«Зоология. Методика обучения разделу «Животные» школьного курса»
Оценка 5

«Зоология. Методика обучения разделу «Животные» школьного курса»

Оценка 5
Повышение квалификации
docx
биология
7 кл
08.10.2019
«Зоология. Методика обучения разделу «Животные» школьного курса»
Зоология изучается в 7 классе. Школьный курс носит комплексный характер, включая анатомию, морфологию, гистологию, зоогеографию палеозоологию. Содержание курса адаптировано к возрасту и жизненном опыту учащихся. Учащиеся становятся спокойнее, вдумчивее, они уже могут больше времени и более внимательно слушать и наблюдать. Появляется большая самостоятельность мыслить, рассуждать, доказывать. В связи с накоплением знаний о живом мире в сопоставлении с ранее изученным растительным миром, значительно расширяются возможности миропонимания природных явлений в целом.
реферат по зоологии.docx
ООО «Инфоурок» Реферат по дисциплине: «_________Зоология__________________________»  По теме: «Зоология. Методика обучения разделу «Животные» школьного курса» _____Клочкова Галина Георгиевна_________________________________  Исполнитель: ФИО Смоленск 2019 год 1. Содержание  (с.1)  Введение       (с.2) 1. Современная классификация органического мира. Общие свойства живых  существ и предмет зоологии (с.2­3). 2. Основные типы тканей организма животного, их строение и функции  (с.3­4).    3. Покровы тела одноклеточных и многоклеточных животных и их функции.  Усложнение покровов тела животных в процессе эволюции (с.5­8). 4. Пример урока:  Опорно­двигательные системы одноклеточных и  многоклеточных животных и их функции. Сходство и различие опорно­ двигательной системы различных позвоночных животных и их причины (с.8­15). Заключение (с.15) Список литературы (с.15) 2. Введение.      Зоология (от лат. «зоо» и греч. «логос») – наука о животных. Это одна из самых   древнейших   наук   человечества.   Основателем   зоологии   считается древнегреческий ученый Аристотель (IV век до н.э.), который является автором первых  научных трудов  о животных (наиболее  значимым  считается его  труд «История   животных»).   Современная   зоология   изучает   строение, распространение, происхождение, жизнедеятельность и систематику животных. 1. Признаки животных 1. Гетеротрофный   тип   питания,   т.е.   питание   готовыми   органическими веществами.   Но   среди   животных   встречаются   исключения:   некоторые простейшие имеют миксотрофный тип питания (на свету они питаются как растения, в темноте – как животные). При питании животные в основном поглощают твердую пищу (а не в виде растворов, как грибы или растения). 2. В клетке отсутствует клеточная стенка, центральная вакуоль и пластиды, ядро обычно занимает центральное положение. 3. Большинство способны к активному передвижению (искл.: кораллы). 4. Ограниченный рост (искл.: губки, усоногие рачки, морские лилии и 5. Запасное вещество – гликоген. 6. У многих образуются системы органов. т.д.).  Симметрия тела животных Для животных характерны разнообразные типы симметрии. Наиболее  распространены два типа: 1) Лучевая или радиальная – есть ось симметрии, через которую проходит  множество плоскостей симметрии. Лучевая симметрия встречается у  простейших, губок, кишечнополостных и иглокожих.  2) Двусторонняя – тело животного делится плоскостью на две симметричные  части. Этот тип симметрии характерен для большинства животных.  Значение животных A. В природе 2. Участвуют в биогенном круговороте веществ. 3. Участвуют в образовании почвы. 4. Биологическая очистка воды. 5. Образование осадочных горных пород. 6. Образование коралловых рифов и островов A. Для человека 7. Опыление растений. 8. Пищевое и кормовое. 9. Производство одежды и обуви. 10.Вызывают болезни или являются переносчиками болезней. 11.Уничтожают или существенно уменьшают урожай. 12.Порча продуктов питания. 13.Изготовление украшений и сувениров 14.Уничтожают вредителей сельского хозяйства. 3.   Систематика животных Основы систематики были заложены К. Линнеем в 18­ом веке. В настоящее  время выделяют 7 основных систематических категорий: царство, тип, класс,  отряд, семейство, род и вид. Согласно современным представлениям, царство животных делится на два  подцарства:  одноклеточные (простейшие) и многоклеточные.  Из подцарства простейшие рассматривают три типа: Саркомастигофоры,  Инфузории и Апикомплекса (на примере Споровиков).   Подцарство многоклеточных включает два раздела: Лучистые (изучается на  примере типа Кишечнополостные) и Двустороннесимметричные. Среди раздела  Двустороннесимметричные рассматривают следующие типы: Плоские черви,  Круглые черви, Кольчатые черви, Членистоногие, Моллюски и Хордовые. 