" Педагогический контроль в системе подготовки юных футболистов"
Оценка 5

" Педагогический контроль в системе подготовки юных футболистов"

Оценка 5
doc
физическая культура
13.11.2024
" Педагогический контроль в системе подготовки юных футболистов"
Педагогический контроль в системе подготовке юных футболистов..doc

Оглавление.

Глава 1.Характеристика педагогического контроля в футболе.

         1.1.Понятие педагогического контроля.

         1.2.Виды педагогического контроля.

Глава 2.Основные методики педагогического контроля в футболе.

         2.1.Контроль соревновательной деятельности.

         2.2.Контроль тренировочной деятельности.

         2.3.Оценка результатов педагогического контроля.

Заключение.

Литература.

Приложение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Для успешного управления процессом подготовки команды футболистов тренер должен располагать объективной информацией о здоровье и психическом состоянии каждого спортсмена, о влиянии физических нагрузок и о вызываемых ими изменениях в функциональных системах организма юных футболистов и уметь оперативно оценивать уровень технико-тактического мастерства, для успешного воспитания футболистов высокого уровня подготовки.

Высокий уровень подготовки футболистов во многом зависит от использования в тренировочном процессе специализированных упражнений избирательно воздействующих как на физическую подготовленность, так и на технико-тактическое мастерство.

         Тактические действия, выполняемые футболистами во время игр, являются реализацией тактических знаний, а также решений, принимаемых ими после оценки, сложившейся на поле ситуации. Поэтому можно полагать, что уровень тактического мышления обуславливает эффективность техники, позволяет использовать потенциал в наиболее целесообразных формах и условиях.

         По современным представлениям спортивная тренировка является педагогическим процессом управления состоянием футболиста, а стержневым, основным путем к этому является реализация педагогического контроля.

         Круглогодичная тренировка, применяемая в подготовке футболистов, делится на соответствующие периоды. Решение задач, стоящих перед тренерами в различные периоды и этапы подготовки футболистов, немыслимо без врачебно-педагогического контроля именно потому, что педагогические исследования в ходе учебно-тренировочного процесса на различных этапах подготовки ставят целью выяснить, как увеличивается тренированность футболистов, предупредить перетренированность и перенапряжение.

         Оценка физической, технической и тактической подготовки футболистов определяется на основании многочисленных наблюдений, сравнительных характеристик их действий в тренировке и игре, что позволяет тренеру моделировать процесс подготовки, программировать средства и методы учебно-тренировочного процесса.

         Особое место в тренировочном процессе занимает контроль и оперативная оценка подготовленности футболистов.

Эффективность контроля нагрузок в футболе зависит от того, какие показатели используются, насколько взаимосвязаны разновидности контроля нагрузок, каким должно быть состояние тренировочных и соревновательных нагрузок, при помощи, каких критериев оценивается воздействие нагрузок 

          В настоящее время бесспорным является положение о том, что планирование учебно-тренировочного процесса должно осуществляться по результатам педагогического контроля.

        Таким образом возникает проблема: какое значение играет педагогический контроль в системе подготовки юных футболистов.                            

Исходя из этой проблемы, мы определили цель нашей работы: теоретически обосновать значение педагогического контроля в системе подготовки юных футболистов.

Цель конкретизируется следующими задачами:

1)     раскрыть основные понятия педагогического контроля в системе подготовки юных футболистов;

2)     проанализировать и обобщить литературу по данной теме.


Глава 1.Характеристика педагогического контроля в футболе.

1.1.Понятие педагогического контроля.

 

Чтобы тренировка протекала в нужном направлении и давала максимальный эффект, необходимо установить систематический педагогический контроль за её влиянием на тренирующихся. Педагогический контроль в процессе тренировки футболистов является основной формой оценки их подготовленности к состязаниям. Осуществляется он тренером, который учитывает содержание, объём, интенсивность проведённых занятий и анализирует выполнение планов тренировки.

Цель контроля — оптимизация процесса подготовки к соревновательной деятельности спортсменов на основе объектив­ной оценки различных сторон их подготовки и функциональных возможностей важнейших систем организма. Эта цель реализуется путем решения многообразных частных задач:

-   осуществление тренировочных планов и их корректировка;

-   оценка эффективности применяемых средств и методов, тренировочных заданий, тренировочных занятий, микроциклов,
мезоциклов и т.д.;

-   выбор показателей и обоснование контрольных нормативов для
оценки подготовки футболистов по основным параметрам;

-   выявление динамики спортивных достижений (показатели
соревновательной деятельности);

-   выявление и отбор перспективных футболистов.

 Предметом контроля в футболе являются содержание учебно-тренировочного процесса, соревновательной деятельности, состояние различных сторон подготовленности футболистов (технической, технико-тактической и др.), их работоспособность, возможности функциональных систем.

 

На основании сложившегося опыта мы выделяем следующие организационные формы педагогического контроля:

         1)самоконтроль спортсмена;

         2)педагогический контроль;

         3)научно-методический контроль.

В основе комплексного контроля лежит широкий круг показа­телей, характеризующих подготовку футболиста. Все показатели  контроля должны отвечать следующим требованиям стан­дартизации тестов:

1)цель тестирования;

2)соответствие стандартизированной методике измерений результатов в тестах;

3) использование только надежных и информативных тестов;

4) система оценок;

5)вид контроля (оперативный, текущий или этапный).

В процессе контроля соревновательной и тренировочной деятель­ности применяются следующие методы:

-видеозапись, стенографирование, хронометрирование футбольной встречи с применением компьютерной техники (действий обеих команд) и последующий анализ полученной информации;

 -наблюдение за технико-тактическими действиями футболистов (кодированная запись, видеозапись) в процессе соревнований и тренировки, сравнительный количественно-качествен­ный анализ;

-   киносъемка для биомеханического анализа техники, оценки
тактики;

-   хронометраж тренировочных занятий;

-   тестирование технической, тактической, физической, ин­тегральной подготовки;

-   экспертные оценки;

-   анализ и синтез.

