Золотой век русской литературы

  • pptx
  • 09.06.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Золотой век русской литературы.pptx

«Золотой» век русской литературы.

От классицизма и сентиментализма к романтизму.

направление

годы

имена

Сентиментализм

Романтизм

Реализм

«Натуральная школа»

Революционно-демократический реализм

Пролетарская литература и символизм

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XIXв.

направление

годы

имена

Сентиментализм

10-ые г.г.

Молодые В.А. Жуковский, Е.А. Баратынский.

Романтизм

В.А. Жуковский, Ф.И. Тютчев; К.Ф. Рылеев, В.К. Кюхельбекер; А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов.

Реализм

20—30-ые г.г.

А.С. Пушкин, Н.В. Гоголь

«Натуральная школа»

40-50-ые г.г.

А.И. Герцен, И.С. Тургенев, И.А. Гончаров, А.Н. Островский, Л.Н. Толстой, Ф.М. Достоевский

Революционно-демократический реализм

60-70-ые г.г.

Н.А. Некрасов, Н.Г. Чернышевский, М.Е. Салтыков –Щедрин

Пролетарская литература и символизм

90-ые г.г.

М. Горький; В. Брюсов

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XIXв.

(нем. Sturm und Drang) — период в истории немецкой литературы (1767—1785), связанный с отказом от культа разума, свойственного классицизму, в пользу предельной эмоциональности и описания крайних проявлений индивидуализма, что характерно для предромантизма.
Писателей, относивших себя к движению «Бури и натиска», называют штюрмерами (нем. Stürmer — «бунтарь, буян»). Идеологом этого бунта против рационализма выступил немецкий философ Иоганн Георг Гаман, разделявший взгляды французского писателя и мыслителя Жан-Жака Руссо.
Деятели «Бури и натиска» высоко ценили переводные пьесы Шекспира, Оссиановы поэмы и «природную» поэзию англичанина Юнга. В это же время в Европе зародилось новое литературное движение, именуемое сентиментализмом.

«Буря и натиск»

Гаман, Иоганн Георг (1730—1788)
Вагнер, Генрих Леопольд (1747—1779)

Гёте, Иоганн Вольфганг (1749—1832)

Шубарт, Кристиан Фридрих Даниель (1739—1791)
Шиллер, Фридрих (1759—1805)

Известные представители «Бури и натиска»

Романтизм (от франц. Romantisme)

идейное и художественное направление, которое возникает в конце XVIII века в европейской и американской культуре и продолжается до 40-х годов XIX века. Распространилось на различные сферы деятельности человека. В XVIII веке романтическим называли всё странное, фантастическое, живописное и существующее в книгах, а не в действительности. В начале XIX века романтизм стал обозначением нового направления, противоположного классицизму и Просвещению.

- утверждением самоценности духовно-творческой жизни личности,
- изображением сильных (зачастую бунтарских) страстей и характеров,
- изображением одухотворённой и целительной природы.

Характеризуется

Непосредственной причиной, вызвавшей появление романтизма, была Великая французская буржуазная революция.
До революции мир был упорядочен, в нем существовала четкая иерархия, каждый человек занимал свое место. Революция перевернула “пирамиду” общества, новое еще не было создано, поэтому у отдельного человека возникло чувство одиночества. Жизнь поток, жизнь игра, в которой кому-то повезет, а кому-то нет. В литературе возникают образы игроков людей, которые играют с судьбой: “Игрок” Гофмана, “Красное и черное” Стендаля (а красное и черное это цвета рулетки!), а в русской литературе это “Пиковая дама” Пушкина, “Игроки” Гоголя, “Маскарад” Лермонтова.

ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ РОМАНТИЗМА.

Категория возвышенного - центральная для Романтизма. С воспеванием возвышенного связан интерес Романтизма ко Злу (порой его облагораживание) и диалектика добра и зла ("Я — часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо").
Просветительской идее прогресса и стремлению отбросить всё "устаревшее и отжившее" Романтизм противопоставляет интерес к фольклору, мифу, сказке, к простому человеку, возвращение к корням и к природе.

