« Атмосфера состав, строение, значение»

  • docx
  • 02.12.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Атмосфера состав, строение, значение.docx

Краткосрочный план

Школа: КГУ «Средняя общеобразовательная школа № 1 им. Н.Г. Чернышевского»

ФИО учителя: Якушева Вячеслава Викторовича

Дата:02.10.2018

Класс:10

Тема урока « Атмосфера: состав, строение, значение»

Цели урока:   

Образовательные: сформировать понятие об атмосфере, как внешней газовой оболочке  Земли.

                    Развивающие:   развитие познавательного интереса к изучению природных

                                                   атмосферных явлений;  развитие стремления к самостоятельному

                                                   поиску знаний.

                   Воспитательные:   Повышение интереса к изучение предмета; экологическое воспитание;

                                                   формирование научного мировоззрения

                   Оборудование:        Компьютер, проектор презентация, видеоролик,

Ход урока:

Организационный момент.

Тестовый контроль

Изучение нового материала.

Закрепление нового материала

Домашнее задание

3.

А) Вводное слово учителя: 2 мин

Мы все знаем, что на Земле существует 4 океана. Какие это океаны? (Ученики называют океаны). 

Но есть еще и самый большой из всех океанов, и вы каждый день, каждый час, каждую минуту сами того не подозревая «купаетесь в нем» Не догадались?

Тогда слушайте дальше: Он не соленый и не пресный, и к тому же без берегов. Словно огромные серебристые рыбы проплывают по его просторам самолеты. Это воздушный океан Земли. Его ещё называют атмосферой.

Откройте тетради, запишите в них сегодняшнее число, тему урока.

Б) Упражнение «Ассоциации». 3 мин

Каждому из учащихся предлагается назвать свои ассоциации, которые возникают у него со словосочетанием «Воздушная одежда Земли».

Используя эти ассоциации составить определение атмосфера; записать его в тетрадь.

В) Происхождение атмосферы. 2 мин

Ученые считают, что современная атмосфера появилась около 1 млрд. лет назад.

Свое название она получила гораздо позднее. В 1965 году М.В.Ломоносов открыл атмосферу Венеры и ввел в научную терминологию термин «атмосфера».

          Просмотр видеоролика анимации   «Образование  атмосферы».

Запись в тетради: Как образовалась атмосфера? Чтение ответов.

Г) Состав воздуха.  4 мин

Просмотр Анимации «Из чего состоит воздух»

Запись в тетради состава воздуха: Азот – 78%; кислород – 21%; углекислый газ – 0,03%

 

      Атмосфера не является однородной оболочкой.

Д) Строение атмосферы. 5 мин

Рассмотрение схемы «Строение атмосферы»

Комментарии к схеме:     Нижний слой-тропосфера. Он нагревается от Земли, которая нагревается в свою очередь от Солнца. Наиболее прогретые слои тропосферы прилегают к Земле. С высотой нагрев уменьшается, и это понижает температуру воздуха  от + 140 С на уровне Мирового океана до -550 С на верхней границе тропосферы ( температура понижается на 0,60 С на каждые 100м)

Толщина тропосферы различается над экватором – до 18 км; на полюсах – 8 км. Только в тропосфере происходят такие явления как образование облаков, осадков, грозы и другие явления погоды.

Над тропосферой находится озоновый экран.  Озоновый экран находится на высоте 10-50 км. Максимальная концентрация – 20-25 км. Это слой предохраняет живые организмы на Земле от влияния ультрафиолетовой радиации Солнца. Озоновая дыра была впервые обнаружена английским исследователем Дж.Фарманом.

Следующий слой – стратосфера ( до 50-55 км) Температура с высотой возрастает на 1-2 0 С на каждый км. Это вызвано, по видимому, тем, что слой озона поглощает и рассеивает солнечное излечение, мешая пройти ему на поверхность Земли.

Выше стратосферы находятся несколько слоев атмосферы, но мы их обобщим и будем называть верхние слои атмосферы. Именно в этих слоях и происходят полярное сияние и магнитные бури. Это связано с тем, что воздух разряжен, а температуры очень высокие. Из-за сложных химических реакций и образуются такие интересные явления.

З) Значение атмосферы. 10 мин

Можно ли обойтись без атмосферы?

Давайте проведем эксперимент: закройте рот и зажмите пальцами нос. А я буду считать. Долго смогли? Нет! Какой вывод можно сделать?

  - Кислород необходим всем живым организмам для дыхания.

Ближайшее к Земле космическое тело, её единственный естественный спутник – Луна. Как выглядит поверхность Луны? Кратеры. Как они образовались?

  - Атмосфера предохраняет Землю от метеоритов, большая часть которых сгорает и не долетает до поверхности Земли.

Давайте теперь вспомним такую планету как Меркурий. Какой температурный режим характерен для этой планеты. (Днем температура повышается до +3260 С, ночью охлаждается до – 1730 С.) Почему?

Весьма разряженная атмосфера.

  - Благодаря газообразной оболочке, поверхность Земли не нагревается днем и не остывает ночью так сильно, как например, поверхность Меркурия или Луны .

  - Озоновый экран защищает человечество от избыточного ультрафиолетового излучения, большая доза которого губительна для организма.

И) Изучение атмосферы. 5 мин


3. Подведение итогов урока. Что нового мы узнали сегодня на уроке? 5 мин.

4. Выставление отметок. 1 мин