МБОУ СОШ №12
Ковалёва Н.В.
«Формирование универсальных учебных действий на уроках в начальной школе»
Мы перешли на обучение по новым стандартам. Перед нами встала задача – понять сущность ФГОС, отличительные особенности по сравнению с прежним стандартом. Мы изучили документы и дополнительную литературу, прошли курсы по ФГОС, разработали рабочие программы по предметам. Я определила, что один из важных моментов реализации ФГОС – это формирование УУД. Уже при разработке первых уроков поняла, что моделирование уроков по формированию УУД – дело непростое, но сегодня – это требование времени. Передо мной возник вопрос: как правильно спроектировать урок, который формировал бы у учащихся не только предметные результаты, но и универсальные учебные действия. Универсальные учебные действия – это навыки, которые надо закладывать в начальной школе на всех уроках.
Как же спроектировать урок?
Я считаю, что для формирования УУД технология проведения уроков каждого типа должна реализовать деятельностный метод обучения. Я проектирую свои уроки на основе этой технологии. Например, уроки «открытия» новых учебных знаний включает в себя следующие шаги:
1. Мотивация к учебной деятельности.
2. Актуализация и фиксирование затруднения в пробном учебном действии.
3. Выявление места и причины затруднения.
4. Построение проекта выхода из затруднения (цель, план, способ, средства).
5. Реализация построенного проекта.
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
8. Включение в систему знаний и повторение.
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока).
Такие уроки в полной мере решают вопросы по формированию не только предметных учебных знаний, но и всех видов УУД.
Проанализировав деятельность учащихся на каждом этапе урока можно выделить те универсальные учебные действия, которые формируются при правильной организации деятельности учащихся, а также те методы, приёмы, средства обучения, формы организации деятельности учащихся, которые способствуют формированию УУД. Результаты данного анализа демонстрирует таблица «Формы организации учебной деятельности, направленные на формирование УУД»
Этапы урока |
Формируемые универсальные учебные действия |
Методы, приёмы, средства обучения; формы организации деятельности учащихся; педагогические технологии |
1. Мотивация к учебной деятельности. |
Личностные |
Эмоциональный настрой,
|
2. Актуализация и фиксирование затруднения в пробном учебном действии. |
Познавательные Коммуникативные Регулятивные Личностные |
Постановка проблемного вопроса, организация проблемной ситуации
|
3. Выявление места и причины затруднения.
|
Познавательные Регулятивные Коммуникативные Личностные |
Проблемный диалог, технология проблемного обучения
|
4. Построение проекта выхода из затруднения (цель, план, способ, средства) |
Регулятивные Коммуникативные Познавательные Личностные |
Карта урока, интерактивные плакаты, презентация Проектная деятельность, задания типа: «Поставь вопросы, на которые ты знаешь ответы» |
5. Реализация построенного проекта.
|
Личностные, Познавательные, Регулятивные, Коммуникативные |
Проектная деятельность. Частично поисковая, исследовательская деятельность Проведение дидактических игр. Работа с учебником, выполнение тренировочных заданий. Работа с интерактивными тренажёрами. Применение энциклопедий, словарей, справочников, ИКТ – технологий |
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи |
Познавательные Регулятивные, Коммуникативные Личностные |
Групповая, парная работа Работа с учебником, выполнение тренировочных заданий. |
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. |
Регулятивные Личностные, Познавательные |
Используются самоконтроль, взаимоконтроль |
8. Включение в систему знаний и повторение. |
Познавательные, Коммуникативные Личностные |
Групповая, парная работа взаимопомощь, работа по памяткам |
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока). |
Коммуникативные Личностные Познавательные |
Самоанализ, самооценка Приёмы «ладошка», смайлики, карты обратной связи и т.д. |
Конечно, в таблице универсальные учебные действия и методы, приемы, технологии представлены в обобщённой форме. Больше конкретики будет при отборе заданий, форм организации деятельности и средств обучения к каждому этапу конкретного урока. И всё же данная таблица позволяет учителю уже при планировании видеть, на каком этапе урока какие УУД формируются при правильной организации деятельности учащихся.
Действия учителя позволяющие сформировать универсальные учебные действия.
В своей работе я стараюсь придерживаться следующих правил:
Учитель, создавая проблемную ситуацию, обнаруживая противоречивость или недостаточность знаний, вместе с детьми определяет цель урока.
