: М.Ю. Лермонтов «Песня про царя Ивана Васильевича …»- поэма об историческом прошлом России.
Оценка 4.9

: М.Ю. Лермонтов «Песня про царя Ивана Васильевича …»- поэма об историческом прошлом России.

Оценка 4.9
docx
13.12.2019
: М.Ю. Лермонтов «Песня про  царя Ивана Васильевича …»- поэма об историческом прошлом России.
Документ Microsoft Office Word (7).docx

14.11                                                    Урок №19                                                         лит.7 кл.

               Тема: М.Ю. Лермонтов «Песня про  царя Ивана Васильевича …»- поэма об историческом прошлом России.

Методическая цель: ознакомить учащихся с поэмой М.Ю. Лермонтова «Песня про  царя Ивана Васильевича …» и её героями,показать  быт и нравы Руси VI века – века правления Ивана Грозного и то,как эти события отразились в произведении М.Б. Лермонтова  «Песня про царя Ивана Васильевича…»; .развивать навыки анализа текста , характеристики образов поэмы, совершенствовать навыки выразительного чтения, воспитывать любовь к историческому прошлому своей Родины, чувство чести и достоинства.
 
Планируемые предметные результаты: знать историю создания, содержание поэмы, особенности сюжета, историческую основу, уметь отмечать в ней фольклорные эле-менты, отражение народной сказовой манеры повествования, находить исторические де-тали, объяснять их художественную роль, анализировать текст, язык

Тип урока: урок усвоения новых знаний.                                                                                    Оборудование: учебник,презентация,портрет М.Ю. Лермонтова,компьютер; проектор;репродукция картины Васнецова «Иван Грозный»


                                                                          

 

                                                                     Ход урока

I. Организационный момент. Приветствие учащихся.

Контроль посещаемости.Проверка готовности к уроку

II. Актуализация опорных знаний.

III.Мотивация учебной деятельности.

Историческая тема – одна из важнейших тем лирики М.Ю Лермонтова, она разрабатывалась на протяжении всего творчества поэта. Лермонтова можно без преувеличения назвать поэтом прошлого и настоящего. В ранний период своего творчества обращается к истории с позиции поэта - романтика и ищет в прошлом романтических героев. В первую очередь, это Наполеон. Основная мысль исторических стиховЛермонтова зрелого периода с определенной четкостью выражена в стихотворении «Бородино».Историческую тему он раскрывает и произведении,с которым мы сегодня познакомимся.

IV. Тема и целеполагание.

V.Работа по теме урока.

1.Слово учителя.

Эпохе царствования Ивана Грозного посвящена поэма «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова», написанная в 1837 году , опубликованная в 1840 году .

Царь Иван Васильевич Грозный стал великим князем московским в 1533 году. В 1547 году он принял царский титул, сделавшись таким образом , первым русским царем.
С его именем связан разгром Казанского и Астраханского ханств, в его правление русские перешагнули Урал и появились в Сибири. Но при нем же русский народ столкнулся с невероятным по своей жестокости деспотизмом и неслыханным по свому размаху террором. 
В 1558 году царь начал войну за прибалтийские земли. Когда после первых побед начались поражения, он стал во всем обвинять «изменников –бояр». 

Вся страна была разделена на две части: одна называлась «земщиной», там продолжали существовать старинные государственные учреждения, которые, по мнению царя, только мешали ему править. Другая часть получила название «опричнина» (от слова «опричь», то есть «кроме») - здесь «власть царя была безраздельна. К себе в опричнину царь набрал наиболее преданных ему бояр и дворян. Они получали в опричнине земли

 В своих черных кафтанах, с притороченными к седлу собачьей головой и метлой, они наводили на  ужас. Песья голова должна была означать их собачью преданность своему государю, а метла - готовность вымести всю «измену» из государства.

Со своими опричниками Иван провел множество казней своих противников или тех, кто только ими казался,

Умер Иван Грозный в 1584 г., незадолго до того в порыве ярости убив собственного старшего сына.

2.Определение жанра произведения.

- Итак, мы познакомились с эпохой Ивана Грозного, она же предстает и в поэме М.Ю.Лермонтова. Обратимся к жанру произведения. Это поэма. В чем особенность поэмы, чем она отличается от других жанров?
(записи в тетрадях)
( Поэма – один из видов лиро-эпических произведений, для которых характерны сюжетность , событийность и выражение автором или лирическим героем своих чувств)

- Но это необычная поэма. Автор выбирает форму исторической песни. Как вы думаете , почему? 
( Песня правдива, так как рассказывает о реальных легендарных событиях, с помощью этой формы появляется возможность выражения отношения к герою глазами народа. Народ слагает песню, когда испытывает сочувствие к герою).
- Значит, жанр этого произведения – историческая поэма в народном стиле.(записи в тетрадях)
- Обычно песня сопровождается игрой на музыкальном инструменте. Кто исполняет эту песню? Кто выражает народное мнение?

3.Проверка первичного восприятия текста. Комментированное чтение отрывков поэмы. Беседа.

