: Изображение быта и жизни сибирской деревни в послевоенные годы в рассказе «Конь с розовой гривой» В.П.Астафьева.
Оценка 5

: Изображение быта и жизни сибирской деревни в послевоенные годы в рассказе «Конь с розовой гривой» В.П.Астафьева.

Оценка 5
doc
17.09.2023
: Изображение быта и жизни сибирской деревни в послевоенные годы в рассказе «Конь с розовой гривой» В.П.Астафьева.
Открытый урок по литературе.doc

Тема урока №59: Изображение быта и жизни сибирской деревни в послевоенные годы в рассказе «Конь с розовой гривой» В.П.Астафьева.

Класс: 6

Дата проведения: 30.01.2023

Тип урока: изучение нового материала

Формы работы: работа в группах, поисковая работа, приём «Сюжет в картинках», викторина-эстафета,  приём «Ромашка вопросов», приём «Актёрская студия».

Здоровьесберегающие методики и технологии: технология личностно-ориентированного обучения, смена форм работы, физкультминутка.

Цели деятельности учителя: организовать работу  по анализу художественного текста; показать жизнь и быть сибирской деревни в рассказе; формировать навыки выразительного чтения и пересказа эпизодов; формировать умения отвечать на вопросы и подтверждать их текстом; развивать навыки характеристики героев, монологической речи; организовать работу в группах.

Планируемые результаты изучения темы:

Предметные умения: знать основные сведения о жизни и творчестве В. П. Астафьева, сюжета и героев рассказа, уметь воспринимать и анализировать текст, определять жанр литературного произведения, давать характеристику герою.

Личностные:  развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.

Гражданское воспитание: готовность  выполнять обязанности гражданина и реализации своих прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей на уроке литературы.

Духовно-нравственное воспитание: ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора; готовность оценивать своё поведение, в том числе речевое, и поступки, а также поведение и поступки других людей.

            Эстетическое воспитание: осознание важности художественной литературы и культуры как средства коммуникации и самовыражения.

Физическое воспитание, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия: осознание ценности жизни с опорой на собственный жизненный и читательский опыт; ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни; умение осознавать эмоциональное состояние себя и других, опираясь на примеры из литературных произведений; сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека с оценкой поступков литературных героев.

Метапредметные УУД (универсальные учебные действия):

Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану.

Познавательные: понимает информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, использует знаково-символические средства для решения различных учебных задач.

Коммуникативные: строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.

Оборудование: учебник, презентация, иллюстрации к повести.

Литература: 

1.  Литература. 6 класс.: учебник для общеобразовательных учреждений. В 2-х частях.

(В. П. Полухин, В. Я. Коровина, В. П. Журавлев, В. И. Коровин):под редакцией В.

Я. Коровиной. – М.: Просвещение, 2011 год.

2.  Рабочая программа по литературе для 5-9 классов под. Ред В.Я. Коровиной.

 

 

Ход урока:

Эпиграф:

Мир детства, с ним навечно расставанье,

Назад ни тропок нету, ни следа,

Тот мир далек, и лишь воспоминанья

Всё чаще возвращают нас туда... 

Кайсын Кулиев

 

I. Организационный момент.

            - Здравствуйте, ребята! Рада приветствовать вас на уроке литературы. Надеюсь, что вы получите сегодня много новых и полезных знаний. Приготовьтесь к уроку, откройте тетради и запишите число, классная работа.

II. Актуализация опорных знаний

1. Слово учителя

На прошлом уроке мы познакомились с основными этапами жизни известного русского писателя – Виктора Петровича Астафьева.

- Что нового вы узнали о жизни писателя?

- Родился в сибирской деревне Овсянка, расположенной на берегу реки Енисей.

- Рано потерял родителей, воспитывался бабушкой.

- Ушел добровольцем на фронт, имел множество наград за заслуги перед Отечеством.

- Очень любил свою малую родину и мечтал вернуться в родное село.

2. Проверка домашнего задания.

            Приём «Сюжет в картинках»

- Посмотрите на слайды, перед вами сюжеты рассказа в картинках, известны ли вам они? С какого рассказа?