2. У животных выделяют четыре вида ткани:     Эпителиальная Соединительная Мышечная Нервная При этом у определенного типа ткани могут быть свои подтипы. Из тканей состоят органы животных. В состав одного органа может входить несколько разных тканей. Одна и тот же тип ткани может встречаться в разных органах.   Ткань   составляют   не   только   клетки,   но   и   межклеточное   вещество, которое обычно выделяется клетками самой ткани. Эпителиальная ткань животных Эпителий   образует   внешние   покровы   животных,   а   также   выстилает   полости внутренних органов. Эпителиальная (покровная) ткань есть в полости желудка, в кишечнике, ротовой полости, легких, мочевом пузыре и др. Клетки   эпителиальной   ткани   животных   плотно   прилегают   друг   к   другу, межклеточного вещества почти нет. Клетки образуют один или несколько рядов. 4. В   эпителиальной   ткани   могут   быть   различные   железы,   выделяющие   секреты. Например,   в   эпителии   кожи   есть   сальные   и   потовые   железы,   в   желудке   — железы, выделяющие определенные вещества. Эпителиальная   ткань   выполняет   защитную,   секреторную,   всасывающую, выделительную и другие функции. Соединительная ткань животных Соединительная   ткань   животных   образует   кости,   хрящи,   связки,   сухожилия, жировые отложения. Кровь также относится к соединительной ткани. Особенностью   соединительной   ткани   является   большое   количество межклеточного вещества. Клетки разбросаны в этом веществе. Соединительная   ткань   выполняет   в   организме   животного   опорную   функцию, защитную,   связывающую   различные   системы   органов.   Например,   кровь переносит кислород от легких к тканям. От тканей уносит углекислый газ в легкие.   Вредные   вещества   кровью   доставляются   в   выделительную   систему. Питательные вещества, всасываясь в кровь в кишечнике, разносятся по всему организму. Мышечная ткань животных Мышечная   ткань   животных   отвечает   за   движение   как   самого   организма   в пространстве, так и за механическую работу его внутренних органов. Клетки мышечной   ткани   способны   сокращаться   и   расслабляться   в   ответ   на   сигналы нервной системы. Существуют три вида мышечной ткани: гладкая (входит в состав внутренних органов), скелетная поперечно­полосатая, сердечная поперечно­полосатая. Нервная ткань животных Клетки   нервной   ткани   животных   имеют   тело,   короткие   и   длинны   отростки, которыми   соединены   между   собой.   По   этим   клеткам   передаются   сигналы, имеющие   электрическую   и   химическую   природу.   От   рецепторов   и   органов чувств сигналы идут в спинной и головной мозг животного, где обрабатываются. В ответ идут обратные сигналы, сокращающие определенные мышцы. Нервная   ткань   обеспечивает   согласованную   работу   всех   органов   и   систем организма, отвечает за реакцию на воздействие окружающей среды.    5. 3.   ПОКРОВЫ   ТЕЛА  ­   это   внешние   образования   на   поверхности   тела, которые   являются   барьером   между   окружающей   и   внутренней   средой. Особенности  строения   покровов  у  животных   определяются   образом   жизни   и теми функциями, которые они выполняют. Защитное значение покровов связано с определенными веществами, среди которых основными являются минеральные соли, воск, жиры и сложные углеводы. Так, внешний скелет у ракообразных построен   из   хитина   и   усиленный   солями   Кальция,   пленка   из   воска   на поверхности тела пауков и насекомых защищает их организм от потерь воды. Клетки покровов могут быть живыми или мертвыми и обладают способностью к секреции   веществ   и   образования   веществ­пигментов.   На   уровне   тканей выделяют   эпителиальные   и  соединительные   ткани,  которые   и   преобладают   в строении поверхностных структур тела животных. У многоклеточных животных функционирования покровов связано с производными кожи, кожными железами, кровеносными сосудами, чувствительными и пигментными клетками, кожными мышцами и др. Каковы же основные функции покровов? Защита.   Покровы   защищают   тело   от   внешних   повреждений,   воздействия температуры, иссушения, проникновения микробов и паразитов. Нападение.   Стрекательные   клетки   покровов,   когти   хищных   птиц   и млекопитающих являются орудиями во время охоты и обеспечения их питания. Опора и движение. Покровы придают телу определенную форму, удерживают внутренние   органы,   образуют   плавательные   перепонки   между   пальцами   ног, кожные перепонки между конечностями в летучих мышей и тому подобное. Дыхание.   У   кишечнополостных,   плоских   червей,   рыб,   амфибий   через поверхность тела происходит газообмен. Выделение веществ. Через покровы вместе со слизью, потом могут удаляться углекислый газ, избыток солей. Теплорегуляция.  