Материал для методического объединения классных руководителей
Оценка 4.7

Материал для методического объединения классных руководителей

Оценка 4.7
docx
11.12.2021
Материал для методического объединения классных руководителей
семья и школа.docx

    «Семья – это та самая среда,

в которой человек учится

сам творить добро»

Василий Александрович Сухомлинский

 

 В нашем обществе достаточно долгое время бытует мнение о том, что ребёнка должны воспитывать детские учреждения и что это является их прямой и непосредственной обязанностью.

     Причём в данной ситуации именно семья первой предъявляла обвинения в том случае, если результаты воспитания были плачевными. И по сегодняшний день мы сталкиваемся с такой ситуацией, когда школа и учитель являются главными ответчиками за все неудачи, связанными с воспитанием молодого поколения.

     Такой подход к оценке деятельности школы и к оценке роли семьи в воспитании детей привёл к тому, что сегодня мы называем безответственностью родителей по отношению к собственным детям. Школа всегда стремилась к тому, чтобы включить семью в воспитание детей.      При этом очень часто школа пыталась и пытается брать на себя часть тех проблем воспитания, которая должна решать семья. При этом, проводя различные беседы, далеко не всегда зная причины происходящего в семье ученика, школа может спровоцировать при этом новые проблемы.

 

Семья для ребенка — это ещё и источник общественного опыта. Здесь он находит примеры для подражания, здесь происходит его социальное рождение. И если мы хотим вырастить нравственно здоровое поколение, то должны решать эту проблему «всем миром»: школа, семья, общественность.

     О современной семье много пишут и говорят. Многие педагоги обвиняют семью в том, что ребёнок в ней не воспитывается. В то же время и родители не очень радужно оценивают действия педагогов. Многие из них считают, что у педагогов низкий профессиональный уровень, невысокие моральные качества.

     Попав в ножницы между школой и семьёй, дети вынуждены лавировать, приспосабливаться, что приводит, в конечном счёте, к безнравственности. В свою очередь, изменилась и сегодняшняя семья.

Многие родители предпочитают не думать о том, кого они хотят вырастить, каким будет их ребёнок. Однако есть большая группа родителей, которые ещё до рождения ребёнка заранее определяют, каким он должен быть, как он должен учиться, какую профессию ему предопределено иметь. Такое проективное к собственному ребёнку мнение тоже иногда приводит к большим разногласиям и непониманию между родителями и детьми.

Всё труднее педагогу находить общий язык с родителями учащихся. Во многих семьях считается дурным тоном советоваться по поводу возникающих проблем в воспитании ребёнка, поэтому, когда родители сами не могут найти выход из сложной ситуации и всё-таки приходят к учителю за советом или помощью, бывает, к сожалению, уже слишком поздно. Иногда родители просто боятся вынести свою проблему за порог дома, опасаясь, что она станет доступной всем учителям и школьной администрации.

Огромное значение в работе с родителями  имеет заранее продуманная и четко организованная система сотрудничества. Спонтанные и плохо организованные родительские собрания и встречи с семьями учащихся ничего, кроме недоверия и тревоги, не могут вызвать у отцов и матерей.

Смысл педагогического взаимодействия семьи и школы в создании условий для нормальной жизни ребёнка, для развития его индивидуальности в общем доме «школа- семья».

Условно формы работы социального педагога с семьей можно разделить на четыре группы:

·         Индивидуальные

·         Групповые

·         Коллективные

·         Наглядно-информационные.

1 группа – индивидуальные: беседы. консультирование, социальный патронаж, посещение на дому.

2  группа - групповые: групповая консультации, тренинги для группы родителей, имеющих схожие проблемы в воспитании ребенка, создании групп взаимопомощи – эта форма больше подходит для родителей мл. школьников

3 группа – коллективные: различные виды собраний, вечера вопросов и ответов, встречи с представителями медицинских, социальных служб, проведения дня открытых дверей, организация досуговых мероприятий,

4 группа – наглядно-информационные: выставки творческих работ, выпуск наглядной агитации, листовки, буклеты, памятки  и д.р.

Одна из форм работы социального педагога с семьей - социально – педагогический мониторинг семьи.

