Анализ басни Дмитриева «Три льва»
И.И. Дмитриев был госслужащим, а когда ушел в отставку, полностью посвятил себя
литературному творчеству. Тогда из-под его пера появилось много прекрасных
произведений. Басню «Три Льва» Иван Иванович написал в 1805 году. Она
свидетельствует о том, что автору не были чужды общественно-политические
проблемы.
Тема анализируемой басни – смерть царя зверей и выборы нового владыки из трех
его наследников. Авто показывает, что хорош тот царь, который любит свой народ,
ведь такой владыка сделает все, чтобы люди жили счастливо, в достатке.
Басня начинается рассказом о печальном событии: скончался царь зверей.
Рассказывая о его смерти, автор дает бывшему обладателю короны краткую
характеристику: «лев сильный». При этом баснописец не говорит, любил ли его
народ. У льва было три сына, и народ собрался на совет, чтобы выбрать нового
царя. Как видим, Иван Иванович ненавязчиво выражает позитивное отношение к
демократии – режиму, при котором решения принимает народ, а не ограниченный
круг лиц.
Каждому наследнику престола было дано слово. Старший обещал, что сделает народ
«наперсником Беллоны». Беллона – древнеримская богиня войны. Наперсник –
устарелое слово, которым обозначали чьего-либо любимца, который пользовался
особым доверием. Таким образом, старший сын Льва обещал, что поведет народ по
тропе войны и получит множество побед.
Средний сын пообещал обогатить людей. И только младший сказал, что будет любить
народ. При этом И. Дмитриев обращает внимание на невинный взор Льва, намекая
так на его чистые и честные помыслы. Народ без раздумий выбрал царем третьего
сына.
Анализируемая басня состоит из трех смысловых частей. Сначала Иван Иванович
рассказывает о смерти Льва. Потом он кратко воспроизводит выборы нового
правителя львиного царства. В этой части трое кандидатов рассказывают, что они
готовы сделать для народа. В конце басни рассказывается, что выборы завершаются
в пользу младшего сына. Морали в произведении нет. Как и во многих баснях, И.И.
Дмитриев оставляет читателю право самостоятельно сделать выводы, обдумать
описанную ситуацию.
Стихотворный размер басни И.И. Дмитриева «Три Льва» – четырехстопный ямб.
Строки в произведении объединены перекрестной и параллельной рифмовкой.
Рифмовка непоследовательна, но это не нарушает общий ритм.
Басня лаконичная, внимание в ней обращено на события, которые происходят очень
динамично. Автор не отвлекается на лишние детали, не вводит в текст несюжетные
элементы, например портрет. Не удивительно, что художественных средств «Трех
Львах» очень мало. В тексте есть несколько эпитетов: «Лев сильный», «невинный
взор». В виде метафоры оформлены слова старшего брата: «Я сделаю народ
наперсником Беллоны».
Чтобы акцентировать внимание на главных деталях, баснеписец использовал
инверсию: «Лев сильный… скончался», «народ советовать собрался», «сказал
меньшой», «и тут же наречен владыкой всем собором».
Басня И.И. Дмитриева «Три Льва» прекрасно выражает взгляды автора на политику и
общество.
Анализ басни Дмитриева
«Два веера»
Басню «Два веера» И.И. Дмитриев написал в 1805 г. В этот период, он был
отстранен от службы, поэтому полностью посвятил себя литературной деятельности.
Иван Иванович был постоянным гостем на вечерах, которые устраивала элита. Он
знал изнанку светской жизни. Не удивительно, что в указанной басне он разоблачил
черту, присущую многим дамам-кокеткам.
Тема басни И.И. Дмитриева «Два веера» – кокетливость, жеманство,
противопоставленные строгости и скромности девушек. Автор разоблачает поведение
девушек, высмеивая излишнее кокетство и восхваляя скромность.
