"Зорко одно лишь сердце". Урок литературы по сказке Экзюпери "Маленький принц".
Оценка 5

"Зорко одно лишь сердце". Урок литературы по сказке Экзюпери "Маленький принц".

Оценка 5
docx
21.09.2020
"Зорко одно лишь сердце". Урок литературы по сказке Экзюпери "Маленький принц".
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение.docx

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Молчановская средняя общеобразовательная школа №1»

 

 

 

 

 

 

 

      Урок литературы

               в 6  классе

«Зорко  одно  лишь  сердце»

                        (по  сказке  Сент-Экзюпери)

         

 

 

 

                                                              Учитель   Крицкая Л.И.

     

 

                                                2019 год

 

Тема: «Зорко  одно  лишь  сердце» (2часа)

Цель: Познакомить учащихся  с биографией  писателя,  с  его философской сказкой; помочь разобраться во взглядах писателя на жизнь.

  «Несмотря  на  то,  что жизнь ставит                                                                 людей в невыносимые условия и что люди умирают,  жить возможно и необходимо, поддерживая друг друга, чувствуя сою ответственность за весь мир, пусть даже смертью побеждая невзгоды, но продолжая растить дерево человечества».

                                                 Экзюпери

Звучит  музыка: «Спейс» - «Баллада»

Вступительное слово учителя.

Французский  летчик,  героически  погибший  в  воздушном  бою с  фашистами,  создатель  лирических,  философских  произведений Антуан де  Сент- Экзюпери  придумал   сказочную страну, населил её необычными героями.  О нем, о его сказке “Маленький принц” мы сегодня поведем речь.

Сообщение учащихся.

1.“Детство-это огромный край - откуда приходит каждый. Откуда я родом? Я родом из моего детства, словно из какой - нибудь страны”, - писал Экзюпери. В его творчестве, пожалуй, нет книги, где бы он не вспомнил о своем детстве. Например, на следующий день после поездки на паровозе по памяти нарисовал схему устройства локомотива (а было ему всего 6 лет). В 12 лет впервые поднимается на самолете в воздух, и это впечатление определит затем его дальнейший жизненный путь. 

 

2.Аристократ по рождению, сын графа, детство провел в родном замке на берегу Средиземного моря в окружении любящих сестер, брата, матери, теток (отец умер, когда ему было 4 года).

В школе - рассеянный ученик, не отличающийся усидчивостью, постоянством в работе. Правда, его сочинения были прекрасными, их печатали в школьном бюллетене. Когда обучение в колледже подходило к концу, умер его брат Франсуа, товарищ его детских игр. Это смерть вызвала серьезные раздумья о жизни. Совсем один остался, впервые понял, что такое дружба. Сент-Экзюпери всегда умел ценить дружбу. По его мнению, это самое драгоценное, что есть на земле. После окончания колледжа готовиться в военно-морское училище.

3.Провал на экзаменах, вызванный нежеланием писать сочинение на предложенную тему, стал крахом надежд на будущее морского офицера. Пробовал найти себя в архитектуре, в Академии искусств проучился немногим более года. Подает прошение о зачислении в армию, в военно- воздушные войска. Попадает в авиационные катастрофы, перенес не одно ранение, нередко бывал на грани смерти. Ростом 184 см, широкоплечий, массивный, круглое лицо. Широко расставленные глаза, вздернутый нос. Экзюпери “приручал” своих друзей улыбкой, обаянием мужественного и нежного сердца. Авиация и литература вошли в жизнь Экзюпери почти одновременно. “Не понимаю, как можно разделить эти вещи, тем более противопоставлять их. Для меня летать и писать – одно и то же”,- говорил он.

4.Следует отметить осознанность Экзюпери при выборе профессии, его нежелание подчиниться закостенелым традициям среды, его мужества и готовность переносить любые трудности не во имя корысти, а во имя высокой цели “быть в ответе за всех”. Экзюпери отталкивала деятельность неодухотворенная, не осмысленная работой души. Рассказывая о природе и смысле героизма, он утверждал: “Умирают только за то, ради чего стоит жить”.

