« ИЗУЧЕНИЕ ЗНАКОВ В ТОНАЛЬНОСТЯХ»
Оценка 4.9

« ИЗУЧЕНИЕ ЗНАКОВ В ТОНАЛЬНОСТЯХ»

Оценка 4.9
docx
23.01.2020
« ИЗУЧЕНИЕ ЗНАКОВ В ТОНАЛЬНОСТЯХ»
Методические рекомендации
Изучение знаков в тональностях.docx

Костюничева Ольга Владимировна

преподаватель теоретических дисциплин

высшей квалификационной категории

МБУ ДО «Детская школа искусств № 57» г.Осинники, Кемеровской области.

Методические рекомендации

  « ИЗУЧЕНИЕ ЗНАКОВ В ТОНАЛЬНОСТЯХ»

 

  Изучение тональностей в курсе сольфеджио проводится на протяжении всего периода обучения в детской музыкальной школе.  

  Традиционным  - является постепенное изучение тональностей от класса к классу по мере увеличения количества ключевых знаков.

Все тональности при этом разделяют на «простые» и «сложные». «Простые» – это тональности с меньшим количеством знаков альтерации при ключе (все мы знаем, как дети любят До мажор!), а «сложные» – с большим количеством знаков. В то же время для полноценного музыкального развития учащихся нужны навыки скорого ориентирования во всех тональностях без исключения, и начинать такую работу надо как можно раньше, иначе «сложные» тональности с большим количеством ключевых знаков всегда будут пугать учащихся.

Вот что пишет по этому поводу композитор и педагог Дмитрий Зайцев: «Длительная ладовая и тональная диета чрезвычайно сковывает развитие музыкального высотного слуха и мышления учащихся. Я полагаю так, с первого класса в ДМШ есть возможность и потребность использовать в деле все тональности».

Об этом же говорит и Т.Е. Первозванская, обращаясь уже непосредственно к учащимся и призывая их не бояться «многозначных» тональностей: «Иногда композиторы представляют себе тональности в определенном цвете, а разные цвета могут вызвать различные настроения. Поэтому композитору совсем не безразлично, в какой тональности звучит его произведение. Например, До мажор и Ре-бемоль мажор даже сравнить нельзя, так они по-разному окрашены. Не стоит записывать музыку в той тональности, где знаков поменьше, – музыка от этого может многое потерять».

Таким образом, актуальностью моего обращения   к данной теме, является необходимость раннего формирования навыков учащихся быстро ориентироваться в ключевых знаках различных тональностей. Это позволит экономить время урока, использовать в разных формах работы тональное разнообразие, а также будет способствовать повышению музыкальной грамотности учащихся.

Также принципиальным для меня, как преподавателя, является стремление на конечном этапе освоения данной темы свести к минимуму использование наглядных пособий: табличек, подсказок, памяток и т.п. Необходимо, чтобы все «подсказки» учащийся мог увидеть «мысленным взором», при этом сводя к минимуму и механическое заучивание материала. Например, если в классе сольфеджио на стене висит плакат со знаками в тональностях, учащийся привыкает смотреть и ориентироваться по нему. Тогда как на уроке по специальности, не имея перед глазами этого плаката, он не сможет быстро вспомнить знаки в нужной тональности.

     Данная статья предназначена не только для преподавателей сольфеджио  детских музыкальных школ и музыкальных отделений детских школ искусств, Но может быть использована в работе и преподавателями по специальности. 

 

      Первоначально обратимся к анализу учебных программ по предмету «Сольфеджио». В широко применяемой до последнего времени «классической» программе Т.А. Калужской (Москва, 1984) для семилетнего срока обучения предлагается такой порядок изучения тональностей, при котором, по сути, номеру класса соответствует количество знаков в тональностях при ключе.

       Примерно та же последовательность сохраняется и в новой программе, разработанной на основе и с учетом федеральных государственных требований к дополнительным предпрофессиональным общеобразовательным программам в области музыкального искусства (Москва, 2012):

       В свою очередь, бóльшая часть учебно-методической литературы по сольфеджио построена в соответствии с программой, и тональности появляются в работе постепенно, от класса к классу. Все же тональности включаются в работу не ранее 6-7 классов.

