Речевая карта ДОУ для детей с5-7 лет с ТНР

  • Документация
  • pdf
  • 23.12.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Речевая карта ДОУ для детей с5-7 лет с ТНР
Иконка файла материала Речевая карта ДОУ для детей с5-7 лет с ТНР.pdf

                                                                                                                                                                     Форма № 2

                                                                                                                                     Утверждено Департаментом                                                                                                                                               Образования г. Москвы

                                                                                                                                                          «27» июля 2010 г.

 

 

 

 

(Название учреждения)_________________________________________

 

 

 

РЕЧЕВАЯ КАРТА

                                                                                                                                                 Дата заполнения: __ сентября 202__г.

 

Фамилия, имя ребёнка: ______________________________

 

1. Общие представления ребёнка об окружающем мире

-  общие представления об окружающем мире соответствуют / не соответствуют возрастной норме

-  обеднённые представления об окружающем мире

-  представления об окружающем мире не сформированы

2. Речеязыковая компетенция

2.1.Уровень сформированности лексикона

Объём словаря

-  Уровень сформированности лексикона соответствует / не соответствует возрастной норме

-  объём словаря ограничен / резко ограничен, очень мало «периферийных» слов даже из наиболее распространённых, прагматически ценных для этого возраста тематических групп; словарь преимущественно состоит из слов, обозначающих предметы, наблюдается дефицит глагольного словаря, практически отсутствуют слова, обозначающие признаки и качества предметов. Словарь представлен небольшим количеством слов обиходнобытовой тематики

-  объём словаря достаточный для осуществления полноценной коммуникации

Системная организация словаря (ассоциативные связи)

-  системная организация словаря находится на самом начальном этапе формирования;  

-  наблюдаются слабые ассоциативные связи, преобладают случайные, немотивированные ассоциации; организация словаря отличается бессистемностью, отсутствием мотивированных адекватных ассоциаций - системная организация словаря находится на уровне установления первичных тематически / ситуативно обусловленных связей, наблюдаются выраженные (незначительные) трудности установления родовидовых, антонимических и пр. отношений между словами, входящими в индивидуальный словарный запас; в лексиконе много слов, значение которых усвоено только на номинативном уровне

-  системная организация словаря отличается большим количеством и разнообразием смысловых и формальных связей; в лексиконе преобладают слова, значение которых усвоено на понятийном уровне

2.2 Уровень сформированности грамматической компетенции 

- уровень сформированности грамматической компетенции соответствует возрастной норме; уровень сформированности грамматической компетенции ниже возрастной нормы

Словоизменительные навыки и умения

-  словоизменительные навыки находятся на самой начальной стадии формирования; наблюдаются выраженные трудности усвоения словоизменительной системы языка, в речи присутствует большое количество морфемных (формообразовательных) аграмматизмов; усвоены только наиболее продуктивные словоизменительные модели языка

-  словоизменительные навыки находятся в стадии формирования; наблюдаются трудности усвоения нерегулярных словоизменительных моделей Словообразовательная деятельность

-  словообразовательная деятельность не сформирована; морфологическое членение слова недоступно; наблюдаются выраженные трудности категоризации семантически значимых морфем; в речи присутствует большое количество словообразовательных ошибок

-  словообразовательная деятельность находится на стадии формирования;  

-  усвоены продуктивные словообразовательные модели;  

-  в речи допускаются ошибки в словах, образованных по менее продуктивным и нерегулярным моделям

 

Синтаксические навыки и умения

-    синтаксические навыки не сформированы; 

-    синтаксические навыки сформированы на самом элементарном уровне, в речи присутствуют простые нераспространённые предложения, понимание смысла синтаксических конструкций более сложной структуры затруднено; предикативная часть многих самых элементарных конструкций отсутствует

-    синтаксические навыки в целом сформированы; наблюдаются трудности построения распространённых в языке синтаксических конструкций (пропуск предлогов, информативно значимых частей), ошибки согласования и управления, не всегда доступно понимание логико-грамматических конструкций

2.3. Понимание и самостоятельное продуцирование/репродуцирование текста повествовательного характера в соответствии с предложенным сюжетом (рассказ/пересказ)

Понимание текста

-    идентифицирует/не идентифицирует содержательно-смысловое значение текста

Продуцирование текста

-не может построить собственное высказывание на основе полученной визуально информации.

-  рассказ соответствует / не соответствует предложенному сюжету; тема раскрыта частично / не раскрыта

-  соблюдает / не соблюдает временную, логическую последовательность событий

-  нарушена связность и логичность изложения

-  адекватно / не адекватно формулирует основное содержание сюжета

-  свободно владеет языковыми средствами и адекватно их использует при построении связного текста Репродуцирование текста

-  не может воспроизвести текст, воспринятый на слух

-  при пересказе не сохраняет лексику оригинала

-  демонстрирует вариативность используемых лексических средств при сохранении сюжетной линии текста

2.4. Уровень сформированности фонетико-фонологической компетенции                                                                            2

- уровень сформированности фонетико-фонологической компетенции соответствует / не соответствует возрастной норме

Состояние фонематического слуха

-  фонематический слух в стадии формирования

-  наблюдаются трудности различения глухих и звонких согласных (з-с, ш-ж); нарушено различение твёрдых и мягких согласных (д-дь, в-вь); аффрикат и входящих в их состав звуков (ц-с, ч-ть)

Сформированность навыков звукового анализа и синтеза

-                      навыки фонологического (звукового) анализа и синтеза находятся в  стадии формирования;  Слоговая структура слова

-                      слоговая структура слова нарушена (пропуски / перестановки / замены звуков / слогов Звукопроизношение

-                      звукопроизношение нарушен: межзубный сигматизм свистящих и шипящих, параламбдацизм, параротацизм, нарушено произношение аффрикатов…..

