Звуковая лексика в произведениях А.А. Фета
Оценка 4.8

Звуковая лексика в произведениях А.А. Фета

Оценка 4.8
docx
11.12.2021
Звуковая лексика в произведениях А.А. Фета
Звукова лексика в произведениях А,А. Фета.docx

Д.А. Одинцова

Глазовский Государственный Педагогический Институт

г. Глазов

ЗВУКОВАЯ ЛЕКСИКА В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ А.А. ФЕТА

Аннотация: Статья посвящена творчеству А.А. Фета с точки зрения звуковой наполненности. На сегодняшний день, создано множество статей, посвященных звуковой составляющей произведений, но большинство ограничивают себя только одним направлением или же одним произведением. В статье рассматривается понятие звукописи и звукового образа в лирике поэта разных жанров, настроений и направлений. Также представлена попытка анализа с точки зрения использования инструментовки в его произведениях. В результате исследования мы приходим к выводу, что звукопись используется с целью дополнения стихотворений определёнными образами, настроениями и звуками.  

Ключевые слова: звукопись, звукообраз, лирический герой, метод, настроение.

D.A. Odintsovo

Glazovsky State Pedagogical Institute of

Glazov

SOUND VOCABULARY IN THE WORKS OF A.A. FET

Annotation: The article is devoted to the work of A.A. Fet from the point of view of sound fullness. To date, many articles have been created on the sound component of works, but most limit themselves to only one direction or one work. The article discusses the concept of sound recording and sound image in the works of the poet of different genres, moods and directions. An attempt of analysis from the point of view of the use of instrumentation in his works is also presented. As a result of the research, we come to the conclusion that sound recording is used to supplement poems with certain images, moods and sounds.

Keywords: sound recording, sound image, lyrical hero, method, mood.

Создавая своё творение любой автор, писатель или поэт использует различные художественные приёмы, помогающие дополнять или раскрывать, представленный в произведении мир или мысль. Чаще всего при анализе произведений или же стихотворений обращаются к таким приёмам как описание, речь героев, взаимодействие персонажей между собой и так далее. Однако не всегда удаётся писателю воплотить свою задумку, обращаясь только к этим методам, иногда, чтобы передать нужное настроение или создать необходимую атмосферу, стоит воспользоваться чем-то едва заметным и почти неуловимым и творец выбирает звук.

Звукопись или же инструментовка – применение разнообразных фоностилистических приемов для усиления звуковой выразительности речи. С помощью звукописи поэт создаёт особую музыкальность в своём произведении, дополняет свой мир звучанием.

К одним из самых известных приёмов звукописи можно отнести звуковые повторы, такие как анафора, аллитерация, эпифора и ассонанс.

Аллитерация – стилистический приём усиления звуковой выразительности художественной речи подбором, повторением одинаковых или однородных согласных звуков. Используя данный приём, автор должен быть осторожен и стараться не перегружать свой текст обилием повторов согласных звуков. Так, например, В.В. Маяковский в статье «Как делать стихи?» советовал об использовании аллитерации следующее: «Дозировать аллитерацию надо до чрезвычайности осторожно и по возможности не выпирающими наружу повторами. Пример ясной аллитерации в моем есенинском стихе — строка: «Где, он, бронзы звон или гранита грань… Я прибегаю к аллитерации для обрамления, для еще большей подчеркнутости важного для меня слова».

Ещё одним стилистическим приёмом, основанном на повторении звуков, является ассонанс. Однако в отличие от аллитерации, данный способ подразумевает использование гласных звуков. Стоит отметить, что чаще всего используются ударные гласные или слабо редуцированные, так как безударные имеют свойство изменяться, что может привести к нарушению, создаваемого поэтом, ритма. Чаще всего с помощью ассонанса автор хочет создать мелодичность и легкость восприятия стихотворения. Так, например, в стихотворении А.А. Фета «В дымке-невидимке» чаще всего встречаются гласные звуки е, ы; «В дымкеевидимке Выплыл месяц вешний, а Цвет садовый дышит Яблонью, черешней». Данные гласные помогают создать атмосферу спокойствия и безмятежности, всё в природе умиротворенно, свободно и живо.

В зависимости от места повторяющихся звуков в словах и стихотворных строках повторы получили следующие именования.

