Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Средняя школа № 39 город Смоленск
Педагогический проект
Тема: « Методические рекомендации по развитию лексики на уроках
русского языка у детей с ОВЗ
в начальных классах»
Выполнила: учитель начальных классов
Федоренко Светлана Геннадьевна
2023 год
г. Смоленск
Содержание:
1. Краткая аннотация проекта
2. Актуальность проекта
3. Цели, задачи и методы проекта
4. Условия реализации проекта
5. Стратегические шаги реализации проекта
6. Функции проекта
7. Этапы реализации проекта
· Теоретические основы проблемы развития словарного запаса детей с интеллектуальной недостаточностью
· Пути решения профессиональной проблемы
· Пути реализации проекта
8. Оценка эффективности реализации проекта
9. Трудоёмкость реализации проекта
10. Библиография
1.Краткая аннотация проекта.
Проект ориентирован на развитие лексической стороны речи детей с ограниченными интеллектуальными возможностями в начальный период обучения грамоте. Особое внимание уделяется на подбор специальных методов и приёмов при учёте особенностей мышления, восприятия и индивидуальных возможностей таких детей. Проект включает мероприятия по его реализации: экспериментальное психолого-педагогическое исследование лексической стороны речи обучающихся; специальные методы и приёмы, применяемые на уроках русского языка и способствующие обогащению словарного запаса детей; уроки по русскому языку.
2.Актуальность проекта.
В современных условиях, когда школа решает задачу приближения преподавания к требованиям жизни, важное значение имеет работа по обогащению словарного запаса детей с интеллектуальной недостаточностью.
Важность этой проблемы объясняется крайне бедным словарным запасом и незнанием значения многих слов. Лексическая бедность, однообразие в построении фраз не позволяют умственно отсталым детям выразительно описывать явления, предметы, ограничивают возможность логически связно и последовательно излагать свои мысли.
Обогащение словарного запаса способствует развитию операций мышления, аналитико-синтетической деятельности и значительно облегчает усвоение грамматики.
3.Цели, задачи и методы проекта.
Цель моего проекта состоит в том, чтобы подобрать наиболее подходящие методы и приёмы, способствующие развитию лексической стороны речи, при этом основываясь на особенности мышления и восприятия детей с интеллектуальной недостаточностью.
Задачи проекта:
1. Изучение особенностей мышления и восприятия умственно отсталых детей при обучении русскому языку.
2. Разработка методической системы развития словарного запаса детей с отклонениями в развитии на начальном этапе обучения русскому языку.
3. Создание условий для реализации методов и приёмов на уроках русского языка: наглядные пособия, дидактические игры для индивидуальной и фронтальной работы, использование современных технологий.
Методы сопровождения проекта:
- теоретический анализ психолого-педагогической литературы.
- психолого-педагогический эксперимент.
- наглядные, словесные, практические.
4.Условия реализации проекта.
Русский язык как учебный предмет является ведущим, так как от его усвоения зависит успешность всего школьного обучения. Практическая и коррекционная направленность обучения русскому языку обуславливает его специфику. Все получаемые учащимися знания по данному предмету являются практически значимыми для их социальной адаптации и реабилитации в социуме. Необходимость коррекции познавательной и речевой деятельности школьников с интеллектуальной недостаточностью обусловлена трудностями овладения ими русской фонетикой, графикой и орфографией, своеобразием их общего и речевого развития, имеющихся психофизических функций.
Задачи программы обучения русскому языку состоят в следующем:
· научить школьников правильно и осмысленно читать доступный их пониманию текст;
· выработать элементарные навыки грамотного письма;
· повысить уровень общего и речевого развития учащихся;
· научить последовательно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
· формировать нравственные качества.
Главным принципом, организующим все программы по основным разделам русского языка, является развитие речи.
Дети с ограниченными интеллектуальными возможностями в большинстве случаев начинают говорить значительно позже, чем их нормально-развивающиеся сверстники; период их дошкольной речевой практики более короткий. Процесс овладения речью у детей данной категории существенно затруднён вследствие неполноценности их психического развития. В результате к началу школьного обучения они не достигают такого уровня речевого развития, который обеспечивал бы успешное усвоение знаний и навыков в области языка. Поэтому программа предусматривает подготовительный этап овладения навыками чтения и письма и в данный период привить интерес к обучению и выявить особенности общего и речевого развития ребёнка.
