« Организация групповой работы в начальной школе»

  • Мероприятия
  • docx
  • 22.11.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Эпиграфом к нашему разговору могут послужить слова величайшего швейцарского педагога Иогана Генриха Песталоции. « Мои ученики будут узнавать новое не от меня Они будут открывать это новое сами. Моя главная задача – помочь им раскрыться, Развить собственные идеи….» В условиях введения стандартов нового поколения задача учителя начальной школы состоит в том, чтобы обеспечить организацию учебной деятельности обучающихся таким образом, чтобы в процессе этой деятельности развивались бы способности, творческие силы и индивидуальность школьников и каждый обучающийся смог бы достичь своего рассвета.
Иконка файла материала мастер класс.docx

Ход мастер класса

Здравствуйте уважаемые коллеги! Я рада вас приветствовать!

Вашему вниманию я хотела бы представить тему своего мастер класса « Организация групповой работы в начальной школе»

Эпиграфом к нашему разговору могут послужить слова величайшего швейцарского педагога Иогана Генриха Песталоции.

« Мои ученики будут узнавать новое не от меня

Они будут открывать это новое сами.

Моя главная задача – помочь им раскрыться,

Развить собственные идеи….»

В условиях введения стандартов нового поколения задача учителя начальной школы состоит в том, чтобы обеспечить организацию учебной деятельности обучающихся таким образом, чтобы в процессе этой деятельности развивались бы способности, творческие силы и индивидуальность школьников и каждый обучающийся смог бы достичь своего рассвета.

Наиболее благоприятные условия для включения каждого ученика в активную работу на уроке создают групповые формы работы.

Групповая работа – это форма организации учебно-познавательной деятельности на уроке, предполагающая функционирование разных групп, работающих как над общими, так и над специфическими заданиями педагога. Такая работа стимулирует согласованное взаимодействие между учащимися, отношения взаимной ответственности и сотрудничества.

Какова же основная цель групповой работы: - это активное включение каждого ученика в процесс усвоение учебного материала.

Обсудим задачи, которые решаются в ходе групповой формы работы.

Задачи:

1.      Активизация познавательной деятельности.

2.      Развитие навыков самостоятельной учебной деятельности: определение ведущих и промежуточных задач, выбор оптимального пути, умение предусматривать последствия своего выбора, объективно оценивать его.

3.      Развитие умений успешного ( умение слушать и слышать друг друга, выстраивать диалог, задавать вопросы на понимание и т.д)

4.      Совершенствование межличностных отношений в классе.

Я начала понемногу начала использовать элементы групповой работы на уроках в школе и заметила, что моим учащимся интересно работать в группе со своими товарищами. Это способствует активизации их познавательной деятельности и формированию таких качеств, как взаимоконтроль и взаимопомощь.

При систематической организации групповой работы в учебном процессе и соблюдении определенных условий у школьников происходит рост их субъективной активности, становление в учащемся субъекта саморазвития. Дети учатся с удовольствием, ощущая радость познания, и чувствуют при этом себя превосходно.

Зачастую учителя начальных классов отказываются использовать на своих уроках групповую форму работы. Причина тому- повышенный уровень шума детей в процессе выполнения задания. Но и это можно избежать.

Как показала практика, есть «хитрые» приемы для соблюдения дисциплины в классе. Сейчас я вас попрошу окунуться в мир детства и выполнить групповую работу.

Итак игра « Однорукие»: перед вами на столе лежит набор для работы: конверт с фигурами и клей. Разложите весь набор перед собой.

 

 

 

 

 


                                                                                        

                                         

 

 

 

Представьте что у каждого из вас одна рука, вторую уберите за спину. Ваша задача собрать по образцу на слайде не разговаривая между собой, т.е молча. Данная игра учит детей общаться невербальными способами и приучат учащихся к слаженной работе в группе, когда результат зависит не от одного человека а от работы коллектива.

Проводя эту игру со своим классом я обратила внимание что с каждой новой игрой учащиеся быстрее справляются с заданием. А умение договариваться без слов помогает и в других видах работы. Например дети могут сказать без слов, кто должен в этот момент встать и ответить, при работе в группе, если лидер сам отвечает то он показывает на себя, если должен ответить товарищ, то он указывает на него.

