»
Шумская Лариса Анатольевна,
Преподаватель экономических дисциплин,
ГПОУ Донецкий электрометаллургический техникум
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ МАСТЕРСТВО КАК ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИОНАЛИЗМА СОВРЕМЕННОГО ПЕДАГОГА
Одно из самых захватывающих зрелищ на свете
— смотреть, как работает Мастер, и не суть важно,
чем именно он занимается. Пишет картину,
рубит мясо, чистит ботинки — не имеет
значения. Когда человек выполняет дело,
ради которого родился на свет, он великолепен.
Борис Акунин
«Высокий профессионализм —
обращенное в профессию творчество».
Лидия Гинзбург
Аннотация. В данной статье раскрыто содержание педагогического мастерства. Исследуя данный вопрос, автор подчеркивают, что среди качеств, которыми должен обладать педагог, необходимо выделить: знание предмета и мастерство его преподавания.
Ключевые слова: педагог, педагогическое мастерство, профессионализм педагога.
Изменения в политической и экономической жизни нашей молодой республике затрагивают каждую сферу жизнедеятельности общества, а также каждого человека в отдельности. Сфера профессионального образования в таких условиях также не является исключением, так как внедряются новые стандарты образования. В связи с чем, формируются новые требования к профессионалу, требуется постоянная работа по самоопределению и построения себя как мастера. Это в первую очередь относится к педагогу профессионального образования [2, 8].
Цель статьи - раскрыть особенности формирования педагогического мастерства.
Ведущим фактором, определяющим качество подготовки специалистов, как экономического профиля, так и других, является профессионализм педагога. С научной точки зрения, педагогический профессионализм определяется через понятие "педагогическое мастерство". Оно может рассматриваться и как идеал педагогической деятельности, который побуждает педагогов к самосовершенствованию, и как эталон, содержащий оценку эффективности педагогического труда. Поэтому важнейшей педагогической проблемой выступает формирование педагогического мастерства.
Итак, определим, что же такое педагогическое мастерство?
В свое время исчерпывающий ответ на этот вопрос дал А. С. Макаренко. Педагогическое мастерство, по его мнению, - это знание особенностей педагогического процесса, умение его построить и привести в движение. Нередко же педагогическое мастерство сводят к умениям и навыкам педагогической техники, в то время как это - лишь один из внешне проявляющихся компонентов мастерства.
По глубокому убеждению А.С.Макаренко, овладение педагогическим мастерством доступно каждому педагогу при условии целенаправленной работы над собой. А.С.Макаренко писал: "Я сделался настоящим мастером только тогда, когда научился говорить "иди сюда" с 15-20 оттенками, когда научился давать 20 нюансов в постановке лица, фигуры, голоса. И тогда я не боялся, что кто-то ко мне не пойдет и не почувствует того, что нужно". Педагогическое мастерство формируется на основе практического опыта, однако не любой опыт становится источником профессионального мастерства. Таким источником является только педагогическая деятельность, осмысленная и проанализированная.
Педагогическое мастерство - это синтез личностно-деловых качеств и свойств личности, определяющий высокую эффективность педагогического процесса. Б. Т. Лихачев определяет педагогическое мастерство как часть педагогического искусства, «совершенное владение педагогом всей совокупностью психолого-педагогических знаний, умений и навыков, соединенное с профессиональной увлеченностью, развитым педагогическим мышлением и интуицией, нравственно-эстетическим отношением к жизни, глубокой убежденностью и твердой волей» [1, 233].
В систему педагогического мастерства, по мнению ряда исследователей, входят четыре основных компонента, это:
- профессиональная направленность личности педагога;
- профессиональные знания;
- педагогические способности;
- педагогическая техника.
В профессиональной направленности личности выражается положительное отношение к профессии, желание к совершенствованию. Профессиональная направленность, будучи сформированной, ставшая свойством личности, влияет на уровень текущих мотивов, повышает эффективность деятельности. Выделяют четыре стадии развития профессиональной направленности:
1) выявление интереса к профессии как отражение потребности ее приобретения;
2) формирование устойчивого интереса к профессиональной деятельности;
3) формирование целеустремленности в овладении основами педагогического мастерства;
4) становление комплекса качеств, профессионально значимых для учительского труда.
