Краткосрочный план
Школа: КГУ «Средняя общеобразовательная школа № 1 им. Н.Г. Чернышевского»
ФИО учителя: Якушева Вячеслава Викторовича
Дата:02.10.2018
Класс:10
Тема урока « Атмосфера: состав, строение, значение»
Цели урока:
Образовательные: сформировать понятие об атмосфере, как внешней газовой оболочке Земли.
Развивающие: развитие познавательного интереса к изучению природных
атмосферных явлений; развитие стремления к самостоятельному
поиску знаний.
Воспитательные: Повышение интереса к изучение предмета; экологическое воспитание;
формирование научного мировоззрения
Оборудование: Компьютер, проектор презентация, видеоролик,
Ход урока:
Организационный момент.
Тестовый контроль
Изучение нового материала.
Закрепление нового материала
Домашнее задание
3.
А) Вводное слово учителя: 2 мин
Мы все знаем, что на Земле существует 4 океана. Какие это океаны? (Ученики называют океаны).
Но есть еще и самый большой из всех океанов, и вы каждый день, каждый час, каждую минуту сами того не подозревая «купаетесь в нем» Не догадались?
Тогда слушайте дальше: Он не соленый и не пресный, и к тому же без берегов. Словно огромные серебристые рыбы проплывают по его просторам самолеты. Это воздушный океан Земли. Его ещё называют атмосферой.
Откройте тетради, запишите в них сегодняшнее число, тему урока.
Б) Упражнение «Ассоциации». 3 мин
Каждому из учащихся предлагается назвать свои ассоциации, которые возникают у него со словосочетанием «Воздушная одежда Земли».
Используя эти ассоциации составить определение атмосфера; записать его в тетрадь.
В) Происхождение атмосферы. 2 мин
Ученые считают, что современная атмосфера появилась около 1 млрд. лет назад.
Свое название она получила гораздо позднее. В 1965 году М.В.Ломоносов открыл атмосферу Венеры и ввел в научную терминологию термин «атмосфера».
Просмотр видеоролика анимации «Образование атмосферы».
Запись в тетради: Как образовалась атмосфера? Чтение ответов.
Г) Состав воздуха. 4 мин
Просмотр Анимации «Из чего состоит воздух»
Запись в тетради состава воздуха: Азот – 78%; кислород – 21%; углекислый газ – 0,03%
Атмосфера не является однородной оболочкой.
Д) Строение атмосферы. 5 мин
Рассмотрение схемы «Строение атмосферы»
Комментарии к схеме: Нижний слой-тропосфера. Он нагревается от Земли, которая нагревается в свою очередь от Солнца. Наиболее прогретые слои тропосферы прилегают к Земле. С высотой нагрев уменьшается, и это понижает температуру воздуха от + 140 С на уровне Мирового океана до -550 С на верхней границе тропосферы ( температура понижается на 0,60 С на каждые 100м)
Толщина тропосферы различается над экватором – до 18 км; на полюсах – 8 км. Только в тропосфере происходят такие явления как образование облаков, осадков, грозы и другие явления погоды.
Над тропосферой находится озоновый экран. Озоновый экран находится на высоте 10-50 км. Максимальная концентрация – 20-25 км. Это слой предохраняет живые организмы на Земле от влияния ультрафиолетовой радиации Солнца. Озоновая дыра была впервые обнаружена английским исследователем Дж.Фарманом.
Следующий слой – стратосфера ( до 50-55 км) Температура с высотой возрастает на 1-2 0 С на каждый км. Это вызвано, по видимому, тем, что слой озона поглощает и рассеивает солнечное излечение, мешая пройти ему на поверхность Земли.
Выше стратосферы находятся несколько слоев атмосферы, но мы их обобщим и будем называть верхние слои атмосферы. Именно в этих слоях и происходят полярное сияние и магнитные бури. Это связано с тем, что воздух разряжен, а температуры очень высокие. Из-за сложных химических реакций и образуются такие интересные явления.
З) Значение атмосферы. 10 мин
Можно ли обойтись без атмосферы?
Давайте проведем эксперимент: закройте рот и зажмите пальцами нос. А я буду считать. Долго смогли? Нет! Какой вывод можно сделать?
- Кислород необходим всем живым организмам для дыхания.
Ближайшее к Земле космическое тело, её единственный естественный спутник – Луна. Как выглядит поверхность Луны? Кратеры. Как они образовались?
- Атмосфера предохраняет Землю от метеоритов, большая часть которых сгорает и не долетает до поверхности Земли.
Давайте теперь вспомним такую планету как Меркурий. Какой температурный режим характерен для этой планеты. (Днем температура повышается до +3260 С, ночью охлаждается до – 1730 С.) Почему?
Весьма разряженная атмосфера.
- Благодаря газообразной оболочке, поверхность Земли не нагревается днем и не остывает ночью так сильно, как например, поверхность Меркурия или Луны .
- Озоновый экран защищает человечество от избыточного ультрафиолетового излучения, большая доза которого губительна для организма.
И) Изучение атмосферы. 5 мин
3. Подведение итогов урока. Что нового мы узнали сегодня на уроке? 5 мин.
4. Выставление отметок. 1 мин
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.