Философия Романтизма

Конфликт человека с миром. Возникает психология бунтующей личности, которую наиболее глубоко отразил Лорд Байрон в произведении “Путешествие Чайльд-Гарольда”. Романтических героев объединяет чувство собственной исключительности. “Я” осознается как высшая ценность, отсюда эгоцентризм романтического героя. Но сосредоточившись на себе, человек вступает в конфликт с действительностью.

ОСНОВНОЙ КОНФЛИКТ РОМАНТИЗМА

Мир странный, фантастический, необыкновенный, как в сказке Гофмана “Щелкунчик”, или уродливый, как в его сказке “Крошка Цахес”. В этих сказках происходят странные события, предметы оживают и вступают в пространные беседы, основной темой которых становится глубокий разрыв между идеалами и действительностью. И этот разрыв становится основной ТЕМОЙ лирики романтизма.

ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ

В центре художественной системы романтизма – личность.
Основной конфликт – конфликт между личностью и обществом.
Романтическая личность – натура страстная.
Срасти делились на высокие и низкие. К высоким относили любовь во всех её проявлениях, к низким – зависть, жадность, честолюбие.

Выводы

Романтический герой обладает сильным характером, он на голову выше окружающих. Часто в романтических произведениях герой – художник.
Исключительному характеру соответствуют исключительные обстоятельства. Романтический герой несовместим с обыденным миром. Любимая романтическая среда – история и экзотика.

Исторический роман

В романтических произведениях подробно воспроизводятся исторические детали, фон, колорит, но картины даны вне истории. История – своеобразная декорация рассказываемых событий.







Вальтер Скотт

События романтических произведений разворачиваются в необычной обстановке (в песнях поэмы Байрона «Паломничество Чайльд-Гарольда» описываются Португалия, Испания, Греция, Албания)

Экзотика

Романтиков интересует национально-психологическая специфика отдельных народов, национальная самобытность. Отсюда обращение к фольклору, его переработка и создание собственных произведений.

Интерес к фольклору

Изображение природы

У человека с природой сложные взаимоотношения: с одной стороны, она сродни его страстной натуре , с другой – он часто вынужден вступать с ней в борьбу.

Большое внимание к бурной стихии. Типичный романтичный пейзаж: море, горы, небо.

Подготовиться к тесту по лекции.
Подготовить рассказ о Жуковском стр.114-123 учебника.
Прочитать балладу «Светлана» на стр.132-139.

Домашнее задание

Тебе в наследие, Жуковский,
Я ветху лиру отдаю;
А я над бездной гроба скользкой
Уж преклоня чело стою.
Г.Р. Державин.

Литературный Колумб Руси ( В. Г. Белинский)


Андрей Григорьевич Жуковский – приёмный отец С. Мишенское, Тульская обл.

На родине поэта


А ты, почивших друг, певец уединенный,
И твой ударит час, последний, роковой;
И к гробу твоему, мечтой сопровожденный, Чувствительный придет услышать жребий твой.
Быть может, селянин с почтенной сединою Так будет о тебе пришельцу говорить:
"Он часто по утрам встречался здесь со мною,
Когда спешил на холм зарю предупредить.

Он кроток сердцем был, чувствителен душою
Чувствительным творец награду положил. Дарил несчастных он - чем только мог - слезою;
В награду от творца он друга получил.

«Сельское кладбище» 1802г. – перевод элегии английского поэта Грея.

«Слово о полку Игореве», около 30 баллад немецких и английских авторов, «Одиссея» и другие эпосы европейских и восточных народов, «Шильонский узник» Байрона, «Орлеанская дева» Шиллера и многочисленные стихи.
«Не знаешь, как назвать его переводчиком или оригинальным поэтом. Переводя, он… внёс новые формы и размеры,» – писал Гоголь.


Жуковский - переводчик

Его стихов пленительная сладость
Пройдёт веков завистливую даль.

А.С.Пушкин



Д. Веневитинов
Д. Давыдов




А. Дельвиг В. Кю

Поэты - романтики

По группам создать газету об одном из поэтов-романтиков.

Домашнее задание