Нагревания   тела   или   отдача   тепла   осуществляется   через покровы   (например,   через   большие   уши   у   слонов   происходит   усиленная теплоотдача). Секреция   веществ.   В   покровах   многих   животных   есть   кожные   железы, выделяющие вещества для обозначения территории, определения особей своего вида, защиты от паразитов и врагов. 6. Раздражимость.   Покровы   содержат   чувствительные   клетки   ­   рецепторы (воспринимают   свет,   прикосновение,   солевой   состав   воды)   и   органы   чувств (например, боковая линия рыб). Запасание   веществ.   В   подкожной   клетчатке   пресмыкающихся, млекопитающих откладываются про запас жиры, под кожей лягушек запасается вода. Итак, покровы являются важными многофункциональными образованиями, с которыми связаны почти все процессы жизнедеятельности животных. Каковы покровы тела животных? Группа Книдарии Характерные особенности покровов тела Эктодерма   с   епителиально­мышечных   клеток, между которыми есть стрекательные клетки. Плоские черви Однослойный   эпителий   с   кутикулой   в   составе кожно­мышечного мешка Кольчатые черви Однослойный   эпителий   с   кутикулой.   Много слизистых желез. Моллюски Однослойный   эпителий   образует   мантию, которая образует раковину. Членистоногие Однослойный   эпителий   и   толстая   хитиновая кутикула,   которая   в   ракообразных   укрепляется известью,   у   паукообразных   и   насекомых   покрыта восковой пленкой. Рыбы Кожа из многослойного эпителия и дермы. Есть слизистые железы и чешуя. Земноводные Кожа гала из многослойного эпителия и дермы. Имеются многоклеточные слизистые железы. В коже густая сетка кровеносных сосудов. Пресмыкающиеся Кожа сухая из многослойного эпителия и дермы. Железы отсутствуют. Возникают роговые чешуйки, щитки, пластинки. Птицы Кожа сухая, тонкая из многослойного эпителия и дермы.   Железы   отсутствуют   (кроме   копчиковой), есть перья. Млекопитающие Кожа   толстая   из   многослойного   эпителия   и дермы.   Есть   развитые   железы   (потовые,   сальные, пахучие, молочные) и волосяной покров. ПОКРОВНАЯ СИСТЕМА ­ это совокупность образований на поверхности тела животного, которые, выполняя различные функции, играют важную роль во многих процессах жизнедеятельности. У беспозвоночных покровы представлены однослойным   эпителием,   который   у   большинства   животных   обладает способностью   формировать   защитную   неклеточную   оболочку   ­   кутикулу.   У позвоночных покровы имеют более сложное строение и представлены кожей, состоящей из эпидермиса и собственно кожи (дерма). Довольно часто,  функции кожи   разнообразятся   при   помощи   производных   кожи,   которыми   являются роговые или костные образования (чешуя, перья, волосы, когти, копыта, рога) и кожные   железы   (слизистые,   слезные,   ядовитые,   солевые,   потовые,   пахучие, млечные). Таблица 15. ЭВОЛЮЦИЯ ПОКРОВОВ У ЖИВОТНЫХ Следовательно,   эволюция   покровов   животных   проходила   по   следующим направлениям: 1) от однослойного до многослойного эпителия; 2) от однослойного защитного эпителия многофункциональной кожи из двух слоев: эпидермиса и дермы. Какие приспособления животных к защите и нападению? ПРИСПОСОБЛЕНИЯ,   или   адаптации   ­   развитие   любого   признака воздействия   на   улов   среды,   что   способствует   выживанию   вида   и   его размножению.   их   разделяют   на   группы,   связанные   с   формой   и   внешним строением   (морфологические),   функциями   (физиологические)   и   поведением (этологические).   Основными   путями   приспособления   животных   является пассивный, активный и  избежание неблагоприятных условий среды (например, миграции или кочевки). Различные воздействия условий среды осуществляются, в  первую  очередь,  на покровы  животных, поэтому  именно  с ними  и  связано большинство приспособлений организмов. Какими могут быть приспособления животных к защите и нападению? Окраска,   в   покровах   животных   е   окрашивающие   вещества­пигменты,   что делают животных незаметными на фоне местности (белый окрас полярных сов), предостерегают хищников от нападения (у солнышка, ос), расчленяют очертания животных в среде обитания (полосатость зебр). Некоторые животные  8. способны быстро изменять окраску в зависимости от условий (хамелеоны, осьминоги). Маскировки. Форма тела и окраска покровов делают животных похожими на листья,   ветви,   кору   или   колючки   растений   (гусеница   березовой   пяденицы похожа на веточку березы). Мимикрия. Незащищенные виды имеют признаки сходства с видами, которые защищены (например, муха пчеловидка обычная подобная пчелы). Ядовитость.   Встречается   среди   брюхоногих   (конусы),   насекомых   (пчелы, шершни), паукообразных (пауки, скорпионы), многоножек (сколопендры), рыб (рыба­фугу, морской дракон), рептилий (змеи, вараны). Органы   защиты   и   нападения.   