Конспект урока по литературному чтению (обучению грамоте
Тема урока: Звуки [н], [ нʼ]. Буква Н, н.
Тип урока: урок открытия нового знания
Цели урока:
I. Предметные
Познавательные: 1) повторить сведения о раннее изученных звуках и буквах; 2) совершенствовать умения слухового и зрительного внимания и восприятия; 3) развивать представления о грамматической функции гласных звуков.
· Практические: 1) формирование находить слова с изученной буквой и звуком; 2) формировать навыки плавного чтения прямых и обратных слогов с буквой н; 3) совершенствовать умения давать характеристику звукам [н], [нʼ] как твердым, мягким, согласным,звонким; 4) совершенствовать навыки составления звуковых форм слов по их буквенной записи;
II. Метапредметные:
· 1) Формировать умения понимать и удерживать учебную задачу; 2) создавать условия для осуществления совместной деятельности с учителем, осваивать различные виды совместной помощи; 3)развивать умения контролировать свои действия;
III. Личностные:
· 1) развивать мотивацию к решению познавательных задач; 2)формировать самостоятельность;
Принципы обучения:
Дидактические:
· Доступности (опора на раннее изученный материал);
· Сознательности и активности учащихся в обучении (материал осознается учащимся);
· Систематичности и последовательности (знакомство с с согласными звуками идет ?
Общеметодические: функциональный (показ грамматической функции гласных звуков)
Методы обучения:
· Методы объяснения: раскрытие причинно – следственных связей, аргументация, доказательство
· Методы закрепления знаний:
· Постановка вопросов: фронтальный опрос (открытие нового, методическая обработка упражнений; итоги урока), работа в учебнике
· Методы формирования и совершенствования умений: нахождение языкового явления; анализ языкового явления
Средства обучения: презентация, учебник, интерактивная доска, фишки для звукового анализа
План урока:
1.Оргмомент – 2 мин.
2.Актуализация знаний – 3 мин.
3.Открытие нового знания - 9 мин.
4.Физкультминутка – 3 мин.
5.Формирование знаний и умений – 15 мин.
6. Итоги урока, рефлексия – 3 мин.
ХОД УРОКА:
Структурный элемент урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
||
Организационный момент |
- Здравствуйте, ребята. Прозвенел звонок и смолк, Дети сели на урок Руки? На месте, Ноги? На месте, Локти? У края, Спинка? Прямая? К уроку готовы, приступим к работе. |
Проверяют готовность к уроку, внутренне готовятся к работе |
||
Актуализация знаний |
Ребята, давайте посмотрим на нашу ленту букв и вспомним, с какими буквами мы уже знакомы. Ребята, а какие звуки они обозначают? Гласные или согласные? А чем отличается гласный звук от согласного? Верно! Прочитаем то, что напечатано на карточках.
|
- Мы знакомы с буквами А,О,У,И,Ы - Обозначают гласные звуки
- При воспроизведении звука воздух проходит свободно, ему ничего не мешает. Его можно пропеть. Хором читают: Уа о ау ы Иа и
|
||
Открытие нового знания |
- Посмотрите на картинки. Назовите предметы. - Ребята, вы заметили, с каких звуков начинаются слова? - Что вы можете сказать об этих звуках?
-Какая буква потребуется нам для записи этих слов? - Как вы думаете, какая тема нашего сегодняшнего урока ?
-Верно, ребята, как раз сегодня мы и будем на уроке знакомиться с согласными звуками [Н] [Нʼ] и буквой Н. Отгадайте загадку. Со мной в поход легко идти. Со мною весело в пути. А я крикун, а я буян. Весёлый звонкий (барабан)
- Ребята, посмотрите, пожалуйста, на страницу 41. Обратите внимание на звуковую схему, которая выполнена под рисунком барабана. Давайте произнесем это слово и назовем последний звук. -Какой звук стоит в конце в слове БАРАБАН? -Каким цветом обозначаем его на схеме? -Произнесите первые слоги. Послушайте их. -Какие гласные звуки вы услышали во всех слогах-слияниях? -Значит, какими будут все согласные звуки? -Покажите с помощью фигур из конвертиков, каким цветом закрасим их на схеме?
-Рассмотрите вторую схему. -Что изображено на рисунке?