Ресурсное обеспечение. Технические условия кабинета позволяют обеспечить функциональность учебно-воспитательного процесса. Техническое оснащение кабинета:
- магнитная доска с подсветкой;
- магнитофон
- компьютер;
В кабинете имеется:
- библиотека методических материалов для учителя;
- учебные пособия по русскому языку для начальных классов, соответствующие основным темам по предмету;
- дидактические материалы по русскому языку для фронтальной работы с учащимися;
- дидактические игры по русскому языку для индивидуальной работы, распределённые в соответствии с предусмотренными по программе темами;
- иллюстрированные пособия (предметные картинки, скороговорки, сюжетные картины и т.д.)
Наличие разнообразных средств позволяет сделать учебный процесс более эффективным, так как включает в активную учебную деятельность учащихся с различными типами восприятия информации.
Условия кабинета соответствуют предписаниям СанПин:
- соблюдается режим освещения;
- используется лёгкая, удобная мебель;
- в оформлении кабинета использованы безопасные материалы.
Озеленение и спокойная цветовая гамма создают благоприятный психологический климат для обучения и общения. В течение урока проводятся физ. минутки с игровыми элементами, гимнастика для глаз.
В кабинете сформирована безопасная, здоровье сберегающая образовательная среда.
5.Стратегические шаги реализации проекта.
Решение стратегической цели и задач обеспечивается за счет реализации мероприятий по 5 этапам.
· На первом этапе изучаются теоретические основы проблемы развития словарного запаса детей с интеллектуальной недостаточностью.
· На втором этапе предусмотрена работа по исследованию словарного запаса детей, на основе знаний об овощах и фруктах.
· На третьем этапе приоритет отдаётся подбору и использованию специальных методов и приёмов, способствующих обогащению словарного запаса на уроках русского языка.
· На четвёртом этапе проводится повторное диагностирование словарного запаса учащихся.
· На пятом этапе реализуется защита проекта.
6.Функции проекта:
· Теоретическая функция. Изучение и анализ методической литературы по психологии и олигофренопедагогике умственно отсталого ребёнка.
· Диагностическая функция. Выявление уровня словарного запаса детей с интеллектуальной недостаточностью на начальной и заключительной стадии эксперимента. Рефлексия дальнейшей педагогической деятельности педагога.
· Методическая функция. Максимальное использование наглядных методов обучения и словарной работы на уроках обучения грамоте, способствующих развитию и коррекции недостатков словесной системы мышления.
· Социальная функция. Обогащение словарного запаса детей способствует развитию многих психических процессов, успешной адаптации ребёнка и облегчает дальнейшее усвоение грамматики.
7. Этапы реализации проекта:
Теоретические основы проблемы развития
словарного запаса детей
с интеллектуальной недостаточностью.
Проблема развития речи у детей глубоко изучена и широко представлена в отечественной педагогике и психологии (Л.С. Выготский, Н.С. Жукова, В.С. Мухина, М.Ф. Фомичёва).
К шести годам нормально развивающийся ребёнок достигает довольно высокого уровня в речевом развитии. К этому времени он должен правильно произносить все звуки родного языка, иметь достаточный по объёму активный словарь и практически овладеть грамматическим строем речи.
В это же время у ребёнка с интеллектуальной недостаточностью, как слуховое восприятие, так и произношение фраз возникает значительно позже. Речь его скудна и неправильна. Основные причины, обусловившие такое состояние речи – слабость дифференцированных, условных связей во всех анализаторах. Отрицательную роль играет также общее нарушение динамики нервных процессов.
Недоразвитие речи может быть обусловлено медленно формирующимися связями в области слухового анализатора. Из-за этого ребёнок долго не улавливает новых слов и словосочетаний. Он не глух, он прекрасно слышит, но звуки обращённой к нему связной речи воспринимаются им не расчленёно. Процесс выделения слов из речи происходит более медленным темпом, чем в норме. Это является первой основной причиной запоздалого и неполноценного развития речи.