Для   охоты   и   защиты   предназначены   такие органы, как клешни у раков, клюв у осьминогов и птиц, хелицеры у пауков, жало у   шмелей,  вооруженные   выросты   на  голове  или  хвосте   у   рыбы­меч  и  ската­ хвостокола, зубы у акул и у хищных млекопитающих и тому подобное. Электрические   органы.   Способностью   генерировать   электрический   ток обладают только рыбы (электрический угорь, электрический скат). Ловильные   творения.   Есть   животные,   которые   роют   ловушки   в   земле (муравьиный лев), делают паутину (пауки), должны вырасти для привлечения (рыбы­удильщики). Итак,   покровы   имеют   важное   значение   в   приспособлении   животных   к условиям существования. 4.Пример урока: Опорно­двигательная система  Тип урока ­ комбинированный Методы: частично­поисковый, проблемного изложения, репродуктивный,  объяснительно­иллюстративный. Цель: овладение умениями применять биологические знания в практической  деятельности, использовать информацию о современных достижениях в области  биологии; работать с биологическими приборами, инструментами,  справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами; 9. Задачи: Образовательные: формирование познавательной культуры, осваиваемой в  процессе учебной деятельности, и эстетической культуры как способности к  эмоционально­ценностному отношению к объектам живой природы. Развивающие: развитие познавательных мотивов, направленных на получение  нового знания о живой природе; познавательных качеств личности, связанных с  усвоением основ научных знаний, овладением методами исследования природы,  формированием интеллектуальных умений; Воспитательные: ориентация в системе моральных норм и ценностей:  признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, здоровья своего и  других людей; экологическое сознание; воспитание любви к природе; УУД Личностные: понимание ответственности за качество приобретенных знаний;  понимание ценности адекватной оценки собственных достижений и  возможностей; Познавательные: умение анализировать и оценивать воздействие факторов  окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности  человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и  экосистемы; ориентация на постоянное развитие и саморазвитие; умение  работать с различными источниками информации, преобразовывать её из одной  формы в другую, сравнивать и анализировать информацию, делать выводы,  готовить сообщения и презентации. Регулятивные: умение организовать самостоятельно выполнение заданий,  оценивать правильность выполнения работы, рефлексию своей деятельности. Коммуникативные: формирование коммуникативной компетентности в  общении и сотрудничестве со сверстниками, понимание особенностей гендерной социализации в подростковом возрасте, общественно полезной, учебно­ исследовательской, творческой и других видов деятельности. Технологии: Здоровьесбережения, проблемного, развивающего обучения,  групповой деятельности Виды деятельности (элементы содержания, контроль) Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к  структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания:  10. коллективная работа — изучение текста и иллюстративного материала  составление таблицы «Систематические группы многоклеточных » при  консультативной помощи учеников­ экспертов с последующей самопроверкой;  парное или групповое выполнение лабораторной работы при консультативной  помощи учителя с последующей взаимопроверкой; самостоятельная работа по  изученному материалу. Планируемые результаты Предметные понимать смысл биологических терминов; описывать особенности строения и основные процессы жизнедеятельности  животных разных систематических групп; сравнивать особенности строения  простейших и многоклеточных животных; распознавать органы и системы органов животных разных систематических  групп; сравнивать и объяснять причины сходства и различий; устанавливать взаимосвязь между особенностями строения органов и  функциями, которые они выполняют; приводить примеры животных разных систематических групп; различать на рисунках, таблицах и натуральных объектах основные  систематические группы простейших и многоклеточных животных; характеризовать направления эволюции животного мира; приводить  доказательства эволюции животного мира; Метапредметные УУД Познавательные: работать с разными источниками информации, анализировать и оценивать  информацию, преобразовывать ее из одной формы в другую; составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т. п.),  структурировать учебный материал, давать определения понятий; проводить наблюдения, ставить элементарные эксперименты и объяснять  полученные результаты; 11. сравнивать и классифицировать, самостоятельно выбирая критерии для  указанных