Дефектологическое обследование младших школьников

  • Документация
  • docx
  • 09.11.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Дефектологическое обследование Вяткина М.А..docx

В душе каждого ребенка есть невидимые струны,

Если  тронуть их умелой  рукой, они красиво зазвучат.

Василий Александрович Сухомлинский

 

Дефектологическое обследование детей, поступивших в первый класс

Важной составляющей учителя дефектолога является дефектологическое обследование детей в возрасте 6 – 7 лет. Поступление ребенка в первый класс является важным этапом в жизни самого учащегося и его родителей. Для успешной адаптации детей в первом классе важен настрой и здоровый психологический климат в семье. Первокласснику приходится учиться прилежному поведению, соблюдению правил и норм школьного режима, а также учиться писать, читать, считать и многому другому.

При поступлении первоклассника в школу учитель дефектолог проводит дефектологическое обследование. Важно на этом этапе оказать методическую помощь ребенку и родителям. Цель дефектологического обследования заключается в раннем выявлении трудностей в формировании знаний, умений и навыков и необходимая коррекция. Задача обследования дефектолога прогноз и определение причин и механизмов, возникших проблем.

Дефектологическое обследование на усмотрение дефектолога может включать в себя следующие пункты:

1.      Беседа о ребенке, его представления о себе, знает ли он свою фамилию, имя, отчество, свой возраст, дату рождения; его знания о семье, имена родителей, бабушек, дедушек, братьев, сестер, профессии родителей, адрес проживания, город, страну.

2.      Развитие графомоторных навыков включают в себя определение ведущей руки, развитие мелкой моторики.

3.      Пространственно временные отношения, включает ориентацию по времени: завтрак обед, ужин; дни недели, времена года, а также  знание и употребление предлогов, обозначающих пространственные отношения между предлогами например: положи игрушку в коробочку, положи игрушку на коробочку, положи игрушку под коробочку.   

 

4.      Сенсорные эталоны: цвет, форма, геометрические фигуры, понятие «большой», «маленький», «длинный», «короткий», «тонкий», «толстый».

5.      Сформированность математических представлений включает в себя в умении соотносить количество предметов и пальцев или количество предметов и цифр; умение определять по картинке один предмет, много предметов, соотнесение больше / меньше предметов.

                          

 

6.      Обследование памяти и внимания дефектолог предлагает ребенку найти спрятанные предметы; определить, что забыл нарисовать художник; найти отличия на двух картинках; повторить по памяти слова (Методика А.Р. Лурия по определению кратковременной слуховой памяти, методика Пьерона -  Рузера для исследования внимания и темпа деятельности).

7.      Обследование мышления заключается в умении определять лишний предмет в группе предметов, складывании разрезных картинок, пазлов.

 

   

8.      Развитие речи включает большой пласт в дефектологическом обследовании.

Какого цвета предмет? (Красный шарик, синяя машина, розовое платье)

 

 

Что лишнее? Груша, помидор, апельсин, банан.

Назови одним словом: коза, корова, лошадь (домашние животные); стол, стул, диван (Мебель).

Какой? Какая? Какие? Варенье из смородины какое? Смородиновое

Объяснение сюжетных картинок (умение составить осмысленный рассказ).

Разложи по порядку. (Умение выстраивать связь между событиями).

 

В заключение дефектологического обследования дефектолог дает родителям рекомендации прогноза обучения обследуемого. На что следует обратить внимание родителям и провести коррекцию в той или иной области. Ранняя дефектологическое обследование окажет существенную помощь ребенку и поможет избежать больших трудностей в будущем обучении.

Литература:

1.      Катаева А.А., Стребелева Е.А. «Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников» - Москва, 1991.

2.      Коррекционно – развивающие программы с использованием специального оборудования для детей и подростков: Методическое пособие под общей редакцией Е.Е. Чепурных – М. – Ярославль: Центр «Ресурс».

3.      Сенсорная комната – волшебный мир здоровья: Учебно – методическое пособие под ред. Женеврова В.Л., Баряевой Л.Б., Галлямовой 2007.

4.      «Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии»   2003.