Звуки [н], [ нʼ]. Буква Н, н. Конспект по литературному чтению
Оценка 4.8

Звуки [н], [ нʼ]. Буква Н, н. Конспект по литературному чтению

Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
22.08.2022
Звуки [н], [ нʼ]. Буква Н, н. Конспект по литературному чтению
Звуки [н], [ нʼ]. Буква Н, н. Конспект по лит. чтению.docx

Конспект урока по литературному чтению (обучению грамоте

Тема урока: Звуки [н], [ нʼ]. Буква Н, н.

Тип урока: урок открытия нового знания

Цели урока:

I.                  Предметные

Познавательные: 1) повторить сведения о раннее изученных звуках и буквах; 2) совершенствовать умения слухового и зрительного внимания и восприятия; 3) развивать представления о грамматической функции гласных звуков.

·        Практические: 1) формирование находить слова с изученной буквой и звуком; 2) формировать навыки плавного чтения прямых и обратных слогов с буквой н; 3) совершенствовать умения давать характеристику звукам [н], [нʼ] как твердым, мягким, согласным,звонким;  4) совершенствовать навыки составления звуковых форм слов по их буквенной записи; 

II.               Метапредметные:

·        1) Формировать  умения понимать и удерживать учебную задачу; 2) создавать условия для осуществления совместной деятельности с учителем, осваивать различные виды совместной помощи; 3)развивать умения контролировать свои действия;

III.           Личностные:

·        1) развивать мотивацию к решению познавательных задач; 2)формировать самостоятельность;

   Принципы обучения:

   Дидактические:

·        Доступности (опора на раннее изученный материал);

·        Сознательности и активности учащихся в обучении (материал осознается учащимся);

·        Систематичности и последовательности (знакомство с с согласными звуками идет ?

   Общеметодические: функциональный (показ грамматической функции гласных звуков)

   Методы обучения:

·        Методы объяснения: раскрытие причинно – следственных связей, аргументация, доказательство

·        Методы закрепления знаний:

·        Постановка вопросов: фронтальный опрос (открытие нового, методическая обработка упражнений; итоги урока), работа в учебнике

·        Методы формирования и совершенствования умений: нахождение языкового явления; анализ языкового явления

Средства обучения: презентация, учебник, интерактивная доска, фишки для звукового анализа

План урока:

1.Оргмомент – 2 мин.

2.Актуализация знаний – 3 мин.

3.Открытие нового знания - 9 мин.

4.Физкультминутка – 3 мин.

5.Формирование знаний  и умений – 15 мин.

6. Итоги урока, рефлексия – 3 мин.

 

ХОД УРОКА:

Структурный элемент урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный момент

- Здравствуйте, ребята.

Прозвенел звонок и смолк,

Дети сели на урок

Руки? На месте,

Ноги? На месте,

Локти? У края,

Спинка? Прямая?

К уроку готовы, приступим к работе.

 

 

 

Проверяют готовность к уроку, внутренне готовятся к работе

Актуализация знаний

Ребята, давайте посмотрим на нашу ленту букв и вспомним, с какими буквами мы уже знакомы.

Ребята, а какие звуки они  обозначают? Гласные или согласные?

А чем отличается гласный звук от согласного?

Верно!

Прочитаем то, что напечатано на карточках.

 

 

- Мы знакомы с буквами А,О,У,И,Ы

- Обозначают гласные звуки

 

- При воспроизведении звука воздух проходит свободно, ему ничего не мешает. Его можно пропеть.

Хором читают:

Уа  о  ау  ы  Иа  и 

 

Открытие нового знания

- Посмотрите на картинки. Назовите предметы.

-  Ребята, вы заметили, с каких звуков начинаются слова?

- Что вы можете сказать об этих звуках?

 

-Какая буква потребуется нам для записи этих слов?

- Как вы думаете, какая тема нашего сегодняшнего

урока ?

 

-Верно, ребята, как раз сегодня мы и будем  на уроке знакомиться с согласными звуками [Н] [Нʼ] и буквой Н.

Отгадайте загадку.

Со мной в поход легко идти.

Со мною весело в пути.

А я крикун, а я буян.

Весёлый звонкий (барабан)

 

- Ребята, посмотрите, пожалуйста, на страницу 41. Обратите внимание на звуковую схему, которая выполнена под рисунком барабана.

 Давайте произнесем это слово и назовем последний звук.

-Какой звук стоит в конце в слове БАРАБАН?

-Каким цветом обозначаем его  на схеме?

-Произнесите первые слоги. Послушайте их.

-Какие гласные звуки вы услышали во всех слогах-слияниях?

-Значит, какими будут все согласные звуки?

-Покажите с помощью фигур из конвертиков, каким цветом закрасим их на схеме?

 

-Рассмотрите вторую схему.

-Что изображено на рисунке?

 

-В слове КОНЬ найдем последний звук, произнесем его. Какой он? Каким цветом обозначаем на схеме?

-Прочитайте слово по звуковой схеме.

 

-Эти звуки обладают ещё одним важным качеством.

Приложите ладошки к ушам.

Произнесите твёрдый звук[Н].

-А теперь произнесите мягкий звук [Нʼ].

-Что вы слышите, чувствуете?

-Приставьте руки к горлу и произнесите звук. Ощущается легкая вибрация.

