ПОУРОЧНЫЕ РАЗРАБОТКИ ПО БИОЛОГИИ 7класс к УМК В.М. Константинова - 2018 год
Опорно-двигательная система птиц - КЛАСС ПТИЦЫ
Тип урока: урок общеметодологической направленности.
Используемые технологии: здоровьесбережения, проблемного обучения, групповой деятельности, развивающего обучения, развития критического мышления, интерактивные.
Формируемые УУД: к. — строить речевые высказывания в устной и письменной формах; аргументировать свою точку зрения; строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми; р.— формулировать цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения; планировать свою деятельность и прогнозировать ее результаты; проводить наблюдения, фиксировать их результаты; п. — работать с различными источниками информации; строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей; сравнивать и делать выводы; работать с натуральными объектами; л. — формировать и развивать познавательный интерес к изучению биологии, научное мировоззрение; уметь самостоятельно отбирать для решения предметных учебных задач необходимые знания.
Планируемые результаты: спинная кость, киль, сложный крестец, вилочка, пряжка, цевка, большие грудные мышцы, подключичные мышцы, устанавливать взаимосвязь внешнего строения и строения скелета птиц с приспособленностью к полету; характеризовать строение и функции мышечной системы птиц; описывать признаки постепенного усложнения животных в процессе исторического развития; соблюдать правила поведения в кабинете биологии, правила обращения с лабораторным оборудованием.
Оборудование: учебник, проектор, экран, магнитная или интерактивная доска, карточки с вопросами, иллюстрации и таблицы по теме урока.
Ход урока
I. Организационный момент
(Учитель приветствует учеников, проверяет готовность к уроку, напоминает о правилах поведения в кабинете биологии во время проведения лабораторной работы.)
II. Проверка домашнего задания
(Соседи по парте опрашивают друг друга с помощью карточек. Учитель наблюдает за взаимопроверкой знаний, исправляет допущенные ошибки.)
Примеры заданий для проверочных карточек
— По каким признакам внешнего строения птицу легко отличить от других позвоночных животных?
— Какие у птиц имеются приспособления к полету?
— Почему птицы активны в течении всего года?
— Какие виды перьев существуют у птиц?
— Чем различаются между собой разные типы перьев?
— Для чего служат перья каждого типа?
— Что позволяет перу сохраняться длительное время и не намокать при попадании на него воды?
— Каково происхождение перьев?
III. Работа по теме урока
I. Скелет и мышцы
На сегодняшнем уроке мы продолжим изучение особенностей строения птиц, связанных со способностью к полету, и рассмотрим опорно-двигательную систему.
— Какие функции выполняют скелет и мышцы животных? (Опора, движение, защита.)
— Назовите части скелета у известных вам позвоночных. (Череп, скелет туловища, скелет конечностей.)
Скелет птицы во многом похож на скелет уже известных вам животных, но у него имеется и ряд отличительных особенностей. Например, он отличается легкостью и прочностью.
— Вспомнив типы костей, подумайте, как это можно достичь? (Ответы учеников.)
Правы те, кто предположил, что у птиц много трубчатых копей в скелете. В костях птиц имеются полости, заполненные воздухом, поэтому общая масса скелета составляет 8 — 18% от всей массы тела. Кроме того, за счет срастания ряда костей между собой скелет также приобретает прочность.
В осевом скелете — позвоночном столбе — выделяют пять отделов: шейный, грудной, поясничный, крестцовый, хвостовой. Число шейных позвонков колеблется в зависимости от вида птиц от 11 (голубь) до 23 — 25 (лебедь). Первый шейный позвонок называют атлантом. У большинства птиц он имеет форму костного кольца. Второй позвонок именуют эпистрофеем. Он соединяется с атлантом так называемым зубовидным отростком, который обеспечивает подвижное соединение головы с туловищем. Остальные шейные позвонки седлообразные, что обеспечивает их значительную подвижность относительно друг друга. Особенности шейных позвонков позволяют птицам свободно поворачивать голову на 180°, а некоторым (совы, попугаи) и на 270°. Это дает возможность производить сложные и быстрые движения головой при схватывании подвижной добычи, чистке оперения, постройке гнезда и т. д.
Грудных позвонков у птиц 3 — 10. Срастаясь между собой, они образуют спинную кость, и соединены со сложным крестцом очень прочным суставом. Благодаря этому туловищный отдел неподвижен, что важно при полете. К грудным позвонкам прикрепляются ребра. Каждое ребро состоит их двух отделов, спинного и брюшного, подвижно соединяющихся друг с другом и образующих угол, направленный вершиной назад. Ребра подвижными суставами соединяются с позвонками и грудиной, что наряду с развитой межреберной мускулатурой обеспечивает изменение объема полости тела (что важно для осуществления дыхания). Прочность грудной клетки увеличивается крючковидными отростками, укрепленными на спинных отделах и налегающими на последующее ребро. Грудина крупная у летающих птиц и образует киль, к которому прикрепляются мышцы, опускающие крылья.
Поясничные, крестцовые и часть хвостовых позвонков неподвижно сращены друг с другом в монолитную кость — сложный крестец. Всего в него входит 10 — 22 позвонка, границы между которыми не видны. С крестцом неподвижно соединены кости тазового пояса (седалищная, лобковая и подвздошная). Это обеспечивает неподвижность туловищного отдела, что очень важно при ходьбе.
