А вы, друзья, как ни садитесь: решение проблем образования
Оценка 4.9

А вы, друзья, как ни садитесь: решение проблем образования

Оценка 4.9
22.07.2020
А вы, друзья, как ни садитесь: решение проблем образования

Артём Соловейчик, лидер движения «Школа - наше дело», организовал и провёл очередную планёрку 16 июля, главной темой которой стало обсуждение стоимости образования. В мероприятии приняли участие участники движения, являющиеся специалистами в своей области.

А вы, друзья, как ни садитесь: решение проблем образования

Наталья Зубаревич, доктор географических наук, профессор МГУ им. Ломоносова, эксперт в области социально-экономического развития регионов, привела статистику, согласно которой от 25% до 35% бюджета всех субъектов России составляют расходы на образование. Если разделить эту сумму на количество учеников, то получается, что в среднем государство тратит примерно 80 тысяч рублей в год на каждого ребёнка. Конечно, эта сумма неодинакова по всей стране: в некоторых регионах траты доходят до 200 тысяч: например, в Москве или Санкт-Петербурге. Однако большинству областей серьёзно не хватает этих средств.

По данным Натальи Зубаревич, из всей суммы на дополнительное образование тратится только 11%, чего явно не хватает для его развития.

Ефим Рачевский, директор московской школы № 548 и народный учитель России, поделился своим мнением о том, что нормативно-подушевое финансирование школ является более прогрессивным, чем сметное, которого придерживались ранее. Сегодня директор не должен думать о том, как согласовать трату сэкономленных денег на другие цели с районным начальством. Школы вправе самостоятельно формировать свой бюджет, при этом Ефим Рачевский считает очень важным участие родителей в этом деле. Он рассказал, как усилиями родителей была спасена не одна школа.

А вы, друзья, как ни садитесь: решение проблем образования

Но проблема заключается в финансовом положении семей: зачастую родители не обладают возможностью вкладывать дополнительные средства в образование детей. Наталья Зубарева подтвердила эту информацию, приведя данные статистики: доходы почти половины семей, где есть школьники до 16 лет, часто не достигают прожиточного минимума.

Присутствующие согласились, что участие родителей в образовании даёт наибольший результат, так как именно они могут сформулировать нужные запросы школьников и отстоять их. Благодаря инициативе родителей приняты многие реформы, которые успешно действуют и сегодня, поэтому взрослых нужно привлекать в сотрудничество со школой.

На встрече обсуждалась проблема недостаточности школьных знаний для сдачи ЕГЭ, из-за чего родителям приходится нанимать репетиторов, чьи услуги достаточно дороги.

Ефим Рачевский видит проблему в том, что взрослые недовольны качеством образования и методикой преподавания. Чтобы ситуация изменилась, зарплата учителя должна вырасти до того уровня, когда педагог станет больше сосредоточен на изложении предмета, а не на мыслях о выживании. Его предложение - это установление чёткого минимума оплаты труда учителя независимо от региона.

Евгений Бунимович, депутат Московской городской Думы, председатель комиссии по образованию, Заслуженный учитель РФ и автор российских учебников, сравнил расходы других стран на образование. По его словам важен не столько размер бюджета, сколько грамотное его распределение: не в дорогое оборудование и технологии, а в педагогов. Однако в Российской Федерации проблемы системы образования пока что решаются за счёт оптимизаций и увеличения учительской нагрузки.

А вы, друзья, как ни садитесь: решение проблем образования

Все присутствующие согласились, что существующая норма (18 учебных часов работы в неделю) устарела и требует изменения. При этом важно учитывать и работу учителя вне уроков: например, классное руководство накладывает на педагогов большое количество дополнительных обязанностей, выполнение которых отнимает много времени.

Одна из главных проблем, которую нужно решить за счёт изменения нормы часов и оплаты труда – это то, что многие учителя вынуждены работать на несколько ставок.

Для поднятия престижа образования необходимо также и установить соответствие между хорошими оценками в школе и высокой зарплатой в будущем. Школьники должны иметь мотивацию для хорошей учёбы, а позже получать достойную зарплату за свои способности.

Ещё одна проблема на повестке дня - переезд кадров в наиболее богатые регионы и за рубеж в поисках лучших условий труда.

Читайте также другие статьи по теме:

22.07.2020