Дети с интеллектуальной недостаточностью плохо различают сходные звуки, особенно согласные. Слабое развитие фонематического слуха затрудняет звуковой анализ слова. Из-за слабости фонематического анализа умственно отсталый ребёнок плохо различает окончания слов, это препятствует усвоению грамматических форм. Недостатки фонематического слуха усугубляются замедленным темпом артикуляции.
У детей с интеллектуальной недостаточностью хорошо наблюдается недоразвитие лексического строя речи. Словарный запас этих детей намного беднее, чем у детей нормальным интеллектом. Наблюдается большая разница между объёмом активного и пассивного словаря. Активный словарь умственно отсталых детей значительно меньше, чем пассивный. Это проявление низкого уровня развития мышления. Небольшой по объёму словарь учащихся вспомогательной школы отражает примитивность их желаний, отсутствие знаний для более точного описания увиденных признаков, действий, отношений между людьми, предметами и явлениями.
Словарный запас, которым располагают умственно отсталые школьники, характеризует особенности их познавательной деятельности, умение осмысливать и отражать в речи окружающую действительность, а также своеобразие общего психического развития детей.
Определённую роль играет и дефектность вербальной памяти умственно отсталых детей. Дети с интеллектуальной недостаточностью затрудняются и в употреблении предлогов. Эту проблему подробно рассматривал М.П. Феофанов. Он говорил: «Одним из существенных отличий речи умственно отсталых детей является сравнительная бедность в использовании различных разнообразных падежных форм и предлогов».
Бедность словарного запаса учащихся младших классов коррекционной школы обнаруживается в том, что дети часто не знают названий многих предметов, постоянно им встречающихся. Например, на уроке при ознакомлении с частями окна никто из учеников 1 класса не мог дать названия таким его частям, как подоконник, рама. Следует заметить, что между словом, обозначающим определённый предмет, и образом предмета у детей младших классов нет соответствия. Дети иногда узнают предмет, но не могут узнать его среди других предметов. Например, ученик перечисляя знакомых птиц, назвал ворону, галку, синичку, но когда ему предложили ряд картинок с цветным изображением этих птиц, он не смог назвать ни одной. Возможно, ребёнок услышал названия этих птиц и запомнил, не видя их в природе. Такое явление рассматривается в исследованиях Г.И. Данилкиной.
Ограниченный круг слов дети также имеют для обозначения действий. Например, рассказывая о проведённом лете, десять первоклассников с умственной отсталостью использовали всего 15 различных глаголов, а десять учащихся 1 класса массовой школы – 46.
Обычно, если дети с умственным отставанием хотят выразить в своей речи выполнение действие, то часто смешивают разные по значению наречия: «это», «так», «вот» и т.п.
Исследуя учеников 1 класса вспомогательной школы М.П. Феофанов, пришёл к выводу, что такие дети употребляют в своей речи только девять различных предлогов, т.е. вдвое меньше, чем ученики массовой школы. Нередко дети ошибаются в применении противоположных по своим значениям предлогов (к – от, над – под и т.д.). В связи с этим при обучении детей с интеллектуальной недостаточностью важно обращать внимание на уточнение и дифференцированное значение сходных предлогов.
Недостаточно используются в речи детей или совсем отсутствуют некоторые категории существительных. Сюда относятся имена существительные, обозначающие родовые понятия, названия некоторых конкретных предметов, ряд абстрактных имён существительных, часто употребляемых в обиходном словаре (зелень, веселье, занятие, жизнь). Так как дети до изучения грамматики считают, что названием предметов считаются только те слова, которые обозначают вещи (ручка, книга).
В работах советских авторов, а в частности А.Н. Гвоздева рассматривается вопрос о последовательности появления слов разных грамматических категорий и частей речи у нормального ребёнка. Им установлено, что с начала овладения речью дети с нормальным интеллектом чаще пользуются прилагательными, которые выполняют функцию различных частей речи. В словаре олигофренов же дольше, чем это бывает в норме, преобладают существительные, а затем медленно возрастает процент употребления глаголов, имён прилагательных, наречий и др. При переходе из класса в класс словарь умственно отсталых детей обогащается, но возникающие изменения носят своеобразный характер. Речь школьников значительно пополняется существительными и глаголами. Ученики старших классов знают не только названия окружающих их предметов, но и многие инструменты, детали машин, материалы, названия городов и т.д. В речи детей появляются слова с обобщающим значением. Замечаются изменения в употреблении глаголов. Ученики четвёртого класса начинают пользоваться глаголами с различными приставками. Иногда, особенно при пересказах, замечаются употребление глаголов в переносном значении («пришёл в себя» и т.п.). Но пока дети продолжают смешивать глаголы, характеризующиеся сходством значений (почуял – почувствовал, разгребал – раскапывал).