логических операций; строить логические рассуждения, включающие установление причинно­ следственных связей; создавать схематические модели с выделением существенных характеристик  объектов; определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск  информации, анализировать и оценивать ее достоверность; Регулятивные: организовывать и планировать свою учебную деятельность — определять цель  работы, последовательность действий, ставить задачи, прогнозировать  результаты работы; самостоятельно выдвигать варианты решения поставленных задач, предвидеть  конечные результаты работы, выбирать средства достижения цели; работать по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости,  исправлять ошибки самостоятельно; владеть основами самоконтроля и самооценки для принятия решений и  осуществления осознанного выбора в учебно­познавательной и учебно­ практической деятельности; Коммуникативные: слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и  взрослыми; адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей  позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения,  отстаивать свою позицию. Личностные УУД Формирование и развитие познавательного интереса к изучению биологии и  истории развития знаний о природе 12. Приемы: анализ, синтез, умозаключение, перевод информации с одного вида в  другой, обобщение. Основные понятия Функции опорно­двигательной системы; опорные структуры одноклеточных  животных; опорные структуры многоклеточных животных; наружный скелет  членистоногих; внутренний скелет хордовых; особенности скелета позвоночных. Ход урока Изучение нового материала  Эволюция опорно­двигательной системы. Одно из основных свойств животных организмов ­ передвижение (локомоция)­  осуществляется за счет опорно­двигательного аппарата. Опорные образования  беспозвоночных разнообразны и могут иметь экто­, энто­ и мезодермальное  происхождение. Так, у кишечнополостных опорную функцию выполняет  мезоглея, локомоцию ­эпителиально­мускульные клетки экто­ и энтодермы;  скелет коралло­вых полипов развивается из Эктодермы. У большинства  беспозвоночных скелет наружный. У хордовых животных скелет внутренний (эн­ то­ и мезодермальное происхождение). Основой их тела служит мышечно­ хордальный комплекс (миохорд), состоящий из хорды (осевой упругий тяж) и  метамерной мускулатуры прилегающей к ней. Хорда закладывается в  эмбриональном периоде всех хордовых животных и выполняет  морфогенетическую роль ­ под влиянием хордо­мезодермального зачатка  развиваются нервная трубка, позвоночник, дифференцируются сомиты. В процессе прогрессивной эволюции хордовых произошли: замещение хорды  позвоночным столбом, состоящим из позвонков; приобретение позвонками  процельности (передневогнутость) и плa­тицельности (передняя и задняя  поверхности позвонков плоские); формирование черепа; утрата метамерного строения мускулатуры и появление специализированных групп мышц; изменение места расположения конечностей и типа их прикрепления. Адаптации к разным  условиям обитания привели к формированию многообразных типов  передвижения, что расширило возможности добывания пищи, спасения от  врагов, поиск оптимальных зон обитания и заселение хордовыми почти всех  биотопов суши, воды, нижних слоев атмосферы. Функции опорно­двигательного аппарата. 1. Сохранение определенной формы тела. 13. 2. Защита органов от воздействий. 3. Опора для всей массы тела, приподнятие его над землей. 4. Локомоция ­ скелет служит местом прикрепления двигатель­ных мышц, при  их сокращении части скелета работают как рычаг, обеспечивая различные  движения. Основные эволюционные преобразования опорно­двигательного аппарата  позвоночных животных. 1. Замещение хорды позвоночным столбом (субституция). 2. Смена хрящевого скелета на костный (субституция). 3. Дифференцировка скелета. 4. Слияние костей черепа (олигомеризация). 5. Уменьшение объема сегментарной мускулатуры, изменение направления  пучков мышечных волокон, обособление все большего числа  специализированных групп мышц. 6. Формирование на основе парных плавников кистеперых рыб конечностей  наземного типа. 7. Уменьшение объема спинной, туловищной мускулатуры, увеличение и  значительное усложнение мышц конечностей. 8. Расширение числа выполняемых функций (брюшная мускулатура при  наземном образе жизни участвует в поддержании стенок брюшной полости, в  дыхании). 9. Увеличение проксимальных и уменьшение дистальных отделов конечностей. 10.