5.Книги Экзюпери воспринимаются как философские повести о роли и месте человека в жизни. “Я в ответе за все”,- говорил он и мечтал о всеобщем братстве, об уничтожении воин. Неустанно призывая к человеческой солидарности, неизменно утверждал: ”Мы жители одной планеты, пассажиры одного корабля”. В книге “Планета людей”, удостоенной большой премии романа Французской академии, Экзюпери обращал свой голос к людям всей земли: “Мир стал пустыней, и все мы жаждем найти в ней товарищей. Чего ради нам ненавидеть друг друга?” Сам он не представлял себе жизни, обособленной от других. Сорокалетний Экзюпери подавал рапорт за рапортом с просьбой принять его в истребительную авиацию: “Я хочу участвовать в этой войне во имя любви к людям”. Он чувствовал свою ответственность перед ними.

6.31 июля 1944 года, менее чем за две недели до освобождения Франции от фашистских захватчиков, военный летчик Антуан де Сент-Экзюпери погиб, выполняя боевое задание.

Просмотр  видофильма о  биографии писателя.

Учитель.  Умер автор, но долго ещё будет жить “Маленький принц”- поэтическое завещание людям, написанное в 1943 году в разгар войны

1.            Кому посвящена книга? (Леону Верту, который в то время вынужден был скрываться от фашистов. Но обращается писатель к детям.)

2.            Почему? (каждый взрослый был когда-то ребенком, только мы забываем об этом).

3.            Для кого написана эта сказка: для детей или для взрослых? Чем отличаются взрослые от детей? (Взрослые не видят главного в жизни. Гл. IV… они утратили свою непосредственность. Дети видят вещи в их истинном свете, не считаясь с их практичностью.)

4.            Почему же именно нашему автору является М.П. (Автор сам сохранил детскость, непосредственность взгляда на мир, веру в чудесное. Он одинок, и ему тоже не с кем говорить по душам. А еще – оба явились с неба. Знаете я подумала сейчас: у каждого человека есть ангел-хранитель. Он радуется нашим добрым делам и скорбит, если мы совершаем неблаговидные поступки, он говорит с нами голосом нашей совести.)

5.            Давайте посмотрим, какой он Маленький Принц? На какой планете он живет? Что говорит о баобабах?

          6.Как вы понимаете слова « Дети, берегитесь баобабов». Что несет этот                         аллегоричекий образ? Вспомним, что такое аллегория?

                  7.М.П. было очень грустно и одиноко на своей планете, пока у него не появился  цветок, который он очень полюбил (Гл. VIII) А какая она – Роза?

8Почему он решил покинуть свою планету? Как к этому отнеслась Роза? (Гл. IХ)

(Чувства надо уметь выразить, проявить, нужно обладать культурой сердца. Мы видим, что в дальнейшем М.П. раскаивается в том, что бросил Розу. Гл. 8 Надо было судить не по словам, а по делам…

9Итак, наш маленький герой отправляется в путешествие. Отправимся и мы с ним на соседние планеты.

 

Просмотр  видеоурока

Перескажите   сюжет сказки.

Словарно-орфографическая работа.

ФИЛОСОФИЯ – наука о наиболее общих законах развития природы,

общества и мышления.

ФИЛОСОФСКИЙ

ПРИТЧА – в старинной литературе: иносказательный рассказ с нравоучением.

Сам писатель назвал свое произведение сказкой. Но читая ее, мы хотим верить, что так было. Эта чудесная сказка очень похожа на правду. В ней говорится о том, как трудно найти друга и как невозможно без него, этого одного на всю жизнь друга, жить среди множества людей.

 

Учитель.

«Когда мне было шесть лет…» - так, возвращаясь в страну своего детства, начинает Экзюпери свою мудрую и грустную сказку о Маленьком принце. Страна эта уже далеко. Но каждый помнит о ней, потому что Детство – это особый мир в жизни каждого человека. Помнил о нем и Экзюпери. С этим человеком, летчиком, потерпевшим аварию в пустыне. И встречается Маленький принц.

--Каким предстает перед нами Маленький принц при первом знакомстве?