Пополнение слов, обозначающих свойства предметов и их качества осуществляются медленнее. Это можно объяснить тем, что теми прилагательными, которыми пользуются дети, вполне удовлетворяют их потребностям. Если же учащихся старших классов поставить в условия, побуждающие их употреблять прилагательные, например, при выполнении специальных учебных заданий, то можно обнаружить, что школьники не дифференцированно понимают значения прилагательных.
С каждым годом увеличивается число употребляемых наречий. По данным М.П. Феофанова, в речи умственно отсталых школьников обнаруживается последовательное возрастание количества наречий, исчисляемое к общему количеству слов. Так, число наречий, выражающих качества и образ действий, от четвёртого класса к шестому увеличивается в восемь раз, количество наречий категорий числа – в четыре раза, временных – в три раза. Например, определяя скорость движения ученики четвёртого класса назвали два признака (вдруг, быстро), шестиклассники – ещё семь (скоро, сразу, мигом и т.д.). Хотя ученики старших классов пользуются наречиями достаточно широко, но в их высказываниях по прежнему редко встречаются наречия обозначающие качества действий или переживаний (нечаянно, бесшумно и т.п.).
Медленное развитие словаря детей с интеллектуальной недостаточностью связано с тем, что они, воспринимая на слух или читая тексты, не замечают незнакомых слов. А когда учитель специально привлекает внимание к этому слову, дети сравнивают его с другим знакомым словом, а вообще содержание контекста ими не учитываются. Если же текст детям не понятен, то неизвестные слова обнаруживаются с ещё большим трудом.
Все исследования подчёркивают ограниченность запаса слов у умственно отсталых детей, особенно это обнаруживается в начале обучения. Бедность словарного запаса обусловлена многими причинами, но основной является низкий уровень их умственного развития.
Пути решения профессиональной проблемы
План мероприятий помесячно
Этапы проекта |
Деятельность педагога |
Ожидаемые результаты |
I этап - подготовка |
Изучение теоретических основ проблемы |
Найти дифференцированные пути коррекции и компенсации патологии психического развития детей |
II этап - диагностика |
Исследование словарного запаса детей |
Выявление наиболее подходящих методов для решения проблемы |
III этап – реализация |
Подбор и использование специальных методов и приёмов |
Подбор и использование специальных методов и приёмов, способствующих развитию словарного запаса |
IV этап – оценка результатов |
Повторное исследование словарного запаса детей. |
Выявление наиболее подходящих методов, способствующих развитию словарного запаса детей
|
V этап – защита проекта |
Подготовка презентации Составление отчёта о проекте |
Разработка методической системы, формирования лексической стороны речи детей |
Пути реализации проекта
Тематика уроков (основные темы по программе) |
Методы и приёмы, способствующие развитию словарного запаса детей |
Коррекционная направленность |
Различение и уточнение наиболее распространённых цветов |
Дид. игра «Определи цвет»; Дети называют предмет на картинке (овощ или фрукт) и определяют его цвет. Например: огурец зелёный и т.д. |
Коррекция и развитие дифференцированности восприятия цвета, способности различения основных цветов, путём введения в активный словарь названий основных цветов. |
Знакомство со звуками и буквами |
Дид. игра «Где наш дом» Дети называют предмет на картинке (овощ или фрукт), выделяют первый звук и ставят к домику с соответствующей буквой. Дид. игра с мячом «Что это»; Учитель называет предмет, дети – его обобщающее значение. Например: морковь – овощ. |
Коррекция и развитие фонематического восприятия, путём упражнений в узнавании звуков в разных положениях в слове.