Профессиональные знания составляют основу педагогического мастерства, т.е., «..знание своего предмета; знание психолого-педагогических дисциплин; знание методики обучения и воспитания знание достоинств и недостатков своей личности и деятельности…» [5, 21], а также умение синтезировать изучаемые науки и решать педагогические задачи, анализировать педагогические ситуации.
Педагогические способности — это совокупность личностных свойств человека, отвечающих требованиям педагогической деятельности и обеспечивающие легкое овладение этой деятельностью для достижения высоких результатов. Н. В. Кузьмина определяет педагогические способности как индивидуальные, устойчивые свойства личности, состоящие в специфической чувствительности к объекту, средствам и условиям деятельности и нахождению наиболее производительных способов получения искомых результатов. Подходы выделению основных видов педагогических способностей разработали видные ученые - Н. В. Кузьмина, А. И. Щербаков, Н. В. Кухарев, С. Б. Елканов, А. Е. Кондратенков и др. Охарактеризуем некоторые из педагогических способностей:
- гностические — способности к изучению, исследованию (диагностированию) педагогических объектов, явлений, процессов;
- проектировочные — способности определять, формировать цели и задачи педагогической деятельности; конструктивные — способности в планировании педагогической деятельности в соответствии с целями и задачами;
- организаторские — способности организовать свою собственную деятельность и деятельность обучающихся, создавать коллектив как инструмент формирования личности;
- перцептивные — способности, позволяющие понимать субъекта или объекта педагогического воздействия без вербальной (словесной) информации на основе чувственного восприятия другого;
- суггестивные — способности эмоционально-волевого влияния на личность преимущественно приемами внушения;
- коммуникативные — способности к эффективному общению с разными возрастными группами детей, молодежью и взрослыми;
- речевые — способности выражать мысли и чувства адекватно своим желаниям;
- креативные — способности к творчеству;
- академические — способности к профессиональному саморазвитию и самосовершенствованию;
- дидактические — способности адаптировать учебный материал с целью успешного его понимания обучающимися.
Четвертым элементом педагогического мастерства является педагогическая техника. Ю.К. Бабанский отмечает, что: «Преподаватель – мастер характеризуется свободным владением профессиональной технологией, творческим подходом к делу и достигает высоких результатов в обучении и воспитании». Автор уточняет приведенное определение, относя к типичным чертам мастерства педагогического труда правильный анализ педагогической ситуации и выбор оптимального педагогического решения, творческий стиль деятельности, уважении к личности студента.
Структура «педагогической техники» представлена следующими группами компонентов:
- умение управлять собой;
- умение управлять другими;
- уметь сотрудничать. [5,19].
В структуру педагогического мастерства можно также включить:
- умение увидеть педагогическую проблему;
- отобрать, адаптировать и доносить до обучающихся дидактический материал;
- на основе паритетного диалога организовать творческое учебное сотрудничество. К числу важнейших педагогических умений относят умения понять внутреннюю позицию и состояние ученика и на этой основе индивидуализировать образовательный процесс. Вместе с тем, имеет важное значение, умение удерживать устойчивую профессиональную позицию, осознавать перспективы профессионального развития, диагностировать собственные способности и достижения воспитанников.
Наличие у педагога-мастера самобытного индивидуального стиля, который характеризуется системой приемов и способов учебно-воспитательной работы, адекватно отвечающих особенностям индивидуальности субъектов образовательной деятельности является важнейшей особенностью педагогического мастерства.
Кроме того, можно выделить три уровня педагогического мастерства:
- Высокий уровень педагогического мастерства характеризуется способностью педагога к построению педагогического процесса, направленного на создание условий для достижения успеха обучающимися, развития их индивидуальных особенностей, и затрагивает перестройку всех компонентов педагогического процесса: цели, содержания, форм, методов и т. д.