Увеличение подвижности соединения костей (активация функции);  уменьшение количества костей в запястье, уменьшение количества фаланг  пальцев. В процессе эволюции животные осваивали все новые и новые территории, виды  пищи, приспосабливались к изменяющимся условиям жизни. Эволюция  постепенно меняла облик животных. Для того чтобы выжить, необходимо было  активнее искать пищу, лучше прятаться или защищаться от врагов,  14. перемещаться быстрее. Изменяясь вместе с организмом, опорно­двигательная  система должна была обеспечивать все эти эволюционные изменения. Самые примитивные простейшие — корненожки, которые еще не имеют  опорных структур, медленно передвигаются, перетекая с помощью ложноножек  и постоянно меняя форму тела. Первая появившаяся у животных опорная структура — оболочка клетки. Она не только отграничила организм от внешней среды, но и позволила ему повысить  скорость перемещения за счет жгутиков и ресничек (выростов на оболочке).  Например, эвглены, инфузории. Многоклеточные животные имеют большое разнообразие опорных структур и  приспособлений для движения. Внешние растяжимые покровы плоских, круглых и кольчатых червей выполняют опорную функцию скелета. Хитиновый панцирь насекомых, паукообразных,  пропитанные известью покровы ракообразных служат прочным наружным  скелетом. К наружному скелету беспозвоночных прикрепляются мышцы, что  обеспечивает передвижение этих животных. Появление наружного скелета значительно повысило скорость передвижения за  счет развития специализированных групп мышц. Членистоногие — не случайно  самая многочисленная группа животных. Наружный скелет позволил им освоить  новые способы перемещений, например прыжки и полет. Возможность быстро  расселяться приводила животных в места с новыми условиями среды, а это  вновь меняло их облик, так как для того, чтобы выжить, надо было быстро  приспосабливаться к изменившейся обстановке в природе. Наружный скелет помимо достоинств имеет и существенные недостатки.  Например, он не растет вместе с животным: для роста тела необходимо сбросить жесткий наружный покров, быстро подрасти и образовать новый  наружный скелет. Так происходит линька. Во время роста животное, лишенное  скелета, совершенно беззащитно и может стать легкой добычей даже для своих  сородичей (например, раки, крабы, креветки). Кроме того, наружный скелет  ограничивает размеры тела, особенно у сухопутных животных. Внутренний скелет лишен этих недостатков, он растет вместе с животным и  позволяет еще более специализировать отдельные мышцы и их группы, достигая  при этом рекордных скоростей перемещения тела (рыба­меч, сокол­сапсан,  гепард). У всех хордовых внутренний скелет. 15. Скелет большинства позвоночных животных образован костями, хрящами,  сухожилиями. Кости состоят из органических и неорганических веществ и  обладают большой прочностью. Кости скелета могут соединяться либо  неподвижно — срастаясь, либо подвижно — с помощью сустава. Кости скелета  позвоночных имеют специальные места для прикрепления мышц. Прикрепляясь  к двум костям скелета, соединенным через сустав, мышца приводит их в движе  ние. Скелет состоит из следующих частей: осевого скелета, скелета конечностей и черепа. Осевой скелет низших хордовых, например ланцетника, представляет  собой вытянутый, упругий стержень — хорду. Она расположена на спинной  стороне и тянется от головы до хвоста У более высокоорганизованных позвоночных животных — рыб, земноводных,  пресмыкающихся, птиц и млекопитающих — достаточно хорошо развит  позвоночник, состоящий из хрящевых или костных позвонков. Каждый позвонок  состоит из тела, верхних и нижних дуг. Концы верхних дуг позвонков, срастаясь  между собой, образуют канал, в котором располагается спинной мозг. К концам  нижних дуг, направленным в стороны, прикрепляются ребра. Хорда сохраняется в течение всей жизни лишь у некоторых видов рыб, например у белуги, осетра. У большинства рыб остаток хорды сохраняется между телами позвонков.  Позвоночник рыб состоит из двух отделов: туловищного и хвостового. У земноводных в связи с водно­наземным образом жизни осевой скелет  усложнился и представлен шейным отделом, состоящим из одного позвонка,  туловищным — из семи позвонков с ребрами, оканчивающимися свободно.  Крестцовый отдел состоит из одного позвонка с прикрепленными к нему  костями таза (рис. 149). Хвостатые амфибии имеют несколько позвонков в  хвостовом отделе. Голова — необходимое условие наземного существования Несмотря на значительные различия в строении опорно­двигательных структур у разных животных, их скелеты выполняют сходные функции: опоры тела, защиты  внутренних органов, перемещения тела в пространстве.   Литература:     1Догель В. А. Зоология беспозвоночных. – М.: «Высшая школа», 1981 2Наумов С. П. Зоология позвоночных. – М.: «Просвещение», 1973 3 Лукин   Е. И.   «Высшая   школа»,   1981   Зоология.   –   М.: http://www.bibliolink.ru/publ/103­3 4Кузнецов Б. А., Чернов А.З. Курс зоологии. – М.: «Высшая школа», 1978 5Хадорн   Э.,   Р. Венер   Общая   зоология.   –   М.:   «Мир»,   1989 http://padaread.com/?book=25779