Анализу подвергаются:

-планы тренировки команды (перспективные, текущие, оперативные) и их выполнение;

-средства и методы тренировки и их использование в занятиях;

-изменение состояния здоровья и функциональных возможностей футболистов;

-изменение уровня развития физических качеств, техники, тактики;

-изменение состояния тренированности футболистов (по этапам подготовки);

-распределение состязаний, занятий и отдыха в тренировочных и межигровых циклах;

-изменение длительности и интенсивности занятий;

-методы педагогического и врачебного контроля и пр.

Помимо перечисленных должны использоваться и дополнительные методы изучения и обобщения опыта тренировки, позволяющие более глубоко изучить те или иные вопросы тренировки. Этапы изучения и обобщения опыта таковы:

Первый этап: изучение и обобщение опыта тренировки в подготовительном периоде.

Второй этап: изучение и обобщение опыта тренировки в соревновательном периоде, обработка и обсуждение в команде материалов по этому периоду.

Третий этап: обработка и обсуждение в команде итоговых материалов, изучение и обобщение опыта тренировки и написание отчёта.

Четвёртый этап: составление планов подготовки команды на следующий год.

       Известно, что любой процесс управления начи­нается с получения информации о состоянии объекта управления. Годик М.А. в своей книге «Контроль тренировочных и соревновательных нагрузок» утверждает, что:

         Объективной основой любых планов, с помощью которых реализуются принятые решения, является информация, полученная в процессе контроля.

 Вся информация педагогического контроля должна быть  достоверной, полной и своевременной. Она делится на срочную и периодическую. К срочной информации могут быть отнесены следующие сведения:

         1)состояние здоровья занимающихся;

         2)степень восстановленности после предыдущих занятий;

         3)соответствие выполняемых упражнений их моделям;

         4)соответствие условий тренировки (характер упражнений, их последовательность, условий чередования упражнения с отдыхом, величина нагрузки) решению поставленных  педагогических задач;

         5)характер и длительность восстановительного периода.

         К периодической информации относятся сведения о том, что:

         1)соответствует ли фактическое изменение функциональных возможностей организма, происходящее под влиянием серии тренировочных занятий, планируемому;

         2)чем обусловлен тот или иной характер и направление кумулятивных изменений.

         Анализируя литературу, можно согласиться, что такой подход к организации педагогического контроля является научно обоснованным и представляет тренеру полную картину физического и технико-тактического состояния футболистов на конкретном этапе подготовки, но, к сожалению, научно-методический контроль в детском футболе может себе позволить лишь небольшое количество клубов, имеющих хорошую материальную базу.

Итак, если исходить из концепции единства планирования и соб­ственно действия как двух частей одной работы, контроль здесь выступает как оперативное управление, которое обеспечивает функционирование системы в соответствии с намеченным пла­ном. Оно заключается в периодическом или непрерывном сравне­нии полученных результатов с намеченными в планах и последу­ющей корректировке тренировки футболистов и самих планов.

В процессе управления подготовкой футболистов контроль рассматривается в трех планах:

-   как элемент общего руководства подготовкой;

-   как набор специальных мер контрольной службы;

-   как обеспечение обратной связи с целью наблюдения за со­стоянием системы тренировки.

Контроль должен:

-   быть полезен тренерам и футболистам;

-   быть тесно связан с организацией тренировки;

-   позволять предвидеть отклонения от заданной траектории;

-   указывать характер корректирующих действий;

-   быть гибким.

 

1.2.Виды педагогического контроля.

 

Самый большой объем информации о подготовленности футболистов тре­нер получает в ходе контроля их тренировочной и соревновательной деятель­ности. По его результатам определяются уровень технико-тактического мас­терства, степень развития двигательных качеств, отношение спортсменов к своему делу, переносимость ими тренировочных нагрузок и т.п.

Однако не все проявления подготовленности футболистов можно оценить в ходе такой регистрации. Связано это с тем, что в ходе тренировки и на сорев­нованиях регистрируют в основном интегральные показатели, в то время как дополнительно к ним нужны данные об отдельных качествах и способностях спортсменов. Кроме того, при измерении показателей тренировочной и со­ревновательной деятельности редко удается стандартизировать условия кон­троля, и поэтому возможно отклонение от истинных результатов в повторных

попытках. Например, объем выполненных в игре ТТД расценивается как пока­затель активности футболиста и его спортивной работоспособности. Но его значение зависит также и от тактического плана на матч, избранного коман­дой, действий соперников, условий игры и т.п. Поэтому, если в первой встре­че игрок выполнил 150 ТТД, а во второй - 90, то это может вовсе не означать ухудшения его подготовленности.

В связи с этим нужно располагать дополнительной информацией об уровне и структуре подготовленности футболистов, регистрируемой в ходе специально организованного оперативного, текущего и этапного контроля.

Данные виды контроля оценивают следующие виды состояний: устойчивое, текущее, оперативное.

Устойчивое состояние сохраняется в течение относительно длительного промежутка времени - несколько недель или даже месяцев. Показатели, характеризующие устойчивое состояние, могут служить основой для перспективного планирования тренировочного процесса.

Текущее состояние - это такое, в котором находится спортсмен, выполнивший одно или серию тренировочных занятий. Известно, что любое тренировочное занятие оставляет "следы", сохраняющиеся несколько дней. Глубина и характер всех этих сдвигов характеризуют текущее состояние и служат основой для планирования нагрузки на следующее тренировочное занятие.

Оперативным называется такое состояние, в которое приходит организм спортсмена после того, как он выполнил одно или серию физических упражнений. Оперативное состояние очень кратковременно, но контроль за ним является основой для управления тренировочной нагрузкой в ходе самого занятия.

          Содержание и организация оперативного контроля (ОК).

