Краснодарский край
муниципальное образование город-курорт Анапа
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 16
имени генерала-фельдмаршала И. В. Гудовича
ГОДОВОЙ ПЛАН РАБОТЫ
учителя-дефектолога
Вяткиной Марины Анатольевны
на 2025-2026 учебный год
2025 г.
Цель: Оказание дефектологической помощи детям с ОВЗ, коррекция нарушений развития в процессе коррекционно-развивающих занятий; консультирование родителей и педагогов по вопросам обучения и воспитания детей с ОВЗ.
Задачи:
- Проводить всестороннее изучение особенностей развития обучающегося с ОВЗ: познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы, используя критериально-ориентированные методики специалистов коррекционной педагогики.
- Осуществлять коррекционно-развивающую работу с детьми, с учетом их индивидуальных возможностей, потребностей, в соответствии с заключением ТПМПК, в рамках психолого-педагогического сопровождения.
- Осуществлять задачи коррекционно-развивающего обучения и воспитания в тесном сотрудничестве с учителями, со специалистами, родителями.
- Оказывать консультативную и методическую помощь всем субъектам образовательного процесса.
- Повышать компетентность родителей детей в вопросах коррекционной педагогики. Привлекать к активному участию в коррекционно-воспитательном процессе, используя разные формы взаимодействия.
- Повышать уровень специальных знаний в области коррекционной педагогики путем самообразования, участия в методических объединениях, семинарах.
- Анализ результатов тестирования, составление и корректировка индивидуальной части образовательной программы ребенка;
- Составление и своевременная корректировка планов-конспектов по формированию новых навыков ученика;
- Подбор, адаптация и модификация учебных материалов для ученика;
- Отслеживание соответствия выбранной программы, форм, методов и приемов обучения реальным достижениям и уровню развития ребенка;
- Проведение индивидуальных и групповых коррекционных занятий, обеспечивающих усвоение программного материала и осуществление переноса сформированных на занятиях умений и навыков в учебную деятельность обучающихся;
- Составление отчетной документации;
- Сбор информации по каждому ученику;
- Консультирование родителей, учителей по проблемам обучения, воспитания и развития детей, выбору оптимальных форм, методов, приемов обучения и воспитания в соответствии с индивидуальными особенностями ребенка.
- Повышать уровень специальных знаний в области коррекционной педагогики путем самообразования, участия в методических объединениях, семинарах.
Направления работы учителя – дефектолога
1. Диагностическое направление;
2. Коррекционное направление;
3. Консультативно – просветительское и профилактическое направление;
4. Организационно – методическое направление.
|
№ |
Направление деятельности |
Содержание (планируемые мероприятия) |
Условия реализации |
Сроки проведения |
Отметка о выполнении |
|
1 |
Диагностическое |
1. Изучение медико-психолого-педагогической документации. 2. Первичная диагностика: - выявление детей, нуждающихся в специализированной помощи; - изучение уровня умственного развития; - определение особенностей познавательной и учебной деятельности; - определение приемов индивидуальной и подгрупповой работы в процессе учебной деятельности. 3. Отслеживание динамики развития обучающихся: - осуществление планомерного наблюдения за развитием ребенка в условиях коррекционного обучения. 4. Этапная диагностика: - изучение усвоения программных знаний, умений и навыков (по основным предметам); - определение эффективности коррекционной работы; - корректировка коррекционных программ, приемов и методов работы. 5. Текущая диагностика: - составление рекомендаций для проведения коррекционных мероприятий в летний период; - анализ результатов коррекционной работы за год. |
- работа с документацией (протоколы ПМПК, медицинские карты, личные дела обучающихся, карты динамики развития) - индивидуальные диагностические занятия |
Сентябрь
В течение года
Май |
Выполнено
|
|
|
Организационно - методическое |