«Зоология. Методика обучения разделу «Животные» школьного курса»

«Зоология. Методика обучения разделу «Животные» школьного курса»

«Зоология. Методика обучения разделу «Животные» школьного курса»

«Зоология. Методика обучения разделу «Животные» школьного курса»

«Зоология. Методика обучения разделу «Животные» школьного курса»

«Зоология. Методика обучения разделу «Животные» школьного курса»

«Зоология. Методика обучения разделу «Животные» школьного курса»

«Зоология. Методика обучения разделу «Животные» школьного курса»

«Зоология. Методика обучения разделу «Животные» школьного курса»

«Зоология. Методика обучения разделу «Животные» школьного курса»

«Зоология. Методика обучения разделу «Животные» школьного курса»

«Зоология. Методика обучения разделу «Животные» школьного курса»

«Зоология. Методика обучения разделу «Животные» школьного курса»

«Зоология. Методика обучения разделу «Животные» школьного курса»

«Зоология. Методика обучения разделу «Животные» школьного курса»

«Зоология. Методика обучения разделу «Животные» школьного курса»

«Зоология. Методика обучения разделу «Животные» школьного курса»

«Зоология. Методика обучения разделу «Животные» школьного курса»

«Зоология. Методика обучения разделу «Животные» школьного курса»

«Зоология. Методика обучения разделу «Животные» школьного курса»

«Зоология. Методика обучения разделу «Животные» школьного курса»

«Зоология. Методика обучения разделу «Животные» школьного курса»

«Зоология. Методика обучения разделу «Животные» школьного курса»

«Зоология. Методика обучения разделу «Животные» школьного курса»

«Зоология. Методика обучения разделу «Животные» школьного курса»

«Зоология. Методика обучения разделу «Животные» школьного курса»

«Зоология. Методика обучения разделу «Животные» школьного курса»

«Зоология. Методика обучения разделу «Животные» школьного курса»

«Зоология. Методика обучения разделу «Животные» школьного курса»

«Зоология. Методика обучения разделу «Животные» школьного курса»

«Зоология. Методика обучения разделу «Животные» школьного курса»

«Зоология. Методика обучения разделу «Животные» школьного курса»

«Зоология. Методика обучения разделу «Животные» школьного курса»

«Зоология. Методика обучения разделу «Животные» школьного курса»

«Зоология. Методика обучения разделу «Животные» школьного курса»

«Зоология. Методика обучения разделу «Животные» школьного курса»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.10.2019