Урок литературного чтения в 3 классе
Школа России.
Задачи урока:
-ввести в круг чтения учащихся произведения К.Г.Паустовского;
-учить различать рассказ- повествование, юмористический, научно- познавательный;
-учить работать с текстом произведения;
-делить на смысловые части, составлять план;
-учить подробному пересказу; понимать главную мысль, содержание;
-работать с дополнительной литературой;
-учить выражать свою точку зрения о прочитанном.
Тема: К.Г. Паустовский «Какие бывают дожди».
Ход урока:
1. Организационный момент.
А для нас звенит звонок
Он зовет нас на урок
Урок литературного чтения.
Сегодня на уроке мы будем беседовать друг с другом
и с главным героем урока книгой.
Учиться слушать и слышать друг друга.
А что нужно делать, чтобы вести с книгой разговор?
( думать, рассуждать, искать ответы в книге, задавать вопросы)
Сегодня мы с вами отправимся в гости на лесную поляну ( слайд 1)
А кто живёт на этой поляне, вы сейчас узнаете.
2. Актуализация знаний.
- Живут на поляне: слайд 2
«Анютины глазки с косичками; цветок-лепесток в валенках…» ( Варюша),
«Бродяга и бандит, потерявший всякую совесть…» (кот-Ворюга)
« Он, спаситель мой, я ему жизнью обязан… » (дедушка Ларион и заяц)
-Ребята, вы знаете этих жителей. Почему они живут на этой поляне?
-Как вы думаете?
(они герои произведений К.Паустовского)
- Давайте определим, из каких они произведений?
Варюшка ---- «Стальное колечко» (сказка)
Кот- варюга --- « Кот-варюга» (юмористический рассказ)
Дедушка и заяц ---- « Заячьи лапы» (рассказ)
У вас на столах лежат оценочные листы, оцените свою работу на данном этапе ( критерии оценивания на доске) проговорили.
3. Развитие умений.
слайд 3
Фонограмма Звуки дождя.
-Ребята, о каком природном явлении пойдёт речь на уроке?
А что бы вы хотели узнать о дожде?
А как мы это можем узнать?
-Давайте откроем содержание книги и посмотрим, может у нас есть произведение, связанное с дождём?
А кто написал это произведение?
- Попробуйте сформулировать тему нашего урока. слайд 4
- Тема нашего урока: К.Г.Паустовский « Какие бывают дожди».
1. Работа с текстом до чтения
( Мы познакомимся с новым произведением К. Паустовского и узнаем: какие бывают дожди.)
-А что вы знаете о дожде?
- По названию можно догадаться, о чём пойдёт речь ?
- Читаем это произведение по цепочке, после чтения текста проверим свои предположения.
2. Работа с текстом во время чтения.
1. Первичное чтение (учащиеся читают самостоятельно).
Вопросы после чтения.
– Какова главная мысль рассказа?
(дожди бывают разные)
- Какова тема произведения? (рассказ о природе)
- Похож ли этот рассказ на изученный рассказ о коте? (нет)
- Почему?
(«Кот-ворюга» - юмористический рассказ.)
- А рассказ «Какие бывают дожди?».
( Научно-познавательный )
- Что же он передаёт?
( Он даёт нам сведения о дожде.)
- Да, такие рассказы передают факты и их описание.
Физминутка.
Моделирование обложки к произведению.
Проверка работы учащихся и оценивание по критериям в оценочных листах.
Моделирование сюжета рассказа.
– Ребята, чтобы лучше запомнить информацию, нужно учиться запоминать самое главное. Как можно это записать, в виде чего? (Нужно составить план)
- Информацию можно записать в виде плана. В нём мы передаём самое главное.
- Правильно ли вы запомнили содержание текста? Проверьте себя. слайд 5
( на экране план рассказа )
1. Начало дождя. 1.Приметы дождя.
2. Виды дождя. 2 .Начало дождя.
3.Приметы дождя. 3. Виды дождя.
( Меняют пункты плана.)
1. Выборочное чтение текста (учащиеся читают самостоятельно) слайд 6
Задание. Найти в тексте отрывки по каждому пункту плана.
Каким будет первый пункт плана?
1. Приметы дождя.
Найдите в тексте этот отрывок и зачитайте, где Паустовский описывает приметы дождя.
- Почему К.Паустовский рассказывает о них в начале рассказа?
-Что происходит дальше?
2. Начало дождя.
Найдите и зачитайте как Паустовский описывает начало дождя.
3.Виды дождя.
- Какие виды дождя вы узнали?
- О видах дождя попробуем заполнить таблицу:
( работа в группах .Каждая группа получает карточку с заданием . Дети заполняют таблицу.) ( Приложение 2)
1 группа - спорый дождь
2 группа - грибной дождь
3 группа - слепой дождь
4 группа - дождь стеной
слайд 7
Приложение 2.
Виды дождя |
|
название |
описание |
Спорый (быстрый, скорый). |
Льёт отвесно, сильно, всегда приближается с набегающим шумом. Если на реке, то слышен звон капель. |
Грибной. |
Сонно сыплет из низких туч. Лужи тёплые. Он не звенит, а шепчет. |
Слепой. |
Сверкающие на солнце капли похожи на крупные слёзы. |
Дождь стеной |
Сплошной напряженный гул, дождь льёт стеной. |
- Прочитайте отрывок получившего текста о своём дожде.
- Подведем итог нашей работе. (Дожди бывают разные: грибной, спорый, слепой, стеной.)
Оцените работу в оценочных листах по критериям на доске.
Повторение изученного.
Работа по тесту. Приложение 3
- Посмотрите на слайды и определите вид дождя.
слайды 8,9,10,11,12
Учитель предлагает ответить на вопросы теста ( Дети читают отрывки из текста. На листочках знаком «+» отмечают правильный ответ.
Проверка выполненной работы слайд 13
- Сделайте вывод о своей работе ( рассказывают, как справились с тестом)
Оцените свою работу в оценочных листах ( критерии указаны на доске)
ΙΙΙ. Итог.
слайд 14
- Окончился дождь, выглянуло солнышко .
- Какое у вас настроение? (рисуют и показывают капельку настроения)
- Что нового мы узнали, прочитав рассказ К.Г.Паустовского «Какие бывают дожди»?
- Чему учит нас автор? (быть более наблюдательными, любить природу, видеть красоту и беречь её)
- Подведите итоги вашей совместной работы и дайте оценку работе вашей группы на протяжении всего урока.
(Приложение 4)
ΙV. Домашнее задание по выбору.
-Перечитать текст, выполнить задания в тетради на печатной основе, используя информацию, полученную на уроке. (1-3 группы)
- Рассказать какие бывают дожди или составить рассказ «Мой любимый дождик». (2-4 группы)
- Выучить наизусть описание любого дождя.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.