: на темуПЕДАГОГИЧЕСКОЕ МАСТЕРСТВО КАК ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИОНАЛИЗМА СОВРЕМЕННОГО ПЕДАГОГА

  • docx
  • 09.10.2021
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала статья.docx

»

Шумская Лариса Анатольевна,

Преподаватель экономических дисциплин,

ГПОУ Донецкий электрометаллургический техникум

 

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ МАСТЕРСТВО КАК ХАРАКТЕРИСТИКА  ПРОФЕССИОНАЛИЗМА СОВРЕМЕННОГО ПЕДАГОГА

 

Одно из самых захватывающих зрелищ на свете

— смотреть, как работает Мастер, и не суть важно,

 чем именно он занимается. Пишет картину,

 рубит мясо, чистит ботинки — не имеет

 значения. Когда человек выполняет дело,

ради которого родился на свет, он великолепен.

Борис Акунин

«Высокий профессионализм —

обращенное в профессию творчество».

Лидия Гинзбург

 

Аннотация. В данной статье раскрыто содержание педагогического мастерства. Исследуя данный вопрос, автор  подчеркивают, что среди качеств, которыми должен обладать педагог, необходимо выделить: знание предмета и мастерство его преподавания.

Ключевые слова: педагог, педагогическое мастерство, профессионализм педагога.

 

Изменения в политической и экономической жизни нашей молодой республике затрагивают каждую сферу жизнедеятельности общества, а также каждого человека в отдельности.  Сфера профессионального образования в таких условиях также не является исключением, так как внедряются новые стандарты образования. В связи с чем, формируются новые требования к профессионалу, требуется постоянная работа по самоопределению и построения себя как мастера. Это в первую очередь относится к педагогу профессионального образования [2, 8].

Цель статьи - раскрыть особенности формирования педагогического мастерства.

Ведущим фактором, определяющим качество подготовки специалистов, как экономического профиля, так и других, является профессионализм педагога. С научной точки зрения, педагогический профессионализм определяется через понятие "педагогическое мастерство". Оно может рассматриваться и как идеал педагогической деятельности, который побуждает педагогов к самосовершенствованию, и как эталон, содержащий оценку эффективности педагогического труда.  Поэтому  важнейшей педагогической проблемой выступает формирование педагогического мастерства.

Итак, определим, что же такое педагогическое мастерство?

В свое время исчерпывающий ответ на этот вопрос дал А. С. Макаренко.  Педагогическое мастерство, по его мнению, - это знание особенностей педагогического процесса, умение его построить и привести в движение. Нередко же педагогическое мастерство сводят к умениям и навыкам педагогической техники, в то время как это - лишь один из внешне проявляющихся компонентов мастерства.

По глубокому убеждению А.С.Макаренко, овладение педагогическим мастерством доступно каждому педагогу при условии целенаправленной работы над собой. А.С.Макаренко писал: "Я сделался настоящим мастером только тогда,  когда научился говорить "иди сюда" с 15-20 оттенками,  когда научился давать 20 нюансов в постановке лица,  фигуры,  голоса. И тогда я не боялся, что кто-то ко мне не пойдет и не почувствует того, что нужно". Педагогическое мастерство формируется на основе практического опыта, однако не любой опыт становится источником профессионального мастерства. Таким источником является только педагогическая деятельность, осмысленная и проанализированная.

Педагогическое мастерство - это синтез личностно-деловых качеств и свойств личности, определяющий  высокую эффективность педагогического процесса. Б. Т. Лихачев определяет педагогическое мастерство как часть педагогического искусства, «совершенное владение педагогом всей совокупностью психолого-педагогических знаний, умений и навыков, соединенное с профессиональной увлеченностью, развитым педагогическим мышлением и интуицией, нравственно-эстетическим отношением к жизни, глубокой убежденностью и твердой волей»  [1, 233].

В систему педагогического мастерства, по мнению ряда исследователей, входят четыре основных компонента, это:

- профессиональная направленность личности педагога;

- профессиональные знания;

- педагогические способности;

- педагогическая техника.