 

 

с

с’

з

з’

ц

ш

ж

ч

щ

л

л’

р

р’

н

н’

м

м’

j

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

т

т’

д

д’

к

к’

г

г’

х

х’

в

в’

ф

ф’

а

о

у

ы

э

и

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 – изолировано; 2 – в словах; 3 – в спонтанной речи

 

 

 

3. Состояние артикуляционного аппарата

3.1. Строение артикуляционного аппарата

- строение артикуляционного аппарата нарушено (зубочелюстные аномалии; аномалии языка; аномалии уздечек верхней / нижней губы и языка; пороки развития челюстно-лицевой области и системные аномалии мягких тканей и костей лица) / не нарушено

 

3.2. Двигательные функции артикуляционного аппарата

- двигательные функции артикуляционного аппарата нарушены (речедвигательные расстройства; нарушения функций лицевой мускулатуры; нарушения функций мускулатуры языка; нарушения функций мускулатуры мягкого нёба; вегетативные расстройства; нарушения акта приёма пищи) / не нарушены

 

3.3. Речевое дыхание и голосообразование

-                      речевое дыхание и голосообразование нарушены: нарушения ритма речевого дыхания (затруднённое, поверхностное, неритмичное); нарушение дифференциации носового вдоха и ротового выдоха: ротовой выдох укорочен, вдох неглубокий; нарушения голосообразования (нарушения высоты, силы, тембра, повышенная утомляемость голоса)

-                      речевое дыхание и голосообразование не нарушены: речевое дыхание свободное, голос хорошо модулированный, сильный, звонкий

 

4. Просодическое оформление речи

-  просодическое оформление речи нарушено 

-  речь интонационно не выразительна, слабая выраженность голосовых модуляций / голос немодулированный / монотонный  

-  темп речи замедленный

-  ритм речи нарушен: речь растянутая, скандированная

-  допускает ошибки в постановке ударения

-  непонимание постановки логического ударения, способность репродукции интонационных конструкций различного типа       3

                                                                                                                                                                                                                                        

5. Двигательное развитие

5.1. Развитие основных двигательных навыков и координаторной сферы

-                      основных двигательные навыки (сидения, ползания, самостоятельной ходьбы; особенности походки, удержание позы тела в пространстве) сформированы /сформированы недостаточно / не сформированы

-                      наблюдаются нарушения первичной моторной функции: снижение силы; нарушения тонуса: спастичность / гипотония / дистония; нарушения координации движения (атаксия); непроизвольные насильственные движения

(гиперкинезы лица и языка)

 

5.2. Сформированность целенаправленных движений (праксис)

-                      наблюдаются нарушения отдельных аспектов сенсомоторной функции: нарушения схемы тела, нарушения зрительно-моторной координации; моторные диссоциации: содружественные движения (синкинезии), нарушения согласованности действий рук.

-                      наблюдаются диспраксические (апраксические) расстройства: конструктивной деятельности (конструктивная диспраксия); артикуляционного аппарата (оральная диспраксия); формирования навыков рисования и письма (графомоторная диспраксия); наблюдаются нарушения восприятия и выражения эмоций. 

 

6. Психологическая база речи

6.1 Вербальная память

-  объём вербальной памяти достаточный для осуществления полноценной коммуникации

-  объём вербальной памяти не достаточный для осуществления полноценной коммуникации: наблюдаются выраженные трудности актуализации слов, хранения и воспроизведения вербальной информации

 

6.2. Речевое внимание

-  сформировано / не сформировано

-  наблюдаются трудности концентрации и / или распределения внимания при работе с вербальным материалом

 

6.3. Мышление (вербальный и невербальный интеллект) - не соответствует возрасту; 

-  наблюдаются трудности установления адекватных связей между предметами и явлениями окружающего мира - решение мыслительных задач осуществляется только на уровне практических действий (наглядно-действенное мышление)

-  мышление наглядно-образное, носит целевой, организованный характер

-  мышление наглядно-образное, присутствуют элементы абстрактно-логического / словесно-логического мышления

 

7. Дополнительная информация

7.1. Особенности раннего речевого развития - с задержкой 7.2. Особенности речевой среды, в которой воспитывается ребёнок (благоприятная)

7.3. Особенности речевого поведениябез особенностей.

 

7.4. Неврологический статус и состояние сенсорно-перцептивных органов и систем (зрение, слух, осязание и др.) без патологии

 

7.5. Сведения о настоящих и перенесённых заболеваниях: _ ______________________

 

 

ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ – Общее недоразвитие речи, II уровень речевого развития. Рекомендации: Развитие всех компонентов речи.  

 

 

4

        ___.09.202____                                                                      Учитель-логопед   __________________