно 1,618 – именно к нему стремятся соотношения чисел в ряде знаменитого итальянского математика. Поэтому дизайнеры чаще всего и применяют ряд Фибоначчи для вычисления идеальных пропорций. Но прогресс не стоит на месте, и сегодня появились специальные чрезвычайно удобные программы, позволяющие с легкостью вычислять золотое сечение. Вам нужно лишь задать число и получить соответствующее значение.

Возможно, вы немного удивлены и не можете понять, зачем применяется золотое сечение в дизайне? Ответ можно проиллюстрировать так. IPod Shuffle и iPhone4 1.7 за первые 4 дня продаж принесли своим разработчикам бешеную прибыль, ведь их было продано фактически 2 миллиона моделей. А соотношение сторон у них 1,59 и 1,67 соответственно. Совпадение? Вряд ли. Предмет, иллюстрация, строение, в котором присутствует золотое сечение, магнитом манит к себе покупателя. Именно поэтому в веб-дизайне – это мощный рычаг воздействия на посетителей. Но не всякому дизайнеру под силу освоить это искусство. Правило золотого сечения работает, как «25 кадр» в рекламе, но овладеть им могут только профессионалы.

Как использовать правило золотого сечения в дизайне?

В веб-дизайне правило золотого сечения помогает выполнять такие задачи:
Определять, какого размера должна быть картинка и все элементы на странице.
Владея методом золотого сечения, веб-дизайнер с легкостью может определять центры внимания на странице – т.е. именно те точки, куда направлены взгляды всех посетителей. Достаточно поместить туда нужную иллюстрацию или текст – и он попадет в поле зрения потенциальных клиентов.
Использование правила золотого сечения помогает находить баланс и оптимальное сочетание в расположении различных элементов на странице.

Применение золотого сечения в web-дизайне

Построить золотой прямоугольник достаточно просто. Во-первых, надо построить квадрат. Затем провести линию от середины одной стороны к противоположному углу и использовать эту линию в качестве радиуса дуги, которая определяет высоту прямоугольника. Наконец, завершить прямоугольник, достроив секцию, где угол, в который проведен радиус, является правым нижним углом секции, а левый верхний угол ограничен дугой.

В качестве примера рассмотрим минималистский дизайн ниже. Он имеет шесть золотых прямоугольников, по три прямоугольника в каждой строке. Прямоугольники имеют размеры 299 х 185 пикселей. Таким образом, стороны этих прямоугольников образуют золотое сечение, то есть 299/185 = 1,616. Обратите внимание, что большое количество свободного пространства, окружающего Золотой прямоугольник создает спокойную и простую атмосферу, в которой каждый блок служит своей цели. Хотя используется всего несколько цветов и все блоки очень похожи, навигация является очевидной и простой.

Однако, может быть довольно сложно добавить новый блок, сохраняя последовательность конструкции. Вероятно, единственным разумным решением, является добавление блока на третьей строке и использование оставшейся части горизонтального пространства для других целей.

Возможное применение 

Такие прямоугольники хорошо подходят для фото-галерей, презентационных сайтов и каталогов продукции. Они так-же могут быть использованы и в другой последовательности, для получения красивых дизайнов. Например такой подход можно использовать для организации бокового меню и показа рекламы. Естественно такой подход не применяют для создания профессиональных сайтов. Вы также должны работать по сеткам, учитывать выравнивание, соотношение блоков и не терять фокуса на главной цели вашего сайта.

Дизайн Фибоначчи

Как следует из названия, дизайн Фибоначчи основан на последовательности чисел Фибоначчи. По определению, два первых числа Фибоначчи равны 0 и 1, и каждое последующее число равно сумме двух предыдущих. Некоторые источники опускают 0, и начинают последовательность с двух единиц. Итак, два первых числа Фибоначчи равны 0 и 1, и каждое последующее число равно сумме двух предыдущих. Чем больше числа в последовательности Фибоначчи, тем ближе они связаны друг с другом в соответствии с «золотым сечением». Последовательность Фибоначчи выглядит следующим образом:
 0, 1, 1, 2, 3, 5, 8, 13, 21, 34, 55, 89, 144...

