« Минералы, горные породы и полезные ископаемые».
Оценка 5

« Минералы, горные породы и полезные ископаемые».

Оценка 5
docx
30.04.2024
« Минералы, горные породы и полезные ископаемые».
Открытый урок.docx

  ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

«ЧЕРВОНОПАРТИЗАНСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 2

ИМЕНИ СЕРГЕЯ ЧЕПИЖКО»

                         ( ГБОУ «ЧЕРВОНОПАРТИЗАНСКАЯ СШ № 2»)

                       

 

 

 

 

 

 

 

 

Урок в 5 классе на тему: « Минералы, горные породы и полезные ископаемые». В гостях у хозяйки медной горы.

 

 

 

 

                                                   

                                   Учитель: Костенюк И.С.- учитель                        географии высшей категории

 

 

 

 

                                                      2024 год

 

Тема урока « Минералы, горные породы, полезные ископаемые»

В гостях у хозяйки медной горы.

Цель:

·        Формирование первичных понятий о минералах и горных пород, слагающие земную кору;

·        формировать навыки работы с коллекцией горных пород;

·        развивать социальную, информационную, коммуникационную и саморазвивательную компетентность учащихся;

·        познакомить учащихся с особенностями наук геологии и палентологии;

·        формировать интерес к профессии ювелира, геолога, палентолога.

Оборудование: физическая карта мира, раздаточный материал « Коллекция горных пород»; схема «Горные породы и полезные ископаемые», сигнальные карточки; изображения ювелирных изделий, мультимедийный аппарат.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Технологии обучения: игровые, проблемные, схемных и знаковых     моделей.

 

Эпиграф к уроку: «Человек совершенно не думает о том, что у него под ногами. Всегда мчится…  самое большее – взглянет, как прекрасны облака у него над головой… И ни разу не взглянет себе под ноги …»

(Карел Чапек)Слайд №1

                                                     Ход урока

I.Организационный момент.

Подготовка учащихся к работе на уроке.

II. Актуализация опорных знаний.

Актуализация имеющихся знаний направлена на пробуждение интереса к получению новой информации.

Эврестическая беседа с элементами проблемности.

- Какие оболочки Земли вы знаете? (Атмосфера, гидросфера, литосфера и биосфера.)

- Что такое литосфера? (Твёрдая оболочка Земли.)

- Каково внутреннее строение Земли? ( Землю составляют ядро, мантия и земная кора.)

- Из чего состоит земная кора? ( Из горных пород.)

Учитель:

Наш урок называется « В гостях у хозяйки Медной горы», которая оберегает все тайны недр Земли, а по сколько в гости с пустыми руками не ходят мы принесём ей в подарок свои знания и умения.

Однако для начала обратите внимание на доску, где изображены три рисунка (смайлики-настроения). Выберите себе рисунок , который отвечает вашему настроению на начало занятий и зарисуйте его в уголке тетради, а потом посмотрим изменилось ли оно у вас к концу урока.

Психологическая рефлексия. ( отличное, так себе, плохое)

III. Мотивация учебной и познавательной деятельности.

Привлекательная цель.

Учитель: Слайд №2

Удивительный мир камня. Человек связывал с ним множество легенд, выдвигал из него памятники. Приписывал ему волшебные свойства. У Данте Алигьери (портрет) в «Божественной комедии» камню посвящены прекрасные строки:

Из первых трёх уступов первый был

Столь гладкий и блестящий мрамор белый,

Что он моё подобье отразил;

Второй- шершавый камень обгорелый,

Растресканный и вдоль и поперёк,

И цветом словно пурпур почернелый;

А третий тот, который сверху ли,-

Кусок порфира, огранённый строго,

Огнисто-алый, как кровавый ток

Учитель:

Какое разнообразие качеств камня выделил поэт.

Учитель: Состоят камни из минералов- природных химических элементов. В переводе с латинского слово «минерал» означает «руда». Именно в поисках руд «минеральных скоплений, из которых получить металлы, и родилась наука, минералогия.