- Средний уровень характеризуется принятием гуманистических ценностей, концентрацией на интересах детей, но ограничивается только гуманизацией сферы общения, знанием основных категорий, принципов, технологий, но неспособностью применить их в конкретной педагогической ситуации.
- Недостаточный уровень. Для этого уровня характерны следующие показатели: деятельность по инструкции, ориентация на четкое исполнение методических рекомендаций; заимствование образцов деятельности у других педагогов; акцентирование внимания на собственных действиях, без привлечения к решению педагогических задач обучающихся.
При разработке своей профессиональной концепции, педагогу целесообразно учитывать показатели эффективности учебной деятельности.
Показателями эффективности учебной деятельности выступают:
- диагностическое мастерство педагога: его умение поставить диагноз качества знаний, умений и навыков, определить уровень обучаемости детей;
- организаторские данные педагога; организация познавательной деятельности обучающихся таким образом, когда учебный материал становится предметом их активных действий (А.Н. Леонтьев, Т.И. Шамова);
- выбор методов и средств обучения таким образом, чтобы содержание учебного материала максимально и полно учитывало способность детей к его усвоению и применению (Ю.К. Бабанский);
- воспитательная эффективность учебных занятий: эффективное использование содержания, организации средств и методов обучения для управления психическим развитием детей, для воспитания у них познавательной самостоятельности, ответственности, требовательности к себе и другим (Коротов, Б.Т. Лисачев);
- создание ориентировочной основы познания, при которой каждый обучающийся знает, что и как изучать, что и где искать, какую информацию получать, применять, использовать, по каким показателям;
- нравственно-психологическая атмосфера на занятии, стиль и тон отношений педагога со студентами и обучающихся между собой;
- активная позиция обучающихся на занятии, самостоятельность, активность, отношение к педагогу; умение, способность правильно судить о качестве усвоения изучаемого материала (самоанализ, самооценка);
- усвоение ведущих идей науки, терминологии, понятийного аппарата.
В процессе обучения основным критерием эффективности педагогического труда является усвоение и уровень применение обучающимися ведущих идей науки на базе развития творческого и интеллектуального мышления.
Основными показателями эффективности деятельности педагога принято считать:
- совершенствование учебного процесса;
- уровень сформированности предметных компетенций обучающихся;
- повышение уровня воспитанности детей;
- мастерство и педагогический профессионализм педагога.
В этих показателях отражаются те положительные изменения, которые происходят при овладении обучающимися основами дисциплинами, определенными познавательными, интеллектуальными, практическими компетенциями.
Таким образом, педагог может стать профессионалом, если он обладает комплексом способностей и компетенций, берущим на себя ответственность за результаты своей работы. В практике именно во владении педагогической техникой выражается мастерство и профессионализм педагога.
Список литературы:
1. Лихачев Б.Т. Педагогика: Курс лекций / Учеб. пособие для студентов педагог, учеб. заведений и слушателей ИПК и ФПК. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт-М. - б07с.
2. Макаренко А.С. Некоторые выводы из моего педагогического опыта. Сочинения: В 7 т./ Ин-т теории и истории педагогики АПН РСФСР; Подгот. В. Е. Гмурман; Редкол.: И. А. Каиров (гл. ред.), Г. С. Макаренко, Е. Н. Медынский. – 2. изд. – М.: Изд-во АПН РСФСР, 1957–1958. Т.5. – 558 с.
3. Мижериков В.А., Ермоленко М.Н. Введение в педагогическую деятельность: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений. - М.: Педагогическое общество России, 2002. - 268 с.
4. Профессиональная педагогика: Учебник для студентов, обучающихся по педагогическим специальностям и направлениям. Под ред. С.Я. Батышева, А.М. Новикова. Издание 3-е, переработанное. М.: Из-во ЭГВЕС, 2009. - 456с.
5. Ткачева С.А. Педагогическое мастерство. Учебно-методическое пособие /Иссык-Кульского государственного университета им К. Тыныстанова. – Каракол, 2015. - 100 с.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.