-Попробуйте произнести другие звуки [п], [ш], [с].

-Понаблюдайте.

-Видите, как по-разному произносятся звуки  русской речи. Мы произносим согласные твёрдые и мягкие звуки, а ладошки нам подсказывают, что они бывают звонкими(чувствуем дрожание, звон) или глухими(ничего не ощущали при их произношении).

 

- Ребята, обратите внимание, на  нашу звуковую схему.

- Что необычное заметили ?

 -Напротив звука [Н] и [Нʼ] стоит черная галочка, она обозначает звонкость согласного звука.

Звук является звонким, если мы его произносим с голосом. Звук звучит громко, ярко.

Попробуем вместе.

- Теперь, ребята, мы будем знать, что согласные звуки у нас могут быть твердыми или мягкими, глухими или звонкими.

- На схеме звонкие звуки отмечаются черной галочкой внизу..

-Какой буквой мы будем обозначать звуки [Н] и [Нʼ]?

 

-На что похожа буква Н?

 

- Изобразите её в воздухе, а теперь напечатайте на листочке.

Хором называют слова:

Носорог, ножницы, нитки,……

[Н] [Нʼ]

-Согласные звуки.

[Н]-твёрдый, [Нʼ] –мягкий.

Предлагают варианты.

 

 

 

 

Отгадывают загадку.

 

 

 

 

 

 

-[н]. Согласный, твёрдый.

-Обозначаем синим цветом.

Дети произносят слоги.

-Услышали звуки [а].

-Согласные звуки будут твёрдыми.

Показывают синие треугольники.

 

-Дети произносят хором слово конь.

- Звук [нʼ] мягкий.

- На схеме обозначен зеленым цветом.                        Читают слово конь.

Выполняют задание учителя.

Дети рассказывают о своих ощущениях.

 

 

 

Произносят звуки, рассказывают о своих ощущениях.

 

 

 

 

 

Рассматривают схему.

-Появился новый знак

 

 

 

-[Н] и [Нʼ]

 

 

 

 

-Звуки будем обозначать буквой «эн».

Дети предлагают варианты.

Печатают букву.

Физкультминутка:

Ходит важный носорог.
Слышен всюду топот ног.
Вертит он огромным рогом
И глядит на всех он строго.
Топнул раз одной ногой,
А теперь удар другой.
Тяжело шагает он.
Очень толст он и силён.

Формирование знаний и умений

-Наша буква Н подружилась с другими буквами и образовала слоги. Попробуем их прочитать вместе. При чтении слогов-слияний нужно смотреть на следующую за н гласную букву. Она подскажет, как произносить звук: мягко или твёрдо.

на  ну  ни  но  ны

ан  ун  ин  он  ын

 

-Давайте попробуем поиграть в игру «Аукцион».

Я показываю слог, а вы добавьте другие слоги, чтобы получилось слово.

-На

-ни

 

-А теперь в парах

прочитайте слоги на с.41

-Составьте к ним звуковые схемы.

 

-Кого вы видите на картинке?

-Как играют дети?

по картинке.

 

-Дайте им имена со звуком [Н].

-Предлагаю мальчикам составить звуковую схему имени мальчика, а девочкам- схему имени девочки.

-Проверьте правильность выполнения у соседа по парте.

-Составьте предложения к рисунку.

-Прочитайте подпись к рисунку.

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети читают хором слоги, напечатанные на доске.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Насос, сосна,

Нитка, кони

 

Чтение слогов, составление схем. Взаимопроверка в парах.

Проверка учителем работы.

Дети отвечают на вопросы. Предлагают варианты.

 

 

 

Составляют звуковые схемы.

Мальчик и девочка работают у доски.(Маша и Саша)

 

Взаимопроверка в парах

 

 

Варианты детей.

 

(Но! Но! Но!)

Подведение итогов, рефлексия

- Ребята, с какой буквой мы сегодня познакомились?

 

-Что вы можете о ней рассказать?

 

- Что нового мы узнали о согласных звуках? Какими они могу быть?

 

 

- Как на схеме мы будем обозначать звонкость согласного звука?

- Что было самым интересным на уроке?

- Мы познакомились с буквой Н( эн)

 

-Буква Н обозначает звонкие согласные звуки [Н] и [Нʼ].

-Согласные звуки могут быть твердыми или мягкими, глухими или звонкими.

 

-Звоночком, черной галочкой под звонким звуком

 Мнения детей.

 

 


 

Конспект урока по литературному чтению (обучению грамоте

Конспект урока по литературному чтению (обучению грамоте

Общеметодические: функциональный (показ грамматической функции гласных звуков)

Общеметодические: функциональный (показ грамматической функции гласных звуков)

Актуализация знаний Ребята, давайте посмотрим на нашу ленту букв и вспомним, с какими буквами мы уже знакомы

Актуализация знаний Ребята, давайте посмотрим на нашу ленту букв и вспомним, с какими буквами мы уже знакомы

Давайте произнесем это слово и назовем последний звук

Давайте произнесем это слово и назовем последний звук

Ребята, обратите внимание, на нашу звуковую схему

Ребята, обратите внимание, на нашу звуковую схему

Давайте попробуем поиграть в игру «Аукцион»

Давайте попробуем поиграть в игру «Аукцион»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.08.2022