« Изменения в содержании обучения в начальной школе в соответствии с ФГОС»
Оценка 5

« Изменения в содержании обучения в начальной школе в соответствии с ФГОС»

Оценка 5
doc
06.11.2021
« Изменения в содержании обучения в начальной школе в соответствии с ФГОС»
« Изменения в содержании обучения в начальной школе в соответствии с ФГОС.doc

Филиал МБОУ «Первомайская средняя общеобразовательная школа»

Первомайского района Тамбовской области                                                                                                   в селе Хобот-Богоявленское

 

 

 

 

 

 

Доклад

на августовскую педагогическую конференцию

« Изменения в содержании обучения в начальной школе в соответствии с ФГОС»

 

 

Подготовила: Честных Н. В.

Учитель начальных классов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Здравствуйте, уважаемые коллеги, поздравляю вас с началом учебного года.

 

Тема моего выступления                                                                                                                 « Изменения в содержании обучения в начальной школе в соответствии с ФГОС»

 

Наше общество стремительно меняется и, как  известно «… нет ничего хуже, чем жить в эпоху перемен». Но времена не выбирают, а живут.

 Почему возникла необходимость кардинально изменить содержание образования.

Ускоренная глобализация влияет на требования к работникам, и в связи с этим на знания и навыки, необходимые для получения профессии.

Следовательно, в настоящее время учащимся школ требуются различные навыки, отличные от устаревших, для успешного взаимодействия в современном мире.

 

Послушайте притчу Джорджа Х. Риверса  «Школа для животных»:

Была однажды создана школа для животных. Преподаватели были уверены, что у них очень понятный учебный план, но, почему-то, учеников преследовали неудачи. Утка была лидером урока по плаванию, но полностью проваливалась на лазании по деревьям. Обезьяна была великолепна в лазании по деревьям, но получала двойки по плаваниюЦыплята были превосходны в поиске зерен, но так срывали уроки по лазанью по деревьям, что их ежедневно отправляли в кабинет к директору. Кролики делали сенсационные успехи в беге, но им пришлось нанимать индивидуального преподавателя по плаванию. Печальнее всего обстояли дела у черепах, которые, после многих диагностических тестов, были объявлены “неспособными развиваться”. И их послали в специальный класс, в отдаленную нору суслика.

 

·                                 Кто в притче неудачник: учитель или ученики?

·                                 Как учить разных?

·                                 Как выстраивать учебный процесс так, чтобы в нем могли хорошо чувствовать себя разные дети?

 

Возникают вопросы «каков наиболее эффективный способ обучения детей, чтобы они были успешными в ХХІ веке?».

Какое содержание  образования достаточно в наше время?

Юрий  Константинович Бабанский трактует, что : «Содержание образования — это система научных знаний, умений и навыков, овладение которыми обеспечивает всестороннее развитие умственных и физических способностей школьников, формирование их мировоззрения, морали и поведения, подготовку к общественной жизни и труду»
В данное понятие Бабанский включает все элементы социального опыта, накопленного человечеством. При этом содержание образования рассматривается как один из компонентов процесса обучения.


Значит, содержание образования не равно содержанию учебного предмета: это не теорема Пифагора, и не правописание "жи-ши".
Содержанием образования, теоремы и правила становятся, когда есть способы их освоения. Единство содержательной и деятельностной сторон обучения составляет суть понятия «содержание образования» 

 

Современное обучение опирается на зону ближайшего развития, нацелено на усвоение способов познания, развивает теоретическое мышление и теоретический способ познания. Учащийся действует как субъект собственной учебной деятельности. На первый план выступают учебные задачи, решая которые, учащиеся усваивают общие способы умственной деятельности. В результате формируется личность, способная к самостоятельной творческой деятельности.

Практическая направленность учебных программ нацелена на подходы в обучении; фокус на развитие навыков; примеры из жизни; проектная деятельность и практические работы; свобода в деятельности учителя.

В основу новой модели  образования положен системно-деятельностный подход (СДП).

Деятельностные способности формируются у ребёнка лишь тогда, когда он включён в самостоятельную учебно-познавательную деятельность. Между обучением и психическим развитием человека всегда стоит его деятельность. Обучение младших школьников должно строиться на основе учебных ситуаций, когда образовательная задача стоит в организации условий, провоцирующих детское действие: «Делаю сам! Что я не знаю? Сам найду способ!»

Данный подход направлен на развитие каждого ученика, на развитие его индивидуальных способностей, и позволяет упрочнить знания и увеличить темп изучения материала без перегрузки обучающихся.

Позиция учителя при этом: к классу не с ответом (готовые знания, умения, навыки), а с вопросом.

Позиция ученика: за познание мира, (в специально организованных для этого условиях).

За всю историю человечества сменилось порядка 1600 поколений. Из них:

 

o   1100 - провели жизнь в пещерах;

o   800 – применяют огонь;

o   400 – используют энергию животных;

o   300 – владеют энергией воды и ветра;

o   150 – осуществляют эффективную связь поколений благодаря письменности (из них 12 через печатное слово);

 

o   16 – применяют порох;

o   8 – измеряют время;

o   6 – используют искусственные источники энергии;

o   4 – пользуются электромоторами;

o   2 – владеют атомной энергией, реактивной авиацией, телевидением, лазерами, антибиотиками.

И только одно поколение применяет персональные компьютеры и Интернет. Это же поколение вступило в активную стадию многомерного процесса глобализации. Аналогов прошлой жизни найти невозможно.