-- По  каким  законам   живет  Принц  на  своей  планете?

--Почему герой сказки отправился в путешествие?

 

ПУТЕШЕСТВИЕ по Галактике с Маленьким принцем.

Итак, Маленький принц отправляется в путешествие.

 Составление  кластера

Посещая различные планеты, Маленький принц встречается со взрослыми, посвятившими свою жизнь неразумным целям.

--Какие планеты посетил Маленький принц и с кем там встретился? Учащиеся пересказывают (прием словесного рисования).

На первой планете читателей встречает король, который в каждом видит подданного и не может прожить минуты, не издавая приказов или постановлений. Король смотрит на мир сверху вниз. Неограниченная власть и беспрекословное повиновение- предел его мечтаний. “Власть прежде всего должна быть разумной”- эти слова отчасти примиряют Маленького принца с властолюбцем, потому что пронизанный гуманизмом.

Равнодушие и эгоизм обитателей второй планеты выливаются в самовосхищение и самолюбование. Тщеславие (дать толкование этого слова) пустого человека не знает границ, он готов каждого приходящего принять за почитателя. От такого человека мальчик сбегает.

Житель третьей планеты, горький пьяница, вызывает у Маленького принца жалость. Он не может найти в себе силы, чтобы вырваться из порочного круга пристрастия.

На четвертой планете живет деловой человек, занят он бессмысленным подсчетом звезд. Он пытается превратить красоту вселенной в собственность, упрятать ее в свой личный сейф. Мир детства сталкивается с царящим везде бесчеловечием. По мнению героя, делец не может быть человеком, он гриб, ибо за всю жизнь не понюхал цветка, ни разу не поглядел на звезду, никогда не любил, никогда ничего не делал.

--В чем видит Экзюпери несовершенство мира взрослых? (Противопоставление мира взрослых и детей.)

Здравомыслящие люди заняты делами, которые не имеют настоящей ценности. Если им расскажешь о друге, они не спросят о самом главном: “А какой у него голос? В какие игры он любит играть? Ловит ли он бабочек?” Они спрашивают: “Сколько ему лет? Сколько зарабатывает его отец?” (Разговор об отцах и детях.)

…На пятой планете читатель встречается с фонарщиком, работа которого у Маленького принца вызывает восхищение. “Прекрасное занятие. Это по-настоящему полезно, потому что красиво”.

За что выделяет фонарщика Маленький принц из всех людей?(за верность слову, умение работать и вопреки лени и трудностям освещать людям путь; за то, что этот взрослый думает не только о себе. Маленький принц мечтает подружиться с фонарщиком).

 

…Географ сначала тоже кажется малышу настоящим, но скоро принц в нем разочаровался, потому что тот никогда не выходит из кабинета и обо всем знает лишь понаслышке. Его не интересует даже собственная планета. Географ, размышляющий лишь о вечном заставляет Маленького принца вспомнить о его недолговечной Розе, задуматься и пожалеть её. Он советует мальчику посетить планету Земля.

Вывод. Посещая планеты, маленький принц встречается со взрослыми, посвятившими свою жизнь неразумным целям.

 

И вот Маленький принц на планете людей, на Земле.

- Какой он видит Землю?

Но и здесь он оказывается в безнадежной пустыне одиночества. Пока…не встречает на своем долгом пути мудрого Лиса.

На Земле он увидел сад с многочисленными розами. (Значит, Роза его обманывала, утверждая, что она единственная и неповторимая. Чтение этого эпизода. Обратить внимание на ход мыслей героя).

--Чем вызваны горестные слезы малыша? (“…он лег на землю и заплакал…”).

--Кто появился перед принцем в эту горестную минуту? ( Лис.)

Расскажите о встрече Маленького принца с Лисом.

-- Чему учит Лис мальчика? Сценка прощания Лиса с Маленьким принцем (можно проинсценировать или почитать по ролям с заранее подготовленными детьми, можно послушать грамзаписи). Предварительно выписать вопросы на доске.

--Как вы понимаете слово “приручить?”

--Сразу ли появляется тяга людей друг к другу?

--Как Лис говорит об этом?