Сущность социально-педагогического мониторинга семьи состоит в комплексном использовании всех источников данных о процессах и событиях семейной жизни, как носящих естественный характер (информация, предлагаемая членами семьи по собственной инициативе; непосредственное и опосредованное наблюдение, сочинения и графические работы детей о семье и т. д.), так и полученных в ходе специально организованного исследования (опрос, анкетирование, метод экспертных оценок, биографический метод, психологические методики на выявление показателей внутрисемейных отношений и т. д.)

     Очень действенной формой мониторинга является анкета «Знакомство».

Для того чтобы узнать какими видят родителей ваши учащиеся можно  провести небольшой опрос

 « Каких родителей можно назвать идеальными?» (Приложение «Анкета Знакомство»)

Еще одна из форм работы социального педагога с семьей - социальный патронаж,

Патронаж дает возможность наблюдать семью в ее естественных условиях. Что позволяет выявить больше информации, чем лежит на поверхности. Проведение патронажа требует соблюдения ряда этических принципов: принципа самоопределения семьи, добровольности принятия помощи, конфиденциальности, поэтому как правило следует находить возможности информировать семью о предстоящем визите и его целях.

Патронаж может проводиться со следующими целями:

диагностические: ознакомление с условиями жизни, изучение возможных факторов риска (медицинских, социальных, бытовых), исследование сложившихся проблемных ситуаций;

 

контрольные: оценка состояния семьи и ребенка, динамика проблем (если контакт с семьей повторный); анализ хода реабилитационных мероприятий, выполнения родителями рекомендаций и пр.;

 

Регулярные патронажи необходимы в отношении неблагополучных и прежде всего асоциальных семей, постоянное наблюдение за которыми в какой-то мере дисциплинирует их, а также позволяет своевременно выявлять и противодействовать возникающим кризисным ситуациям.

Наряду с патронажем, занимающим важное место в деятельности социального педагога, следует выделить консультационные беседы как одну из форм работы с семьей. Консультирование, по определению, предназначено для оказания помощи родителям, испытывающим затруднения при решении жизненных задач.

работая с семьей, можно использовать наиболее распространенные приемы консультирования: беседа, внушение, убеждение, художественные аналогии, мини – тренинги, метод активного слушания и пр.

Телефонное консультирование

Особенность этой технологии состоит в том, что общение происходит через посредника – телефон, минусы и плюсы этого метода: отсутствует визуальный контакт, нельзя использовать невербальные средства общения.

Также можно использовать листок запроса - по личным запросам родителей – привлекаются специалисты – они проводят консультации.

Наряду с индивидуальными консультативными беседами, могут применяться групповые методы работы с семьей (семьями) – консультации и тренинги.

Групповая консультация. Этот метод может использоваться на родительском собрании – где кроме информирования по определенной теме, можно организовать обсуждение конкретных ситуаций, Групповые методы работы дают возможность родителям обмениваться друг с другом опытом, задавать вопросы и стремиться получить поддержку и одобрение в группе.

Коллективные методы работы с семьей - различные виды собраний, вечера вопросов и ответов, встречи с представителями медицинских, социальных служб, проведения дня открытых дверей, организация досуговых мероприятий.

Наглядно-информационные методы работы с семьей – выставки творческих работ, выпуск наглядной агитации, буклеты, листовки, памятки и д.р.

Для обеспечения благоприятных условий жизни и воспитания ребёнка,

формирования основ полноценной, гармоничной личности необходимо укрепление и развитие тесной связи и взаимодействия школы и семьи.

Изложенный выше материал, необходим, чтобы две системы (школа и семья) стали открытыми друг для друга и помогли раскрытию способностей и возможностей ребенка.

 

 

 

 


АНКЕТА «Знакомство»

 

АНКЕТА «Знакомство»


1.ФИО матери(лиц,  их заменяющих)

2.Место работы, должность, контактный телефон матери

3.ФИО отца (лиц,  их заменяющих)

4.Место работы, должность, контактный телефон отца

5.Образование матери и отца   (лиц,  их заменяющих)

6.Домашний адрес, телефон

7.Члены семьи, живущие вместе с учеником

8. Материально-бытовые условия (отдельная комната или отдельный уголок для ребенка,

наличие рабочего места )

9.Семейные традиции (дни рождения, коллективное посещение кино или театра,

школьные и другие праздники)

10.Увлечения членов семьи (спорт, рыбалка, рукоделие, кулинария, коллекционирование,

уход за домашними животными, искусство и т.д.)

