Презентация к уроку "Жуковский-переводчик баллад"

  • Презентации учебные
  • ppt
  • 07.07.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Жуковский-переводчик баллад.ppt

В.А.Жуковский – переводчик баллад

Навигатор

Своеобразие баллад В.А.Жуковского

Тематический обучающий тест с ответами. Баллада «Светлана»

Домашнее задание

Верь тому, что сердце скажет;
Нет залогов от небес;
Нам лишь чудо путь покажет
В сей волшебный край чудес.
В.А.Жуковский

К.Брюллов. Портрет
В.А.Жуковского

Всего Жуковский перевёл 39 баллад немецких и английских поэтов

Баллада – «волшебный край чудес»

Отличие баллад Жуковского от западных

Переводы Жуковского полны лёгкости, изящества, движения самобытной мысли. В переводах меняются сами образы, темы, сюжетные ходы, авторские оценки, идея личной вины и возмездия, постановка вечной проблемы борьбы добра и зла.

Рисунок А.Кошкина.
Жуковский

Что привлекло поэта в западных балладах?

Фантастика, чудеса, страшные
сюжетные линии;

К.П.Брюлов. Гадающая
Светлана

религиозные поверья и народные легенды;

чудовища и рыцари Средневековья


Чудесное и страшное было ново и занимательно, будило мечту, раздвигало горизонты мышления, «готическая» фантастика пугала и привлекала, выявляя мрачные глубины преступления и возмездия.

Оригинальность баллад Жуковского


Баллады В. А. Жуковского окрашены
лиризмом: силой своего светлого
поэтического дарования поэт смягчил
многие трагические сюжеты
немецких и английских поэтов.
Поэтому баллады Жуковского – это
«волшебный край чудес».

Иллюстрация к балладе
Жуковского «Лесной царь»

Три варианта перевода баллады «Ленора» немецкого поэта Г.Бюргера В.А.Жуковским

Чем баллада «Людмила» Жуковского отличается от баллады «Светлана»?

Иллюстрация к балладе
Жуковского «Людмила»

Назад

Рефлексия

Как проявился талант Жуковского-переводчика и Жуковского-художника в его знаменитых балладах?
Что менялось при перенесении сюжетов западноевропейских поэтов-романтиков на русскую почву?

Назад

Домашнее задание

Используя опыт изучения баллад В.А.Жуковского «Светлана» и «Лесной царь», самостоятельно проанализируйте баллады Эолова арфа» (1814) и «Ивиковы журавли»(1813).

Определите главную тему и идейный смысл этих произведений, укажите типичные признаки жанра романтической баллады в каждом из них.
Выделите художественные средства, к которым прибегает поэт, создавая образный строй произведения.

Назад

В.А.Жуковского называют «гением перевода». Переводы составляют более половины всего написанного поэтом. Установите соответствия между авторами приведённых В.А.Жуковским произведений и их названиями.

Задание №1

АВТОРЫ

ПРОИЗВЕДЕНИЯ

А) Дж. Байрон

1) «Ивиковы журавли»

Б) Ф. Шиллер

2) «Лесной царь»

В) И.В. Гёте

3) «Ленора»

Г) Г. Бюргер

4) «Замок Смальголм, или Иванов вечер»

Д) В.Скотт

5) «Шильонский узник»

А

Б

В

Г

Д

5

1

2

3

4

Задание №2

В.А.Жуковский так определил свою поэзию: «…у меня почти всё чужое, или по поводу чужого, - и всё, однако, моё». Укажите, свободным переложением какого произведения стала баллада «Светлана».

«Ленора» Г.Бюргера
«Орлеанская дева» Ф.Шиллера
«Рыбак» И.-В. Гёте
«Илиада» Гомера

Задание №3

Литературная баллада восходит к народным истокам, но отличается авторскими особенностями. Назовите черты книжной поэзии в балладе. Отметьте номера всех правильных ответов.

Это стихотворение ярким необычным сюжетом;
как правило, содержит в основной части диалог;
произведение грустного и философского содержания;
в балладе соединяются повествовательное начало и эмоциональность;
это стихотворение бытового характера.

Задание №4

Основной жанровый признак баллады – сюжетное повествование. Но сюжет в балладе существенно отличается от сюжета в произведениях других жанров. Назовите характеристики балладн6ого сюжета. Отметьте номера всех правильных ответов.