Такой контроль позволяет произвести оперативную оценку состояния, в котором находится спортсмен в момент выполнения или сразу же после вы­полнения упражнения, серии упражнений, тренировочного занятия. Нагруз­ка этих двигательных заданий строго стандартизируется по величине и на­правленности. Поэтому в распоряжении тренера должны быть:

1) тест-уп­ражнения; 2) тест - несколько взаимосвязанных между собой упражнений; 3) тест - стандартное тренировочное занятие.

В практике ОК используются неспецифические и специфические тесты-упражнения. С помощью первых измеряют неспецифические проявления физической работоспособности футболистов. К числу таких упражнений относят работу разной мощности на велоэргометре или тредбане, степ-тест, бег на различные дистанции.

Тесты-упражнения с мячом оперативно отражают уровень специальной подготовленности футболистов.

Спортсмен выполняет стандартные неспецифические и специфические упражнения, а специалист регистрирует информативные педагогические и биологические показатели.

Для анализа результатов ОК обязательна информация об уровне физи­ческой работоспособности футболистов и о значении выполненной или те­стирующей нагрузки. Эти данные сопоставляются с результатами ОК, после чего делается вывод об оперативном состоянии спортсмена.

Содержание и организация текущего контроля

В ходе текущего контроля (ТК) оценивают изменения состояния футбо­листов, происшедшие после выполнения упражнений предшествующего дня микроцикла тренировки. Поэтому ТК организуется, как правило, утром и его результаты используются для коррекции нагрузок тренировочных за­нятий, запланированных на этот день. С помощью тестов ТК оценивают быстроту и характер протекания восстановительных процессов, поэтому большинство из них - это показатели функционирования различных систем организма спортсменов.

Основную работу по организации контроля в команде проводит врач,

информация которого о состоянии футболистов является определяющей для коррекции нагрузки тренировочных занятий дня.

Информативными показателями ТК в футболе являются:

1)физическая работоспособность в степ-тесте;

2)ЧСС в покое;

    3)изменение массы тела, регистрируемое во время утреннего взвеши­
вания
*;

3) твердость мышц при произвольном напряжении и расслаблении;

4)концентрация мочевины**.

Пример использования результатов ТК для коррекции тренировочных планов представлен в табл. 1. Видно, что после коррекции нагрузка 2-го дня стала более объемной, в 5-ый день ее величину пришлось несколько уменьшить; в 6-ой - изменить направленность. Такой подход позволяет привести тренировочные нагруз­ки в соответствие с состоянием футболистов.

Содержание и организация этапного контроля

В ходе этапного контроля (ЭК) оценивается уровень подготовленности футболистов, достигнутый к определенному этапу годичного цикла. По ре­зультатам ЭК составляют программы подготовки на год, планы на период и этапы.

ЭК проводится 2-4 раза в год, перед его проведением необходимо уст­ранить влияние физических, бытовых и эмоциональных нагрузок на орга­низм футболистов. Для этого за день до ЭК спортсмены проводят восста-навливающие тренировочные занятия; режим дня и питание у них должны быть одинаковыми.

Планирование и контроль - важные условия совершенствования всей системы тренировки. При помощи планирования упорядочивается процесс будущей тренировки. Планирование тренировки должно обязательно основываться на контроле физического состояния спортсмена, уровня его технической и тактической подготовленности и нагрузки, которую он выполняет.

 

 

 

* Этот показатель может измеряться при условии стандартизации пищевого

режима.

** Достоверность этого показателя существенно зависит от объема потоотделения у футболистов во время нагрузки

 

 

Глава 2.Основные методики педагогического контроля в футболе.

        2.1. Контроль соревновательной деятельности.

 

Контроль и последующий анализ соревновательной деятельности (СД) имеют важное значение. Во-первых, по его результатам можно исследовать закономерности игры и за счет этого определять основные направления ее развития. Во-вторых, информация о СД команды и каждого футболиста рас­сматривается как важнейший критерий подготовленности спортсменов и организации учебно-тренировочного процесса. Различают качественный и количественный анализ действий футболистов в матчах. Объективная и до­стоверная информация о СД футболистов может быть получена только при использовании обоих методов. При этом качественный анализ игры делает главный тренер, а количественный - один из его помощников или сотруд­ник комплексной научной группы.

Качественный анализ игры - это типичный пример экспертизы, которая осуществляется по сформированным в теории экспертных оценок правилам*. В ходе наблюдений главный тренер команды контролирует соответствие коллективных тактических действий игроков тому плану, который прораба­тывался на установке перед игрой. Он отмечает наиболее эффективные так­тические решения игрока или группы игроков, точность и своевременность выполнения игровых приемов, активность и самоотверженность игроков, их устойчивость к утомлению и другим сбивающим факторам.

Результаты качественного анализа зависят от квалификации главного тре­нера и

его представлений о том, как должна строиться игра. Поэтому у разных тренеров качественные оценки одной и той же игры могут быть различными.

 

 

 

 

 

* Спортивная метрология. М., ФиС, 1982, гл. 6, стр. 92-103.

 

Достоверность результатов качественного анализа возрастает во много раз, если они подкрепляются количественной регистрацией показателей индивидуальных и коллективных технико-тактических действий. В настоя­щее время существуют различные направления количественного контроля СД футболистов, о чем говорится ниже.

            Суть игры в фут­бол сводится к различным видам передвижений игроков, свя­занных с выполнением технико-тактических действий (ТТД) с мячом и передвижений, выполняемых без мяча. Отсюда конт­роль за соревновательной деятельностью ведется в двух основ­ных направлениях: регистрация двигательной активности и ин­дивидуально-командных показателей технико-тактического ма­стерства.

Интенсивность и объем двигательной деятельности футболистов регистрируются, как правило, визуально, что, естественно, сни­жает надежность результатов, полученных разными авторами. Тем не менее информация о двигательной активности футболистов имеет важное значение как для оценки функционального состоя­ния организма, так и для управления и планирования подготовки. Игрок высокого уровня в течение матча должен пробегать 8 —13 км с многочисленными паузами (Erick Mombaerts, 1999). Пройденная дистанция во время игры, по мнению Relly, Thomas (1976), со­стоит из ходьбы (25 %), пробежки (37 %), интенсивного бега (20 %), спринта (11 %), бега спиной вперед (7 %).