1.Оптимизация коррекционно-образовательного процесса. 2. Фиксирование результатов коррекционно-диагностической деятельности. 3. Оформление и ведение документации дефектолога: - составление расписания коррекционно-развивающих занятий; - составление коррекционных планов в соответствии со структурой нарушения в развитии обучающихся, их корректировка; - планирование фронтальных и индивидуальных коррекционных мероприятий; - составление индивидуальных карт динамического развития обучающихся по результатам анализа полученных данных; 4. Совершенствование качества коррекционного процесса в соответствии с требованиями коррекционного образования: - изучение научно-методической литературы по вопросам дефектологии и образования; - подбор дидактических игр и упражнений; - изготовление (приобретение) дидактических игр, демонстрационного и раздаточного материала; - разработка рекомендаций и подбор консультативного материала для педагогов. 5. Подготовка и проведение ПМПк: - анализ процесса коррекционного воздействия на развитие учащегося и оценка его эффективности; - осуществление междисциплинарного сотрудничества со специалистами школьного ПМП консилиума. 7.Оформление портфолио специалиста. - расписание занятий - протоколы обследования 8. Участие в методической работе школы (МО, педсоветах, совещаниях). |
- расписание занятий
- протоколы обследования
|
В течении года |
Выполнено |
|
|
Коррекционно – развивающее |
1. Коррекция имеющихся недостатков развития учебно-познавательной деятельности учащихся в форме групповых и индивидуальных занятий. 2. Направления коррекционной работы: 2.1 Сенсомоторное развитие: - развитие зрительного анализа и пространственного восприятия элементов букв; - развитие тонкости и дифференцированности анализа зрительно воспринимаемых объектов; - развитие тактильных ощущений; - развитие умения организации и контроля простейших двигательных программ; - развитие тонкости и целенаправленности движений; - развитие кинестетических основ движения; - развитие межполушарного взаимодействия; 2.2. Формирование пространственных представлений: - формирование умения ориентировки в схеме собственного тела; - формирование умения ориентировки в ближайшем окружении (класса); - формирование умения ориентировки на плоскости (тетрадь, книга); - развитие пространственного праксиса; -развитие навыка дифференциации пространственно схоже расположенных объектов; 2.3. Развитие мнемических процессов: - тренировка произвольного запоминания зрительно воспринимаемых объектов; - произвольное запоминание слухового ряда: цифр, звуков, слов, предложений, многоступенчатых инструкций; - развитие тактильной и кинестетической памяти; 2.4. Развитие межанализаторных систем, их взаимодействия: - развитие слухо-моторной координации; - развитие зрительно-моторной координации; - развитие слухо-зрительной и зрительно-двигательной координации; 2.5. Формирование функции программирования и контроля собственной деятельности: - регуляция простейших двигательных актов; - формирования умения ориентировки в задании; - формирование умения планирования этапов выполнения задания; - формирование основных способов самоконтроля каждого этапа выполнения задания; - формирования умения осуществлять словесный отчет о совершаемом действии и результате; 2.6 Формирование навыка письма; 2.7.Формирование навыка чтения. |
Групповые и индивидуальные коррекционные занятия
Посещаемость обучающимися занятий Наблюдение в динамике (посещение уроков, обследование по плану)
Оснащение процесса учебной деятельности
Календарный план работы подгрупповых и индивидуальных занятий |
Октябрь - май |
|
|
|
Консультативно – просветительское и профилактическое Работа с педагогическим коллективом |
Работа с педагогическим составом школы: Повышение уровня психолого-педагогической подготовки учителей, формирование у них способности интегрировать дефектологические знания в педагогической работе: - индивидуальные консультации для педагогов; - выступления на МО с обобщением опыта работы - составление рекомендаций педагогам по использованию коррекционных приемов и методов в работе с обучающимися коррекционных классов. |
Посещение уроков
Подборка методического материала
Программы АООП Медицинская документация (карты развития) Заключение и рекомендации ПМПК |
В течении года |
Выполняется согласно расписанию |
|
Взаимодействие со специалистами: - индивидуальные консультации; - выступление на родительских собраниях. |
|||||
|
Взаимодействие с родителями (законными представителями): - комплексное изучение личности ребенка; - разработка и реализация групповых и индивидуальных профилактических и коррекционных мероприятий; - разработка оптимальных и эффективных путей коррекционной помощи; - выработка рекомендаций по работе с обучающимися по результатам диагностического обследования. |
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.