- Обратили ли вы, как они расположены? В хронологической последовательности или же нет?

«Викторина-эстафета»

Проверим знание текста рассказа В. П. Астафьева «Конь с розовой гривой» путём проведения викторины. Дома вы должны были составить по 5 вопросов для викторины-эстафеты.

Правила проведения викторины-эстафеты: учитель называет фамилию, имя первого ученика, который будет читать свои 5  вопросов и адресовать их другому ученику. Ответивший на все вопросы называет того, кто будет отвечать уже на его вопросы и т.д. В случае затруднения с ответом или неправильного ответа на вопрос можно прибегнуть к помощи класса.

(Учащиеся задают друг другу вопросы).

III. Мотивация учебной деятельности учащихся

Целеполагание

В. П. Астафьев писал: «Рассказы для детей написаны в разное время. Почти все они о моей родине – Сибири, о далёком деревенском детстве, которое, несмотря на трудное время и сложности, всё-таки было удивительно светлой и счастливой моей порой».

- Обратите внимание на слайд. На слайде изображен вид на сибирскую реку Енисей и с. Овсянку.

- Какие впечатления у вас вызывает это изображение? (Река очень широкая, величественная. Село Овсянка небольшое. Природа этой местности очень красивая).

- Как вы считаете, о чем мы сегодня будем говорить на уроке? (О родине писателя и о его детстве).

III. Постановка темы и цели урока.

            Итак, тема нашего урока «Изображение быта и жизни сибирской деревни в рассказе «Конь с розовой гривой» В.П.Астафьева».

Сегодня на уроке нам предстоит рассмотреть произведение «Конь с розовой гривой», которое вы уже прочитали дома, обратиться к картинам быта и жизни сибирской деревни в предвоенные годы, изображенным в данном произведении.

- Ребята, как вы считаете, может ли место, в котором жил писатель, повлиять на его творчество? (Влияет, т.к. это место связано с детством писателя. А детство никогда не забывается).

- Как вы считаете, какова цель нашего урока?

V. Первичное применение умений и навыков

1. Приём «Ромашка вопросов»

- В какое время и где происходят события рассказа? Вспомните приметы этого времени. (События рассказа происходят в сибирской деревне до начала Великой Отечественной войны. Приметы этого времени - голодная жизнь, единоличное хозяйство, отсутствие автомобилей и хороших дорог, редкие поездки в город на лодке. Характерные приметы места - Енисей, увалы, тайга рядом с деревней).

- От чьего лица ведется повествование? (Повествование ведется от первого лица. Это воспоминание писателя о собственном детстве. События рассказа как будто увидены детскими глазами.)

- Почему «пряник конем» такая желанная мечта? (Дети не избалованы вкусной едой, они не всегда и едят досыта. Соседские ребятишки постоянно голодные. Бабушка героя «никогда не позволяла таскаться с кусками хлеба. Ешь за столом, иначе будет худо» Быт деревни беден и убог. Пряник кажется сказочно красивым: «Он белый-белый, этот конь. А грива у него розовая, хвост розовый, глаза розовые, копыта тоже розовые». Пряник и лакомство, удовольствие, которое хочется растянуть, и игрушка: «Пряник можно засунуть под рубаху, бегать и слышать, как конь лягает копытами в голый живот. Холодея от ужаса - потерял! - хвататься за рубаху и со счастьем убеждаться, что тут он, конь - огонь!..»)

- Почему Левонтьевы так плохо жили? (Возможны разные варианты ответов: они были бедными; было много детей, на всех не хватало денег; добавим, что хозяин дома, отец семейства Левонтий сильно пил, п ропивал деньги, да и работать не любил).

- Какую роль в композиции рассказа играет описание семьи? (Описание семьи является своеобразной экспозицией, объясняет характеры героев, описывает время, место, быт и жизнь главных героев).

            Говоря о жизни села, В.П. Астафьев противопоставляет два мира, два образа жизни: образ жизни коренных сибиряков, крестьян и хороших хозяев, и образ жизни семьи Левонтьевых, глава которой - пролетарий, работающий не на земле, а на известковом заводе, «красные жерла» печей которого полыхали «по ту сторону реки».