Работы J. Bangsbo (1994) подтвердили данные о дистанциях, пройденных игроками во время игры (см. рис. 2).С. Ю.Тюленьковым и другими специалистами получены ана­логичные данные:

-   общий объем перемещений в игре (ходьба, бег) — 7—11 км;

-   ходьба — 50 — 55% общего объема передвижений, бег без
мяча — 30 — 35 %, действия с мячом — 1 — 5 %, бездеятельность —
10— 15 % игрового времени;

-   среднее время, в течение которого один футболист владеет
мячом, — 2— 2,5 мин;

-   мяч находится в игре 55 — 63 мин, и футболист овладевает им
80—100 раз за игру;

-   объем перемещений:

а) с малой интенсивностью — 0,8 — 3,3% (расстояние 500 —
600 м);

б) с большой интенсивностью — 0,3 — 2,4 % (расстояние 300 —
600 м);

в) с максимальной интенсивностью — 0,2 — 3,8% (расстояние
200-400 м);

- количество:

а) медленных пробежек 224 — 367 м (расстояние 5 — 7 км);

б) ускорений — 20 — 62 (0,8 — 2 км);

в) рывков — 30 — 80 (0,8—1,6 км);

г) выпрыгиваний при игре головой — 2,16 раза;

- время игры при частоте сердечных сокращений (ЧСС) до
150уд./мин-8,4%; 150-165- 18,8; 165-180-45,6; 180уд./мин
и более — 27,2 %.

В матче половину игрового времени интенсивность нагрузки по ЧСС составляет 165—180уд./мин. Именно в этом диапазоне пульса локализуется анаэробный порог энергообеспечения мы­шечной деятельности футболистов высокой квалификации.

Время максимального потребления кислорода у футболиста со­ставляет 27 % общего времени игры (пульс — 180 уд./мин и выше).

Результаты исследований структуры двигательной деятельно­сти в игре имеют важное значение для понимания особенностей формирования и проявления вегетативного компонента динами­ческого стереотипа. Прежде всего переменный режим скоростной работы, разделенный паузами отдыха, предъявляет высокие тре­бования к мощности и емкости механизма энергообеспечения мышечной деятельности, поскольку способность выполнять мак­симальную скоростную работу определяется эффективностью фосфагенной и лактацидной систем энергообеспечения, а воз­можность многократного выполнения такой работы лимитирует­ся аэробным компонентом работоспособности.

Контроль индивидуальных технико-тактических действий.

В процессе контроля индивидуальных технико-тактических действий (ИТТД) регистрации подлежат: короткие (до 10м), средние (до 25 м) и длин­ные (свыше 25 м) передачи мяча, выполняемые вперед, назад и поперек поля; ведение, отбор и перехват мяча; обводка соперника; игра головой; штрафные и угловые удары; удары по воротам.

Наблюдатель отмечает точно и неточно выполненные действия и рассчи­тывает коэффициент точности, который определяется как отношение точно выполненных действий к их общему количеству.*

Контроль ИТТД должен проводиться систематически; результаты конт­роля заносятся в специальный бланк, заполненный образец которого пред­ставлен в табл. 3.

Одним из информативных показателей ИТТД (по П.П.Черепанову и Р.З.

Галееву) являются количество и точность "передач на ход" (ПХ).

"Передачей на ход" называется такая, когда одновременно выполняются следующие условия. Игрок, которому направлен мяч, движется: а) в момент (или до) передачи мяча; б) при приеме мяча; в) после приема мяча (движе­ние только в сторону ворот соперника).

Регистрируются следующие варианты выполнения ПХ:

 

* Некоторые специалисты называют его коэффициентом эффективности. Представля­ется, что это неправильно, так как не всякий точно выполненный игровой прием оказывается тактически целесообразным и, следовательно, эффективным. - Прим. авт.

 

1)короткие и средние (ПХкс). Их направление и пространственная очевидность маневра ясны для обороняющихся;

2)длинные (ПХд,);

3)ПХ при выполнении комбинаций "стенка", "стенка на третьего" и "за­бегание".

Объем таких передач, выполненных на половине поля соперника (ПХ), является информативным показателем ИТТД футболистов. Имеется суще­ственная корреляционная зависимость между количеством (ПХ2) и количе­ством выгодных ситуаций (ВС). Основные признаки ВС: 1) завершение атаки ударом по воротам; 2) активные попытки завершить атаку в штрафной пло­щади соперника (к таким ситуациям можно отнести борьбу за реализацию прострельной фланговой передачи); 3) контроль мяча атакующими в штрафной площадке соперника (в чемпионате свыше 80% голов забивают после ударов из штрафной площадки); 4) завершение атаки после угловых, штрафных и свободных ударов.

Оценка индивидуальных технико-тактических действий опреде­ляется по методике Ю. А. Морозова. В процессе наблюде­ний за игрой на диктофон наговариваются номер игрока, владею­щего мячом, и выполняемые им технические приемы: передачи (короткие, средние, длинные), ведение, обводка, перехват, отбор, игра головой, удары по воротам. При обработке полученных данных подсчитывают количество приемов, выполненных каждым футбо­листом и командой в целом. По отношению неточно выполненных приемов к их сумме определяется процент технического брака.

В начальной стадии применения методики регистрации ТТД показатель технического брака рассчитывается по отношению не­точно выполненных приемов к точным, что приводит к завыше­нию показателя брака на 5 — 7% по сравнению с данными, полу­ченными путем расчета количества неточно выполненных дей­ствий к их общей сумме, что соответствует нормам статистики.

Результаты наблюдений за игрой ведущих футболистов служат основой для разработки модельных показателей ТТД.