Анафора – повторение начального согласного в словах и эпифора – повторение конечного согласного. Оба этих приёма могут представлены смежно, то есть созвучные слова стоят рядом, и раздельно, то есть слова не следуют непосредственно друг за другом.

Иногда автор для передачи атмосферы или тематики своего произведения прибегает к такому приёму, как исключение из текста слов определённого звучания. Данный способ подразумевает вычленение или ограничение в использовании слов с теми звуками, которые могут нарушить, создаваемый художественный образ. Так, например, А.С. Пушкин при описании танца балерины в лирическом отступлении в романе «Евгений Онегин» нарочно упускает слова со звуками р: «Блистательна, полувоздушна, Смычку волшебному послушна, Толпою нимф окружена, Стоит Истомина».

Использование благозвучия или неблагозвучия речи также считается одним из выразительных приёмов звукописи. Благозвучные строки обычно отражают положительные эмоции или качества лирического героя, красоту природы или описываемого предмета. Неблагозвучие, наоборот, отражает негативное или отрицательное в человеке, страшное, опасное в предмете окружающего мира. Так, например, М.Ю. Лермонтов в стихотворении «Прощай, немытая Россия» специально использует труднопроизносимые слова, чтобы читателю было намного проще понять отношения лирического героя к современным ему реалиям  родной страны: «Быть может, за стеной Кавказа укроюсь от твоих пашей, от их всевидящего глаза, от их всеслышащих ушей».

С целью усиления звуковой выразительность стихотворения, поэты могут прибегать к способу отклонения от средней длинны слова. Они могут составить произведения из очень коротких или же, наоборот, использовать многосложные, длинные слова, утяжеляющие речь. Данный приём помогает передавать лёгкость описываемого предмета, например, в басне И.А. Крылова «Лягушки, просящие Царя» с помощью коротких, простых слов автору удаётся создать образ прыгучести, скорости и лёгкости прыжка животного. Использование многосложных слов, наоборот, «утяжеляет» произведение. Чаще всего такие слова могут передавать вес или длину предмета: «двадцатифунтовый, многокиллограмовый, трёхметровый» и т.д. Нередко этот способ помогает придать стихотворению торжественность: «Александрийского столпа», добавить значимости строчкам.

Звукоподражание или ономатопея подразумевает под собой употребление слов, которые своим звучанием напоминают слуховые впечатления от изображаемого явления. По своей природе такие слова чаще всего представлены глаголами или существительными, обозначающие звуки природы (дребезжать, скрипеть, хрустеть), звучание человеческого голоса (завывать, хихикать, акать), звуки животных (мяукать, гавкать, каркать) и так далее.

Все вышеперечисленные приёмы помогают создать поэту определённый звукообраз, возникающий по мере создания произведения. Автор подбирает определённые слова, содержащие в себе подходящие для темы или атмосферы звуки. Сохранение избранного звукообраза на протяжении всего произведения или его значительной части создает особую тональность выразительную своими звуковыми ассоциациями и благоприятную для проявления эмоциональных красок и создания эмфатической интонации.

Выбирая тот или иной способ создания звуковой картины своего произведения, автор решает ряд фоностилистических задач через их функции.

Звукопись не ограничивается изображением лишь звуковых впечатлений, она может отражать характер действия (энергичные, порывистые или спокойные), передавать настроения или чувства лирического героя. Так в поэтической речи инструментовка может выполнять выразительно-изобразительную функцию.

Нередко с помощью звукописи поэт стремиться передать переполняющие его чувства: гнев, любовь, радость или горе. В этом случае подбор слов не всегда мотивирован, они больше служат именно для создания самого чувства или эмоции, которую автор вкладывает в своё произведение.

В определённых художественных произведениях звукописи отводится более серьёзная роль – смысловая. Нередко писатели, использую эти приёмы, подчёркивают логически важные слова, художественные образы, мотивы или темы. Звуковой подбор слов помогает продемонстрировать смысловую близость между ними, показать однородность предметов или явлений.

Композиционно звукопись помогает разграничивать части стихотворения, показать переход от одного художественного образа к другому, завершить эпизод. Используя инструментовку, автор может, не нарушая целостности текста,  оттенять смену картин или настроения.

Афанасий Фет по праву считается одни из самых лиричных поэтов своего времени, описания природы в его произведениях всегда полны жизни. Создавая, определённый образ окружающей действительности, поэт нередко добавляет мелодичности или особое звучание, характерное описываемому явлению.