Для раскрытия темы и реализации идеи автор использует образы Вееров, лежащих на
столе в гостиной. Баснописец говорит, что не знает, кому они принадлежали, но
он сразу заметил разницу этих вещей: один веер был «в блестках, нов, красив»,
другой – «изломан весь». Как, не странно гордился собой изломанный Веер. Он
говорил, что служил красавице, да так, что «нет кости целой». Оказывается, этим
Веером девушка «отбивалась» от ухаживаний «молодчиков». Веер считал, что такое
поведение его хозяйки Ветраны говорит о ее постоянстве.
Новый и блестящий веер немногословный. Он учтиво сказал, кому принадлежит,
внимательно выслушал соседа и лишь потом коротко ответил на его горделивые
речи. Новенький Веер сказал, что поведение Ветраны – не что иное, как кокетство
и жеманство. Его же хозяйке Розалии «довольно бросить взгляд, и все учтивы к
ней». Видно, что и этот веер гордится девушкой, но не хвастается. Кстати, имена
девушек красноречивы: Ветрана ассоциируется с ветреностью, Розалия – со
скромностью.
Басня И.И. Дмитриева построена в виде диалога двух Вееров, в который автор не
вмешивается. Тем не менее, в разговоре Вееров отображено отношение автора к
двум типам девушек. Иван Иванович позволяет себе лишь кратко описать героев
произведения. Их портреты готовят читателя к восприятию дальнейшего разговора.
Анализируемую басню можно поделить на смысловые части: описание Вееров, лежащих
в гостиной; разговор между ними, заключительная фраза новенького Веера.
Традиционно басня заканчивается моралью, но в этом произведении поучительной
концовки нет, однако последняя фраза настолько красноречива, что выводы
напрашиваются сами.
Оригинальному раскрытию темы басни И.И. Дмитриева «Два веера» способствуют
художественные средства. Автор использовал много эпитетов: один веер «нов»,
«красив», другой «изломан» (эти же эпитеты создают антитезу), «хвастлив»;
спросил «горделиво», «речь смелая». Также в тексте есть метафоры: «не кости
целой», «подлетит молодчик», « довольно бросить взгляд».
Живости беседе Вееров придает интонация: в басне использованы вопросительные,
восклицательные предложения. Есть риторический вопрос: «Не лучше ли, ее
кокетства и жеманства?». Он адресован не так ко второму вееру, как к читателю,
заменяет мораль.
Басня «Два Веера» легко, непринужденно, но оригинально раскрывает тему,
актуальную не только для эпохи И.И. Дмитриева, но и для нашего времени.
Анализ басни Дмитриева
«Нищий и собака»
В 1803 году И.И. Дмитриев написал басню «Нищий и Собака». На момент создания
произведения он уже пять лет был в отставке. Баснописец жил в небольшом домике
в Москве и оттачивал свое литературное мастерство. Анализируемая басня
показывает, что труды Ивана Ивановича не были напрасными, ведь в миниатюрном
произведении он сумел показать вечно актуальную проблему.
Тема басни И. Дмитриева – разговор бедняка с собакой, раздумья о наружности
людей и их внутреннем мире. Автор доказывает, что нельзя доверять первому
впечатлению, ведь оно часто обманчиво: «иной как зверь, а добр, тот ласков, а
кусает».
Сюжет произведения прост. Автор рассказывает, как в боярский двор вошел старик
с сумкой. Собака начала лаять на гостя. Он же, вежливо обратился к животному,
как к человеку. Нищий попросил умилосердиться над ним, ведь он уже сутки не ел.
Чтобы показать, как сильно мужчина хотел есть, И.И. Дмитриев использовал
гиперболу: «сутки уж не ел… от глада умираю». Собака же отвечает, что лает для
того, чтобы ее хозяева накормили нежданного гостя. Так баснописец показал, что
не всегда следует доверять только своим домыслам. Наружность не всегда
отображает то, что в сердце.
Автор не дает детальной характеристики героям произведения. Он не пытается
навязать читателю свое мнение. Но нетрудно понять, что И. Дмитриев не оценивает
людей по материальному состоянию. Не зря он не злоупотребляет словом «нищий»
или синонимами к нему. Речь собаки Иван Иванович смягчает посредством частицы
«то»: затем-то я и лаю». Так он намекает, что в аллегорическом образе животного
он воплотил ласкового человека, обладающего трезвым рассудком и здравым
смыслом.
