Հոգեբանական օգնություն եվ զրույց
Оценка 4.8

Հոգեբանական օգնություն եվ զրույց

Оценка 4.8
Документация
docx
биология
1 кл—11 кл
13.07.2023
Հոգեբանական օգնություն եվ զրույց
Հոգի
Методика исследования лексики.docx

Методика исследования лексики у младших школьников Р.И. Лалаевой, И.В. Прищеповой (Лалаева Р.И., Прищепова И.В.)

Структура методики

1.                 Исследование объема и качества номинативного словаря

2.                 Исследование умения называть действия по предъявленному предмету

3.                 Исследование умения подбирать определения к слову, обозначающему предмет

4.                 Называние слов-синонимов

5.                 Называние слов-антонимов

6.                 Исследование умения объяснять значения слова

7.                 Исследование умения объяснять переносное значение слов в словосочетаниях, и предложениях

Содержание методики

1. Исследование объема и качества номинативного словаря в процессе беседы по предметам окружающей обстановки и по темам: "Дни недели", "Времена года", "Месяцы", "Части тела", "Фрукты", "Овощи", "Ягоды", "Звери", "Домашние животные", "Птицы", "Школьные принадлежности", "Одежда", "Обувь", "Мебель", "Посуда", "Транспорт", "Профессия", "Армия", "Грибы", "Инструменты".

Оценка результатов:

высокий уровень - объем экспрессивного и импрессивного словаря соответствуют возрасту, высокий уровень обобщения, словарный запас богат родовидовыми понятиями, энграммы автоматизированы;

уровень выше среднего — словарный запас соответствует возрасту, неточности понимания лексических значений слов, обозначающих различные родо-видовые признаки, отмечается диссоциация между объемом активного и пассивного словаря, темп работы медленный;

средний уровень - недостаточно развиты процессы классификации, обобщения, трудности актуализации нужных слов, работа выполняется самостоятельно;

уровень ниже среднего -- низкий и бедный уровень обобщения, сформированы отдельные родовидовые понятия, медленный темп работы;

низкий уровень - объем активного словаря в пределах обихода, не сформированы процессы классификации, обобщения, имеются лишь отдельные правильные ответы, задания выполняются при организующей помощи экспериментатора.

2. Исследование умения называть действия по предъявленному предмету

Материал - картинки с изображением: а) рыбы, кузнечика, птицы, змеи, велосипедиста, скалолаза, бегуна; б) мальчика, читающего книгу, маляра, повара, каменщика, швеи, певца, столяра, пианиста, врача, учителя, художника, скульптора.

Процедура и инструкция. Экспериментатор поочередно предъявляет испытуемому вышеуказанные картинки, просит внимательно их рассмотреть, сказать, кто как передвигается, а также назвать действия людей.

Оценка результатов:

высокий уровень -. правильный и быстрый подбор слов во всех заданиях;

уровень выше среднего - допущены отдельные ошибки в виде не совсем точно подобранных слов, которые заменяются на более подходящие после указания экспериментатора;

средний уровень - подобранные слова не очень точно характеризуют лексическую окраску данных слов, задание выполняется самостоятельно;

уровень ниже среднего - имеются лишь отдельные слова, точно отражающие лексическое значение заданных словоформ, задание выполняется лишь с помощью логопеда;

низкий уровень - подбор слов ученик проводит путем словоизменения данных словоформ или характеризует предметы только по одному признаку.

3. Исследование умения подбирать определения к слову, обозначающему предмет

Материал - картинки с изображением моря, цветка, дома, пирожного, лимона и т.д.

Процедура и инструкция. Испытуемому предлагается внимательно рассмотреть картинку, назвать ее и подобрать к названию предмета нужное слово, соответствующее вопросу "Какой?" "Какая?" "Какое?".

Оценка результатов - см. п. 2.

4. Называние слов-синонимов

Речевой материал - напечатанные на карточках слова:

сердечный -

примчался -

грубый -

навредить -

капризный -

хвалить -

Колючий -

рыбачить -

Процедура и инструкция. Учащийся получает инструкцию внимательно прочесть напечатанные на карточке слова, подобрать, а затем написать к каждому из них близкое по смыслу слово.