-В слове КОНЬ найдем последний звук, произнесем его. Какой он? Каким цветом обозначаем на схеме? -Прочитайте слово по звуковой схеме.
-Эти звуки обладают ещё одним важным качеством. Приложите ладошки к ушам. Произнесите твёрдый звук[Н]. -А теперь произнесите мягкий звук [Нʼ]. -Что вы слышите, чувствуете? -Приставьте руки к горлу и произнесите звук. Ощущается легкая вибрация. -Попробуйте произнести другие звуки [п], [ш], [с]. -Понаблюдайте. -Видите, как по-разному произносятся звуки русской речи. Мы произносим согласные твёрдые и мягкие звуки, а ладошки нам подсказывают, что они бывают звонкими(чувствуем дрожание, звон) или глухими(ничего не ощущали при их произношении).
- Ребята, обратите внимание, на нашу звуковую схему. - Что необычное заметили ? -Напротив звука [Н] и [Нʼ] стоит черная галочка, она обозначает звонкость согласного звука. Звук является звонким, если мы его произносим с голосом. Звук звучит громко, ярко. Попробуем вместе. - Теперь, ребята, мы будем знать, что согласные звуки у нас могут быть твердыми или мягкими, глухими или звонкими. - На схеме звонкие звуки отмечаются черной галочкой внизу.. -Какой буквой мы будем обозначать звуки [Н] и [Нʼ]?
-На что похожа буква Н?
- Изобразите её в воздухе, а теперь напечатайте на листочке. |
Хором называют слова: Носорог, ножницы, нитки,…… [Н] [Нʼ] -Согласные звуки. [Н]-твёрдый, [Нʼ] –мягкий. Предлагают варианты.
Отгадывают загадку.
-[н]. Согласный, твёрдый. -Обозначаем синим цветом. Дети произносят слоги. -Услышали звуки [а]. -Согласные звуки будут твёрдыми. Показывают синие треугольники.
-Дети произносят хором слово конь. - Звук [нʼ] мягкий. - На схеме обозначен зеленым цветом. Читают слово конь. Выполняют задание учителя. Дети рассказывают о своих ощущениях.
Произносят звуки, рассказывают о своих ощущениях.
Рассматривают схему. -Появился новый знак
-[Н] и [Нʼ]
-Звуки будем обозначать буквой «эн». Дети предлагают варианты. Печатают букву. |
||
Физкультминутка: Ходит важный носорог. |
||||
Формирование знаний и умений |
-Наша буква Н подружилась с другими буквами и образовала слоги. Попробуем их прочитать вместе. При чтении слогов-слияний нужно смотреть на следующую за н гласную букву. Она подскажет, как произносить звук: мягко или твёрдо. на ну ни но ны ан ун ин он ын
-Давайте попробуем поиграть в игру «Аукцион». Я показываю слог, а вы добавьте другие слоги, чтобы получилось слово. -На -ни
-А теперь в парах прочитайте слоги на с.41 -Составьте к ним звуковые схемы.
-Кого вы видите на картинке? -Как играют дети? по картинке.
-Дайте им имена со звуком [Н]. -Предлагаю мальчикам составить звуковую схему имени мальчика, а девочкам- схему имени девочки. -Проверьте правильность выполнения у соседа по парте. -Составьте предложения к рисунку. -Прочитайте подпись к рисунку. |
Дети читают хором слоги, напечатанные на доске.
Насос, сосна, Нитка, кони
Чтение слогов, составление схем. Взаимопроверка в парах. Проверка учителем работы. Дети отвечают на вопросы. Предлагают варианты.
Составляют звуковые схемы. Мальчик и девочка работают у доски.(Маша и Саша)
Взаимопроверка в парах
Варианты детей.
(Но! Но! Но!) |
||
Подведение итогов, рефлексия |
- Ребята, с какой буквой мы сегодня познакомились?
-Что вы можете о ней рассказать?
- Что нового мы узнали о согласных звуках? Какими они могу быть?
- Как на схеме мы будем обозначать звонкость согласного звука? - Что было самым интересным на уроке? |
- Мы познакомились с буквой Н( эн)
-Буква Н обозначает звонкие согласные звуки [Н] и [Нʼ]. -Согласные звуки могут быть твердыми или мягкими, глухими или звонкими.
-Звоночком, черной галочкой под звонким звуком Мнения детей.
|
||
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.