Годовой план работы учителя дефектолога

  • Документация
  • docx
  • 09.11.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Годовой план.docx

Краснодарский край

муниципальное образование город-курорт Анапа

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 16

имени генерала-фельдмаршала И. В. Гудовича

 

 

 

 

 

 

 

 

ГОДОВОЙ ПЛАН РАБОТЫ

учителя-дефектолога

Вяткиной Марины Анатольевны

на 2025-2026 учебный год

 

 

 

 

 

 

 

 

2025 г.


 

Цель: Оказание дефектологической помощи детям с  ОВЗ, коррекция нарушений развития в процессе коррекционно-развивающих  занятий; консультирование родителей и педагогов по вопросам обучения и воспитания детей с ОВЗ.

Задачи:

-              Проводить всестороннее изучение особенностей развития обучающегося с ОВЗ: познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы, используя критериально-ориентированные методики специалистов коррекционной педагогики.

-              Осуществлять коррекционно-развивающую работу с детьми, с учетом их индивидуальных возможностей, потребностей, в соответствии с заключением ТПМПК, в рамках психолого-педагогического сопровождения.

-              Осуществлять задачи коррекционно-развивающего обучения и воспитания в тесном сотрудничестве с учителями, со специалистами, родителями.

-              Оказывать консультативную и методическую помощь всем субъектам образовательного процесса.

-              Повышать компетентность родителей детей в вопросах коррекционной педагогики. Привлекать к активному участию в коррекционно-воспитательном процессе, используя разные формы взаимодействия.

-              Повышать уровень специальных знаний в области коррекционной педагогики путем самообразования, участия в методических объединениях, семинарах.

-              Анализ результатов тестирования, составление и корректировка индивидуальной части образовательной программы ребенка;

-              Составление и своевременная корректировка планов-конспектов по формированию новых навыков ученика;

-              Подбор, адаптация и модификация учебных материалов для ученика;

-              Отслеживание соответствия выбранной программы, форм, методов и приемов обучения реальным достижениям и уровню развития ребенка;

-              Проведение индивидуальных и групповых коррекционных занятий, обеспечивающих усвоение программного материала и осуществление переноса сформированных на занятиях умений и навыков в учебную деятельность обучающихся;

-              Составление отчетной документации;

-              Сбор информации по каждому ученику;

-              Консультирование родителей, учителей по проблемам обучения, воспитания и развития детей, выбору оптимальных форм, методов, приемов обучения и воспитания в соответствии с индивидуальными особенностями ребенка.

-              Повышать уровень специальных знаний в области коррекционной педагогики путем самообразования, участия в методических объединениях, семинарах.

Направления работы учителя – дефектолога

1.      Диагностическое направление;

2.      Коррекционное направление;

3.      Консультативно – просветительское и профилактическое направление;

4.      Организационно – методическое направление.


 


Направление деятельности

Содержание (планируемые мероприятия)

Условия реализации

Сроки проведения

 

Отметка о выполнении

1

Диагностическое

1. Изучение медико-психолого-педагогической

документации.

2. Первичная диагностика:

- выявление детей, нуждающихся в специализированной помощи;

- изучение уровня умственного развития;

- определение особенностей познавательной и учебной деятельности;

- определение приемов индивидуальной и подгрупповой работы в процессе учебной деятельности.

3. Отслеживание динамики развития обучающихся:

- осуществление планомерного наблюдения за развитием ребенка в условиях коррекционного обучения.

4. Этапная диагностика:

- изучение усвоения программных знаний, умений и навыков (по основным предметам);

- определение эффективности коррекционной работы;

- корректировка коррекционных программ, приемов и методов работы.

5. Текущая диагностика:

- составление рекомендаций для проведения коррекционных мероприятий в летний период;

- анализ результатов коррекционной работы за год.

- работа с

документацией

(протоколы ПМПК,

медицинские карты,

личные дела

обучающихся,

карты динамики

развития)

- индивидуальные

диагностические занятия

Сентябрь

 

 

 

 

 

 

 

В течение

года

 

 

Май

Выполнено

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Организационно - методическое

1.Оптимизация коррекционно-образовательного процесса.

2. Фиксирование результатов коррекционно-диагностической деятельности.