IV. Изучение нового материала.

(В углу доски формируем словарик новых слов и терминов по ходу изложения нового материала)

Учитель: Ребята, а вы никогда не задумывались, как возникли горные породы?

 В слоях земной коры, как на огромных страницах каменной книги, запечатлена история планеты. Миллиарды лет ее создавали волны океанов и ветры, вулканы и ледники, стремительные потоки рек и землетрясения, тепло и давления в глубинах недр, мельчайшие бактерии, растительный и животный мир.

 Горные породы, слагающие земную кору, очень разнообразны. Они отличаются по физическим свойствам, составу и своему происхождению.

Горные породы возникают в определенной геологической обстановке, и по условиям формирования среди них различают осадочные, магматические и метаморфические.

- Большая группа горных пород образовалась в результате затвердевания огненно - жидкого вещества глубин Земли - магмы. Такие горные породы называются магматическими, или изверженными.

 Преобразование магмы в горную породу происходит в разных условиях. Когда расплав застывает на глубине, возникают так называемые глубинные, (по имени древнегреческого бога подземного царства Плутона). Наиболее широко распространены граниты. Когда магма прорывается на поверхность, возникают излившиеся породы, или вулканические Из них наиболее широко развиты базальты.

 

 - Осадочные породы  образуются путем осаждения минеральных частиц или растворенных химических веществ из морской, озерной, речной воды или в результате накопления остатков организмов. Как правило, осадочные породы обладают хорошо выраженной слоистостью. К осадочным  горным породам относят известняки, песчаники, глины, пески, гипс, каменная соль.

 

- Очень своеобразны горные породы третей группы. Это метаморфические, т.е. измененные породы, формирующиеся в глубинах планеты из осадочных и магматических пород под влиянием высокой температурыдавления и химически активных веществ. Название пород этой группы связанно с греческим словом "метаморфоо", что значит превращаю.

При метаморфизме из кварцевых песчаников возникают кварциты, из известняков - мрамор, глины переходят в глиняные сланцы.

·        Составление проблемно-географического сигнала. Слайд №3

 

 

Минералы – Горные породы

·        Магматические

·        Осадочные

·        Метаморфические

(схему записываем в тетрадь)

Работа с образцами горных пород.( коллекции)

(Рассматривая горные породы, сразу даем условный знак того или иного полезного ископаемого).

-Рассмотрите образцы горных пород: полевой шпат, слюда, кварц.

Это наиболее распространенные горные породы.

   Полевые шпаты составляют половину массы земной коры. Даже название они получили из-за повсеместного распространения. Они встречаются везде: и в поле, и в горах.

          Кварц – тоже одна из распространенных горных пород. Бесцветный кварц называется горным хрусталем; есть также кварцы других цветов: желтого, коричневого, черного, фиолетового.

-Чем различаются предложенные вам горные породы? (Цветом, блеском, твердостью, прозрачностью). В чем же причина разнообразия горных пород? Главная причина – это различие в условиях их образования и те изменения, которые происходят с ними в земной коре и на поверхности.

 

·        Магматические горные породы

         По происхождению горные породы можно разделить прежде всего на магматические и осадочные.

          Все начинается глубоко под землей. Вещество мантии проникает в земную кору.  Оно находится в расплавленном состоянии и называется магмой (от греческого «магма» - густая мазь).

           Магма – расплавленное вещество мантии, насыщенное газами и парами воды.

          Горные породы, образованные из расплавленной магмы при ее остывании, называют магматическими. С магматическими горными породами связано большинство месторождений руд металлов.

 

Вначале возникли породы из магмы,

Они первородные самые как бы,

Тяжелый гранит в глубине остывал,

Базальт на поверхности лавою стал.

