« Характеристика звуков речи. Звуковой анализ слов»
Оценка 4.8

« Характеристика звуков речи. Звуковой анализ слов»

Оценка 4.8
Работа с родителями
doc
дефектология
12.11.2023
« Характеристика звуков речи.  Звуковой анализ слов»
мастер-класс для родителей
мастер-класс.doc

 

Структурное подразделение ГБОУ СОШ № 4  г.о. Чапаевск  - детский сад №1, реализующее основные общеобразовательные программы дошкольного образования

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Мастер- класс для родителей и детей:

 

 

 « Характеристика звуков речи.

Звуковой анализ слов»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учитель- логопед:

Букреева О.Н.

 

 

 

 

 

 

 

г.о. Чапаевск, 2023

Актуальность выбранной темы

 

         В процессе коррекционной работы обратила внимание,. что часть детей с ТНР затрудняется при выполнении звукового анализа слов. Родители не всегда могут оказать нужную помощь ребенку. Кто-то не знает, как правильно давать характеристику звукам, некоторые не помнят, каким цветом обозначаются звуки. Чтобы помочь детям и родителям, я решила провести мастер- класс.

 

Цель:

формировать умение выполнять звуковой анализ слов.

 

Задачи

Ø формировать умение дифференцировать с согласные и гласные звуки у родителей и у детей с ТНР;

Ø формировать умение дифференцировать с согласные по твердости- мягкости, звонкости- глухости;

Ø формировать умение давать характеристику звукам речи;

Ø формировать навык звукового анализа;

Ø познакомить с различными упражнениями по развитию фонематического слуха, по слоговому и звуковому анализу.

 

Участники мастер- класса:

учитель- логопед, дети 5-6 лет с ТНР, родители.

 

 Оборудование:

 коврограф В.Воскобовича, « колобки», разнообразный материал   зеленого, синего и красного цвета, « домики» для звуков, предметные картинки для звукового анализа слов, цветные квадраты, ноутбук, презентация, экран, памятки по звуковому анализу слов..

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЛОГИКА МАСТЕР- КЛАССА:

 

I.      ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ЭТАП

 

При входе участники отмечаются в листе регистрации.

Учитель- логопед: Добрый день, уважаемые родители и дети. В своей работе я довольно часто сталкиваюсь с тем, что дети не  могут отличить гласный звук от согласного, правильно обозначать мягкость или твердость согласного звука, определить глухой он или звонкий.

 

II.  ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

 

Я предлагаю вам на время стать моими воспитанниками наравне с вашими детьми . Сегодня мы с вами познакомимся со звуками, научимся им давать характеристику.

- Какие вы знаете гласные звуки?

- Почему эти звуки называют гласными?

Учитель- логопед: Когда мы  произносим гласные,  воздух спокойно выходит изо рта и не встречает преграды. Все гласные звуки носят костюмы красного цвета.( рассматриваем человечка). У нас есть вот такие цветные колобки красного цвета.

- А какие вы знаете согласные звуки?

Да, эти звуки согласные. Когда мы их произносим,  воздух встречает преграду, мы не можем их тянуть и петь.

Но мы еще знаем, что согласные звуки бывают твердые и мягкие.

Согласные звуки бывают твердыми – это серьёзные звуки, старшие братья: [т] ,  [п] , [г] , [д] и другие. Они носят костюмы синего цвета( рассматриваем человечка в синем костюме). А вот и  колобок синего цвета.

Согласные звуки  бывают мягкими – это младшие братья. Они ласковые и веселые: [т'], [з'], [в'] и другие. Они носят костюм зеленого цвета( рассматриваем человечка в зеленом костюме). А вот колобок .

- А как же определить согласный звук  глухой или звонкий?

Произнесите звук [д], положите свою ладошку на горло, у вас там задрожали струнки? Значит, это звук звонкий. Вот колобок, который звенит.