11.Увлечения  ребенка, кружки, секции.

12.Обязанности ребенка по дому.

13.Кто в основном занимается  воспитанием ребенка.

14.Методы воспитания (уговоры, убеждения, разъяснения, требования, наказания,

поощрения, дружеский контакт)

15. Друзья ребенка, ходят в гости

16.Какие предметы в школьной программе не вызывают затруднения, какие вызывают.

17. С каким настроением чаще всего ребенок приходит из школы.

18. Как складываются отношения с педагогами и администрацией школы.

19. Как складываются взаимоотношения внутри семьи

20. Как вы организовываете деятельность ребенка (помощь в выполнении д\з,

культурный совместный досуг, ребенок самостоятельно находит себе дело)

21. Как часто посещаете родительские собрания.

1.ФИО матери(лиц,  их заменяющих)

2.Место работы, должность, контактный телефон матери

3.ФИО отца (лиц,  их заменяющих)

4.Место работы, должность, контактный телефон отца

5.Образование матери и отца   (лиц,  их заменяющих)

6.Домашний адрес, телефон

7.Члены семьи, живущие вместе с учеником

8. Материально-бытовые условия (отдельная комната или отдельный уголок для ребенка,

наличие рабочего места )

9.Семейные традиции (дни рождения, коллективное посещение кино или театра,

школьные и другие праздники)

10.Увлечения членов семьи (спорт, рыбалка, рукоделие, кулинария, коллекционирование,

уход за домашними животными, искусство и т.д.)

11.Увлечения  ребенка, кружки, секции.

12.Обязанности ребенка по дому.

13.Кто в основном занимается  воспитанием ребенка.

14.Методы воспитания (уговоры, убеждения, разъяснения, требования, наказания,

поощрения, дружеский контакт)

15. Друзья ребенка, ходят в гости

16.Какие предметы в школьной программе не вызывают затруднения, какие вызывают.

17. С каким настроением чаще всего ребенок приходит из школы.

18. Как складываются отношения с педагогами и администрацией школы.

19. Как складываются взаимоотношения внутри семьи

20. Как вы организовываете деятельность ребенка (помощь в выполнении д\з,

культурный совместный досуг, ребенок самостоятельно находит себе дело)

21. Как часто посещаете родительские собрания.


 

 


 

Семья – это та самая среда, в которой человек учится сам творить добро»

Семья – это та самая среда, в которой человек учится сам творить добро»

Попав в ножницы между школой и семьёй, дети вынуждены лавировать, приспосабливаться, что приводит, в конечном счёте, к безнравственности

Попав в ножницы между школой и семьёй, дети вынуждены лавировать, приспосабливаться, что приводит, в конечном счёте, к безнравственности

Одна из форм работы социального педагога с семьей - социально – педагогический мониторинг семьи

Одна из форм работы социального педагога с семьей - социально – педагогический мониторинг семьи

Патронаж может проводиться со следующими целями: диагностические: ознакомление с условиями жизни, изучение возможных факторов риска (медицинских, социальных, бытовых), исследование сложившихся проблемных ситуаций; контрольные : оценка…

Патронаж может проводиться со следующими целями: диагностические: ознакомление с условиями жизни, изучение возможных факторов риска (медицинских, социальных, бытовых), исследование сложившихся проблемных ситуаций; контрольные : оценка…

Также можно использовать листок запроса - по личным запросам родителей – привлекаются специалисты – они проводят консультации

Также можно использовать листок запроса - по личным запросам родителей – привлекаются специалисты – они проводят консультации

АНКЕТА «Знакомство» АНКЕТА «Знакомство» 1

АНКЕТА «Знакомство» АНКЕТА «Знакомство» 1

Как вы организовываете деятельность ребенка (помощь в выполнении д\з, культурный совместный досуг, ребенок самостоятельно находит себе дело) 21

Как вы организовываете деятельность ребенка (помощь в выполнении д\з, культурный совместный досуг, ребенок самостоятельно находит себе дело) 21
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.12.2021