Конспект урока обучения грамоте для 1 класса. Конспект соответствует ФГОС.
Цели:
1.Познакомить с согласным звуком щ, буквами Щ,щ.
2.Развить фонематический слух и культуру звукопроизношения
3. Отрабатывать навык звукового анализа слов.
4. Развивать речь, внимание.
5. Воспитывать культуру речи и культуру учебного труда.
Спасибо за внимание!
653789.docx
Конспект урока обучения грамоте в 1 классе
Тема: Звук [щ], буквы Щ, щ.
Цели:
1. Познакомить с согласным звуком щ, буквами Щ, щ;
2. Развивать фонетический слух и культуру звукопроизношения,
отрабатывать навык звукового анализа слов;
3. Развивать речь, внимание;
4. Воспитывать интерес к чтению и культуру учебного труда.
Оборудование: учебники «Азбука» Н. Г. Агаркова, Ю. А. Агарков
(программа Перспективная начальная школа»), конверты с деталями для
конструирования буквы, простые карандаши, закладки, рисунок сказочной
щуки, смайлики, ИКТ.
Ход урока
1. Самоопределение к деятельности.
Прозвенел звонок для вас,
Вы вошли спокойно в класс,
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво.
Тихо сели. Спинки прямо.
Все с улыбкою вздохнём
И наш урок начнём.
Вы ещё с вечера готовились в школу. Мама вам нагладила школьную
форму, вы повторили буквы, написание их. Сегодня рано утром встали,
заправили кровати, умылись и пошли в школу. Ответьте мне на вопрос, с какой целью вы пришли в школу? А какое у вас настроение? Покажите
мне.
И с таким настроением мы должны потрудиться, не жалея сил, и многому
новому научиться.
2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности.
Отгадайте загадку.
Уплетая калачи,
Едет парень на печи.
Едет прямо во дворец.
Кто же этот молодец?
Знаком ли вам этот сказочный герой?
Сл. 1.
Из какой он сказки?
Вспомните, кого выловил Емеля в проруби?
Сл.2.
Почему Емеля отпустил щуку обратно в воду?
Попросим и мы щуку исполнить наше желание.
Выключить слайд.
Откроем учебники на странице 103, отметьте страницы учебника
закладкой.
Какое желание сегодня мы попросим исполнить щуку?
3. Постановка учебной задачи. Пусть познакомит она нас с новым звуком и с новой буквой.
Вы уже догадались, с каким?
Если нет, то произнесите слово щука, выделяя каждый звук. Дайте
характеристику слова «щука».
С каким звуком мы еще не знакомы? ( со звуком щ).
4. Построение проекта выхода из затруднения.
1. Работа в парах.
Повернитесь к друг другу. Понаблюдайте за его артикуляцией. Как мы
его произносим?
На что похож этот звук? (Шипение – например, шарик сдувается).
Какой еще звук похож на шипение? (ш).
Чем они различаются? (Щ – мягкий, ш – твердый).
2. Характеристика звука.
Итак, звук щ – какой он? Дайте характеристику звуку.
Звук щ – согласный, т. к. при его произнесении воздух во рту встречает
преграду, зубы сомкнуты.
Звук щ – глухой, т. к. произносится шумом, голосовые связки не
работают.
Звук щ – всегда мягкий, т. к. нет пары по твердости – мягкости).
Найдите значок обозначения на странице. Почему он один? (Он
непарный, нет пары по звонкости – глухости).
Еще рез сделайте вывод о звуке (щ). Мы уже знакомы со звуком, который имеет такую характеристику.
Какой это звук? (Верно, звук ч).
3. Анализ слова «лещ».
У щуки есть друг. В его названии тоже присутствует уже нам знакомый
звук. Что это за рыба? (лещ).
Дайте характеристику слову «лещ» ( 3 буквы, 3 звука, 1 слог, т.к. 1
гласная буква).
4. Фонетическая зарядка + физминутка
А сейчас потренируем свое умение слышать в слове нужный звук.
Встаньте. Будем чередовать приседание с хлопками в ладоши. Но
выполнить движение можно только, если в слове, которое я произнесу,
есть наш новый звук:
щелк, щелкунчик, честный, жизнь, щипцы, ящик,
поход, щека, туча, щука, печка, прощание, роща,
шепот.
Молодцы. Садитесь.