Более объективна оценка индивидуальных ТТД, определяемая по методике В.С.Левина (1983), с помощью дифференци­рованной шкалы баллов (от 1 до 5) в зависимости от напряженнос­ти игровой ситуации. Различаются простая, усложненная и сложная ситуации, которые определяются тремя факторами: дефицитом вре­мени и пространства для принятия решения, наличием спортивного единоборства и экстремальностью игровой ситуации. При обработке полученных данных подсчитывается количество приемов, сумма от­рицательных баллов и сумма положительных баллов. По отношению суммы баллов неточно выполненных приемов к сумме баллов поло­жительных рассчитывается коэффициент надежности (см. табл. 4).

Исследование точности выполнения ТТД при различном уров­не подготовки выявило значительное и достоверное их разли­чие. Знание количественного изменения точности при выполнении ТТД может способствовать разработке программы построения игры в зависимости от уровня функциональной подготовки футболис­тов.

Использование данной методики позволяет внести объективность в оценку индивидуальных ТТД в зависимости от игрового амплуа. Так, фиксируя показатели точности по методике Ю.А.Морозова, мы не можем определить истинный уровень мастерства, например центрального защитника, который выполняет передачи мяча без противоборства соперника и, как правило, только короткие, когда коэффициент точности у него равен почти единице. У нападающих положение иное, так как все передачи, прием мяча и т.д. они вы­полняют в условиях активного противоборства (коэффициент точности 0,6-0,7).

Таким образом, основные средства ведения командной игры — короткие и средние передачи мяча в различных направлениях, перехваты мяча, его ведение и отбор у противника, а также пере­дачи мяча «на ход», которые в сумме составляют 73,7 % всех действий за матч. Из технико-тактических действий чаще всего ис­пользуется передача мяча (43,1 % всех действий команды), очень редко — передачи мяча головой (1,8 %) и удары по воротам (2,4 %) (табл. 5).

              Контроль коллективных действий.

Коллективными называются совместные действия группы футболистов команды, которые направлены либо на создание голевой ситуации (для ата­кующей команды), либо на противодействие этому (для обороняющейся команды). При контроле коллективных технико-тактических действий (КТТД) регистрируются количество атак в матче, зоны, в которых они завершались ударом или были сорваны, направление атак (фланговые или по центру).

Для регистрации используют бланк, на котором изображено поле, раз­деленное на три зоны. Фиксируются атакующие действия в зонах, располо­женных между линией ворот и условной линией, отстающей от нее на 25 м. Атаки, заканчивающиеся в этих зонах, называются проникающими. Те из них, что завершились ударом в ворота, называются успешными.  

Наблюдатель отмечает атакующие и оборонительные действия на бланке

 значками; можно записывать их на диктофон и расшифровывать после игры. Наиболее информативными показателями КТТД являются (по Г.М.Гад-жиеву):

1) количество атак, проведенных командой в матче. Этот показатель ха­-
рактеризует активность игроков и косвенно отражает уровень их физичес-­
кой
работоспособности;

2) количество атак, завершившихся ударом в ворота соперника. Этот
показатель
характеризует эффективность атакующих действий.

3) эффективность коллективных действий в обороне. Оценивается ко­эффициентом, который определяется отношением сорванных атак к их об­щему количеству.

Контроль командных технико-тактических действий.

В футболе оценка командных действий определяется по общей сумме вы­полненных индивидуальных ТТД, их эффективности и вариатив­ности или разносторонности. Командные модельные характеристики ТТД позволяют ран­жировать их по количественной, качественной оценке и вариа­тивности (табл. 6). Полученные характеристики командных моде­лей могут стать эталоном для юных футболистов.

В практике футбола используется методика оценки ко­мандных ТТД, разработанная В.С.Левиным (1983), которая заключается в анализе атакующих действий в зависимости от зоны начала атаки и вариантов логического завершения. Футбольное поле делится на три равные зоны. В зависимости от срыва атаки (зачисляется отрицательный балл) или степени ее логического завершения (положительный балл) расчет соотношения сумм бал­лов, количества проведенных атак и времени игры позволяет определить коэффициент эффективности атакующих и оборони­тельных действий.

Определение структуры командных технико-тактических действий — один из факторов определения тактики игры и совершенствования процесса подготовки футболистов. Сравнительная оценка объема выполняемых ТТД командами в зависимости от зоны действия (табл. 7) может косвенно указывать на стиль игры команды. Так, сборная команда Испании, имея очень мобильную среднюю линию, строит в средней линии плацдарм для атакующих действий за счет позиционного нападения, в то время как ирландцы проповедуют свой стиль игры — длинный перевод мячи из своей зоны в зону нападения.

      Контроль взаимодействий футболистов.

Регистрация передач мяча позволяет установить, как взаимодействуют игроки друг с другом в матчах. Пример таких взаимодействий представлен на рис. 8. Видно, что игрок 8 больше передач адресует игрокам 6,7 и 11, а с футболистами 4,5,10 он взаимодействует редко.

Такая структура игровых связей может быть следствием выполнения ус­тановки тренера, но в большинстве случаев она свидетельствует либо о пси­хологической несовместимости этих футболистов, либо о недостаточной тактической разносторонности. И в том, и в другом случае результаты конт­роля требуют вмешательства тренера.

           Контроль психологической подготовки. Значительная напряженность соревновательного противоборства, разнообразный характер игровых действий обусловливают ряд психических особенностей игровой деятельности спортсменов. Среди важнейших факторов, определяющих основные требования в этой сфере, можно назвать:

-   большое количество и разнообразие внешних сигналов и быстроту смены ситуации;

-   необходимость выполнения ответных действий в условиях дефицита времени и ограничения пространства;

-   дискретность восприятия (необходимость выбора наиболее
значимых приемов, ответных действий);

-постоянная оценка складывающейся игровой ситуации выбор оптимального способа действий;

-   результативный характер каждого игрового приема — высокая значимость каждого действия игрока;

-необходимость высокой помехоустойчивости по отношению
к неожиданным раздражителям;

-   высокая скорость полета мяча, необходимость точной оцен­ки его траектории и направления.

