Что если сделать обучение смешанным?
Оценка 4.7

Что если сделать обучение смешанным?

Оценка 4.7
17.07.2020
Что если сделать обучение смешанным?

Опыт дистанционного обучения, полученный во время эпидемии коронавирусной инфекции, стал новым для огромного количества учеников и педагогов во всём мире, в том числе и России. Для изучения эффективности учёбы в этом формате в марте 2020 года был запущен международный проект «Школьный барометр», инициированный консорциумом World Education Leadership Symposium и участниками международного проекта World School Leadership Study (WSLS). В числе стран-участников есть и Российская Федерация, которая проводила исследование на базе лаборатории управления школой Института образования НИУ ВШЭ.

Что если сделать обучение смешанным?

В период с 20 апреля по 12 мая 2020 года был проведён опрос, в котором поучаствовало более 70 тысяч респондентов. Среди них - школьники, их родители, работники органов управления образованием и администрация школ. Полученные данные позволили судить о том, какие впечатления получили опрошенные и какие методики были использованы в учебном процессе.

Вопреки мнениям многих людей, результаты опроса показали, что ученики во время дистанционного обучения тратили гораздо больше времени на учёбу, чем ранее. Участники опроса отметили, что по своей сути это было скорее самообучение. Родители отметили, что на них были переложены многие функции педагогов, что их сильно вымотало. Однако учебный процесс не остановился, и в этом главная заслуга работников сферы образования.

Что если сделать обучение смешанным?

Дистанционное обучение выявило большой спектр проблем, существующих в школьном образовании. Самое важное, что удалось обнаружить, - это расслоение доступа к качественному образованию по нескольким критериям. Среди них - географический (в городе меньше проблем с наличием высокоскоростного интернета и нагрузкой на сеть, чем в сельской местности) и имущественный (семьям с маленьким доходом или с несколькими детьми сложнее обеспечить школьников личным компьютером для учёбы).

Педагоги также сталкивались с проблемами во время обучения. Большая часть респондентов отметила, что работа в онлайне увеличила необходимое время, которое нужно было уделять ученикам: письменный ответ формулируется дольше, чем устный комментарий. Но вместе с тем учителя с удовольствием осваивали технические инструменты для дистанционной учёбы вместе со школьниками.

Треть родителей, учителей и учащихся позитивно относятся к внедрению дистанционных методик в школьное обучение. Но идея смешанного обучения возможна только для учеников старших классов. У школьников начальных классов ещё не сформирован навык самостоятельной работы.

Ещё один интересный факт - многие ученики используют смартфон для учёбы, поэтому в будущем целесообразно создать мобильные версии учебных цифровых платформ.

Что если сделать обучение смешанным?

Необходимость доступа к информационным платформам, гаджетам для обучения и скоростному интернету лежит в корне проблемы введения дистанционки. Перечисленные факторы, а точнее, необходимость финансовых трат на них, ставят под сомнение идеологию доступа к бесплатному образованию, и этот вопрос подлежит решению.

Переход на дистант стимулировал развитие многих проектов в области образования в России: цифровизация сельских школ, модернизация образовательных интернет-площадок, переподготовка педагогических кадров.

Сейчас есть смысл заняться формированием навыка учебной самостоятельности у учеников младших классов: опрос показал, что почти трём четвертям школьников переход на дистанционное обучение дался трудно, а чуть больше половины родителей оказались неспособны помочь ребёнку с уроками. Поэтому специалисты рекомендуют заняться устранением этой проблемы.

Учась дома, ученики перестали отвлекаться и были больше сосредоточены на выполнении заданий. Педагоги видят плюс в том, что им не нужно следить за дисциплиной в классе. Эти достоинства можно приспособить под новый формат школы, сочетающий в себе как традиционное обучение, так и дистанционное. Пока что готовых предложений нет, но есть перспективы, которые позволяют работать в этом направлении.

Читайте также другие статьи по теме:

17.07.2020