направление | годы | имена |
Сентиментализм | ||
Романтизм | ||
Реализм | ||
«Натуральная школа» | ||
Революционно-демократический реализм | ||
Пролетарская литература и символизм |
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XIXв.
направление | годы | имена |
Сентиментализм | 10-ые г.г. | Молодые В.А. Жуковский, Е.А. Баратынский. |
Романтизм | В.А. Жуковский, Ф.И. Тютчев; К.Ф. Рылеев, В.К. Кюхельбекер; А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов. | |
Реализм | 20—30-ые г.г. | А.С. Пушкин, Н.В. Гоголь |
«Натуральная школа» | 40-50-ые г.г. | А.И. Герцен, И.С. Тургенев, И.А. Гончаров, А.Н. Островский, Л.Н. Толстой, Ф.М. Достоевский |
Революционно-демократический реализм | 60-70-ые г.г. | Н.А. Некрасов, Н.Г. Чернышевский, М.Е. Салтыков –Щедрин |
Пролетарская литература и символизм | 90-ые г.г. | М. Горький; В. Брюсов |
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XIXв.
(нем. Sturm und Drang) — период в истории немецкой литературы (1767—1785), связанный с отказом от культа разума, свойственного классицизму, в пользу предельной эмоциональности и описания крайних проявлений индивидуализма, что характерно для предромантизма.
Писателей, относивших себя к движению «Бури и натиска», называют штюрмерами (нем. Stürmer — «бунтарь, буян»). Идеологом этого бунта против рационализма выступил немецкий философ Иоганн Георг Гаман, разделявший взгляды французского писателя и мыслителя Жан-Жака Руссо.
Деятели «Бури и натиска» высоко ценили переводные пьесы Шекспира, Оссиановы поэмы и «природную» поэзию англичанина Юнга. В это же время в Европе зародилось новое литературное движение, именуемое сентиментализмом.
«Буря и натиск»
Гаман, Иоганн Георг (1730—1788)
Вагнер, Генрих Леопольд (1747—1779)
Гёте, Иоганн Вольфганг (1749—1832)
Шубарт, Кристиан Фридрих Даниель (1739—1791)
Шиллер, Фридрих (1759—1805)
Известные представители «Бури и натиска»
Романтизм (от франц. Romantisme)
идейное и художественное направление, которое возникает в конце XVIII века в европейской и американской культуре и продолжается до 40-х годов XIX века. Распространилось на различные сферы деятельности человека. В XVIII веке романтическим называли всё странное, фантастическое, живописное и существующее в книгах, а не в действительности. В начале XIX века романтизм стал обозначением нового направления, противоположного классицизму и Просвещению.
- утверждением самоценности духовно-творческой жизни личности,
- изображением сильных (зачастую бунтарских) страстей и характеров,
- изображением одухотворённой и целительной природы.
Характеризуется
Непосредственной причиной, вызвавшей появление романтизма, была Великая французская буржуазная революция.
До революции мир был упорядочен, в нем существовала четкая иерархия, каждый человек занимал свое место. Революция перевернула “пирамиду” общества, новое еще не было создано, поэтому у отдельного человека возникло чувство одиночества. Жизнь поток, жизнь игра, в которой кому-то повезет, а кому-то нет. В литературе возникают образы игроков людей, которые играют с судьбой: “Игрок” Гофмана, “Красное и черное” Стендаля (а красное и черное это цвета рулетки!), а в русской литературе это “Пиковая дама” Пушкина, “Игроки” Гоголя, “Маскарад” Лермонтова.
ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ РОМАНТИЗМА.
Категория возвышенного - центральная для Романтизма. С воспеванием возвышенного связан интерес Романтизма ко Злу (порой его облагораживание) и диалектика добра и зла ("Я — часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо").
Просветительской идее прогресса и стремлению отбросить всё "устаревшее и отжившее" Романтизм противопоставляет интерес к фольклору, мифу, сказке, к простому человеку, возвращение к корням и к природе.
Философия Романтизма
Конфликт человека с миром. Возникает психология бунтующей личности, которую наиболее глубоко отразил Лорд Байрон в произведении “Путешествие Чайльд-Гарольда”. Романтических героев объединяет чувство собственной исключительности. “Я” осознается как высшая ценность, отсюда эгоцентризм романтического героя. Но сосредоточившись на себе, человек вступает в конфликт с действительностью.
ОСНОВНОЙ КОНФЛИКТ РОМАНТИЗМА
Мир странный, фантастический, необыкновенный, как в сказке Гофмана “Щелкунчик”, или уродливый, как в его сказке “Крошка Цахес”. В этих сказках происходят странные события, предметы оживают и вступают в пространные беседы, основной темой которых становится глубокий разрыв между идеалами и действительностью. И этот разрыв становится основной ТЕМОЙ лирики романтизма.
ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ
В центре художественной системы романтизма – личность.
Основной конфликт – конфликт между личностью и обществом.
Романтическая личность – натура страстная.
Срасти делились на высокие и низкие. К высоким относили любовь во всех её проявлениях, к низким – зависть, жадность, честолюбие.
Выводы
Романтический герой обладает сильным характером, он на голову выше окружающих. Часто в романтических произведениях герой – художник.
Исключительному характеру соответствуют исключительные обстоятельства. Романтический герой несовместим с обыденным миром. Любимая романтическая среда – история и экзотика.
Исторический роман
В романтических произведениях подробно воспроизводятся исторические детали, фон, колорит, но картины даны вне истории. История – своеобразная декорация рассказываемых событий.
Вальтер Скотт
События романтических произведений разворачиваются в необычной обстановке (в песнях поэмы Байрона «Паломничество Чайльд-Гарольда» описываются Португалия, Испания, Греция, Албания)
Экзотика
Романтиков интересует национально-психологическая специфика отдельных народов, национальная самобытность. Отсюда обращение к фольклору, его переработка и создание собственных произведений.
Интерес к фольклору
Изображение природы
У человека с природой сложные взаимоотношения: с одной стороны, она сродни его страстной натуре , с другой – он часто вынужден вступать с ней в борьбу.
Большое внимание к бурной стихии. Типичный романтичный пейзаж: море, горы, небо.
Подготовиться к тесту по лекции.
Подготовить рассказ о Жуковском стр.114-123 учебника.
Прочитать балладу «Светлана» на стр.132-139.
Домашнее задание
Тебе в наследие, Жуковский,
Я ветху лиру отдаю;
А я над бездной гроба скользкой
Уж преклоня чело стою.
Г.Р. Державин.
Литературный Колумб Руси ( В. Г. Белинский)
…
А ты, почивших друг, певец уединенный,
И твой ударит час, последний, роковой;
И к гробу твоему, мечтой сопровожденный, Чувствительный придет услышать жребий твой.
Быть может, селянин с почтенной сединою Так будет о тебе пришельцу говорить:
"Он часто по утрам встречался здесь со мною,
Когда спешил на холм зарю предупредить.
…
Он кроток сердцем был, чувствителен душою
Чувствительным творец награду положил. Дарил несчастных он - чем только мог - слезою;
В награду от творца он друга получил.
…
«Сельское кладбище» 1802г. – перевод элегии английского поэта Грея.
«Слово о полку Игореве», около 30 баллад немецких и английских авторов, «Одиссея» и другие эпосы европейских и восточных народов, «Шильонский узник» Байрона, «Орлеанская дева» Шиллера и многочисленные стихи.
«Не знаешь, как назвать его переводчиком или оригинальным поэтом. Переводя, он… внёс новые формы и размеры,» – писал Гоголь.
Жуковский - переводчик
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.