В результате изучения всех предметов на ступени начального общего образования начинается формирование навыков, необходимых для жизни и работы в современном высокотехнологичном обществе. Обучающиеся приобретают опыт работы с гипермедийными информационными объектами, в которых объединяются текст, наглядно-графические изображения, цифровые данные, неподвижные и движущиеся изображения, звук, ссылки и базы данных и которые могут передаваться как устно, так и с помощью телекоммуникационных технологий или размещаться в Интернете.

1. Обучающиеся знакомятся с различными средствами ИКТ, осваивают общие безопасные и эргономичные принципы работы с ними;

2. Приобретают первичные навыки обработки и поиска информации при помощи средств ИКТ;

3. Научатся оценивать потребность в дополнительной информации для решения учебных задач и самостоятельной познавательной деятельности;

4. Научатся планировать, проектировать и моделировать процессы в простых учебных и практических ситуациях.

5. В результате использования средств и инструментов ИКТ, у обучающихся будут формироваться и развиваться необходимые универсальные учебные действия и специальные учебные умения, что заложит основу успешной учебной деятельности в средней и старшей школе.

 

В июле текущего года были утверждены новые Федеральные государственные образовательные стандарты для начального и основного общего образования. Они разработаны Министерством просвещения РФ и начнут действовать повсеместно с 1 сентября 2022 года.

Что нового готовит ФГОС для учеников начальной школы?

 

 

Документ, регламентирующий обучение в 1-4 классах, был утверждён 31 мая 2021 года и вступает в силу с 1 сентября 2022 года:

 

1.     он содержит постулат о необходимости формирования у детей представлений о России как «о стране, устремлённой в будущее», её месте в мире и исторической роли;

2.     программа обучения детей разделена на две части: 80% состоит из обязательной части начального общего образования, а 20% отведено на учебные курсы и внеурочную деятельность, которую может предоставить конкретная школа. Выбор этих факультативов остаётся за родителями.

Кроме того:

 

1.     в школе должны быть созданы условия для работы с одарёнными учениками, проходить интеллектуальные и творческие соревнования, созданы условия для научно-технического творчества и проектно-исследовательской деятельности;

2.     система оценки полученных знаний должна иметь комплексный подход, учитывать динамику освоения предметов и «ориентировать образовательную деятельность на личностное развитие и воспитание обучающихся».

Хочется отметь, что данные ФГОС не будут использоваться для детей с ограниченными возможностями здоровья и интеллектуальными нарушениями. Для учеников с особыми потребностями создаются адаптивные образовательные программы.

 

В новый ФГОС для 1-4 классов также добавили задачи на развитие патриотизма у детей. Их реализация должна отражаться в предметных и личностных результатах освоения программ по ряду учебных дисциплин.

 

В числе обязательных предметов в начальной школе:

 

1.     Русский язык и литературное чтение.

2.     Родной язык или государственный язык республики РФ и литературное чтение.

3.     Иностранный язык.

4.     Математика.

5.     Окружающий мир.

6.     Основы религиозных культур и светской этики (на выбор – изучение православной, буддийской, иудейской, исламской культуры, либо основы религиозных культур народов России или основы светской этики).

7.     Изобразительное искусство.

8.     Музыка.

9.     Технология.

10. Физическая культура.

 

В стандартах прописано право детей проходить обучение в начальной школе на родном языке из числа языков народов России, либо изучать его «в пределах возможностей, предоставляемых системой образования».

 

Новый ФГОС, как и пока действующий, ставил в задачи учебного модуля формирование у детей уважительного отношения к семье и семейным традициям, школе, «родному краю, России, её истории, культуре, природе», но теперь также появилась цель развить у детей «чувство гордости за национальные свершения, открытия, победы». У ребёнка должны сложиться первоначальные представления о «важнейших для страны и личности событиях и фактах прошлого и настоящего России».

 

 

 На этапе разработки нового федерального образовательного стандарта для начальной школы активно обсуждалось предложение заменить один из уроков физической культуры шахматными занятиями. В ряде учебных заведений страны даже вводились экспериментальные программы. Однако повсеместной такая практика не станет – в новом ФГОС нет никакой информации о введении обязательного обучения игре в шахматы детей в 1-4 классах.

 

Зато появилась установка на повышение физической и умственной работоспособности, в том числе для подготовки к выполнению нормативов физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО).

 

Школьное образование должно быть динамичным и отражать изменения, которые происходят в науке и культуре, идти в ногу с техническим прогрессом. В то же время на него накладывают отпечаток перемены, происходящие в обществе. В связи с этим федеральные образовательные стандарты, формирующие учебную программу, а также задачи по воспитанию и развитию детей, регулярно обновляются.

 

 

Спасибо за внимание!


Скачано с www.znanio.ru

Филиал МБОУ «Первомайская средняя общеобразовательная школа»

Филиал МБОУ «Первомайская средняя общеобразовательная школа»

Здравствуйте, уважаемые коллеги, поздравляю вас с началом учебного года

Здравствуйте, уважаемые коллеги, поздравляю вас с началом учебного года

В данное понятие Бабанский включает все элементы социального опыта, накопленного человечеством

В данное понятие Бабанский включает все элементы социального опыта, накопленного человечеством

И только одно поколение применяет персональные компьютеры и

И только одно поколение применяет персональные компьютеры и

России как «о стране, устремлённой в будущее», её месте в мире и исторической роли; 2

России как «о стране, устремлённой в будущее», её месте в мире и исторической роли; 2

Физическая культура. В стандартах прописано право детей проходить обучение в начальной школе на родном языке из числа языков народов

Физическая культура. В стандартах прописано право детей проходить обучение в начальной школе на родном языке из числа языков народов
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.11.2021