Конспект урока по обучению грамоте
Тема урока: Звуки [т], [ тʼ]. Буква Т, т.
Тип урока: урок открытия нового знания
Цели урока:
I. Предметные
Познавательные: 1) повторить сведения о раннее изученных звуках и буквах; 2) совершенствовать умения слухового и зрительного внимания и восприятия; 3) развивать представления о грамматической функции гласных звуков.
· Практические: 1) формирование умения находить слова с новыми согласными звуками [т] и [т¢]; 2) формировать навыки плавного чтения слов с изученными буквами и звуками; 3) совершенствовать умения давать характеристику звукам [т], [тʼ] как твердым, мягким, согласным, глухим; 4) совершенствовать навыки составления звуковых форм слов по их буквенной записи; 5) совершенствовать умения в нахождении ударных гласных в словах;
II. Метапредметные:
· 1) Формировать умения понимать и удерживать учебную задачу; 2) создавать условия для осуществления совместной деятельности с учителем, осваивать различные виды совместной помощи; 3)развивать умения контролировать свои действия;
III. Личностные:
· 1) развивать мотивацию к решению познавательных задач; 2)формировать самостоятельность;
Принципы обучения:
Дидактические:
· Доступности (опора на раннее изученный материал);
· Сознательности и активности учащихся в обучении (материал осознается учащимся);
· Систематичности и последовательности (знакомство с согласными звуками идет после изучения гласных)
Общеметодические: функциональный (показ грамматической функции гласных звуков)
Методы обучения:
· Методы объяснения: раскрытие причинно – следственных связей, аргументация, доказательство
· Методы закрепления знаний:
· Постановка вопросов: фронтальный опрос (открытие нового, методическая обработка упражнений; итоги урока), работа в учебнике
· Методы формирования и совершенствования умений: нахождение языкового явления; анализ языкового явления
Средства обучения: презентация, учебник, интерактивная доска, карточки для звукового анализа
План урока:
1.Оргмомент – 2 мин.
2.Актуализация знаний – 3 мин.
3.Открытие нового знания - 9 мин.
4.Физкультминутка – 3 мин.
5.Формирование знаний и умений – 15 мин.
6. Итоги урока, рефлексия – 3 мин.
ХОД УРОКА:
Структурный элемент урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
||
Организационный момент |
Прозвенел и смолк звонок, Начинаем мы урок Улыбнулись, подтянулись Друг на друга посмотрели И спокойно, тихо сели.
- Ребята, сегодня я пришла в школу с радостным настроением и хочу поделиться им с вами. Посмотрите, пожалуйста, на своего соседа, Протяните ему руку и пожмите ее. Улыбнитесь ему. Так положительная энергия в нашем классе будет расти. |
Проверяют готовность к уроку, внутренне готовятся к работе. |
||
Актуализация знаний
|
- Ребята, обратимся к нашей ленте букв на странице 51. И прочитаем буквы, которые живут в красном домике. -А напомните, мне, пожалуйста, почему они живут именно в красном домике? Какие звуки они обозначают?
-Почему только буква И находится внизу?
-Какие буквы живут в синем домике? -Почему они там живут?
- А по какой причине буква ЭН находится вверху, а все остальные внизу?
-Попробуйте назвать мне слово, которое будет начинаться с буквы КА.
|
(А.О,У, Ы,И)
Обозначают гласные звуки
Обозначает мягкость предшествующего согласного ЭН, КА,ЭС
Обозначают согласные звуки
Буква ЭН обозначает звонкий согласный звук, а все остальные глухой
Предположения детей
|
||
Открытие нового знания |
Ребята, попробуйте отгадать мою загадку. Нет моей походки тише И меня бояться мыши. Кто же это? -Да, ребята, это кот. Произнесем это слово и найдем последний звук. Какой звук стоит в конце слова? Какой он? Покажите, мне, пожалуйста, с помощью треугольника для ваших звуковых схем. - А какой он? Глухой или звонкий? Проверяем все вместе, произносим твердо звук [т]. Ощущаем вибрацию в голосе?
- А подумайте, как можно назвать ласково кота, чтобы в этом слове звук [т] был мягким?
- Проверим, произнесем слово котик. Какой звук стоит в середине слова? - Покажите, каким цветом мы будем обозначать его на схеме. -Ребята, а какая буква нам с вами потребуется для обозначения этих звуков, мы познакомились уже с ней на уроке письма. -Скажите, пожалуйста, о чем мы будем сегодня говорить на уроке?
-Верно, это и будет темой нашего урока. - Рассмотрите букву Т,т в Азбуке. - На что похожа? - Где её место на ленте букв? Почему? -Наша буква т подружилась с другими буквами и образовала что? Посмотрите внимательно? Как это мы можем назвать?
-Верно, попробуем их прочитать. Перед тем, как читать обратите внимание на гласные, которые стоят после согласных. Помним, какие из них обозначают мягкость, а какие твердость согласного. ТЫ ТУ ТИ ТА ТО
|
Предположения детей
Звук [т]
Ребята поднимают синий треугольник
Ребята проверяют, приставив ладошки к горлу, или закрыв уши
Нет, звук глухой
Предположения детей
Звук [тʼ]
Показывают треугольник соответствующего цвета
Буква Т
О звуках [т], [тʼ], буквы Т т
Слоги
Совместно с учителем ребята хором читают слоги
|
||
Физкультминутка Ребята, я вам буду называть слова и если в них есть звук [т], то вы хлопаете в ладоши. Если это звука там нет, то топаем.
Стул, груша, вишня, стол, телефон, картон, магнитофон, помидор |
||||
Формирование знаний и умений |
- На доске у нас
написаны слова:
Кто завершил, попрошу проверить правильность выполнения с доской.
Давайте попробуем расставить ударения в этих словах. (Дети читают слова, выделяя ударную гласную).
Прочитаем вместе этот текст целиком, обращая внимание на ударения.
Ребята, назовите, пожалуйста, слова в которых есть твердый звук [т].
Ребята, послушайте, пожалуйста, одно стихотворение внимательно, чтобы быть готовым ответить на вопросы. Тигрята домой возвратились с игры, Вдруг слышат чириканье: - Будьте добры, Простите, пожалуйста, можно воды? Ближайшие за три квартала пруды. Из вашей тарелки, позвольте, попью... А вы разрешили б попить воробью? - А чем говорится в тексте? - О чем в стихотворении вас спрашивает автор? - Как бы вы поступили на месте тигрят? - Какие слова из этого стихотворения можно написать с буквой т?
|
Ребята выполняют рекомендации педагога. Читают слова хором. Затем отдельно.
Выполняют звуковой анализ слов.
Дети читают слова, выделяя в них голосом ударения.
Дети совместно с преподавателем читают слова.
Кот, Никита, тут, каток.
Слушают стихотворение, отвечают на вопросы преподавателя
Ответы детей
|
||
Подведение итогов, рефлексия |
-Ребята, с какой буквой мы познакомились сегодня на уроке? -Какие звуки она обозначает? -Звук [т] каким цветом будем обозначать на схеме? -Звук [тʼ] каким цветом? -Что было сегодня трудным на уроке? -Какое задание было интересным?
|
Познакомились с буквой ТЭ
Звуки [т] и [т¢]
Синим Зеленым Ответы детей
Ответы детей
|
||
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.