В профессиональной направленности личности выражается положительное отношение к профессии, желание к совершенствованию. Профессиональная  направленность, будучи сформированной, ставшая свойством личности, влияет на уровень текущих мотивов, повышает эффективность деятельности. Выделяют четыре стадии развития профессиональной направленности:

1)    выявление интереса к профессии как отражение потребности ее приобретения;

2)    формирование устойчивого интереса к профессиональной деятельности;

3)    формирование целеустремленности в овладении основами педагогического мастерства;

4)    становление комплекса качеств, профессионально значимых для учительского труда.

Профессиональные знания составляют основу педагогического мастерства, т.е., «..знание своего предмета; знание психолого-педагогических дисциплин; знание методики обучения и воспитания знание достоинств и недостатков своей личности и деятельности…» [5, 21], а также умение синтезировать изучаемые науки и решать педагогические задачи, анализировать педагогические ситуации.

Педагогические способности — это совокупность личностных свойств человека, отвечающих требованиям педагогической деятельности и обеспечивающие легкое овладение этой деятельностью для достижения высоких результатов. Н. В. Кузьмина определяет педагогические способности как индивидуальные, устойчивые свойства личности, состоящие в специфической чувствительности к объекту, средствам и условиям деятельности и нахождению наиболее производительных способов получения искомых результатов. Подходы выделению основных видов педагогических способностей разработали видные ученые - Н. В. Кузьмина, А. И. Щербаков, Н. В. Кухарев, С. Б. Елканов, А. Е. Кондратенков и др. Охарактеризуем некоторые из педагогических способностей:

- гностические — способности к изучению, исследованию (диагностированию) педагогических объектов, явлений, процессов;

-  проектировочные — способности определять, формировать цели и задачи педагогической деятельности; конструктивные — способности в планировании педагогической деятельности в соответствии с целями и задачами;

- организаторские — способности организовать свою собственную деятельность и деятельность обучающихся, создавать коллектив как инструмент формирования личности;

- перцептивные — способности, позволяющие понимать субъекта или объекта педагогического воздействия без вербальной (словесной) информации на основе чувственного восприятия другого;

- суггестивные — способности эмоционально-волевого влияния на личность преимущественно приемами внушения;

- коммуникативные — способности к эффективному общению с разными возрастными группами детей, молодежью и взрослыми;

- речевые — способности выражать мысли и чувства адекватно своим желаниям;

- креативные — способности к творчеству;

- академические — способности к профессиональному саморазвитию и самосовершенствованию;

- дидактические — способности адаптировать учебный материал с целью успешного его понимания обучающимися.

Четвертым элементом педагогического мастерства является педагогическая техника. Ю.К. Бабанский отмечает, что: «Преподаватель – мастер характеризуется свободным владением профессиональной технологией, творческим подходом к делу и достигает высоких результатов в обучении и воспитании». Автор уточняет приведенное определение, относя к типичным чертам мастерства педагогического труда правильный анализ педагогической ситуации и выбор оптимального педагогического решения, творческий стиль деятельности, уважении к личности студента.

Структура «педагогической техники» представлена следующими группами компонентов:

- умение управлять собой;

- умение управлять другими;

- уметь сотрудничать. [5,19].

В структуру педагогического мастерства можно также включить:

- умение увидеть педагогическую проблему;

- отобрать, адаптировать и доносить до обучающихся дидактический материал;

- на основе паритетного диалога организовать творческое учебное сотрудничество. К числу важнейших педагогических умений относят умения понять внутреннюю позицию и состояние ученика и на этой основе индивидуализировать образовательный процесс. Вместе с тем, имеет важное значение, умение удерживать устойчивую профессиональную позицию, осознавать перспективы профессионального развития, диагностировать собственные способности и достижения воспитанников.

Наличие у педагога-мастера самобытного индивидуального стиля, который характеризуется системой приемов и способов учебно-воспитательной работы, адекватно отвечающих особенностям индивидуальности субъектов образовательной деятельности  является важнейшей особенностью педагогического мастерства.

Кроме того, можно выделить три уровня педагогического мастерства:

- Высокий уровень педагогического мастерства характеризуется способностью педагога к построению педагогического процесса, направленного на создание условий для достижения успеха обучающимися, развития их индивидуальных особенностей, и затрагивает перестройку всех компонентов педагогического процесса: цели, содержания, форм, методов и т. д.