В процессе контроля психологической подготовки оценивают следующие показатели (В.Н.Платонов, 1997):

-   личностные и модально-волевые качества, обеспечивающие
достижение высоких спортивных результатов на соревнованиях:
способность к лидерству, мотивация в достижении победы, уме­-
ние концентрировать все силы в нужный момент, способность к
перенесению высоких нагрузок, эмоциональная устойчивость,
способность к самоконтролю и др.;

-   стабильность выступления на соревнованиях с участием со-­
перников высокой квалификации, умение показывать наивысшую
готовность в решающих играх;

-   объем и сосредоточенность внимания в связи со спецификой
футбола, относящегося к сложноситуационным видам спорта;

-   способность управлять уровнем возбуждения непосредственно перед соревнованиями и в ходе матчей (устойчивость к стрес­совым ситуациям);

степень совершенства различных восприятий (визуальных, кинестетических) параметров движений, способность к психи­ческой регуляции мышечной координации, восприятию и пере­работке информации;

-   возможность анализаторной деятельности, сенсомоторных ре­акций, пространственно-временной антиципации, способность к формированию опережающих решений в условиях дефицита вре­мени и пространства.

Контроль биологических показателей соревновательной деятельности.

Биологические показатели СД характеризуют, во-первых, "внутреннюю" нагрузку игры; во-вторых, информативно отражают уровень физической работоспособности футболистов. Чаще всего в качестве критерия исполь­зуют ЧСС, которую регистрируют с помощью телеметрии.

В настоящее время наиболее часто используется прибор, называемый "Спорттестером", с помощью которого можно получить: а) среднюю ЧСС и ее минимальные и максимальные значения; б) сумму сердечных сокраще­ний за игру и ее относительные значения по зонам интенсивности; в) гра­фическую динамику ЧСС за матч и т.д.

Динамика ЧСС, зависящая от объема и интенсивности двигательных пе­ремещений, активности в единоборствах, а также уровня физической ра­ботоспособности игроков, приведена на рис. 9.

Анализ представленного на рисунке графика показал значительную ва­риативность нагрузки в игре и, следовательно, на участие всех механизмов энергообеспечения в поддержании необходимой мощности в течение всего матча.

В качестве регистратора можно использовать и сумматор пульса, но в этом случае не будет данных о динамике ЧСС во время матча, а только сум­ма сердечных сокращений. Разделив ее на 90 мин, можно будет определить среднюю интенсивность игры.

Полученные данные можно использовать в качестве ориентира при нор­мировании нагрузки тренировочных занятий, проводя их с ЧСС выше или ниже средней соревновательной.

 

2.2. Контроль тренировочной деятельности.

Это направление комплексного контроля наиболее важно, так как позво­ляет оценить правильность технологии тренировочного процесса. В практи­ке футбола основное внимание должно быть сосредоточено на оператив­ном контроле содержания и нагрузки тренировочных занятий. Полученные здесь данные обобщаются, анализируются и сопоставляются с критериями соревновательной деятельности и состояния футболистов.

Информативными характеристиками тренировочной деятельности фут­болистов являются специализированность, сложность и направленность упражнений.

Контроль специализированности тренировочных упражнений.

К специфическим относятся все футбольные упражнения: тактика, тех­ника и структура двигательных действий в этих упражнениях в большей или меньшей степени соответствуют аналогичным показателям соревновательного упражнения. С определенными ограничениями к специфическим можно отнести упражнения из некоторых игровых видов спорта (хоккея, баскетбо­ла, гандбола). Коэффициент специализированности нагрузки, который оп­ределяется как отношение времени, затраченного на выполнение специфи­ческих упражнений, к общему времени тренировочных занятий, является первым информативным показателем тренировочной деятельности футбо­листов. Связано это с тем, что специфические упражнения обладают наи­большим развивающим эффектом, и не только в силу своей структуры, но и потому, что мотивация при их выполнении оказывается максимальной.

В каждом тренировочном занятии нужно регистрировать время выпол­нения специфических упражнений и определять коэффициент специализи­рованности. Например: длительность двух занятий одинакова и составляет 90 мин; в одном из них время выполнения специфических упражнений - 73 мин, в другом - 40 мин. Коэффициенты специализированности для каждо­го из этих занятий будут соответственно 0,82 и 0,44.

Сопоставление (в каждом микроцикле, на этапе подготовки) запланиро­ванной динамики коэффициента специализированности с реально выпол­ненной позволяет оценить качество проделанной тренировочной работы.

Контроль сложности тренировочных упражнений

В подготовке квалифицированных футболистов используются различные специфические упражнения, как простые (жонглирование, передачи в па­рах, удары по неподвижному мячу), так и сложные (игровые). Воздействие каждого из этих упражнений на совершенствование специальной подготов­ленности неодинаково. Анализ практического опыта показывает, что фут­болисты, применяющие большие объемы простых специфических упраж­нений, демонстрируют во время матча примитивную тактику и недостаточ­ную техническую подготовку. И, наоборот, при большом объеме сложных специфических упражнений игра становится зрелищной и тактически раз­нообразной.

Таким образом, для того чтобы иметь информацию о качественных ха­рактеристиках специфических упражнений, необходимо определять их сложность. Признаки, по которым можно определить меру сложности этих упражнений, представлены в табл. 10.

Для определения коэффициента сложности необходимо время, затра­ченное на выполнение сложных специфических упражнений, разделить на время выполнения всех специфических упражнений. В рассмотренном выше примере в тренировочных занятиях специфические упражнения выполнялись соответственно 73 и 40 мин, в том числе сложные - 40 и 10 мин. Коэф­фициенты сложности каждого из тренировочных занятий - 0,55 и 0,25.

Необходимо контролировать и сложность неспецифических средств под­готовки. Здесь к сложным относятся упражнения из акробатики, гимнасти­ки, на батуте; к простым - циклические упражнения. Коэффициент сложно­сти в этом случае определяется и отношением времени сложных неспеци­фических упражнений к общему времени выполнения таких упражнений.