       То же происходит и в широко используемых «Рабочих тетрадях по сольфеджио» Г.Ф. Калининой. В каждом классе предлагаются новые тональности, в справочных материалах имеется перечень изучаемых в данном классе тональностей, который постепенно «вырастает» в квинтовый круг.

        В то же время на уроках по специальности ученикам часто случается исполнять произведения в разных тональностях, с которыми они ещё не познакомились на сольфеджио.

        Как же научить их ориентироваться их в тональностях и знаках с раннего возраста, какие методические приемы для этого использовать, какими известными методиками, наглядными пособиями воспользоваться, или придумать что-то новое, своё?

        Ответы на эти вопросы каждый преподаватель должен найти сам на основе изучения опыта коллег и собственного понимания и восприятия данной темы.

     Рассмотрим некоторые методические приёмы и техники, которые позволяют быстро определять знаки в тональностях. Они не претендуют на новизну, так как ранее все они были описаны в учебно-методической литературе. Однако мой собственный взгляд на систему и последовательность применения данных методических приемов, основанный на практическом опыте работы, может быть интересен преподавателям-музыкантам.

         Сразу скажу, что можно просто взять и выучить знаки во всех тональностях как таблицу умножения. Это не так сложно, как кажется.  В конечном итоге, при частом использовании любой техники ориентирования в тональностях, каждый музыкант приобретает «автоматическое» знание знаков.

         Широко используются различные таблицы и наглядные пособия квинтового круга тональностей -  графического изображения связей разных тональностей и соответствующих им знаков. Среди них есть наиболее интересные и  красочные для детей:  «Квинтовые круги на ладошках», «Круг  в виде своеобразных часиков», «Забавный градусник тональностей» (предложен на сайте «Музыкальный урок»  http://music-education.ru/), «Универсальная музыкальная таблица» Дмитрия Зайцева и др.

          Далее хочу  рассказать о собственных методических приемах в работе с этой темой.

          Знакомство детей с мажорными тональностями, понятием «квинтовый круг» происходит в первый год обучения.

        « –   Как же тональность получается?

           –  Лад с нотой-тоникой встречается!»

          Как только познакомились с Тоникой, начинаем играть (подбирать) и петь небольшие попевки и мелодии в объеме трихорд – пентахорд от разных клавиш-тоник. Выясняем, что Тоникой может стать  любая клавиша и построить своё «королевство» мажорный лад.  НО! Чтобы звуки «ладили»,  Тоникам приходится приглашать гномов  b или  #.  В музыкальной стране живут две семьи гномов: семь диезов (для каждой ноты) и семь бемолей.  И у диезов и у бемолей в семье есть «старший» главный гном, который всегда первый приходит к Тоникам и приводит за собой всех остальных в строгом порядке. У диезов главный ФА#, у бемолей – Си b.

            Параллельно знакомимся с интервалами, в частности с чистой квинтой. Узнаем, что  её «прозрачное», чистое звучание используется для настройки струн в струнных инструментах…и не только! Разучиваем песню «Квинтовый вальс». Слова песни много лет назад были записаны мной на семинаре В.В. Кирюшина, музыку пришлось сочинить самой:

           Квинтовый вальс

У чистеньких квинт

Рассеянных квинт

Щупальцев ровно пять!

Иди в хоровод маленьких квинт!

Будем всю ночь танцевать!

Медленный танец –

Рассеянный вальс

Модный сегодня везде.

Маленьким детям напомнит о нас

Квинтовый круг на  воде:

Фа – До – Соль – Ре

Фа – До – Соль - Ре

Ля – Ми – Си.

Уноси нас,  ветер вольный, уноси!

Уноси нас, переменная волна!

Си – Ми – Ля – Ре

Си – Ми – Ля – Ре

Соль – До – Фа.

