Тема: Совершенствование умения словообразования на материале темы «Насекомые»
Задачи:
1) расширять и совершенствовать грамматический строй речи: развивать умение образовывать прилагательные от существительных, форму множественного числа, уменьшительно-ласкательных существительных, притяжательных прилагательных, развивать умение образовывать сложные слова;
2)развивать общую и мелкую моторику, координацию речи с движением, зрительного внимания и восприятия.
Оборудование: демонстрационный материал (картинки с изображением насекомых в среде их обитания), раздаточный материал (картинки с изображением насекомых в конвертах по количеству детей); мяч
Ход занятия:
1. Организационный этап.
У детей на столе лежат карточки с изображениями насекомых, дети отгадывают загадки , поднимают соответствующую карточку и называют отгадку
|
Домовитая хозяйка Полетела над лужайкой, похлопочет над цветком – Он поделится медком. (Пчела) |
Мы – лесные жители, Мудрые строители. Из иголок всей артелью строим дом себе под елью. (Муравьи) |
|
Красненькие крылышки,
черные горошки. (Божья коровка) |
Шевелились у цветка (Бабочка) |
|
Летит, пищит, (Комар) |
Хоть имеет много ножек, (Гусеница) |
2. Основной этап.
-Ребята, вы отгадали много загадок, а как всех, кого вы назвали, можно назвать одним словом?
- Где живут насекомые?
- Пчёлы в ульях (деревянный домик, который строит для них человек). Муравьи в муравейнике (самостоятельно строят дом). Осы в осиных гнёздах (гнездо похоже на шар). Шмели живут в земле, в норках.
- Давайте теперь рассмотрим строение насекомых:
Тело насекомого состоит из головы, груди и брюшка. На голове пара сложных глаз и пара усиков. На груди три пары ног (всего их 6) и у большинства насекомых крылья.
Физкультурная минутка:
Прилетела к нам
вчера (Машут ладошками)
Полосатая пчела, (На каждое насекомое загибают пальчик)
А за нею шмель-шмелёк
И весёлый мотылёк,
Два жука и стрекоза,
Как фонарики глаза. (Делают колечки и подносят к глазам)
Приходили муравьи
И травинку принесли.
Пожужжали, полетали, (Машут ладошками)
От усталости упали. (Роняют ладони на колени)
Лексико-грамматические игры и упражнения
Игра с мячом «Назови ласково», «Один – много» ( с мячом)
Комар – комарик Пчела – пчёлка
Жук – жучок Таракан – тараканчик
Муравей – муравьишка Шмель – шмелёк
Стрекоза – стрекозка Муха - мушка
Гусеница - гусеничка
Игра «Чьи лапки, чья голова?»
(На столе перевёрнутые карточки с изображением разных насекомых. Дети по очереди вытягивает любую картинку и составляет словосочетание)
У муравья муравьиные лапки, муравьиная голова.
У пчелы? (пчелиные лапки, пчелиная голова)
У таракана? (тараканьи лапки, тараканья голова)
У комара? (комариные лапки, комариная голова)
У стрекозы? (стрекозьи лапки, стрекозья голова)
У осы? (осиные лапки, осиная голова)
У шмеля? (шмелиные лапки, шмелиная голова)
Игра «Подбери словечко»
(Дети стоят в кругу и, передавая друг другу мяч, называют слова-признаки)
Бабочка (какая?) – красивая, яркая, пестрая…
Муравей (какой?) – маленький, трудолюбивый, полезный…
Кузнечик - …
Пчела - …
Комар - …
Божья коровка - …
Стрекоза - …
Игра «Кто и что делает?»
(Дети стоят в кругу и, передавая друг другу мяч, называют слова-действия)
Пчела – жужжит, летает, жалит, собирает нектар…
Кузнечик – прыгает, стрекочет…
Гусеница - …
Муха - …
3. Итоговый этап занятия.
Вот и подошло к концу наше занятие и в конце давайте обсудим
«Что такое хорошо, а что такое плохо?»
(бросает мяч, ребёнок ловит его ловит и составляет предложение)
Насекомые – это хорошо, потому что…Ответы детей:…
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.