Стихотворение «Я пришёл к тебе с приветом», написанное в 1843 году, как раз представляет собой краткий миг весеннего утра, природа пробуждается, а вместе с ними расцветают и просыпаются чувства лирического героя к своей возлюбленной, к которой и обращён его монолог. А. Фет нарочно не использует длинные труднопроизносимые слова, утро в его произведении – это лёгкость, чувство единения с целым миром, поэтому утяжеление сложными фразами не происходит, «Я пришел к тебе с приветом,
Рассказать, что солнце встало…» Вместе с чувствами лирического героя просыпается лес и его обители, на что указывают некоторые фразы: «По листам затрепетало…», «Каждой птицей встрепенулся…», обилие глаголов в стихотворении показывает это движение в окружающем мире, которое приходит с восходом солнца. Стоит отметить, что по замыслу автора, все четыре четверостишия должны восприниматься как одно целое предложение, то есть легко и свободно. Слова, которые использует Фет, помогают в этом, они кратки, задорны, с обилием гласных звуков, что позволяет прочитать и воспринимать стихотворение на одном дыхании, что подчёркивает задумку автора о беззаботности утреннего пробуждения, жажде жизни. Таким образом, звукопись в произведении «Я пришёл к тебе с приветом» помогает создать образ эфирности природы, расцвета окружающего мира и чувств двух влюблённых, используемые слова, помогают передать побуждение и вдохновение лирического героя на создание песни, а также воплощают задумку автора на представлении всех четверостиший, как одного цельного предложения.

Элегия «Я жду соловьиное эхо», наоборот, пронизано чувство спокойного, тихого одиночества в ночи. Лирический герой, оставшись один на один со своими эмоция и мыслями, наслаждается окружающей обстановкой безмятежного покоя, «Тепло мне стоять и идти…». Начиная каждое четверостишие с одной фразы «Я жду…» усиливает акцент на одиночестве лирического героя, который ведёт, слышный только ему, безмолвный диалог с миром. Несмотря на то, что мир погружён в темноту, он наполнен звуками, не такими яркими и запоминающимися, ночные звуки камерные и предназначены для одного единственного слушателя, который не смеет нарушать гармонию, пришедшую с заходом солнца. «Соловьиное эхо…», «биение сердца…», «трепет в руках и ногах…» - создают особую музыку безмолвного ночного диалога. Поэт намеренно использует подробности, детали, чтобы придать образам стихотворения больше правдоподобия: мелких и крупных, руках и ногах, стоять и идти. Особенно на фоне этих деталей выделяются «светляки», которые в отличие от других представителей ночной фауны, ярко сияют, словно звёзды упавшие с неба, привлекая к себе внимание. Данное слово, как и насекомые, нарушает определённый порядок и в стихотворении, и в мире, выделяясь на фоне остального. Звукопись в данном стихотворении создаёт уже другой звукообраз, он более спокоен и безмятежен, словно тихая, едва слышная колыбельная, подаренная миром для одного единственного слушателя, что подчёркивает повторение местоимения «я». Как день сменяется ночью, так и слова перетекают друг в друга, не привлекая к себе внимания.

Любовная лирика А. Фета, как и стихотворения о природе, может быть описана с точки зрения звукописи. Рассмотрим на примере «Ты отстрадала, я ещё страдаю». Произведение связано с самой личностью и жизнью автора, а именно его решением предпочесть любви материальную обеспеченность. Впоследствии возлюбленная поэта умерла в страшных мучениях, за что он будет винить себя всю оставшуюся жизнь. Эти переживания и осознание собственной беспомощности А. Фет перенёс на данное стихотворение. Элегия начинается со строчек «Ты отстрадала, я ещё страдаю…», что подчёркивает принятие лирическим героем своей ошибки, которая повлекла за собой мучения возлюбленной.  Ему остаётся «дышать сомнением» и «трепещать сердцем», глаголы передают нервозность состояния лирического героя, чувство некой обречённости и осознания, что этот тяжкий груз ему придётся нести всю жизнь в одиночку. Во втором четверостишии характер повествования меняется, предаваясь воспоминаниям о былой любви, лирический герой ненадолго ощущает нежность и спокойствие, он помнит каждую деталь окружающего мира, которая была при их встречах или же встрече, на что указывают однородные члены: « Я помню, вспоминаю Язык любви, цветов, ночных лучей.» Восклицание в конце четверостишия показывает обречённость и некую иронию над самим собой: «Как не цвести всевидящему маю
При отблеске родном таких очей!», лирический герой понимает, что когда они были вместе с возлюбленной мир менялся, оживал, наполнялся звуками и красками. Однако уже в последней части стихотворения он снова предаётся тоске и скорби по любимой женщине. Он признаётся, что не страшится смерти и искренне завидует безмолвию своей подруги, «Завидно мне безмолвие твое.». Завершается стихотворение строчкой «Скорей, скорей в твое небытие!», которая выбивается из общего ритма произведения, словно отчаянный крик человека, который уже не способен находиться в настоящем. А. Фет, как бы нарушая иногда собственно заданный ритм, использует восклицания, словно небольшой истеричный крик эмоций, которые накапливаются в душе героя, проявляются в произведении. Не зря в стихотворении отсутствуют звуки, для лирического героя вместе со смертью возлюбленной погиб окружающий мир, всё погрузилось в мрачное и унылое «безмолвие», к которому, как сам герой признаётся, он стремится.