 

      Благодаря словам песни легко запоминаем строгий порядок  «имён гномов» диезов и бемолей, а также усваиваем само понятие «Квинтовый круг», т.к. имена диезов и бемолей в первую очередь и расположены по квинтовому кругу.

       Таким образом, разбираем с детьми, что одни Тоники используют для стройного звучания своих ступеней («приглашают семью гномов») только # (диезные тоники), а другие только b (бемольные тоники).

       Для более яркого восприятия и понимания учащимися картины «Квинтового круга тональностей», использую придуманную историю:

       Однажды «диезные» и «бемольные» тоники начали ссориться между собой, кто лучше звучит. Одни говорили, что «гномы диезы нас лучше настраивают», другие спорили, что «гномы бемоли нас лучше настраивают»! Чуть до войны дело не дошло...

       Тут же следует мой вопрос: «Кто помирил диезных и бемольных тоник?» всегда жду, пока дети сами не ответят на этот вопрос. Даже, если приходиться «подталкивать» их к правильному ответу наводящими вопросами.

        Радует, что ответ всегда находится довольно быстро.  Тоника  До!

Она белая, и ей не с кем спорить.  Чистые квинты её научили, и она поселилась между диезными и бемольными тониками, а далее вверх от себя (вправо), ровно через чистую квинту поселила семь диезных тоник, а  вниз от себя (влево) - семь бемольных тоник. И стали они все вместе дружно жить по квинтовому кругу. Чтобы закрепить это понятие, иногда загадываю загадку:

В чистом всё у нас порядке:

Клавиш много в звукоряде,

Но у тоник – у  подруг,

Не возникнет ссоры вдруг.

Квинты тоник научили,

Всем владенья разделили,

Дали имена диезам и бемолям ровно в ряд.

И с тех пор закон вокруг –

Чистый, как -   -------------- (Квинтовый круг).

 

 

 

 Для    наглядного  восприятия своего рассказа использую следующую схему :

           

7b

6b

5b

4b

3b

2b

1b

0

1#

2#

3#

4#

5#

6#

7#

 

Доb

 

Сольb

 

Реb

 

Ляb

 

Миb

 

Сиb

 

Фа

 

До

 

Соль

 

Ре

 

Ля

 

Ми

 

Си

 

Фа#

 

До#

   

         Уже при визуальном знакомстве с первой схемой только мажорных тоник, у учащихся возникает вопрос: почему эта ровная линеечка тональностей называется «Квинтовый круг»?  Здесь необходимо наглядно, с помощью своих рук или схеме, изображенной на линейке бумаги сложить (свернуть) круг, и, самое главное, показать, как этот круг сомкнётся и закрепится «тремя кнопками» – энгармоническими равными тональностями:

 

7b

6b

5b

4b

3b

2b

1b

0

1#

2#

3#

4#

5#

6#

7#

 

Доb

 

Сольb

 

Реb

 

Ляb

 

Миb

 

Сиb

 

Фа

 

До

 

Соль

 

Ре

 

Ля

 

Ми

 

Си

 

Фа#

 

До#

 

Сразу разбираем, что «захлопывают» на кнопки квинтовый круг противоположные (# - b) пары тональностей:

 

7b   Доb    -   5# Си  

 

6b   Сольb -  6# Фа#

 

5b    Реb -      7#  До#

 

 

        В дальнейшем, по мере изучения параллельного минора, буквенных обозначений звуков и тональностей, эта таблица тональностей расширяется и усложняется до окончательного варианта.

 

7b

6b

5b

4b

3b

2b

1b

0

1#

2#

3#

4#

5#

6#

7#

 

Доb

 

Сольb

 

Реb

 

Ляb

 

Миb

 

Сиb

 

Фа

 

До

 

Соль

 

Ре

 

Ля

 

Ми

 

Си

 

Фа#

 

До#

ляb

миb

сиb

фа

до

соль

ре

ля

ми

си

фа#

до#

соль#

ре#

ля#

 

7b

6b

5b

4b

3b

2b

1b

0

1#

2#

3#

4#

5#

6#

7#

 

 