Свободные хвостовые позвонки (их 5 — 9) сращены в копчиковую кость — пигостиль, к которой веером прикрепляются рулевые перья.
Обратите внимание на череп птиц. Он образован тонкими губчатыми костями, границы между которыми видны лишь у молодых птиц. По сравнению с рептилиями, в черепе птиц намного больше объем мозговой коробки, глазницы большие, челюсти лишены зубов и образуют клюв.
У птиц, по сравнению с земноводными и пресмыкающимися, значительным изменениям подвергся скелет передних и задних конечностей. Скелет передних конечностей упрочняется за счет срастания костей кисти и уменьшения количества пальцев до трех. Пояс передних конечностей тоже приспособлен к полету: мощные вороньи кости (коракоиды), сросшиеся ключицы, образующие вилочку, обеспечивают движение крыльев.
Строение скелета позволяет птицам ходить на двух задних конечностях. Кости стопы слиты в одну кость — цевку, являющуюся добавочным “рычагом”, увеличивающим длину шага. К цевке подвижно прикреплены фаланги пальцев.
Хорошо развита у птиц и мускулатура, особенно мышцы, управляющие крыльями (до 25% от всей массы тела). Они смещены на грудь, что, с одной стороны, облегчает крылья, с другой — делает неподвижным центр тяжести тела, что очень важно для прямолинейного полета. Мощные большие грудные мышцы опускают крылья (50% массы всей мускулатуры). Под ними расположены подключичные мышцы, которые поднимают крылья. У птиц также хорошо развиты мускулы задних конечностей и шеи.
2. Лабораторная работа
Чтобы лучше понять, как устроена и действует опорно-двигательная система птиц, выполним лабораторную работу.
Л.Р. №9 “Строение скелета птицы”
(Учащиеся выполняют лабораторную работу по инструктивной карточке на с. 201 учебника.)
IV. Рефлексивно-оценочный этап
(Учитель подводит итоги урока и вместе с учениками формулирует вывод о прогрессивном строении скелета птиц по сравнению с амфибиями и рептилиями.)
Домашнее задание
1. Прочитать § 44, повторить основные термины.
2. Подготовить сообщение на тему “Птицы” (систематические и экологические группы).
Дополнительный материал
Интересные факты для сообщений по теме “Птицы”
Самая большая нелетающая птица — страус обыкновенный, который встречается в Центральной Эфиопии и Нигере. Некоторые самцы этого вида достигают 2,74 см в высоту, а масса их тела составляет около 156,5 кг.
Одна из самых больших летающих птиц — африканская дрофа. Охотники подстреливали 20-килограммовых “пташек”. Масса тела лебедя- шипуна может достигать 22,5 кг.
Наибольший размах крыльев имеет странствующий альбатрос, встречающийся в Южном полушарии. Размах крыльев этих птиц достигает 1,6 м. Средний размах крыльев африканского марабу равен 3,3 м. В Центральной Африке был застрелен самец этого вида с размахом крыльев 4 м.
Самой маленькой птицей в мире является пчелиная колибри, обитающая на Кубе: взрослые самцы достигают в длину 5,7 см, причем половина этой длины приходится на клюв и хвост. Масса этих малюток около 1,5 г.
Самую высокую скорость при полете развивает сокол сапсан, она может достигать 350 км/ч во время пикирования на добычу. В горизонтальном полете самая высокая скорость у уток и гусей: она приближается к 100 км/ч.
Самое длительное и глубоководное погружение демонстрируют императорские пингвины. По наблюдениям ученых, они могут нырять на глубину 265 м и пребывать под водой около 20 мин.
Самое острое зрение у хищных птиц. Орел беркут видит зайца при хорошем освещении на расстоянии 4,2 км. Сокол сапсан замечает голубя на расстоянии 8 км. Однако зрение у хищных птиц черно-белое, цвет они не воспринимают.
Самые большие гнезда строят белоголовые орланы, обитающие в США. Однажды было обнаружено гнездо шириной почти 3 м и высотой 6 м. Масса гнезда превышала 2 т. Возможно, что в строительстве такого гнезда принимало участие несколько поколений птиц в течение нескольких лет.
Обитающие в Австралии сорные куры в отличие от других птиц не согревают яйца теплом своего тела, а выводят птенцов в “инкубаторах” — зарывают яйца в холмиках из нагретой солнцем почвы и гниющих растений. Эти холмики куры самостоятельно нагребают лапами. Иногда инкубационные холмы, используемые несколькими поколениями кур, достигают 4,6 м в высоту и 10,5 м в ширину. Масса такого гнезда более 300 т. Птицам удается поддерживать внутри этих сооружений температуру +33 °С, несмотря на любые капризы погоды. Вылупившиеся птенцы сами прокапывают себе путь на поверхность.
Яичный белок альбумин применяется при отравлениях солями тяжелых металлов, особенно ртути и меди. Он образует нерастворимые соединения с этими металлами, что задерживает их всасывание и в сочетании с рвотными средствами позволяет быстро освободить организм от яда.
Полет птиц в сравнении с другими способами передвижения животных оказывается более экономичным, чем ходьба или бег. Крупные птицы на одинаковое расстояние полета затрачивают даже меньше энергии, чем реактивный лайнер.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.