--Что в дружбе самое главное?

--Что понял Маленький принц во время своего путешествия?

--Какие слова показались вам самыми главными в сказке? Прочитайте их.

--Можно эти вопросы включить в предварительное домашнее задание.

Маленький принц отправился путешествовать, чтобы чему-нибудь научиться. Лис научил его дружить. Если приручил, то должен отвечать за других. Всего дороже то, во что ты вложил свой труд, свои заботы, сердце. Лис научил любить. Любовь предъявляет требования: любовь не афишируют, это тайна; каждый несет ответственность за другого; уметь защищать другого.

--Почему Маленький принц возвращается на свою планету? (появилась ответственность за Розу.)

--В чем философский смысл сказки? (“Маленький принц”- это кодекс морали: как нужно людям жить. Маленький принц- это идеал человека, мечта.)

--Современна ли сказка? Какие уроки вы получили из сказки?

Учитель

Экзюпери в своей сказке призывает людей к бережной любви ко всему живому. Он напоминает людям: вы обитатели одной планеты, пассажиры одного корабля. Это чувство он передает и тем, с кем расстается на Земле, как бы оставляя землянам свое завещание помнить, что они в ответе за свою планету, ее настоящее и будущее.

Это было главным завещанием и самого Экзюпери, адресованным человечеству. А это значит, что Экзюпери не уйдет из жизни, какой бы страшный ветер Времени не пытался стереть его следы. Потому что живет в человеке память, потому что есть у человека сердце. И оно должно быть зорким. Мы должны сердцем почувствовать, сердцем увидеть боль людей, их страдания, беды. И не проходить равнодушно мимо. Ведь быть человеком – это значит чувствовать, что ты за все в ответе

Домашнее задание: письменный ответ- “Любовь- это труд души”, или “Зорко одно лишь сердце”.  Оформить кластер.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6.      

7.     Начнем с домашнего задания

-         рисунки;

-         какие афоризмы, поучительные изречения из этой книги привлекли ваше внимание?

8.     Кому посвящена книга? (Леону Верту, который в то время вынужден был скрываться от фашистов. Но обращается писатель к детям.)

9.     Почему? (каждый взрослый был когда-то ребенком, только мы забываем об этом).

10.Для кого написана эта сказка: для детей или для взрослых? Чем отличаются взрослые от детей? (Взрослые не видят главного в жизни. Гл. IV… они утратили свою непосредственность. Дети видят вещи в их истинном свете, не считаясь с их практичностью.)

11.Почему же именно нашему автору является М.П. (Автор сам сохранил детскость, непосредственность взгляда на мир, веру в чудесное. Он одинок, и ему тоже не с кем говорить по душам. А еще – оба явились с неба. Знаете я подумала сейчас: у каждого человека есть ангел-хранитель. Он радуется нашим добрым делам и скорбит, если мы совершаем неблаговидные поступки, он говорит с нами голосом нашей совести.)

12.Давайте посмотрим, какой он Маленький Принц? На какой планете он живет?

Что говорит о баобабах?

7.Как вы понимаете слова « Дети, берегитесь баобабов». Что несет этот       аллегоричекий образ? Вспомним, что такое аллегория?

13.М.П. было очень грустно и одиноко на своей планете, пока у него не появился  цветок, который он очень полюбил (Гл. VIII) А какая она – Роза?

14.Почему он решил покинуть свою планету? Как к этому отнеслась Роза? (Гл. IХ)

(Чувства надо уметь выразить, проявить, нужно обладать культурой сердца. Мы видим, что в дальнейшем М.П. раскаивается в том, что бросил Розу. Гл. 8 Надо было судить не по словам, а по делам…

15. Итак, наш маленький герой отправляется в путешествие. Отправимся и мы с ним на соседние планеты.

        Словарная работа: астероид, подданный, авторитарный, искушение

  ( я скажу лексическое значение, дома еще раз посмотрите в словаре и запишите      в тетрадь).

    

    Посмотрим на нас, взрослых, глазами М.П.

 

АСТЕРОИД-325. ПЛАНЕТА КОРОЛЯ.