Подводя итог всему рассмотренному выше, можно сделать вывод, что звукопись в произведениях Афанасия Афанасьевича Фета используется для создания и оформления звукообраза в произведении, помогает провести связь между лирическим героем стихотворения и окружающей его действительностью.

 

 

Список литературы

1.     Розенталь Д.Э. , Теленкова М.А. Словарь – справочник лингвистических терминов: [Электронный ресурс] ̸̸ ̸  Rus-yaz.niv.ru: http://rus-yaz.niv.ru/doc/linguistic-terms/index.htm

2.     М.В. Панов Энциклопедический словарь юного филолога (языкознание): [Электронный ресурс] ̸ ̸  Obuchalka.org: https://obuchalka.org/2017062595058/enciklopedicheskii-slovar-unogo-filologa-panov-m-v-1984.html

3.     Макарова, С.А. «Я ночного певца не спугну…» Мотив пения и образ ночи в лирике А. Фета и А. Блока // Русская речь. – 2017. - №1. – С. 16-24

4.     Макарова, С.А. Эволюция напевного стиха в лирике А.А. Фета // Русская речь. – 2016. - №6. – С. 21-27

5.     Кошемчук, Г.Л.  «Звук» в поэзии А.А. Фета // Русская речь. – 2008. - №6. – С. 20-25


 

Скачано с www.znanio.ru

Д.А. Одинцова Глазовский Государственный

Д.А. Одинцова Глазовский Государственный

Keywords: sound recording, sound image, lyrical hero, method, mood

Keywords: sound recording, sound image, lyrical hero, method, mood

Стоит отметить, что чаще всего используются ударные гласные или слабо редуцированные, так как безударные имеют свойство изменяться, что может привести к нарушению, создаваемого поэтом, ритма

Стоит отметить, что чаще всего используются ударные гласные или слабо редуцированные, так как безударные имеют свойство изменяться, что может привести к нарушению, создаваемого поэтом, ритма

Так, например, М.Ю. Лермонтов в стихотворении «Прощай, немытая

Так, например, М.Ю. Лермонтов в стихотворении «Прощай, немытая

Выбирая тот или иной способ создания звуковой картины своего произведения, автор решает ряд фоностилистических задач через их функции

Выбирая тот или иной способ создания звуковой картины своего произведения, автор решает ряд фоностилистических задач через их функции

А. Фет нарочно не использует длинные труднопроизносимые слова, утро в его произведении – это лёгкость, чувство единения с целым миром, поэтому утяжеление сложными фразами не…

А. Фет нарочно не использует длинные труднопроизносимые слова, утро в его произведении – это лёгкость, чувство единения с целым миром, поэтому утяжеление сложными фразами не…

Соловьиное эхо…», «биение сердца…», «трепет в руках и ногах…» - создают особую музыку безмолвного ночного диалога

Соловьиное эхо…», «биение сердца…», «трепет в руках и ногах…» - создают особую музыку безмолвного ночного диалога

Восклицание в конце четверостишия показывает обречённость и некую иронию над самим собой: «Как не цвести всевидящему маю

Восклицание в конце четверостишия показывает обречённость и некую иронию над самим собой: «Как не цвести всевидящему маю

Макарова, С.А. «Я ночного певца не спугну…»

Макарова, С.А. «Я ночного певца не спугну…»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.12.2021