Общий коэффициент сложности определяется отношением времени всех сложных упражнений (специфических и неспецифических) к времени за­нятия).

Контроль направленности тренировочных упражнений

Эффективность тренировочного процесса зависит от того, в каком соот­ношении и в какой последовательности используются тренировочные уп­ражнения разной направленности. По направленности все тренировочные упражнения подразделяются на анаэробные алактатные (воздействуют пре­имущественно на развитие скоростно-силовых качеств), гликолитические (воздействуют на скоростную выносливость), аэробные (воздействуют на общую выносливость), смешанные (одновременное воздействие на несколь­ко двигательных качеств).

Особенностью футбола являются затруднения с нормированием избира­тельных нагрузок. Если их не преодолеть, то может оказаться так, что почти все упражнения будут смешанной направленности. Такое функциональное однообразие быстро приводит к адаптации и к прекращению роста двига­тельных качеств. Чтобы этого не произошло, нужно систематически оцени­вать действительную направленность тренировочных средств. Это можно сде­лать, измерив значения компонентов нагрузки: длительность и интенсивность упражнений, количество их повторений, интервалы и характер отдыха между повторениями. Полученные результаты сопоставляют с нормативами для каж­дой группы упражнений соответствующей направленности.

Нужно учитывать также, что направленность специфических упражне­ний обусловливается кроме перечисленных выше компонентов и такими, как их сложность, размер площадки и количество игроков в упражнении.

Определить направленность простых неспецифических упражнений сравнительно просто: например, к скоростно-силовым относятся все те, вы­полнение которых не превышает 8 с. Скорость выполнения - максимальная, а количество повторений и интервалы отдыха таковы, что позволяют выпол­нять каждую очередную попытку без снижения максимальной скорости. К упражнениям общей выносливости можно отнести те, длительность выпол­нения которых превышает 3 мин при ЧСС 130-150 уд/мин, упражнения ско­ростной выносливости имеют продолжительность 20-120 с и выполняются при ЧСС 150-190 уд/мин.

При выполнении неспецифических упражнений легко задать желае­мую избирательную направленность и сравнительно легко проконтролировать ее реализацию. Связано это с тем, что значения всех компо­нентов упражнений нормируются тренером. Иная ситуация в специфи­ческих упражнениях, где интенсивность нагрузки задается не столько тренером, сколько условиями, складывающимися при их выполнении. Не случайно поэтому, что подавляющее большинство специфических упражнений имеет смешанную направленность, воздействуя на разви­тие двух-четырех качеств одновременно. В табл. 11 показана направлен­ность некоторых специфических упражнений. При контроле направленности нельзя не учитывать физической работос­пособности футболистов. У спортсменов с высоким уровнем физической работоспособности ЧСС при выполнении одного и того же упражнения ока­зывается, как правило, меньшей (рис. 12).

Из рисунка видно, что различия в средней ЧСС достаточно выражены (соответственно 163 и 171 уд/мин) и, следовательно, нагрузка для футболи­ста с высокой работоспособностью близка к аэробной, а с низкой работос­пособностью - к анаэробной гликолитической. Важно учитывать также и то, что направленность упражнения зависит от его места в тренировочном занятии. Например, если "квадрат" 5x5 в два ка­сания с нейтральным выполнять сразу же после разминки, то ЧСС футболи­стов будет 135-155 уд/мин (х =145 уд/мин). Следовательно, это упраж­нение будет воздействовать на совершенствование аэробных возможнос­тей спортсменов.

При выполнении этого же "квадрата" в конце тренировочного занятия ЧСС увеличится до 174-183 уд/мин ( х =179 уд/мин), и упражнение будет воздействовать на развитие анаэробных возможностей спортсменов. Столь существенное увеличение ЧСС и в связи с этим изменение направленность обусловлено влиянием на оперативное состояние спортсменов нагрузки предшествующих упражнений.

Контроль физической подготовленности.

Контроль состояния здоровья. Проводится специалистами разного профиля (терапевтом, хирургом, окулистом, отоларингологом и т.д.) по стандартной программе. Оценка - в соответствии с нормами, разработан­ными в спортивной медицине.

Контроль телосложения футболистов. Проводится с помощью стан­дартных антропометрических методов (по Э.Г.Мартиросову). Длина тела футболистов не является информативным показателем: например, сред­ний рост спортсменов сборных команд России, ФРГ, Голландии (177-180 см) равен среднему росту 20-25-летних мужчин в этих странах.

Масса тела определяется утром после сна и туалета. Ее изменения ин­формативно отражают повседневные колебания состояния футболистов (при условии, что соблюдаются предписанные врачом команды объем и структу­ра питания и водно-солевого режима). Каждый футболист должен знать свою игровую массу; резкие отклонения от нее свидетельствуют об отклоне­ниях в состоянии от должного.

Состав тела определяется двумя способами:

а) гидростатическим взвешиванием;

б)  измерением толщины кожно-жировых складок.

Вычисляются частные объемы мышечного и жирового компонентов. Оба эти показателя обладают высокой информативностью, и по их значениям можно судить об интенсивности и объеме проделанной спортсменами тре­нировочной работы. Для футболистов 18-22 лет относительный объем жира в массе тела должен быть равен 7-10%, относительный объем мышечной массы - 52-54%.

Увеличение жирового компонента до 12-15% свидетельствуют недоста­точной нагрузке или нерациональном питании, либо о том и другом вместе.

Контроль физической подготовленности. Контроль физической под­готовленности футболистов проводится с помощью теста ступенчато воз­растающей мощности на тредбане или велоэргометре (описание теста см. в учебнике "Спортивная медицина"). Информативные показатели физичес­кой работоспособности представлены в табл. 13.

Хорошими можно считать значения показателей МПК, превышающие 60 мл/кг/мин; более высокие значения концентрации лактата и BE свидетель­ствуют о хорошей активизации анаэробных функций.