Могущество мнимо. Судить некого «Тогда суди себя сам. Это самое трудное…» М.П. отказался от соблазна стать министром юстиции. До последней минуты он ждал исповеди короля. Нет тот видел в М.П. только подданного.

16. Какие философские выводы мы с вами могли бы выписать для себя? ( «С каждого надо спрашивать то, что он может дать». «власть прежде всего должна быть разумной». «Судить себя куда труднее, чем других»)

 

АСТЕРОИД-326. ПЛАНЕТА ЧЕСТОЛЮБЦА.

     Словарная работа: честолюбец, почитатель, тщеславие

-         чего хочет взрослый этой планеты? (Чтобы им восхищались. «Взрослые очень странные люди». У него нет любви к ближнему, а если нет любви к людям Маленькому Принцу нечего делать на этой планете)

-         философские выводы- «Тщеславные люди глухи ко всему, кроме похвал»

 

АСТЕРОИД-327. ПЛАНЕТА ПЬЯНИЦЫ.

    Слов. работа: деградация

-         почему М.П. пожалел пьяницу (Он безвольный человек, он не может избавиться от пьянства. Он не выдерживает испытания верой, т.к. не верит ни в Бога, ни в себя, а без этого человек не способен сопротивляться плохому и стоит на краю гибели.  («Хочу забыть, что мне совестно»)

 

АСТЕРОИД-328. ПЛАНЕТА ДЕЛОВОГО ЧЕЛОВЕКА.

-         Чем занимается деловой человек? (Он пытается красоту Вселенной превратить в богатсво)

-         Какое искушение не преодолевает деловой человек? (Испытание богатством. Главное - материальное благо, о душе нет заботы.)

-         Почему взрослый человек не ответил М.П. на слова « А звездамот тебя нет никакой пользы?»

-         Как вы относитесь к словам « Я человек серьезный. Мне мечтать некогда.»

 

АСТЕРОИД –329 ПЛАНЕТА ФОНАРЩИКА

-         Что можете сказать о фонарщике?

Он трудолюбив. Нет большой пользы, но глава XIV

Он верен своему слову, он думает не только о себе.

АСТЕРОИД - 330 ПЛАНЕТА ГЕОГРАФА.

Словарная работа: формалист, репутация

-         Он не выходит из кабинета и обо всём судит по-наслышке. Его интересует ни конкретная жизнь, ни вечное. Его знания формальные. И меняться он не собирается.

-         Итак, седьмая планета Земля. С Землёй связана его последняя надежда. Кого М.П. встречает первой? (Змея) (змея – искусительница, от неё идёт зло).

-         Обратите внимание, что оказавшись в пустыне, он спешит на гору. Гора – символ спасения, а человеческая жизнь мыслится как движение вперёд. И вот он видит много-много роз и расстраивается (значит Роза его обманывала, утверждая, что она единственная и неповторимая). И вот тут появляется Лис. Прочитаем диалог Лиса и М.П. (глава XXI до слов … если бы меня приручишь)

-         Чему Лис учит М.П. (истинному пониманию дружбы и любви, о которых мы взрослые забыли в суматохе деловой жизни и потому лишаемся друзей. В этой спешке гибнет любовь, нам некогда поговорить по душам, нам некогда остановиться и поглядеть внутрь себя, задуматься над смыслом жизни).

Теперь М.П. знает, что его роза – единственная, потому что он её «приручил».

-         Какую истину напомнил Лис М.П.?

(«Ты навсегда в ответе за тех, кого приручил»)

Поэтому М.П. и возвращается к ней.

Ради этого он должен умереть, освободиться от груза своего тела.

-         Перед тем как улететь, М.П. подарил своему взрослому другу подарок. Что это за подарок?

«У каждого человека свои звёзды … А у тебя будут звёзды, которые умеют смеяться! Тебе захочется посмеяться со мной. Иной раз ты вот так распахнёшь окно, и тебе будет приятно».

 

-         Я думаю, что вы поняли, какие заветные мысли автора вложены в сказку?

-         Перед тем как улететь

(зажигаю свечи) Звучит музыка. Читаю то, что написано на доске.