А теперь произнесите звук [т]. Дрожат струнки?  Не дрожат, значит, это звук глухой. Вот колобок, который не звенит.

Учитель- логопед: Сегодня я предлагаю Вам разобрать слово КИТ

 .( прикрепляет картинку к коврографу)

Логопед произносит КИТ, голосом выделяя первый звук.

- Какой первый звук в слове? Это звук [К']. Расскажите , какой он? ( согласный , мягкий , глухой) каким цветом обозначим его? ( зеленым).

Выложите у себя  букву К.

Выкладываем квадрат зеленого цвета

- Какой второй звук в слове КИТ? Расскажите,  какой звук [ И]?Выкладываем квадрат красного цвета. Выложите букву И

- Какой третий звук  в слове КИТ? Расскажите, какой звук [ Т]? Выложите букву Т.

Прочитаем полученное слово.

Мы каждую неделю проводим такую работу. Я призываю вас эту работу проводить и дома, вспоминать постоянно, какие вы знаете гласные звуки, согласные. Но если все время показывать одни и те же картинки, символы, детям это быстро наскучит. Поэтому мы стараемся как можно больше разнообразить свою работу, Чтобы детям было интересно, весело, ,  я в работе с детьми, а вы в домашних условиях применяйте разнообразные материалы. Найдите все, что бывает красного, синего и зеленого цвета. Это могут быть магниты, пластмассовые крышки, камушки МАРБЛС, цветные карандаши, пуговицы, прищепки, цветные скрепки, счетные палочки, кубики, мозаика, разнообразные печати)

Учитель- логопед: А теперь попробуйте сами с ребенком выложить каждый свое слово для звукового анализа. ( лиса, мак, жук, …,…,).. Я вам раздам каждому свой материал. Логопед проверяет.

Кроме того, полезно проводить такие задания:

( показ презентации для родителей).

Слайд №1

Логопед рассказывает, что можно делить слова на слоги. «Прохлопываем слова» и под нужной цифрой прикрепляем картинку.

Слайд №2

Дети определяют, какой первый звук в словах, прикрепляют картинку под нужным цветом ( красным, синим или зелёным)

Слайд 3

Выкладывают дети последовательно все звуки в слове.

Слайд №4

Дети печатают слова, делят на слоги.

Слайд №5

Учитель- логопед называет звук, дети прикрепляют липучку нужного цвета на коврограф.

Слайд №6

Напечатай заданное слово.

Слайд №7

Дети определяют место звука в слове.

Слайд №8

Учитель- логопед называет звук, дети находят и прикрепляю букву ( красного, синего или зелёного цвета). Затем придумывают слово.

Слайд №9

Выложить из цветных липучек звуковую схему слов.

Слайд №10

Изменение звуковой схемы слова ( для индивидуальной работы или подгрупповой, так как не все дети справляются с данным заданием)

( лук- люки)

Слайд №11

Составление слова по первым звукам. Печатание полученного слова.

Слайд №12

Печатаем слова разными способами ( цветными полосками, кружками, буквами)

 

III.           РЕФЛЕКСИЯ

 

Учитель- логопед: Если вы хотите, чтобы ваш ребенок был грамотным человеком, успешно учился в школе, необходимо проводить дома такие упражнения с детьми , уделять время звуковому анализу слов.

Родители оставляют отзывы о мастер- классе.

Затем раздаются памятки по звуковому анализу в помощь родителям.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Структурное подразделение ГБОУ

Структурное подразделение ГБОУ

Актуальность выбранной темы

Актуальность выбранной темы

ЛОГИКА МАСТЕР- КЛАССА: I.

ЛОГИКА МАСТЕР- КЛАССА: I.

Какой второй звук в слове КИТ?

Какой второй звук в слове КИТ?

Слайд №11 Составление слова по первым звукам

Слайд №11 Составление слова по первым звукам

« Характеристика звуков речи. Звуковой анализ слов»

« Характеристика звуков речи.  Звуковой анализ слов»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.11.2023