- Средний уровень характеризуется принятием гуманистических ценностей, концентрацией на интересах детей, но ограничивается только гуманизацией сферы общения, знанием основных категорий, принципов, технологий, но неспособностью применить их в конкретной педагогической ситуации.

- Недостаточный уровень. Для этого уровня характерны следующие показатели: деятельность по инструкции, ориентация на четкое исполнение методических рекомендаций; заимствование образцов деятельности у других педагогов; акцентирование внимания на собственных действиях, без привлечения к решению педагогических задач обучающихся.

При разработке своей профессиональной концепции,  педагогу целесообразно учитывать показатели эффективности учебной деятельности.

Показателями эффективности учебной деятельности выступают:

        - диагностическое мастерство педагога: его умение поставить диагноз качества знаний, умений и навыков, определить уровень обучаемости детей;

        - организаторские данные педагога; организация познавательной деятельности обучающихся таким образом, когда учебный материал становится предметом  их активных действий (А.Н. Леонтьев, Т.И. Шамова);

        - выбор методов и средств обучения таким образом, чтобы содержание учебного  материала максимально и полно учитывало способность детей к его усвоению и применению (Ю.К. Бабанский);

       - воспитательная эффективность учебных занятий: эффективное использование содержания, организации средств и методов обучения для управления психическим развитием детей, для воспитания у них познавательной самостоятельности, ответственности, требовательности к себе и другим (Коротов, Б.Т. Лисачев);

      -   создание ориентировочной основы познания, при которой каждый обучающийся знает, что и как изучать, что и где искать, какую информацию получать, применять, использовать, по каким показателям;

     - нравственно-психологическая атмосфера на занятии, стиль и тон отношений педагога со студентами и обучающихся между собой;

    - активная позиция обучающихся на занятии, самостоятельность, активность, отношение к педагогу; умение, способность правильно судить о качестве усвоения изучаемого материала (самоанализ, самооценка);

   - усвоение  ведущих идей науки, терминологии, понятийного аппарата.

В процессе обучения основным критерием эффективности педагогического труда является усвоение и уровень  применение обучающимися ведущих идей науки на базе развития творческого и интеллектуального мышления.

Основными показателями эффективности деятельности педагога принято считать:

- совершенствование учебного процесса;

- уровень сформированности предметных компетенций обучающихся;

- повышение уровня воспитанности детей;

 - мастерство и педагогический профессионализм педагога.

В этих показателях отражаются те положительные изменения, которые происходят при овладении обучающимися основами дисциплинами, определенными познавательными, интеллектуальными, практическими компетенциями.

Таким образом, педагог может стать профессионалом, если он обладает комплексом способностей и компетенций, берущим на себя ответственность за результаты своей работы. В практике именно во владении педагогической техникой выражается мастерство и профессионализм педагога.

 

 

Список литературы:

1. Лихачев Б.Т. Педагогика: Курс лекций / Учеб. пособие для студентов педагог, учеб. заведений и слушателей ИПК и ФПК. -  4-е изд., перераб. и доп. -  М.: Юрайт-М. -  б07с.

    2. Макаренко А.С. Некоторые выводы из моего педагогического опыта. Сочинения: В 7 т./ Ин-т теории и истории педагогики АПН РСФСР; Подгот. В. Е. Гмурман; Редкол.: И. А. Каиров (гл. ред.), Г. С. Макаренко, Е. Н. Медынский. – 2. изд. – М.: Изд-во АПН РСФСР, 1957–1958. Т.5. – 558 с.

3. Мижериков В.А., Ермоленко М.Н. Введение в педагогическую деятельность: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений. - М.: Педагогическое общество России, 2002. - 268 с.

4. Профессиональная педагогика: Учебник для студентов, обучающихся по педагогическим специальностям и направлениям. Под ред. С.Я. Батышева, А.М. Новикова. Издание 3-е, переработанное. М.: Из-во ЭГВЕС, 2009. -  456с.

5. Ткачева С.А. Педагогическое мастерство. Учебно-методическое пособие /Иссык-Кульского государственного университета им К. Тыныстанова. – Каракол, 2015. - 100 с.