Учитель учит ребенка ставить цели и искать пути их достижения, а также решения возникающих проблем.
Перед началом решения составляется совместный план действий.
Учитель привлекает детей к открытию новых знаний. Они вместе обсуждают, для чего нужно то или иное знание, как оно пригодится в жизни.
Учитель учит детей тем навыкам, которые им пригодятся в работе с информацией - пересказу, составлению плана, способам эффективного запоминания, знакомит с разными источниками, используемыми для поиска информации. В ходе учебной деятельности развивается память и мышления детей.
Учитель и ребенок общаются с позиции сотрудничества; педагог показывает, как распределять роли и обязанности, работая в коллективе. При этом я стараюсь включать каждого в учебный процесс, а также поощрять учебное сотрудничество между учениками, учениками и учителем. В совместной деятельности у учащихся формируются общечеловеческие ценности.
Учитель обучает детей приемам работы в группах, дети вместе с учителем исследуют, как можно прийти к единому решению в работе в группах, анализируют учебные конфликты и находят совместно пути их решения.
Учитель не сравнивает детей между собой, а показывает достижения ребенка по сравнению с его вчерашними достижениями.
Учитель учит разным способам выражения своих мыслей, искусству спора, отстаивания собственного мнения, уважения мнения других.
Учитель показывает и объясняет, за что была поставлена та или иная отметка, учит детей оценивать работу по критериям и самостоятельно выбирать критерии для оценки. Согласно этим критериям учеников учат оценивать и свою работу.
Учитель и ученики вместе решают возникающие учебные проблемы. Ученикам дается возможность самостоятельно выбирать задания из предложенных.
Учитель учит детей планировать свою работу и свой досуг.
Формирование УУД в образовательном процессе осуществляется в контексте разных учебных предметов.
Каждый учебный предмет в зависимости от его содержания и способов организации учебной деятельности учащихся раскрывает определённые возможности для формирования определенных УУД. Например:
На уроке литературного чтения происходит формирование всех видов УУД с приоритетом развития ценностно-смысловой сферы и коммуникации. Предмет обеспечивает освоение идейно-нравственного содержания художественной литературы, развитие эстетического восприятия, прослеживание и раскрытие нравственных значений поступков героев литературных произведений. (смыслообразование через прослеживание судьбы героя и ориентацию в системе личностных смыслов, самоопределения и самопознания на основе сравнения себя с литературными героями, основ гражданской идентичности, эстетических ценностей, умение устанавливать причинно-следственные связи, умение строить план)
Математика является основой развития у учащихся познавательных действий, планирования, систематизации и структурирования, моделирования, формирования системного мышления, выработки вычислительных навыков, формирования приёмов решения задач.
На уроке русского языка в большей степени формируются познавательные, коммуникативные и регулятивные действия. Происходит формирование логических действий анализа, сравнения, установления связей, ориентация в структуре языка и усвоение правил, моделирование.
Формирование УУД средствами УМК «Перспектива»
Проектируя любой урок, направленный на формирование у учащихся универсальных учебных действий, необходимо максимально использовать возможности главного средства обучения – учебника. Учебник в школе был и пока остаётся основным источником знаний. На этапе планирования урока необходимо внимательно изучить, какие виды и типы заданий предлагают авторы учебника, разобраться, на формирование каких УУД они направлены.
Я работаю по УМК «Перспектива». Сейчас я могу с уверенностью сказать, что формирование универсальных учебных действий является целенаправленным, системным процессом, который реализуется через все предметные области УМК «Перспектива». Содержание учебников нацелено на формирование познавательных универсальных учебных действий (общеучебных и логических). Благодаря широкому включению в учебники разнообразного дополнительного материала развиваются познавательные интересы, любознательность.
Типовые
задания на информационный поиск способствуют формированию умений находить
нужную информацию в библиотеке и в Интернете, пользоваться словарями и
справочниками.
Сквозные линии заданий по гуманитарным предметам нацелены на
формирование навыков смыслового чтения, умений грамотно излагать
высказывания в устной речи и записывать основные положения своего сообщения.
Сквозные
линии заданий по математике направлены на системное обучение
моделированию условий текстовых задач и усвоение общих способов
решения задач; установление аналогий и обобщенных способов
действий при организации вычислений, решении текстовых задач, нахождении
неизвестных компонентов арифметических действий, а также на
формирование умения выполнять вычисления и решать задачи разными
способами и выбирать наиболее эффективный способ вычислений.