4. Знакомство с новой буквой.
А сейчас познакомимся с буквой, которая обозначает этот звук.
Работа в учебнике. Обводим указкой по букве в учебнике.
Конструирование буквы.
Нахождение буквы в алфавите. – стр. 127.
Перед какой знакомой буквой находится буква Щ? на что похожа буква «Щ»?
Страничка из «Веселой азбуки».
Сл.3.
На расческу Щ похожа.
Три зубца всего? Ну что же?
5. Первичное закрепление во внешней речи.
1. Беседа о щуке, о чистоте водоема.
Ребята, у нас на уроке сегодня в гостях щука. А знаете ли вы, что щука –
хищная рыба. Ее называют еще и санитаром рек и озер. Чем больше щук в
водоеме, тем чище он.
Вывешивается картинка про щуку.
2. Работа в парах. Учебник.
А теперь прочитаем слова с новой буквой – ЩУКА, ПРОЩАЙ.
В русском языке есть правила: щу – пиши с буквой «у», ща – пиши с
буквой «а». Их нужно запомнить.
Сл. ЩА,ЩУ
Встречались ли нам уже подобные правила?
Верно, так же, как и в случае с сочетаниями ЖИ, ШИ, ЧА, ЧУ. Эти
написания нужно запомнить.СЛ.
3. Чтение слогов.(хором).
Теперь прочитаем слоги внизу страницы. Обратим внимание на схемы этих слогов, что они обозначают?
(согласный –гласный, гласный – согласный). Чтение хором.
4.Чтение цепочек слов. Стр.104. (Никита, Ксюша, Настя, Андрей,Алина).
5. Физминутка.
Зарядка для глаз. По зрительному тренажеру.
Сл.5.
6. Работа с текстом.
Наши глазки отдохнули, и мы приступаем к следующей работе.
1. Чтение учителем.
– Я буду читать текст на стр.105 «Дружище», а вы следите по учебнику и
отметьте те слова, у которых лексическое значение вам не знакомо.
2. Словарная работа по словарю Ожегова.
Прозвище – название, даваемое человеку по какойнибудь характерной его
черте, свойству.
Округа – окружающая местность
Немощь одолела – слабость, болезнь
Отощал – исхудал
Постные – употребление еды не молочную и не мясную.
3. Ответы на вопросы.
– Кто назван Дружище? Где он жил? Каким он был? Когда и почему его
стали называть Дружище?
4.
Найти возможное окончание предложения .Сл.6.
«Все звери в округе его …».
5. Упражнение «Финиш».
1 вариант: чтение текста до слов «по праздникам».
2 вариант: ответить на вопрос: «За что просил Дружище извинения?».
6. Упражнение «Буксир».
Все звери вокруг ( в округе) его боялись.
Но старым стал, слабость (немощь) одолела.
Иногда леща, щуку ловил для ухи.(на уху). Даже название (прозвище) у волка стало иным.
Я прочитала текст с другими словами, а смысл текста изменился?
7. Ответы на вопросы.
Кто пугал всю округу, всех зверей держал в страхе?
Что потом с ним случилось?
Почему отощал серый?
Что он стал делать, чем заниматься?
Какие новые друзья появились у волка?
Что он сделал?
Как стал жить?
Какое имя за ним закрепилось? Почему?
Как вы думаете, хорошо ли прощать?
7. Рефлексия деятельности.
. Какое нам желание исполнила щука? Щука же не будет приходить
каждый день, и поэтому она оставляет нам наказ.
Прочитаем пословицу «Кто грамоте горазд, тому не пропасть» Сл.7.
Объясните смысл. (Грамоте горазд – значит грамотен, много знает; тому
не пропасть – все у него получится, со всем справиться).
Вот и подходит к концу наш урок. Гостей всегда нужно провожать.
Какими словами из урока мы проводим нашу гостью? «Щука, прощай!».
Оцените свою работу на уроке.
А сейчас покажите свое настроение.
Молодцы. Спасибо. Урок окончен.
Звук [щ], буквы Щ,щ.
Звук [щ], буквы Щ,щ.
Звук [щ], буквы Щ,щ.
Звук [щ], буквы Щ,щ.
Звук [щ], буквы Щ,щ.
Звук [щ], буквы Щ,щ.
Звук [щ], буквы Щ,щ.
Звук [щ], буквы Щ,щ.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.