Коррекция и развитие умения делать обобщения, путём упражнений в нахождении общего в заданных предметах. |
Звуко- буквенный анализ слов |
Дид. игра «Рассели по домикам» (овощ или фрукт); Дети называют предмет на картинке, определяют количество звуков в слове и ставят к домику с определённым числом. |
Развитие навыков звукового анализа через упражнения в определении количества звуков в слове. |
Практическое различение при чтении и письме гласных и согласных звуков и букв |
Дид. игра «Гласный, согласный»; Ребёнок берёт картинку, называет слово, выделяет первый звук, определяет гласный этот звук или согласный и ставит под красный или синий кружок. |
Коррекция и развитие слухового восприятия, путём дифференциации гласных и согласных звуков. |
Количество слогов в слове |
Дид. игра «Чудесный мешочек»; Дети на ощупь определяют предмет (фрукт или овощ), называют его, разделяя слово на слоги. |
Коррекция и развитие тактильного восприятия, путём упражнений в определении предметов на ощупь. |
Составление предложений |
Дид. игра «Во саду ли в огороде»; Ребёнок берёт картинку и составляет предложение. Например: Морковь растёт в огороде.
Дид. игра «Стань ведущим»; Ребёнок берёт картинку (сюжетные картинки), показывает её, а дети составляют предложение. Например: В вазе лежит виноград. |
Коррекция и развитие наглядно-образного мышления, связной речи, путём упражнений на построение предложений по предметно-практической демонстрации. Коррекция и развитие наглядности представлений, путём упражнений в составлении предложений по сюжетной картинке. |
На уроках русского языка отводилось несколько минут на знакомство с разными словами, причём рассматривался сам предмет. Детям предлагалось выделить части, признаки предмета или явления. Показывался другой предмет, резко отличающийся при сравнении, то есть дети практически знакомились с предметом, одновременно усваивая смысловое (лексическое) и грамматическое значение слова. Наряду с обогащением словаря детей новыми словами большое значение уделялось уточнению и систематизации ранее самостоятельно усвоенных слов, образованию у них практических обобщений по лексическому значению слова. Наряду с этим происходила коррекция и развитие многих психических процессов.
Ожидаемые результаты
· Формирование представлений об окружающей действительности;
· Развитие активной речевой деятельности;
· Уточнение и расширение словарного запаса детей;
· Развитие познавательной активности;
· Повышение мотивации к учебной деятельности;
· Социализация и адаптация ребёнка в образовательном учреждении;
8. Оценка эффективности реализации проекта
Систематическое проведение словарной работы, используя наглядный метод обучения и игровой приём, в значительной степени повышает уровень общего развития учащихся с интеллектуальной недостаточностью. Поскольку от правильного и многогранного обозначения словом предметов и явлений окружающего мира, во многом зависит дальнейшее совершенствование активного словаря детей и коррекции недостатков системы мышления.
9. Трудоёмкость реализации проекта
Развитие словаря детей, имеющих отклонения в развитии, требует от учителя младших классов более целенаправленной и напряжённой работы, большего использования практических и наглядных упражнений, которые могли бы вызвать у детей интерес и положительные эмоции, побуждающих употреблять в своей речи, вновь приобретённые слова.
10. Библиография
1. А.К. Аксёнова. Методика обучения русскому языку в специальной (коррекционной) школе. – Москва: Гуманитарное издание центр Владос, 1999.
2. А.К. Аксёнова, С.В. Комарова, М.И. Шишкова. Обучение грамоте учащихся 1 класса в специальной (коррекционной) школе. – Москва: Просвещение, 1999.
3. В.В. Воронкова. Обучение грамоте и правописанию в 1 – 4 классах вспомогательной школы. – Москва: Просвещение, 1988.
4. Н.В. Додух. Письмо. Развитие речи. – Волгоград: Учитель, 2012.
5. В.Г. Петрова, И.В. Белякова. Психология умственно- отсталых школьников. – Москва: Академия, 2002.
6. Русский язык. 1 – 4 классы: Развитие устной речи и коррекция письма. Инновационные подходы. – Волгоград: Учитель, 2009.
7. Сайт методических разработок: www.twirpx.com
· Методическое пособие – Дидактические игры в обучении младших школьников с нарушениями интеллекта.
· Методики исследования внимания, воображения, мышления.
8. Сайт издательства Дрофа: http: / www. Drofa. Ru
9. Начальная школа: уроки Кирилла и Мефодия: http:/www.nachalka.info
10. http: // dtn-za-dnem.ru.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.