Задания по математике, русскому языку, окружающему миру способствуют
формированию способностей к выделению существенных и несущественных признаков
объектов, сравнению объектов, их классификации. Так типичными являются
задания: сравни и сделай вывод; объедини в группы, какие варианты деления на
группы возможны; как ты думаешь, почему и т.д.
Включение учащихся в работу над проектами создаёт благоприятную среду для
формирования познавательных действий. Любой ученик имеет возможность для выбора
темы проекта в соответствии со своими интересами и возможностями.
Предоставление права выбора даётся и в дифференцированных и в творческих
заданиях, что способствует созданию мотива деятельности и выхода детей в
собственную деятельность.
Коммуникативный характер предметных курсов УМК «Перспектива» обеспечивает
формирование коммуникативных действий учащихся.
Особое внимание развитию речевой и языковой компетентностей уделяется в курсе
русского языка, который решает задачи свободного владения языком во всех
жизненных сферах, добывания, переработки, передачи, использования информации,
овладения основными видами речевой деятельности: умению слушать, читать,
говорить, писать. В курсе русского языка коммуникативная цель обучения
становится одной из ведущих. При этом речевое общение способствует реализации и
других функций языка и речи: познавательной, регулятивной, ценностно-ориентированной
и др.
Система заданий в учебниках «Литературное чтение», нацеленная на развитие
внимания к чувствам персонажей, способствует воспитанию качеств учащихся,
необходимых при общении с другими.
Организация работы в паре и работа над коллективными проектами нацелены
не только на развитие регулятивных и познавательных действий, но и на
формирование коммуникативных: умение договариваться с партнером, распределять
роли, устанавливать очередность действий, находить общее решение.
Исследование уровней сформированности УУД.
В ходе работы над темой, я отслеживаю результаты сформированности УУД. Результаты мониторинга дают возможность получить объективную информацию о состоянии и динамике уровня сформированности универсальных учебных действий у младших школьников.
С 1 класса отслеживается сформированность УУД по следующим методикам:
Личностные УУД – анкета по оценке уровня школьной мотивации Лусканова.
Регулятивные УУД – методика «Тест простых поручений».
Познавательные УУД – методика «Исследование словесно-логического мышления младших школьников».
Коммуникативные УУД – методика «Рукавички».
Результаты мониторинга, проведенного в 2014 -2015 году
№ |
ФИ учащегося |
Личностные |
Регуля- тивные |
Познава- тельные |
Коммуни кативные |
|
Мотивация |
Нравств. представл. |
|||||
1 |
Алина С. |
IIIуров |
средний |
низкий |
низкий |
средний |
2 |
Серафим С. |
IIIуров |
средний |
низкий |
низкий |
высокий |
3 |
Глеб П. |
IIуров |
высокий |
средний |
высокий |
средний |
4 |
Мария Б. |
Iуров |
высокий |
высокий |
средний |
высокий |
5 |
Софья К. |
Iуров |
высокий |
средний |
средний |
высокий |
6 |
Виктория Т. |
Iуров |
высокий |
высокий |
высокий |
высокий |
7 |
Яна К. |
IVуров |
высокий |
средний |
средний |
средний |
8 |
Максим Р. |
IIIуров |
средний |
высокий |
высокий |
высокий |
9 |
Виктор Ч. |
IIуров |
средний |
средний |
средний |
высокий |
|
% в среднем по классу |
I – 33,5% II – 22% III –33,5 IV – 11% V – - |
В – 56% С – 44% Н – -
|
В – 33% С – 45% Н – 22% |
В – 33% С – 45% Н – 22% |
В – 67% С – 33% Н – - |
Эта таблица дает понять, что у детей на начальном этапе, учитывая нормативные показатели возраста, хорошо сформированы коммуникативные УУД. У двух учеников на низком уровне сформированы регулятивные и познавательные УУД, а у одного – очень низкая мотивация. УУД у учащихся сформированы преимущественно на среднем уровне. Таким образом, можно сделать вывод, что у большинства учеников класса УУД находятся еще в стадии формирования. Данные мониторинга позволили выделить индивидуальные проблемные зоны для каждого учащегося и стали основой для внесения коррективов в построение учебного процесса.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.