Порядок тональностей по квинтовому кругу

7 b

6 b

5 b

4 b

3b

2b

1b

0

1#

2#

3#

4#

5#

6#

7#

 

До b

Ces

 

Сольb

Ges

 

Реb

Des

 

 Ляb

As

 

Миb

Es

 

Сиb

B

 

Фа

F

 

До

C

 

Соль

G

 

Ре

D

 

Ля

A

 

Ми

E

 

Си

H

 

Фа#

Fis

 

До#

Cis

 

 

ляb

as

 

миb

es

 

сиb

b

 

фа

f

 

до

c

 

соль

g

 

ре

d

 

ля

a

 

ми

e

 

h

 

фа#

fis

 

до#

cis

 

cоль#

gis

 

ре#

dis

 

ля#

ais

 

7 b

6 b

5 b

4 b

3b

2b

1b

0

1#

2#

3#

4#

5#

6#

7#

 

         Всё  выше описанное пошаговое знакомство и освоение взаимосвязи тональностей по квинтовому кругу служит для понимания учащимися целостной картины всех тональностей вообще.  В  итоге совместно делаем следующие выводы:

ü  Всего 30  тональностей:

система музыкальных тональностей

 

ü  Фактически высоту звучания имеют 24 тональности, т.к. 3 пары мажорных и 3 пары минорных энгармонически  равных тональностей только называются по-разному,  а звучат одинаково.

        Такое целостное представление о квинтовом круге тональностей, безусловно, необходимо каждому музыканту. Однако и оно, по сути,    создаёт   и в воображении и на бумаге новую таблицу, иную схему графического изображения квинтового круга.

         А это обстоятельство не решает задачи сведения к минимуму использование наглядных пособий.

         Маленькие дети лучше всего запоминают или порядок чего-либо с помощью стихов.  Замечательный, на мой взгляд, стих для младших учащихся я нашла у Зои Борисовны Афанасьевой, преподавателя из Костромы:

 

Знаем мы такой секрет:

В До мажоре знаков нет!

В Соль мажоре – фа-диез

На пятую линейку влез.

Ну, а в Ре мажоре есть

Фа-диез и до-диез!

В Ля мажоре, посмотри:

Фа, до, соль – диезов три!

Дальше вспомним Фа мажор:

При ключе там си-бемоль,

Ну а в Си-бемоль мажоре –

Си и ми есть, два бемоля.

Ну, и в Ми-бемоль мажоре

Нам запомнить нужно:

Три бемоля – си, ми, ля

Поселились дружно!

 

           В настоящее  время   многие люди, а особенно дети являются «визуалами».   Им намного проще  запоминать любой материал с помощью «картинки».  Как показывает моя практика, одним из хороших, действенных способов быстрого ориентирования  в тональностях, является запоминание тоник и их знаков на клавиатуре.

                 . Прежде всего, необходимо договориться, что знаки будем определять по мажорным тональностям. Это значит, что для минорных тональностей придется сначала найти параллельную мажорную тональность, а дальше уже действовать по общей схеме.

             Глядя на клавиатуру, запоминаем, что все «белые» тоники, кроме До и Фа – диезные, а «чёрные» тоники - бемольные и,  само их имя со словом бемоль означает, что они «бемольные». Сразу видим 3 пары энгармонически равных тональностей.

             Иначе, если в названии мажора (кроме Фа) вообще не упоминаются знаки, либо присутствует только диез (например, Фа диез и До диез мажор), то это мажорные тональности с диезными знаками. Для Фа мажора нужно запомнить, что си бемоль при ключе.  В остальных мажорных тональностях с бемольными  знаками в названии тоники обязательно есть слово бемоль.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5 b

7 #

 

 

 

 

 

3 b

 

 

 

 

 

 

 

6 b

6 #

 

 

 

 

 

4 b

 

 

 

 

 

 

2 b

 

 

 

0

 

 

2#

 

4#

 

 1b

 

 

1#

 

3#

  7b

5#

 

           Многим учащимся удобно запоминать знаки с помощью расположения 

тональностей с нечётным  и   чётным количеством знаков:

     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 5b

 

 

 

 

 

 

 3b

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7#

 

   7b

 

 

 

 

 

 

 

 1b

 

 

1#

 

3#

 

5#

 

 

 

 

         Отсчёт начинаем от тоник Фа и Соль (с одним знаком) и по тонам (большим секундам) в зеркальном направлении  увеличиваем количество знаков по нечётным числам.