2. Работа с таблицей «Сравнительная характеристика семей Катерины Петровны и Левонтия»

 

 

Семья Катерины Петровны

 

Семья Левонтия

Описание жилья (как выглядят дома, двор, обстановка?)

Было свое хозяйство.

Чистота, порядок в доме. Вытряхивала половики, занималась хозяйством

 

 «Стоял он сам собою, на просторе, и ничего-то ему не мешало смотреть на свет белый кое-как застекленными окнами – ни забор, ни ворота, ни наличники, ни ставни».  

Левонтий бил остатки стекол в окнах, ругался, гремел, плакал.  

 

Внешний вид хозяев домов. Как они себя ведут?

Обстоятельная бабушка-генерал.  

Дед немногословный.

Дед аккуратно одет.

 

В доме Левонтия все сами по себе, занимаются бездельем.  

Загнанная, суетливая, покорная тетка Васеня.  

Левонтий любил поговорить, особенно пьяненький.

Выходил на улицу в рубахе без пуговиц, штаны на одной пуговке держались. 

 

Отношение к деньгам.

Запас на черный день.

Всегда брала в долг. Когда Левонтий приезжал с деньгами, закатывали пир на всю деревню.  

Семейные ценности. Отношение к детям.

Катерина Петровна учит совестливости, честности. Хочет, чтобы ее внук вырос совестливым, а не таким, как левонтьевские.

Родители не следят за детьми. Дети предоставлены сами себе. Живут вне правил и законов деревни.

 

            3. Гимнастика для глаз

Упражнение выполняется стоя, руки на поясе, плечи развернуты. Плакат находится впереди вверху, укреплен над доской.

С помощью стрелок указаны траектории, по которым должен двигаться взгляд в процессе выполнения физкультминуток:

вверх – вниз, влево – вправо, по часовой стрелке, по восьмерке. Каждая траектория отличается от других цветом. Это делает схему яркой, красочной и привлекает внимание.

Описание: gl4.jpg

4. Работа в группах

- Ребята, все ли слова вам были понятны при прочтении текста?

В рассказе «Конь с розовой гривой» встречаются диалектизмы и просторечия, которые создают своеобразный сибирский колорит, поэтому в произведении слышна живая разговорная речь. Вспомните, что такое диалектные слова? (Диалектизмы – это слова, которые употребляются  только на определенной территории).

1 группа

Найти в тексте рассказа диалектные слова и составить словарик диалектных слов.

СЛОВАРЬ СИБИРСКИХ ДИАЛЕКТНЫХ СЛОВ

Увал – пологий холм.

Заимка – земельный участок вдали от села.

Туесок – берестяная корзина с крышкой.

Бадога – длинные поленья.

Сенцы – передняя часть строения.

Шуровать – беспокоить.

Зариться – завидовать.

Наличники – накладная планка на дверном или оконном проёме.

Яр – крутой край оврага.

Рушник – полотенце.

Поскотина – пастбище, выгон.

Шаньга - булочка с творогом, ватрушка

Заполошная – суетливая

Малой

Старшой

Потатчик

- Для чего автор использует диалектизмы в своём произведении? (Автор использует диалектизмы для того, чтобы точно передать картину жизни довоенного села, чтобы погрузить читателей в атмосферу той жизни).

 

2 группа

Проследить то, как автор изображает быт и жизнь сибирской деревни в предвоенные годы. Найдите в тексте эпизоды, в которых говорится о том, как жили, чем занимались в сибирской деревне в предвоенные  годы.

1. «Весною левонтьевское семейство ковыряло маленько землю вокруг дома, возводило изгородь из жердей, хворостин, старых досок. Но зимой всё это постепенно исчезало в утробе русской печки, раскорячившейся вокруг избы».

2. «Дедушка был на заимке, в километрах пяти от села, в устье речки Маны. Там у нас была посеяна полоска ржи, полоска овса и полоска картошек».

3. «О колхозах тогда ещё только начинались разговоры, и селяне наши пока жили единолично».

4. «Мне повезло. Возле дяди Ваниного дома играли в лапту».