 

Д/З По мнению некоторых читателей, «требования, предъявленные С.Э. к людям слишком высоки, чересчур возвышены». Что вы скажите об этом?

 

 

    Познакомить учащихся с жизнью и творчеством французского писателя А. де Сент – Экзюпери. Дать понятия о философском произведении, где звучит много мудрых мыслей, размышлений о вечных вопросах человеческой жизни: о дружбе, ответственности, преданности, любви, о жизни и её ценностях.

Эпиграфы:

   «Я не очень уверен, что жил после того, как прошло моё детство».

   «Все взрослые когда- то были детьми, только мало кто из них об этом помнит». А. де Сент-Экзюпери.

Ход урока.

    Звучит песня М. Таривердиева  на слова Н. Добронравова «Маленький принц».

    На фоне музыки презентация - фотографии звёзд и материалы по биографии писателя и иллюстрации к произведению.

1 ученик:

Выхожу один я на дорогу,

Сквозь туман кремнистый путь блестит,

Ночь тиха, пустыня внемлет Богу,

И звезда с звездою говорит.

                                           М. Лермонтов.

2 ученик:

-Ведь если звезды зажигают,

Значит это кому-нибудь нужно?

Значит это необходимо,

Чтоб каждый вечер над крышами

Загоралась хоть одна звезда?!

                                   В. Маяковский.

 

Учитель:

     Этот вопрос задавали сотни мудрецов. И Маленький принц говорит: «Хотел бы я знать, зачем звёзды светятся». А вы, ребята, когда смотрели на звёзды? А когда говорили друг с другом по душам? Не об уроках, не о футболе, не о новом компьютере или игре, а о чём-то сокровенном, о чём не со всяким поговоришь? И, вообще, есть ли такой человек, кроме мамы, которому вы можете всё про себя рассказать?

     Задумались… Наверно, говорите про себя: «Какие звёзды, какая душа, если и без них вздохнуть некогда, есть проблемы куда важнее: уроки, контрольные, спорт, телевизор.

      Но давайте сегодня попробуем хоть ненадолго остановиться, сказать, не торопись, задумайся о вечном! Я приглашаю вас к размышлению над самыми важными, философскими вопросами.

      А собеседником нашим будет добрый, мудрый человек - французский писатель А. де Сент-Экзюпери и, конечно, главный герой его повести- сказки загадочный Маленький принц.

3 ученик:

     Откуда мы родом? Мы родом из детства, словно из какой-страны,- так считал один из самых удивительных людей - мечтатель, лётчик, писатель Антуан де Сент-Экзюпери, которого друзья попросту называли Сент-Экс.

«Я не очень уверен, что жил после того, как прошло детство».

«Мы навсегда в ответе за тех, кого приручили».

4 ученик:  Биография А. де Сент-Экзюпери.

Учитель:

      Для чего человек живёт? В чём же истинное счастье? Что значит дружба и настоящая любовь? Над этими вопросами задумался М. п. Эти вопросы зададим сегодня и мы себе и отправимся вместе с ним в путешествие по Планете людей.

-Что вам показалось необычным в этой книге?

-Почему могли подружиться лётчик и М.п.?

-Какое основное правило М.п?

-Какой человек возмущает М.п, и он называет его грибом?

-Кого встречает во время своего путешествия М.п. и как оценивает их? Назовите планеты и проиллюстрируйте их.

Ответы 1- 6 учеников с рисунками планет. Главы 10-15  (Король, честолюбец, пьяница, деловой человек, фонарщик, старик-географ).

Учитель:

     Вы помните, что 7-й планетой, где побывал М.п. была Земля. Расскажите о ней.

-Где оказался М.п. попав на Землю? (пустыня)

     Что поразило его здесь? Почему он думает, взобравшись на высокую гору: «Какая странная планета»? (гл.19. «Какая странная планета! Подумал М.п.- Совсем сухая, вся в иголках и солёная. И у людей не хватает воображения. Они только повторяют то, что им скажешь… Дома у меня был цветок, моя краса и радость, и он всегда заговаривал первым»).