Напряжённость повествования, его недосказанность, фрагментальность, драматическая насыщенность;
условность временных и пространственных координат происходящего;
участие в действии большого количества персонажей;
решающее значение подтекста: лирического, философского или социально-психологического, создающего эффект читательского ожидания;
изобразительная роль деталей.

Задание №5

С каким событием в жизни и творческой судьбе автора связана история создания баллады «Светлана»?

Замужеством возлюбленной поэта Маши Протасовой;
недовольством Жуковского балладой «Людмила», написанной четырьмя годами ранее;
Окончанием войны 1812 года;
Разочарованием в романтических идеалах юности.

Задание №6

В балладе «Светлана» поэт использует приёмы народного сказочного повествования. Назовите эти приёмы. Отметьте номера всех правильных ответов.

О. Кипренский. Ворожея
со свечой

использование фольклорного зачина;
изображение черт русского национального быта;
описание обычаев и обрядов;
включение в балладу полного текста обработанной гадальной песни;
использование постоянных эпитетов;
применение приёма стыка.

Задание №7

Подблюдная песенка «Идёт кузнец из кузницы…», фрагмент которой приведён в балладе, непосредственно связан с сюжетом. Он служит

намёком на счастливую развязку;
кульминацией баллады;
предвестием страшных событий;
завязкой сюжета.

Задание №8

Какие средства создания образа главной героини баллады использует В.А.Жуковский? Отметьте номера всех правильных ответов.

имя героини;
внутренний монолог;
письменная речь;
сон героини;
бытовые детали

Задание №9

В образе Светланы автор намечает характерные черты идеальной русской женщины. Каковы они? Отметьте номера всех правильных ответов.

Верность;
покорность;
поэтичность;
кротость;
трудолюбие;
строптивость

Задание №10

Важную роль в балладе играет диалог. Кому жалуется Светлана на свою горькую участь?

К.Маковский. Гадание.

матери;
подружкам;
зеркалу;
няне.

Задание №11

Особое значение в балладе получает образ жениха героини В.А.Жуковского. Установите соответствие между персонажами и их характеристиками. К каждой позиции первого столбика подберите соответствующую позицию из второго столбика.

ПЕРСОНАЖИ

ХАРАКТЕРИСТИКА

А) жених-мертвец

1) «Бледен и уныл»

Б) возлюбленный

2) «Страшен хижины пустой безответный житель»

Светланы

3) «Статный гость»

4) «Та ж любовь в его очах, те ж приятны взоры; те ж на сладостных устах милы разговоры»

5) «В закатившихся глазах смерть изобразилась…»

А

Б

1, 2, 5

3, 4

Задание №12

Известно, что писатели часто прибегают к описанию сна героя как к приёму художественного предварения. Установите признаки сна Светланы. Отметьте номера всех правильных ответов.

Сон героини не является вещим;
сон занимает большую часть произведения;
сон является кульминацией произведения;
несчастье «страшного сна» противопоставлено счастью пробужденья;
во сне отсутствуют элементы мистики.

Задание №13

Какие образы олицетворяют зло в «чудесном» сне Светланы? Отметьте номера всех правильных ответов.

Чёрный гроб;
«чёрный вран»
метель и вьюга;
«голубочек белый»;
мертвец в хижине

Задание №14

С помощью чего создаётся в балладе «Светлана» эффект белизны и света? Отметьте номера всех правильных ответов.

имени героини;
искрящегося под луной снега;
огоньки свечи, зажжённой Светланой;
света из распахнутых дверей церкви;
белоснежного свадебного наряда героини

Задание №15

В кульминационный момент сюжета автор создаёт ситуацию спасения героини волшебным помощником. Кто избавляет Светлану от жениха-мертвеца?

верный пёс;
белоснежный голубок;
птица феникс;
ангел-утешитель

Задание №16

Важнейшим средством раскрытия характера героини В.А.Жуковского становится пейзаж. Какой из представленных его типов преобладает в балладе?

Статичный тип изображения;
динамичный тип изображения

Задание №17

Пейзажные зарисовки «Светланы» также тесно связаны с психологическим состоянием героини. Какие душевные переживания девушки-невесты раскрывают картины природы, изображённые в произведении В.А.Жуковского. Отметьте номера всех правильных ответов.

Глухую тревогу;
напряжённое ожидание опасности;
обострённость чувств Светланы;
счастливое предвкушение встречи с любимым;
радость бытия

Задание №18

Оптимизм звучанию баллады придают финальные строки , в которых выражена главная идея произведения. Процитируйте эти строки.

«Лучший друг нам в жизни сей/
Вера в провиденье..»

Назад