Что не так с итоговым собеседованием по русскому языку?
Оценка 4.6

Что не так с итоговым собеседованием по русскому языку?

Оценка 4.6
03.08.2020
Что не так с итоговым собеседованием по русскому языку?

Итоговое собеседование по русскому языку для 9-х классов с момента своего появления заставляет многих педагогов задуматься на тем, зачем создана данная форма проверки. Официально оно является инструментом, с помощью которого проверяется коммуникативная компетенция девятиклассников, а именно - способность выстраивать монолог по любой тематике, грамотно вести диалог, читать вслух с интонацией и воспроизводить текст при помощи пересказа.

Что не так с итоговым собеседованием по русскому языку?

Первое задание собеседования - чтение текста с соблюдением орфоэпических норм.

Второе задание - пересказ текста, состоящего из нескольких абзацев. Но у педагогов возникает вопрос ко времени подготовки: ученику даётся всего две минуты. По их словам, этого недостаточно для усвоения всех микротем, осознания общего смысла текста и запоминания фактических деталей. Скорость восприятия текста у всех разная, и большей части людей требуется время для того, чтобы усвоить полученную информацию. Кроме того, школьнику нужно вставить в выступление цитату и сделать это уместно.

Педагоги настаивают на том, что ребёнок, не обладающий высокой стрессоустойчивостью, с высокой долей вероятности не справится с заданием в полной мере. Видя перед собой нескольких экзаменаторов, находясь под прессом их ожиданий и видя пересыпающийся песок в перевёрнутых часах, ученик испытывает огромный стресс, который мешает адекватно мыслить.

Третье задание - монолог. На выбор ученику предоставляется три варианта беседы: описание чёрно-белой фотографии, повествование на основе жизненного опыта или рассуждение по одной из проблем.

Художественное описание фотографии невозможно из-за особенностей композиции и сюжета на них. Предметов на ней не слишком много, поэтому в задании нет особого смысла: все ответы учеников строятся по примитивному шаблону, который описывает происходящее на фото и изредка разбавляется размышлениями об эмоциях персонажей. Учащийся судорожно пытается вытянуть из себя десять необходимых для зачёта фраз, цепляясь за каждую деталь и выезжая за счёт общих высказываний.

Что не так с итоговым собеседованием по русскому языку?

Второй вариант беседы не слишком отличается от первого за исключением того, что рассказ строится не на фотографии, а на теме наподобие «Любимое время года».

Вариант рассуждения выбирают те ученики, которые не хотят смущаться банальности предыдущих бесед. Темы попадаются разные, от таких же простых до сложных, затрагивающих вопросы морали и нравственности. В этот момент ученик может высказать своё мнение, поэтому такие ответы наиболее интересно слушать.

После монолога наступает очередь диалога с экзаменатором. Последний обладает списком заранее определённых вопросов для школьника. Проблема в том, что они часто бывают неэтичными. Не все дети осознают, что не обязательно говорить правду, и могут придумать ответ на ходу. Большинство теряется, так как по сути им приходится признаваться в личных вещах. Ведь главное - это дать развёрнутый ответ, за который ученик набирает баллы.

Что не так с итоговым собеседованием по русскому языку?

Часть педагогов считает, что экзамен в существующей его форме не имеет отношения к проверке усвоенных за девять лет обучения знаний и проверке качества устной речи. Организация собеседования также вызывает недовольство: оно проводится два раза в год, ради которого проводится большое количество совещаний и родительских собраний, подготовка аудиторий и необходимой техники, а также распечатывание огромного количества документов и материалов. Всё это учителя называют созданием видимости работы, а не реальной проверкой знаний.

Другие педагоги видят проблему в отсутствии обучения тем навыкам, которые проверяются на собеседовании. В школе не достаточно уделяется внимания деятельности по формированию читательской культуры у учащихся, нет занятий по риторике, орфоэпия изучается поверхностно, а грамотному пересказу больше не учат как отдельному виду подготовки. Современная разговорная речь людей изобилует англицизмами, словарный запас детей уменьшается, а устное общение плавно перемещается в интернет. Умение правильно и красиво выражать свои мысли остаётся важным, но в современном мире, где грамматические ошибки исправляет компьютер, оно исчезает из арсенала людей. Кроме того, этот экзамен остаётся важным для регионов, где существуют несколько государственных языков, и русский не является для школьников родным. По мнению педагогов, подобные проверки повышают стрессоустойчивость детей, помогая им преодолеть одну из многих преград в своей жизни.

Читайте также другие статьи по теме:

03.08.2020