      -Почему он не чувствовал себя покинутым и беззащитным на своей планете? (гл.7. «Если любишь цветок - единственный, какого больше нет ни на одной из многих миллионов звёзд,- этого довольно: смотришь на небо - и ты счастлив».

Потому что у него была Роза (гл. 8).

     Когда это чувство одиночества ещё усилилось? И» почувствовал себя очень- очень несчастным».  гл .20.

- Что испытал М. п. увидев «5 тысяч точно таких же цветов, что его Роза? Почему он заплакал?

-Сейчас, глядя на розовый сад, М.п. впервые так ясно понял, кто ему нужен. А кто? (друг).

- «Вот тут-то и появился Лис».

 

Инсценировка эпизода « Встреча и прощание с Лисом». Гл.21.

      -А мы с вами по ходу их диалога попробуйте составить своеобразную формулу  Дружбы.

     На доске: Дружба.

     -Обращайте внимание, почему вначале так далеки, с чего начинается дружба, как произносят слова.

-Доверие.

-Открытость.

-Понимание.

-Сочувствие, сопереживание.

-Верность, преданность.

-Ответственность.

-Труд души.

-Соприкосновение душ.

-Почему М.п. просто необходимо попасть на свою планету?

       М.п. понял, что любит Розу, что она в нём нуждается, ждёт его и умирает. Здесь на Земле миссия М.п. выполнена. Смотрите, мы говорили, что Лис помог принцу разобраться в своих чувствах, научил его дружбе. Но и М.п. помог Лису.

      -Чем? (Он помог ему осуществить мечту, чтобы его приручили).

      -М.п. помог и лётчику. Как? (Он давал ему силы выжить. Лётчик искал колодец с водой, чинил двигатель.)

      Теперь, глядя на звёзды, они будут ощущать тепло друг друга, вспоминать, а это и есть соприкосновение душ.

-Прочитаем нашу импровизированную формулу Дружбы.

       -Произведение Экзюпери называют философской сказкой, часто слово философия используют как синоним к слову «мудрость».

Какие мудрые мысли о вечных вопросах человеческого бытия вы выписали дома?

-Себя судить труднее, чем других.

     -Встал поутру, умылся, привёл себя в порядок - и сразу же приведи в порядок свою планету.

-Зорко одно лишь сердце.

-Самое главное то, чего не увидишь глазами.

-Терпеть не могу читать людям нравоучения.

-У каждого человека свои звёзды.

-Единственная настоящая роскошь на Земле - роскошь человеческого общения.

Слово учителя.

      Сказка  «Маленький принц»- это своего рода завещание идеалов, кодекс чистой морали. И если вы сохраните в душе детскую непосредственность и чистоту, кто знает, быть может, и вы когда-нибудь встретите Маленького принца.

Чтение стихотворений учащимися.

А. Барто.

«Дарю тебе сердце».

Дарю тебе сердце

На листике белом,

Дарю тебе сердце,

Что хочешь с ним делай.

Гуляй где угодно,

Ходи с ним повсюду.

Рисуй, что захочешь,

Сердиться не буду.

Но лучше на нем

Рисовать не учись ты,

Пускай мое сердце

Останется чистым.

(В.Шифрин «Миг»)

 

Не привыкайте к чудесам –

Дивитесь им, дивитесь!

Не привыкайте к небесам,

Глазами к ним тянитесь.

Приглядывайтесь к облакам,

Прислушивайтесь к родникам,-

Ничто не повторится!

За мигом миг, за шагом шаг

Впадайте в изумленье

Все будет так – и все не так

Через одно мгновенье.

Звучит песня «Маленький принц» (слова Н.Добронравова, муз. М.Таривердиева).

 

 

Итог урока. Слово учителя. И письменная работа учащихся.

Попробуйте сформулировать идею сказки.

      В письме к матери Экзюпери писал: «Мир воспоминаний, детства, нашего языка и наших игр всегда будет казаться мне безнадежно более истинным, чем любой другой».

      «Маленький принц» - сказка символическая: юный герой – это сам Антуан де Сент-Экзюпери. Во время аварии самолета в пустыне пилот встретился с самим собой, со своим детством. Писатель был убежден, что дети мудры: основной урок жизни заключается в простых словах, вложенных в уста Маленького принца.