Породы весьма симпатичные,

Увесистые, магматичные

 

Строение магматических горных пород зависит от скорости остывания магмы.   На глубине она остывает медленнее. Образуются горные породы глубинные. Например, гранит. Магма может подниматься по трещинам и разломам на земную поверхность, при этом застывает быстрее. Образуются излившиеся магматические горные породы. Например, базальт.Если магма содержит много газов, то она при излиянии вспенивается, газы улетучиваются, и такая горная порода  имеет губчатое, пористое строение. Например, пемза. Обычно же магматические горные породы плотные, твердые, тяжелые.

Осадочные горн

  В отличие от магматических, эти породы образуются только на поверхности земли и на дне водоемов. В их образовании большую роль играют внешние силы Земли. Твердые магматические горные породы трескаются, крошатся, и их обломки переносятся в другое место.

-Как вы думаете, под действием каких процессов  происходит разрушение магматических пород? (Ветер, ледник, водный поток)

В летнее или дневное время, при солнечном прогревании, породы расширяются, а зимой или в ночное время – охлаждаются, сжимаются. Из-за этого они начинают дробиться, растрескиваться и рассыпаться. Валуны, щебень, галька, песок, глина и ил оседают на дне морей, рек, озер или накапливаются на суше. Поэтому и назвали такие породы осадочными. Можно выделить

Три группы осадочных горных пород:

·        Перваяобломочныепесок, глина, галька и др. Многие из них используются как строительные материалы.

·        Втораяхимическиеповаренные и калийные соли, гипс. Они широко используются в химической промышленности, в сельском хозяйстве. Они образуются из водных растворов минеральных веществ.

·        Третьяорганическиеуголь, нефть, природный газ, горючие сланцы, торф, мел, известняк и др. Они накопились за миллионы лет на дне водоемов.  Состоят они из останков растений и животных.

…Но прочность – не вечность,

И вот что случается:

Породы выветриванием разрушаются,

Дробятся на глыбы, обломки, пески,

Выносятся водами быстрой реки,

Река их по руслу таскает,

Обкатывает, отлагает.

А там, где горячие воды струятся,

Там в них минералы совсем растворятся.

Когда же раствор остывает,

То соль из него оседает.

А в толще морской или в темном болоте

Вы массу останков животных найдете,

А также растений отмерших останки,

Они образуют породы-осадки.

(Все то, что разрушено, переотложено,

Осело солями, останками сложено…)

 

·        3.Физкультминутка.

«Шуршат на дереве листы»

Шуршат на дереве листы,

(Потянуться, руки вверх.)

    Шуршат осенние кусты,

(Руки опустить, присесть.)

Шуршит камыш,

(Встать, наклониться влево-вправо.)

И дождь шуршит.

(Ходьба на месте.)

А ты садись и не шурши,

(Приседания.)

И всё красиво напиши.

(Сесть за парты.)

Выполнения заданий( раздаточный материал)

Закончите предложения.

·        Из остывающей на глубине магмы образуются (глубинные) магматические горные породы.

·        Из излившейся лавы образуется (излившиеся) магматические горные породы.

Учитель: А теперь посмотрим на задание , вам нужно привести примеры, какие горные породы относятся к этим 2 видам магматической группы. Для этого прочитайте в параграфе обзац – магматическия горные породы.

Задание . Из списка (каменная соль, мрамор, песок, глина, гранит, известняк, мел, базальт, гипс) выберите:

а) глубинную магматическую горную породу: _________;

б) излившуюся (вулканическую) горную породу: _________.

Учитель: Все справились со своими заданиями. И так в завершении я хотела бы сказать, что большие запасы полезных ископаемых скрыты у нас под ногами в земных недрах. К  сожалению, запасы многих из них небезграничны, исчерпаемы. Мало осталось на Земле нефти, каменного угля. Поэтому люди должны найти новые, альтернативные источники энергии, топлива. Некоторые из них уже пытаются использовать и используют. Это энергия солнца, ветра, воды -неисчерпаемые природные ресурсы.

Игра «Ромашка» ( на листках ромашке на каждой парте написан знаки Зодиака и соответственный камень)

Учитель: Каждому  знаку Зодиаку соответствует свой камень. Оторвите листок и вы узнаете, какой камень оберегает вас.