3. Оформление и ведение документации дефектолога:

- составление расписания коррекционно-развивающих занятий;

- составление коррекционных планов в соответствии со структурой нарушения в развитии обучающихся, их корректировка;

- планирование фронтальных и индивидуальных коррекционных мероприятий;

- составление индивидуальных карт динамического развития обучающихся по результатам анализа полученных данных;

4. Совершенствование качества коррекционного процесса в соответствии с требованиями коррекционного образования:

- изучение научно-методической литературы по вопросам дефектологии и образования;

- подбор дидактических игр и упражнений;

- изготовление (приобретение) дидактических игр, демонстрационного и раздаточного материала;

- разработка рекомендаций и подбор консультативного материала для педагогов.

5. Подготовка и проведение ПМПк:

- анализ процесса коррекционного воздействия на развитие учащегося и оценка его эффективности;

- осуществление междисциплинарного сотрудничества со специалистами школьного ПМП консилиума.

7.Оформление портфолио специалиста.

- расписание занятий

- протоколы обследования

8. Участие в методической работе школы (МО, педсоветах, совещаниях).

 

 

- расписание занятий

 

- протоколы обследования

 

 

В течении года

Выполнено

 

Коррекционно – развивающее

1. Коррекция имеющихся недостатков развития учебно-познавательной деятельности учащихся в форме групповых и индивидуальных занятий.

2. Направления коррекционной работы:

2.1 Сенсомоторное развитие:

- развитие зрительного анализа и пространственного восприятия элементов букв;

- развитие тонкости и дифференцированности анализа зрительно воспринимаемых объектов;

- развитие тактильных ощущений;

- развитие умения организации и контроля простейших двигательных программ;

- развитие тонкости и целенаправленности движений;

- развитие кинестетических основ движения;

- развитие межполушарного взаимодействия;

2.2. Формирование пространственных представлений:

- формирование умения ориентировки в схеме собственного тела;

- формирование умения ориентировки в ближайшем окружении (класса);

- формирование умения ориентировки на плоскости (тетрадь, книга);

- развитие пространственного праксиса;

-развитие навыка дифференциации пространственно схоже расположенных объектов;

2.3. Развитие мнемических процессов:

- тренировка произвольного запоминания зрительно воспринимаемых объектов;

- произвольное запоминание слухового ряда: цифр, звуков, слов, предложений, многоступенчатых инструкций;

- развитие тактильной и кинестетической памяти;

2.4. Развитие межанализаторных систем, их взаимодействия:

- развитие слухо-моторной координации;

- развитие зрительно-моторной координации;

- развитие слухо-зрительной и зрительно-двигательной координации;

2.5. Формирование функции программирования и контроля собственной деятельности:

- регуляция простейших двигательных актов;

- формирования умения ориентировки в задании;

- формирование умения планирования этапов выполнения задания;

- формирование основных способов самоконтроля каждого этапа выполнения задания;

- формирования умения осуществлять словесный отчет о совершаемом действии и результате;

2.6 Формирование навыка письма;

2.7.Формирование навыка чтения.

Групповые и индивидуальные коррекционные занятия

 

Посещаемость обучающимися занятий

Наблюдение в динамике (посещение уроков, обследование по плану)

 

Оснащение процесса учебной деятельности

 

Календарный план работы подгрупповых и индивидуальных занятий

Октябрь - май

 

 

Консультативно – просветительское и профилактическое

Работа с педагогическим коллективом

Работа с педагогическим составом школы:

Повышение уровня психолого-педагогической подготовки учителей, формирование у них способности интегрировать дефектологические знания в педагогической работе:

- индивидуальные консультации для педагогов;

- выступления на МО с обобщением опыта работы

- составление рекомендаций педагогам по использованию коррекционных приемов и методов в работе с обучающимися коррекционных классов.

Посещение уроков

 

Подборка методического материала

 

Программы АООП

Медицинская документация (карты развития)

Заключение и рекомендации ПМПК

В течении года

Выполняется согласно расписанию

Взаимодействие со специалистами:

- индивидуальные консультации;

- выступление на родительских собраниях.

Взаимодействие с родителями (законными представителями):

- комплексное изучение личности ребенка;

- разработка и реализация групповых и индивидуальных профилактических и коррекционных мероприятий;

- разработка оптимальных и эффективных путей коррекционной помощи;

- выработка рекомендаций по работе с обучающимися по результатам диагностического обследования.