Структурное подразделение ГБОУ СОШ № 4 г.о. Чапаевск - детский сад №1, реализующее основные общеобразовательные программы дошкольного образования
Мастер- класс для родителей и детей:
« Характеристика звуков речи.
Звуковой анализ слов»
Учитель- логопед:
Букреева О.Н.
г.о. Чапаевск, 2023
Актуальность выбранной темы
В процессе коррекционной работы обратила внимание,. что часть детей с ТНР затрудняется при выполнении звукового анализа слов. Родители не всегда могут оказать нужную помощь ребенку. Кто-то не знает, как правильно давать характеристику звукам, некоторые не помнят, каким цветом обозначаются звуки. Чтобы помочь детям и родителям, я решила провести мастер- класс.
Цель:
формировать умение выполнять звуковой анализ слов.
Задачи:
Ø формировать умение дифференцировать с согласные и гласные звуки у родителей и у детей с ТНР;
Ø формировать умение дифференцировать с согласные по твердости- мягкости, звонкости- глухости;
Ø формировать умение давать характеристику звукам речи;
Ø формировать навык звукового анализа;
Ø познакомить с различными упражнениями по развитию фонематического слуха, по слоговому и звуковому анализу.
Участники мастер- класса:
учитель- логопед, дети 5-6 лет с ТНР, родители.
Оборудование:
коврограф В.Воскобовича, « колобки», разнообразный материал зеленого, синего и красного цвета, « домики» для звуков, предметные картинки для звукового анализа слов, цветные квадраты, ноутбук, презентация, экран, памятки по звуковому анализу слов..
ЛОГИКА МАСТЕР- КЛАССА:
I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ЭТАП
При входе участники отмечаются в листе регистрации.
Учитель- логопед: Добрый день, уважаемые родители и дети. В своей работе я довольно часто сталкиваюсь с тем, что дети не могут отличить гласный звук от согласного, правильно обозначать мягкость или твердость согласного звука, определить глухой он или звонкий.
II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Я предлагаю вам на время стать моими воспитанниками наравне с вашими детьми . Сегодня мы с вами познакомимся со звуками, научимся им давать характеристику.
- Какие вы знаете гласные звуки?
- Почему эти звуки называют гласными?
Учитель- логопед: Когда мы произносим гласные, воздух спокойно выходит изо рта и не встречает преграды. Все гласные звуки носят костюмы красного цвета.( рассматриваем человечка). У нас есть вот такие цветные колобки красного цвета.
- А какие вы знаете согласные звуки?
Да, эти звуки согласные. Когда мы их произносим, воздух встречает преграду, мы не можем их тянуть и петь.
Но мы еще знаем, что согласные звуки бывают твердые и мягкие.
Согласные звуки бывают твердыми – это серьёзные звуки, старшие братья: [т] , [п] , [г] , [д] и другие. Они носят костюмы синего цвета( рассматриваем человечка в синем костюме). А вот и колобок синего цвета.
Согласные звуки бывают мягкими – это младшие братья. Они ласковые и веселые: [т'], [з'], [в'] и другие. Они носят костюм зеленого цвета( рассматриваем человечка в зеленом костюме). А вот колобок .
- А как же определить согласный звук глухой или звонкий?
Произнесите звук [д], положите свою ладошку на горло, у вас там задрожали струнки? Значит, это звук звонкий. Вот колобок, который звенит.
А теперь произнесите звук [т]. Дрожат струнки? Не дрожат, значит, это звук глухой. Вот колобок, который не звенит.
Учитель- логопед: Сегодня я предлагаю Вам разобрать слово КИТ
.( прикрепляет картинку к коврографу)
Логопед произносит КИТ, голосом выделяя первый звук.
- Какой первый звук в слове? Это звук [К']. Расскажите , какой он? ( согласный , мягкий , глухой) каким цветом обозначим его? ( зеленым).
Выложите у себя букву К.
Выкладываем квадрат зеленого цвета
- Какой второй звук в слове КИТ? Расскажите, какой звук [ И]?Выкладываем квадрат красного цвета. Выложите букву И
- Какой третий звук в слове КИТ? Расскажите, какой звук [ Т]? Выложите букву Т.
Прочитаем полученное слово.
Мы каждую неделю проводим такую работу. Я призываю вас эту работу проводить и дома, вспоминать постоянно, какие вы знаете гласные звуки, согласные. Но если все время показывать одни и те же картинки, символы, детям это быстро наскучит. Поэтому мы стараемся как можно больше разнообразить свою работу, Чтобы детям было интересно, весело, , я в работе с детьми, а вы в домашних условиях применяйте разнообразные материалы. Найдите все, что бывает красного, синего и зеленого цвета. Это могут быть магниты, пластмассовые крышки, камушки МАРБЛС, цветные карандаши, пуговицы, прищепки, цветные скрепки, счетные палочки, кубики, мозаика, разнообразные печати)
Учитель- логопед: А теперь попробуйте сами с ребенком выложить каждый свое слово для звукового анализа. ( лиса, мак, жук, …,…,).. Я вам раздам каждому свой материал. Логопед проверяет.
Кроме того, полезно проводить такие задания:
( показ презентации для родителей).
Слайд №1
Логопед рассказывает, что можно делить слова на слоги. «Прохлопываем слова» и под нужной цифрой прикрепляем картинку.
Слайд №2
Дети определяют, какой первый звук в словах, прикрепляют картинку под нужным цветом ( красным, синим или зелёным)
Слайд 3
Выкладывают дети последовательно все звуки в слове.
Слайд №4
Дети печатают слова, делят на слоги.
Слайд №5
Учитель- логопед называет звук, дети прикрепляют липучку нужного цвета на коврограф.
Слайд №6
Напечатай заданное слово.
Слайд №7
Дети определяют место звука в слове.
Слайд №8
Учитель- логопед называет звук, дети находят и прикрепляю букву ( красного, синего или зелёного цвета). Затем придумывают слово.
Слайд №9
Выложить из цветных липучек звуковую схему слов.
Слайд №10
Изменение звуковой схемы слова ( для индивидуальной работы или подгрупповой, так как не все дети справляются с данным заданием)
( лук- люки)
Слайд №11
Составление слова по первым звукам. Печатание полученного слова.
Слайд №12
Печатаем слова разными способами ( цветными полосками, кружками, буквами)
III. РЕФЛЕКСИЯ
Учитель- логопед: Если вы хотите, чтобы ваш ребенок был грамотным человеком, успешно учился в школе, необходимо проводить дома такие упражнения с детьми , уделять время звуковому анализу слов.
Родители оставляют отзывы о мастер- классе.
Затем раздаются памятки по звуковому анализу в помощь родителям.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.