Юрген Шмидхубер, в своем блоге, рассматривает методологию чисел Фибоначчи в основе дизайна. Однако, если вы изучите тот дизайн, который он создал, вы, вероятно, найдете его жестким и немного трудным для понимания и навигации. Действительно, Вам стоит применить творческий подход к математике, а не слепо следовать правилам — математика дает нам возможности, которое мы можем применить.
Юрген Шмидхубер (родился 17 января 1963 года в Мюнхен)- это информатик и художник известны его работы по машинное обучение, Искусственный Интеллект (AI), искусственные нейронные сети, цифровой физики, и низкой сложности искусства. Его взносы включают также обобщения Колмогоровская сложность и Скорость До. С 2004 по 2009 гг. - профессор кафедры Когнитивной Робототехника в Tech. Университет Мюнхен. С 1995 года он был со-директор Swiss AI Lab IDSIA в Лугано начиная с 2009 года , также профессор Искусственный Интеллект в Университет Лугано. В период между 2009 и 2012 гг. рекуррентные нейронные сети и глубокие прямые нейронных сетей, разработанных в своей исследовательской группы завоевали восемь международных конкурсов в распознавание образов и машинное обучение. В честь его заслуги он был избран Европейская академия наук и Искусств в 2008.

Приблизительная и истинная золотые спирали. Зеленая спираль построена из четвертей круга касательных к углам каждого квадрата, а красная спираль построена с применением особого типа логарифмической спирали. Перекрытие окрашено желтым цветом.

Основная идея такой конструкции состоит в использовании Фибоначчи при решении вопроса о размерах и содержании основной и боковой областях. И Фибоначчи и Золотое сечение равнозначны в данном контексте и пусть дизайнеры полагаться то, что им удобнее.

В целом, макет довольно легко построить с использованием последовательности Фибоначчи. Вы выбираете определенную ширину базе первого блока — например, 90px. Затем, при определении размера контейнера, нужно умножить базовую ширину на номер блока из ряда Фибоначчи (1,2,3,5,8…). В зависимости от расчетов вы получаете значения которые являются ширинами блоков, для вашего макета. Давайте посмотрим на примере. Ниже минималистичный макет, созданный на основе веб-дизайна по Фибоначчи.

Вы видите, что страница разделена на три колонки. Каждый столбец соответствует числу Фибоначчи. Для этого дизайна, мы использовали базу шириной 90 пикселов. Эта база шириной затем умножается на число Фибоначчи, чтобы получить общую ширину столбца. Например, первая колонка имеет ширину 180 пикселей (90 х 2), вторая колонка имеет ширину 270 пикселей (90 х 3) и третья колонка имеет ширину 720 пикселей (90 х 8). Размер шрифта также соответствует числу Фибоначчи. Заголовок страницы имеет размер 55px; заголовок статьи 34px; а основной текст 21px.

Однако, достаточно трудно адаптировать шаблон, с фиксированной шириной, для использования последовательности Фибоначчи. Но это только в случае выбора ширины, например, 1000px. В этой ситуации проще использовать отношение золотого сечения. Просто умножить вашу ширину 1000px на 0,618 и получить 618px что было бы идеальной шириной для блоков контента. Однако, если вы пытаетесь достичь того же результата с последовательностью Фибоначчи, необходимо сначала выяснить ближайшее к 1000 число.

В соответствии с калькулятором последовательности Фибоначчи, последовательность будет ...,610, 987, 1597... И, 987 является хорошим числом, которое наиболее близко к выбранному числу 1000 и вы можете определить ширину для других блоков, используя предыдущие номера в последовательности. Но если ваш макет фиксированной ширины меньше или больше по ширине, то вам потребуется использовать примерные значения. Проблема может возникнуть в резиновом шаблоне но не в фиксированном, но при использовании % у вас гораздо больше свободы.

  Возможное применение

Дизайн по Фибоначчи лучше всего подходит для блогов и журнальных макетов. Вы можете расположить макет по-разному в соответствии с числами Фибоначчи.
Опять же, стоит отметить, что вам следует опираться на творческий подход при использовании последовательности Фибоначчи в вашей работе, иначе ваши макеты будут казаться слишком жестким и, следовательно, сложны в использовании и навигации.