Басня-миниатюра И. Дмитриева «Собака и нищий», несмотря на небольшой объем,
состоит из нескольких смысловых частей: рассказ о старике, который вошел в
боярский двор; диалог собаки и нищего; мораль. Формально басня состоит из
восьмистишья и двустишия. Для объединения строк Иван Иванович использовал
разные виды рифмовки: перекрестную, кольцевую и параллельную. Стихотворный
размер – трехстопный ямб.
Художественных средств в анализируемом произведении немного. Но простота не
делает его беднее, наоборот, таким образом, на первый план выступает глубокий
смысл басни. В первой строке И. Дмитриев использовал банальный эпитет
«большой», обозначая им боярский двор. Эта деталь намекает на то, что хозяева
двора – богатые люди. Мораль построена на антитезе: «Иной как зверь, а добр;
тот ласков, а кусает». В последних строках есть также и эпитеты «добр» и
«ласков». Имена прилагательные использованы в краткой форме. Так автор не
только сохраняет ритмический рисунок, но и приближает произведение к фольклору.
Привлекает внимание и синтаксическое строение басни И.И. Дмитриева «Нищий и
Собака». Например, в ней много инверсий: «большой боярский двор собака
стерегла», «собака лаять начала», «наружность иногда обманчива бывает».
Инверсия помогает акцентировать внимание на главных моментах.
Анализ басни Дмитриева
«Отец с сыном»
1805 год стал плодотворным периодом творческой деятельности И.И.
Дмитриева. В это время баснописец создал произведения, которые позволили
«низкому» жанру занять достойное место в отечественной литературе. До этого
басни называли «литературными безделками». Произведение «Отец с сыном» вышло
из-под пера Ивана Ивановича в том же 1805 г.
Тема анализируемой басни – разговор отца и сына о пути к счастью. И.И. Дмитриев
утверждает, что добиться счастья можно двумя путями: честным трудом и
интригами. Человек волен выбирать, на какой путь ему ступить.
Внимание в произведении акцентировано на ключевой проблеме, автор не
отвлекается от него, поэтому не подает даже портреты героев. Начинается басня
вопросом сына, адресованного отцу. Юноше интересно, как можно добиться счастья.
Отец сразу же ответил, что лучшая дорога – труд на благо родины и сограждан.
Причем служить им следует не только «телом», но и умом. Батюшка призывает свою
кровинку взять в руки перо и книгу.
Сыну первый совет не очень понравился, ведь трудиться так, как подсказал отец
очень тяжело. Он спросил: «как легче бы?» Ответ последовал незамедлительно:
достаточно умело плести интриги, «втираться жабой и ужом» к тем, кто стоит при
власти при дворе. Юноша лишь воскликнул: «А это низко!» Батюшка же ответил, что
так многим удается.
Басня «Отец с сыном» по смыслу состоит из нескольких частей: вопрос сына о
счастье и два противоположных ответа отца. Как и во многих других баснях Ивана
Ивановича, в анализируемом произведении нет морали. Но это лишь формально, ведь
содержание само подталкивает читателя к размышлениям о проблеме счастья и путях
его достижения.
Строки басни И.И. Дмитриева объединены кольцевой рифмовкой. Стихотворный размер
– шестистопный ямб. Ритмическая организация четкая и стройная, придает тексту
динамизма.
Несмотря на небольшой размер басни «Отец с сыном», в ней много художественных
средств. Тропы помогают автору оригинально раскрыть тему, сделать идейное
звучание более выразительным. В тексте есть метафоры («телом и умом трудиться»,
«кто при дворе фортуной вознесется»), сравнение («втираться жабой и ужом»),
эпитеты (дорога «лучшая», «это тяжело»), антитеза («Ах, это тяжело! как легче
бы?»). Тропы достаточно банальные, но в этой басни они кажутся оригинальными.
Чтобы максимально сократить текст, не потеряв глубокого смысла, И.И. Дмитриев
использовал эллипсис: «А тот ему в ответ» (говорит); «как легче бы» (добиться).