- Какое чувство осталось после чтения поэмы? Кто из героев понравился больше других?
Как описывается в поэме опричник Кирибеевич? Почему невесел он на пиру?
Зачитайте по тексту.
(Он из рода Малюты Скуратова, приближенного царя, глава опричников. Влюблен,с проникновением говорит о полюбившейся женщине, но недоговаривает царю, что его возлюбленная- замужняя женщина, оттого любовь его несчастная, безответная. Царь Иван Васильевич хочет помочь Кирибеевичу, жалует драгоценности )

Учитель: такая любовь вызывает сочувствие, автор называет героя «голубь сизокрылый» . Тем не менее он эгоистичен. Ослепленный любовью, он меньше всего думает о возлюбленной. О его поступках узнаем из рассказа Алены Дмитриевны.

- Как Лермонтов описывает купца Калашникова? Как ведет он себя в семье? С какими фольклорными персонажами перекликается образ Калашникова?
(Суровый, сдержанный, похож на былинного богатыря) .

- А кто может ответить, что такое «Домострой»? (Свод житейских правил XVI века).

- «Царя бойся, служи ему верою как богу, повинуйся. Зла на зло не воздавай, кто грешит, тех не осуждай».

Семья: «Угождать мужу, жить в согласии, покоряться, быть благочинной, со страхом принимать наказание».

- Зачитайте и прокомментируйте диалог между Аленой Дмитриевной и Калашниковым.

-Что можем сказать о каждом из героев?
(Алена ищет , просит заступничества, а не прощения . За собой вины она не видит.Для нее муж-государь, красно солнышко, поэтому она боится его немилости. Калашников не обвиняет жену, а стремится защитить честь семьи, всего рода).

- Как защищает честь семьи купец Калашников?

(Выходит на честный бой, братья готовы помочь в его праведном деле. Он кланяется перед боем народу, царю) (Слайд 8,9 - кулачный бой)
(зачитывается отрывок: сцена боя Кирибеевича с Калашниковым)

- С какой целью выходит Кирибеевич на бой? (Потешить царя, он хвастается своим удальством, кланяется только царю). Боя еще нет, но мы понимаем ,что моральная , нравственная победа за Калашниковым, так как его дело правое.
Чем же заканчивается кулачный бой? (Чтение отрывка по тексту)

- Почему купец Калашников не открыл всю правду царю? (То, что глава обесчещенной семьи убил опричника «вольной волею» должно быть известно всем. Именно это и смоет пятно позора. Истинную причину убийства «скажет только Богу единому».)

- Справедливо ли казнил царь Иван Васильевич Калашникова?
(Царь становится виновником чудовищной несправедливости по неведению)
- Как заканчивается поэма?
- Почему «Песня…» заканчивается не казнью, а описанием могилы Калашникова?

(Оставил о себе хорошую память, все отдают должное… Чтение отрывка)

- Значит, человек при жизни совершал только доброе, что даже после смерти отдают поклон.
-В произведении ярко выражено , кто противостоит власти царя. Какими качествами должен обладать человек, чтобы противостоять власти, защитить семью?

г) Сопоставление исторического и литературного героя. (Образ Ивана Грозного)

- Вернемся к рассказу учителя истории. Вспомните характеристику царя Ивана Грозного . В чем совпадают и чем отличаются историческая характеристика и описания Лермонтова.

д) Выводы по произведению. Составление схемы в тетради.

http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/508985/img1.gif

 

VI.Итог урока. Рефлексия:

Поэма Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича» - поэма об историческом прошлом нашей Родины. Почему?

-Что нового для себя вы узнали сегодня на уроке?

-Понравилось ли вам произведение М.Ю. Лермонтова?

(Сегодня на уроке вы узнали об эпохе Ивана Грозного, картинах быта того времени, обычаях и как они отразились в произведении М.Ю. Лермонтова.)

-Почему «Песня …»звучит так свежо, заставляет сопереживать ее героям, хотя времена дано уже изменились? (Проблемы незыбленности духовно-нравственных ценностей русского народа, исторической памяти нации, связывают давно прошедеше с будущим через настоящее, через нас, нынешних читателей.

VII. Домашнее задание: ответить на вопросы в конце произведения,

выучить наизусть  отрывок «Над Москвой великой златоглавою…»

: М.Ю. Лермонтов «Песня про царя Ивана Васильевича …»- поэма об историческом прошлом России.

: М.Ю. Лермонтов «Песня про  царя Ивана Васильевича …»- поэма об историческом прошлом России.

: М.Ю. Лермонтов «Песня про царя Ивана Васильевича …»- поэма об историческом прошлом России.

: М.Ю. Лермонтов «Песня про  царя Ивана Васильевича …»- поэма об историческом прошлом России.

: М.Ю. Лермонтов «Песня про царя Ивана Васильевича …»- поэма об историческом прошлом России.

: М.Ю. Лермонтов «Песня про  царя Ивана Васильевича …»- поэма об историческом прошлом России.

: М.Ю. Лермонтов «Песня про царя Ивана Васильевича …»- поэма об историческом прошлом России.

: М.Ю. Лермонтов «Песня про  царя Ивана Васильевича …»- поэма об историческом прошлом России.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.12.2019