5. « Тётя Феня оттеснила меня в сени и втолкнула в пристроенную в сенях кладовку. Там была налажена постель из половиков и старого седла в головах – на случай, если днём кого-то сморит жара и ему захочется отдохнуть в холодке».

6. «В кладовке пахло отрубями, пылью и сухой травой, натыканной во все щели и под потолком». 7. «У моста, что проложен через Малую речку, пиликала гармошка. На мосту у нас собирается молодёжь, пляшет там, поёт».

8. «Бабушка ходила взад-вперёд, поила корову, выгоняла её к пастуху, делала разные свои дела…» 9. «По скобленному кухонному столу, как по огромной земле с пашнями, лугами и дорогами, на розовых копытцах скакал белый конь с розовой гривой».

- Сделайте выводы, о чем хочет сказать нам автор в каждом отрывке? (В сибирской деревне в предвоенные годы людям жилось тяжело, не было сытой жизни, приходилось многим кормиться от земли, от ведения пока еще единоличного хозяйства, некоторые  работали на  лесозаготовках. Но люди не унывали, в свободное от работы время пели, плясали под гармошку. Дети развлекали себя народными  играми, помогали взрослым).

 

3 группа

Приём «Актерская студия ( 2 учащимся инсценировать эпизода «Разговор Саньки и героя»).

Санька: Бабушки Петровны испугался! Эх ты!

Герой: Зато мне бабушка пряник конем купит!

Санька: Может, кобылой? Скажи уж лучше - боишься её, и ещё жадный!

Герой: Я?!

Санька: Ты!

Герой: Жадный?

Санька: Жадный!

Герой: А хочешь, все ягоды съем?

Санька: Слабо!

Герой: Мне слабо? Мне слабо? Вот! Ешьте вместе со мной!

Герой: Я ещё у бабушки калач украду!

Санька: Давай! Только одного калача мало! Шанег прихвати! А лучше ещё и пирог! Лишнее не будет!

Герой: Ладно!

Мы увидели, что Санька провоцирует героя, называя его «жадным и трусом». Витя еще слаб характером, он струсил и пошел на поводу у Саньки.

- Почему наш главный герой так поступил, он ведь ягоды собирал для того, чтобы бабушка их продала и купили «желанный пряник с конём»? (Не хотел потерять друзей, не хотел ссориться, конфликтовать. Ему было важно не спасовать, не струсить, не опозориться,  не показаться жадным. Не хотел выделяться, быть как все).

VI. Домашнее задание (Подумать над вопросом: какие уроки жизни преподал нам автор рассказа В. П. Астафьев?)

VII. Подведение итогов. Выставление оценок.

Рефлексия

- Как жили люди в сибирской деревни в довоенное время? (Жизнь была не  простая. Зарабатывали на жизнь тяжелым трудом, работали на поле, на заводе. Но люди по  –  доброму  относились  друг  к  другу,  любили  соседей  как  своих  родственников, помогали)

- Какие мысли вызвал у вас данный рассказ?

- Итак, В.П. Астафьев – один из ярких представителей современной русской литературы. Мы убедились, что в его рассказе отразились и факты биографии, и быт сибирской деревни 30-х годов

Метод «Незаконченных предложений»

Нам  понравилось…

Мы поняли, что…

Мы научились…

 

 


Тема урока №59: Изображение быта и жизни сибирской деревни в послевоенные годы в рассказе «Конь с розовой гривой»

Тема урока №59: Изображение быта и жизни сибирской деревни в послевоенные годы в рассказе «Конь с розовой гривой»

В. П. Полухин, В. Я. Коровина,

В. П. Полухин, В. Я. Коровина,

Как вы считаете, о чем мы сегодня будем говорить на уроке? (О родине писателя и о его детстве)

Как вы считаете, о чем мы сегодня будем говорить на уроке? (О родине писателя и о его детстве)

Описание жилья (как выглядят дома, двор, обстановка?)

Описание жилья (как выглядят дома, двор, обстановка?)

Зариться – завидовать. Наличники – накладная планка на дверном или оконном проёме

Зариться – завидовать. Наличники – накладная планка на дверном или оконном проёме

Санька: Слабо! Герой: Мне слабо?

Санька: Слабо! Герой: Мне слабо?
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.09.2023