      Экзюпери создавал свою сказку в то время, когда его родная Франция была оккупирована фашистами. Существует мнение, что баобабы – это символ фашисткой угрозы, которая не была уничтожена в зародыше, как вредное растение, а привела к гибели многих людей. Писатель с помощью символического образа призвал всех людей планеты к ответственности за все происходящее на Земле.

      Особенностью философских произведений является то, что каждый образ, кроме прямого значения, имеет и символическое: Маленький принц – это не только образ конкретного героя, но и символ ребенка вообще; роза – это не просто цветок, это символ любимого, но и капризного существа. Лис – это символ природы, друг; астероид малыша – это символ планеты, а еще  - это далекий для многих взрослых мир детства.

       Мир детства хрупок и чист, дети – это непосредственные чудеса, которые живут, полагаясь на свои чувства, прислушиваясь к голосу сердца. Взрослые часто утрачивают способность воображения, перестают обращать внимание на красоту мира и тем самым ограничивают себя. Поэтому взрослые и дети – это два мира, две разные планеты, и лишь немногие способны вернуться в страну детства.

Домашнее задание.

Заглянуть в себя, поразмышлять, какой я друг. Каким бы я хотел видеть своего друга?


 

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Молчановская средняя общеобразовательная школа №1»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Молчановская средняя общеобразовательная школа №1»

Тема: «Зорко одно лишь сердце» (2часа)

Тема: «Зорко одно лишь сердце» (2часа)

Пробовал найти себя в архитектуре, в

Пробовал найти себя в архитектуре, в

Почему же именно нашему автору является

Почему же именно нашему автору является

Итак, Маленький принц отправляется в путешествие

Итак, Маленький принц отправляется в путешествие

Географ сначала тоже кажется малышу настоящим, но скоро принц в нем разочаровался, потому что тот никогда не выходит из кабинета и обо всем знает лишь…

Географ сначала тоже кажется малышу настоящим, но скоро принц в нем разочаровался, потому что тот никогда не выходит из кабинета и обо всем знает лишь…

Лис научил любить. Любовь предъявляет требования: любовь не афишируют, это тайна; каждый несет ответственность за другого; уметь защищать другого

Лис научил любить. Любовь предъявляет требования: любовь не афишируют, это тайна; каждый несет ответственность за другого; уметь защищать другого

Начнем с домашнего задания - рисунки; - какие афоризмы, поучительные изречения из этой книги привлекли ваше внимание? 3

Начнем с домашнего задания - рисунки; - какие афоризмы, поучительные изречения из этой книги привлекли ваше внимание? 3

Чувства надо уметь выразить, проявить, нужно обладать культурой сердца

Чувства надо уметь выразить, проявить, нужно обладать культурой сердца

Он верен своему слову, он думает не только о себе

Он верен своему слову, он думает не только о себе

Все взрослые когда- то были детьми, только мало кто из них об этом помнит»

Все взрослые когда- то были детьми, только мало кто из них об этом помнит»

Этот вопрос задавали сотни мудрецов

Этот вопрос задавали сотни мудрецов

Что вам показалось необычным в этой книге? -Почему могли подружиться лётчик и

Что вам показалось необычным в этой книге? -Почему могли подружиться лётчик и

Сейчас, глядя на розовый сад,

Сейчас, глядя на розовый сад,

М.п. помог и лётчику. Как? (Он давал ему силы выжить

М.п. помог и лётчику. Как? (Он давал ему силы выжить

Дарю тебе сердце». Дарю тебе сердце

Дарю тебе сердце». Дарю тебе сердце

Ничто не повторится! За мигом миг, за шагом шаг

Ничто не повторится! За мигом миг, за шагом шаг

Мир детства хрупок и чист, дети – это непосредственные чудеса, которые живут, полагаясь на свои чувства, прислушиваясь к голосу сердца

Мир детства хрупок и чист, дети – это непосредственные чудеса, которые живут, полагаясь на свои чувства, прислушиваясь к голосу сердца
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.09.2020