Оценка результатов:

высокий уровень - задание не вызывает затруднений;

уровень выше среднего - отдельные недочеты выражаются в недостаточно точно подобранных словах, отражающих лишь второстепенные признаки словоформ, уточнение экспериментатора позволяют их исправить;

средний уровень - систематически допускаются ошибки по содержанию задания, лишь интенсивная помощь логопеда позволяет выполнить его до конца;

уровень ниже среднего - неправильное выполнение задания в большинстве случаев, медленный темп работы, работа ведется с помощью экспериментатора;

низкий уровень - ошибки во всех заданиях, помощь неэффективна.

5. Называние слов-антонимов

Речевой материал - напечатанные на карточках слова:

длинный -

добрый -

высокий -

выбегать -

далеко -

щедрый -

впереди -

давать -

Процедура и инструкция. Экспериментатор дает испытуемому карточку с напечатанными на ней словами и просит его подобрать, а затем записать к каждому из них противоположное по смыслу слово. Оценка результатов - см. п. 4.

6. Исследование умения объяснять значения слова

А. Имена существительные (по вопросу "Что такое...?").

Речевой материал - слова: пила, коробка, игла, книга, труба, корзина.

Процедура и инструкция. Учащемуся предлагается внимательно прочесть напечатанные на карточке слова и объяснить их значения, ответив на вопрос "Что такое...?".

Оценка результатов:

высокий уровень — высокий уровень обобщения, абстракции, характеристика слов, словосочетаний и предложений точно передает их лексическое значение;

уровень выше среднего - правильное и полное описание лексического значения слов, отдельные трудности выделения основных и второстепенных качеств предметов, а также их признаков и действий;

средний уровень -характеристика лексического значения слов не в полной мере отражает его свойство и качество, трудности выделения основных и второстепенных признаков словоформ, помощь экспериментатора выражена в значительной степени;

уровень ниже среднего - выделение лишь отдельных черт лексического значения слов, причем нахождение среди них основных возможно лишь при интенсивной помощи экспериментатора, смешение лексического и грамматического значения слов, значительные затруднения при их абстрагировании в словосочетаниях и предложениях;

низкий уровень - низкий уровень обобщений, описание лексического значения сводится к описанию предмета, его признака или действия с точки зрения их полезности, понимание переносного значения слов в словосочетаниях и предложениях недоступно.

Б. Имена прилагательные (по вопросу "Это какой?").

Речевой материал - напечатанные на карточках слова: нарисованный, чайный, быстрый, рогатый, старый, полезный.

Процедура и инструкция. Учащемуся предлагается внимательно прочесть слова и объяснить их значение с помощью вопроса "Это какой?".

Оценка результатов - см. п. 6.А.

В. Глаголы (по вопросу "Что значит...?").

Материал - напечатанные на карточках слова: читать, вскопать, шутить, определить, распугать, оглядеться.

Процедура и инструкция. Учащийся получает карточки со словами, внимательно их прочитывает и объясняет значение, ответив на вопрос "Что значит...?".

Оценка результатов - см. п. 6.А.

7. Исследование умения объяснять переносное значение слов в словосочетаниях, и предложениях

Речевой материал - словосочетания: золотое сердце, колючий взгляд, тяжелый характер, добрые дела; предложения: На его лице была написана радость. Девочка не бежала, а летела к дому.

Процедура и инструкция. Экспериментатор дает испытуемому следующую инструкцию: "Я буду произносить сочетания слов и предложения. Внимательно послушай и скажи, что они обозначают".

Оценка результатов - см. п. 6.А.


 

Методика исследования лексики у младших школьников

Методика исследования лексики у младших школьников

Исследование умения называть действия по предъявленному предмету

Исследование умения называть действия по предъявленному предмету

Исследование умения подбирать определения к слову, обозначающему предмет

Исследование умения подбирать определения к слову, обозначающему предмет

Называние слов-антонимов Речевой материал - напечатанные на карточках слова: длинный - добрый - высокий - выбегать - далеко - щедрый - впереди - давать -

Называние слов-антонимов Речевой материал - напечатанные на карточках слова: длинный - добрый - высокий - выбегать - далеко - щедрый - впереди - давать -

Б. Имена прилагательные (по вопросу "Это какой?")

Б. Имена прилагательные (по вопросу "Это какой?")
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.07.2023