Таким образом, наглядный пример показал, что при использовании групповой работы вполне реально сохранить тишину и выполнить предложенное задание.

Приемы групповой работы:

- Работа в парах.

- Мозговой штурм.

- Игра « Продолжи».

- Снежный ком.

- Прием « Карусель».

Работа в парах оказывает неоценимую помощь. Ее я использую в своей работе довольно часто. В результате ребята активнее включаются в учебный процесс, работают увлеченно, учатся общению. У них вырабатываются навыки совместной работы. Чтобы работать таким образом, потребовалось определенное время. Ведь детей нужно было научить:

- работать в паре, то есть научить слышать другого и самому говорить так, чтобы быть услышанным, считаться с мнением товарища, уметь спорить и приходить к общему решению, уметь доброжелательно высказать свое мнение, выслушать мнение товарища.

Подбери рифму.

Необходимо подобрать рифму по смыслу во фрагменте или стихотворения или рассказа.

Мозговой штурм метод продуцирования новых идей для решения научных и практических проблем. Его цель – активизация мышления учащихся и развитие умения краткого, четкого изложения мыслей. Проблема, формулируемая на занятии по методике мозгового штурма, должна иметь теоретическую или практическую актуальность и вызывать активный интерес школьников.

Организация:

1.      Формируется 4 группы.

2.      Учитель дает всем группам общее задание ( около 5 минут).

3.      Представители от каждой группы отвечают по заданию.

4.      Обработка результатов.

В моей практике методом мозгового штурма был использован в виде решения задач такого плана:

1.      Семья уезжает на месяц в отпуск. Надо поливать комнатные растения. Как быть?

2.      Как можно определить время если нет часов?

3.      Что нужно сделать чтобы тетради никогда не терялись?

4.      Надо вычистить изнури извилистую трубу. Как быть?

В ходе данного задания у учащихся развивается логическое мышление, умение выстраивать алгоритм действий в той или иной ситуации, развивается речь. Ответы учащихся вызвали у меня чувство восхищения и гордости.

Вот к примеру вам такое задание вам необходимо дать мастер-класс. Вы заболеваете. Предложите алгоритм ваших действий при такой ситуации.

Игра « Продолжи» Основана на выполнении заданий разного рода группой «по цепочке». Данную игру я использую на уроках по разным предметам ( например при описании иллюстрации или картины, на уроке окружающего мира при составлении рассказа о каком либо животном, на уроках литературного чтения при чтении произведений по цепочке. К этой игре мы с вами вернемся в заключении мастер-класса.

Снежный ком Суть данного приема развитие навыков аудиальной памяти, состоит в том что первый играющий называет любое слово, второй называет любое слово и добавляет к нему какое-нибудь свое. Следующий называет по порядку названные до него слова и добавляет к ним свое слово и т.д. Тот, кто ошибается выбывает из игры. Эту игру интересно использовать для знакомство с новым коллективом. Дети активно включаются в работу, стараются запомнить имена друг друга. Но знакомится с новым коллективом приходится нечасто, поэтому можно найти ей применение чуть позже например на уроках русского языка в работе со словарными словами.

- капитан вел корабль.

- капитан вел корабль по морю.

- капитан вел корабль по Белому морю.

- молодой капитан вел корабль по Белому морю.

- молодой капитан Севастьянов вел корабль по Белому морю.

- молодой капитан Севастьянов уверенно вел корабль по Белому морю и т.д.

Этот прием учит составлять простые распространенные предложения.

Выводы:

В заключении хотелось бы отметить. Что в групповой работе не следует ожидать быстрых результатов, поскольку все осваивается практически. Нужны время и практика, необходим анализ ошибок. Это требует от учителя терпения и кропотливого труда. Кроме того коллективные виды работ делают урок более интересным, живым, воспитывают сознательное отношение к учебному труду, активизирует мыслительную деятельность, дают возможность многократно повторять материал.

Я вам обещала в заключении вернуться к игре « Продолжи». Так вот, выскажите свое мнение, продолжив фразу: « Этот мастер-класс…»