        Чётное количество знаков начинаем считать с энгармонически равных тональностей  Фа# - Сольb с 6 знаками, также по тонам (большим секундам) в противоположном направлении, по мере уменьшения количества знаков.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6 b

 

6 #

 

 

 

 

4 b

 

 

 

 

 

2 b

 

 

 

 

 

2#

 

4#

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

       Такой зрительный метод запоминания знаков, подкрепляемый проигрыванием звуков на инструменте очень эффективен.

       Многие учащиеся довольно быстро  приобретают навык ориентироваться в тональностях  и знаках и по другим принципам.

       Например, в диезных тональностях по последнему диезу, который всегда является VII ступенью (я говорю детям – вводным полутоном).

       В  бемольных  тональностях,  услышав  имя  тоники,  называем  бемоли

по-порядку  до тоники + следующий знак. 

       Этот широко известный метод используется с разными интерпретациями многими музыкантами и также является довольно эффективным.

        В заключение хочется  отметить, что, несмотря на выбранный преподавателем способ или метод, раннее освоение комплекса тональностей квинтового круга и знаков в них, систематическое закрепление этой темы, в итоге всегда приводит к положительному результату. Учащиеся быстро вычисляют знаки или просто знают их, «как таблицу умножения».

 

 

 

 

Список использованной литературы.

 

1.      Золина Е.М. Домашние задания по сольфеджио для V класса детских музыкальных школ. – М.: «Престо», 2003.

2.      Первозванская Т.Е. Теория музыки для маленьких музыкантов и их родителей: Учебник-сказка. Часть ІI. – СПб.: «Композитор», 2001.

3.      Сольфеджио. Программа для детских музыкальных школ, музыкальных отделений школ искусств / Составитель Т.А. Калужская. – М., 1984.

4.      Сольфеджио. Примерная программа / Составители: Г.А. Жуковская, Т.В. Казакова. – М., 2012.

5.      Афанасьева З.Б.  Зачем на уроке сольфеджио … градусник?!  или 

          Секреты запоминания ключевых знаков. – Кострома, 2014.

 

 

 

 

 

 

 

« ИЗУЧЕНИЕ ЗНАКОВ В ТОНАЛЬНОСТЯХ»

« ИЗУЧЕНИЕ ЗНАКОВ В ТОНАЛЬНОСТЯХ»

« ИЗУЧЕНИЕ ЗНАКОВ В ТОНАЛЬНОСТЯХ»

« ИЗУЧЕНИЕ ЗНАКОВ В ТОНАЛЬНОСТЯХ»

« ИЗУЧЕНИЕ ЗНАКОВ В ТОНАЛЬНОСТЯХ»

« ИЗУЧЕНИЕ ЗНАКОВ В ТОНАЛЬНОСТЯХ»

« ИЗУЧЕНИЕ ЗНАКОВ В ТОНАЛЬНОСТЯХ»

« ИЗУЧЕНИЕ ЗНАКОВ В ТОНАЛЬНОСТЯХ»

« ИЗУЧЕНИЕ ЗНАКОВ В ТОНАЛЬНОСТЯХ»

« ИЗУЧЕНИЕ ЗНАКОВ В ТОНАЛЬНОСТЯХ»

« ИЗУЧЕНИЕ ЗНАКОВ В ТОНАЛЬНОСТЯХ»

« ИЗУЧЕНИЕ ЗНАКОВ В ТОНАЛЬНОСТЯХ»

« ИЗУЧЕНИЕ ЗНАКОВ В ТОНАЛЬНОСТЯХ»

« ИЗУЧЕНИЕ ЗНАКОВ В ТОНАЛЬНОСТЯХ»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.01.2020