Также особенностью синтаксического строения басни является инверсия: «… как
счастия добиться», «… так просто… быть глупцом». Привлекает внимание интонация
басни.
Посредством нее автор отразил эмоции и даже темперамент героев. Пламенные
восклицательные реплики сына, кажется, противопоставляются размеренной речи
отца. В разговоре видно пыл юности и холодный рассудок зрелого человека. Только
одну фразу мужчина восклицает, видимо так он намекает, что нельзя уподобляться
глупцам: «Ну, так просто… быть глупцом!».
Анализ басни Дмитриева «Бык и корова»
Басня «Бык и Корова» – образец зрелого творчества И.И. Дмитриева.
Она была написана в 1810 году. Тогда автор уже вернулся на госслужбу, но
литературной деятельности также уделял достаточно внимания. Вспомним, что в
1799 г. Иван Иванович ушел в отставку, после чего до 1806 г. занимался только
творчеством, шлифуя умение владеть художественным словом. И.И. Дмитриев –
мастер басен миниатюр и анализируемое произведение является доказательством
этого.
Тема басни И.И. Дмитриева «Бык и Корова» – несправедливые насмешки Коровы. Иван
Иванович показывает, что нужно уважать честный труд другого. Мораль
произведения можно выразить известной фразой: «Хорошо смеется тот, кто смеется
последний».
Начинается басня словами Коровы, обращенными к Быку. Героиня посмеивается над
ним, потому что его «судьба… на труд всегдашний осудила». Как видим, тяжелый
труд Корова воспринимает, как какое-то наказание, как нечто унизительное,
поэтому и характеризует трудягу: «жалок ты». Бык сначала ничего не отвечает
Корове.
Утром он видит, как насмешницу ведут на убой, чтобы вознести на алтарь богам.
Теперь Бык смеется над ней, говоря: «Ты к алтарям идешь, а я — опять на пашню».
С иронией он называет Корову красавицей и это делает его, казалось бы,
безобидную фразу еще обиднее. В басне используются восточные мотивы. Известно,
что корова – священное животное в Индии. Эта деталь придает смыслу басни
оригинальности.
Композиция произведения И.И. Дмитриева проста. Оно состоит из двустишия и
катрена. Такая организация соответствует содержанию. В первой строфе
читательское внимание обращено на слова Коровы, во второй – на колкую фразу
Быка. Лаконичную басню можно также условно разделить на смысловые части:
колкость Коровы, ответ Быка.
Строки анализируемого произведения объединены параллельной и перекрестной
рифмовкой. Стихотворный размер – шестистопный ямб. Кстати, И.И. Дмитриев чаще
всего использует в своих произведениях именно ямб. Он придает строкам легкость
и непринужденность.
Басня «Бык и Корова» небольшая, поэтому неудивительно, что ней очень мало
художественных средств. В двустишии использованы эпитеты («жалок ты», «труд
всегдашний») и метафору «судьба тебя на труд всегдашний осудила». Краткая
метафора дает возможность охарактеризовать жизнь быка одной строкой. Ключевую
роль во второй строфе играет антитеза «ты к алтарям идешь, а я – опять на
пашню».
Как и в других баснях в «Быке и Корове» использована инверсия, которая помогает
акцентировать внимание на самом главном, не добавляя лишние детали: «как жалок
ты», «ты к алтарям идешь», «судьба тебя на труд всегдашний осудила». В
последней строфе также использован эллипсис: «а я – опять на пашню».
Таким образом, в басне И.И. Дмитриева «Бык и Корова» поднимается извечная
проблема насмешек над простыми трудягами. Автор раскрывает ее оригинально,
разоблачая человеческие пороки посредством образов Быка и Коровы и незатейливой
ситуации.
БАСНИ
ОТЕЦ С СЫНОМ
— «Скажите, батюшка, как счастия добиться?» — |
НИЩИЙ И СОБАКА
Большой боярский двор Собака стерегла. Наружность иногда обманчива бывает: |
БЫК И КОРОВА
«Как жалок ты! — Быку Корова говорила.— |
ТРИ ЛЬВА
Его величество, Лев сильный, царь зверей, ДВА ВЕЕРА
|
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.