Красота камня зависит от мастера ювелира, который должен правильно сделать огранирование, в результате чего выходит чудесный камень, кое когда даже шедерв ( демонстрация иллюстраций)Слайд №4

IV. Закрепление

Географические загадки: (использование слайдов)

1.Тот камень нежный с Урала

Южным цветом зелёным манит

Я только сегодня узнала,

Что камень зовут…(малахит)

2. В моей земле богатства скрыты,

Она и золото хранит

И рядом с медью малахиты,

Железо, мрамор и… (гранит)

3. Найдём в нём много по предметам

Цветных камней, не только руд

Рубин сияет красным цветом,

Зелёным цветом…(изумрут)

4. Я был когда-то сколою

Из трещин стволов вытекал
 Искрился на солнце порою

И лепкой слезой застывал (янтарь)

5.В таёжных диких лесах,

В Сибири, в Якутии дальней

Найдены россыпи драгоценных камней

По твёрдости нет им равных ( алмаз)

6. Для лёгкости в сплавы даётся

Мощь самолёта создал,

Тягуч и пластичен, отлично куётся,

Серебряный этот металл…(алюминий)

1)Работа с перфокартами.

2)Рассмотрите таблицу горных пород в школьной коллекции и заполните таблицу:

Название

Цвет

Блеск

Твердость

Происхождение

Применение

 

 

 

 

 

 

3)Дайте определение понятий: горная порода, магма, магматические, метаморфические, осадочные горные породы.

4)Найдите в списках «лишнюю» горную породу:

а) гранит, мрамор, алмаз (гранит – магматическая, остальные - метаморфические);

б) уголь, торф, гипс (гипс – осадочная порода химического происхождения, остальные - органического);

в) щебень, глина, базальт (базальт – магматическая, остальные - осадочные).

Задание

Захар Загадкин послал своему другу Фоме Отгадкину телеграмму. Помогите её разгадать.

          Прошу выслать почтой 12 образцов горных пород и минералов: ШТАТ, МЕЛЬ, ПЛОТИНА, ДОЛОТО, ГРАФИН, УГОРЬ, МЕРА, ЦИРК, СЛОВО, УПАЛ, ЯНВАРЬ, ПЕНЗА.

 

Ответ: шпат, медь, платина, золото, графит, уголь, сера, цинк, олово, опал, янтарь, пемза.

V Рефлексия

Зарисуйте своё настроение в конце урока.

Психологическая рефлексия. ( отличное, так себе, плохое) Слайд №5

 

 

VI.Домашнее задание.

Прочитать §19 стр.65

Заполнить таблицу в задании 8, заполнить таблицу « Как люди используют горные породы и минералы»

Можно подобрать стихотворения выпустить буклет «Малахитовая шкатулка».

 

VII.Дополнительный материал.

Предложить сказки Бажова прочитать.

Можно предложит написать сказку о гномах подземелья и минералах.

Можно предложить собрать свой набор «Горные породы и минералы».


 

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

Тема урока « Минералы, горные породы, полезные ископаемые»

Тема урока « Минералы, горные породы, полезные ископаемые»

Наш урок называется « В гостях у хозяйки

Наш урок называется « В гостях у хозяйки

Большая группа горных пород образовалась в результате затвердевания огненно - жидкого вещества глубин

Большая группа горных пород образовалась в результате затвердевания огненно - жидкого вещества глубин

Чем различаются предложенные вам горные породы? (Цветом, блеском, твердостью, прозрачностью)

Чем различаются предложенные вам горные породы? (Цветом, блеском, твердостью, прозрачностью)

Три группы осадочных горных пород : ·

Три группы осадочных горных пород : ·

Из остывающей на глубине магмы образуются ( глубинные ) магматические горные породы

Из остывающей на глубине магмы образуются ( глубинные ) магматические горные породы

Найдены россыпи драгоценных камней

Найдены россыпи драгоценных камней
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.04.2024