Контроль уровня развития физических качеств футболистов предусмат­ривает оценку скоростных и скоростно-силовых качеств, скоростной и об­щей выносливости (табл. 14).

Результаты в беге на короткие дистанции измеряют с помощью элект­ронной аппаратуры. В беге на 50 м следует фиксировать время пробегания каждого 10-метрового отрезка, что позволяет выявить индивидуальную структуру скорости бега (стартовое ускорение, максимальную скорость, вре­мя ее удержания).

Контроль ловкости. Чтобы оценить уровень развития этого качества, используют комплекс гетерогенных тестов.

В их число должны входить показатели, характеризующие:

1)быстроту обучения различным тактико-техническим комбинациям;

2)умение выполнять любые технические приемы без ошибок;

3)умение быстро перестраивать свою игровую деятельность при изме­-
нении ситуации на поле.

Контролируя ловкость, тренер должен определять, сколько времени (или какое количество повторений) потребовалось футболисту, чтобы овладеть тактико-техническим действием; какие ошибки он допускает при выполне­нии.

При использовании тестов, в которых необходимо быстро и точно вы­полнить задание, рекомендуется зарегистрированные результаты сопостав­лять с результатами простых упражнений. Например, поданным Р.И. Нуримова, информативным является такой тест. Футболист перепрыгивает через барьер или обегает его в зависимости от типа сигнала (например, вспышка лампы), возникающего в момент приближения к барьеру. Последователь­ность сигналов определяет тренер. Время пробегания 40 м с барьерами срав­нивается с временем бега на 40 м без барьеров. Разница в секундах рассматривается как показатель ловкости. Если она меньше 1 с, то уровень ловкости считается хорошим (при условии, что результат в гладком беге на 40 м оказывается не ниже 5,3 с).

Контроль быстроты и точности тактического мышления. Тактическая подготовленность спортсмена визуально определяется по его действи­ям в игре и при выполнении специфических упражнений в тренировочных занятиях. Однако результат этих действий зависит не только от тактической подготовленности, но и от умения технично выполнять игровые приемы, от уровня физической работоспособности.

Гомогенных тестов тактической подготовленности нет, но существуют методы оценки некоторых ее проявлений. К их числу можно отнести способ контроля быстроты и точности решения тактических задач разной степени сложности, разработанный на кафедре футбола РГАФК.

Для этого футболистам предъявляют слайды с изображенными на них тактическими ситуациями. В самых простых из них есть одно очевидное ре­шение (например, ударить по воротам); в самых сложных - 4-5 тактических решений, из которых одно является наиболее целесообразным. Увидев си­туацию, футболист одновременно нажимает на кнопки и говорит о выбран­ном им варианте решения тактической задачи. С помощью электронного секундомера регистрируется время решения; точность его определяется по соответствию избранного спортсменом варианта мнению квалифицирован­ных экспертов.

Среднее время решения простых задач футболистами сборной команды составляет 0,889 с; юными игроками -1,133 с. Для сложных задач эти значе­ния соответственно равны 1,093 и 1,464 с. Таковы же различия и по крите­рию точности решения: 2,70 балла (из трех возможных) и 1,97 балла.

Анализ также показывает, что быстрее и точнее решают подобные зада­чи футболисты команд, в тренировочном процессе которых много специ­фических сложных упражнений.

2.3. Оценка результатов комплексного контроля.

В практике футбола при проведении комплексного контроля использу­ют несколько тестов, каждый из которых характеризует одну из сторон под­готовленности спортсменов. Опыт показывает, что очень редко встречаются ситуации, когда футболист, лучший, предположим, по уровню работоспо­собности, будет лучшим и по ловкости, быстроте и точности решения такти­ческих задач, скоростно-силовым качествам.

Чаще всего лучший в одном тесте оказывается вторым в другом, пятым в третьем и т.д. В связи с этим возникают трудности в комплексной оценке, которые можно преодолеть несколькими способами.

Первый, самый простой и наименее достоверный, - ранжирование ре­зультатов всех футболистов по каждому тесту, а затем - суммирование ран­гов каждого футболиста.

У этого способа есть два существенных недостатка. Во-первых, после ранжирования первого футболиста от второго и второго от третьего отде­ляет по одному баллу, хотя действительно различия между их результатами совершенно иные. Например, длительность работы в тесте на тредбане у каждого из них соответственно составляет: 16 мин 13 с, 16 мин 11 с и 15 мин Об с. Видно, что первого от второго отделяют 2 с, второго от третьего - 65 с, а ранги это несоответствие не учитывают.

Второй недостаток заключается в неодинаковой значимости (информа­тивности) тестов. Так, для футболистов более важно хорошее тактическое мышление, чем время пробегания 30 м. Если же оценки по каждому тесту просто суммируются, то такие различия в информативности не учитывают­ся. Поэтому нужна экспертиза, в ходе которой для каждого из тестов уста­навливается коэффициент значимости. Например, для теста "тактическое мышление" он будет равен 2,0; для времени бега на 30 м - 0,7 и т.д.

Оценочные результаты умножаются на соответствующие коэффициенты по каждому тесту и затем проводится суммирование. При таком подходе преимущество всегда будут получать спортсмены, хорошо подготовленные технически и тактически.

Результаты комплексного контроля используются для планирования и коррекции планов тренировки. Следовательно, от их достоверности, надеж­ности и информативности зависит содержание программ и планов. Футбо-лист должен знать, что его тренировочная и соревновательная деятельность всецело зависит отданных контроля, и поэтому мотивация в тестировании у него должна быть максимальной.

Минимально необходимая обработка результатов комплексного конт­роля заключается в вычислении средних значений по всем тестам (X) и стан­дартных отклонений (±б). По первым тренер будет судить об уровне подго­товленности команды, по вторым - об однородности команды. Если "б±" велико, то команда неоднородна, тогда индивидуальные и групповые ме­тоды работы должны преобладать над командными.

 

 

 

 

 

Заключение.

Информация в наше время имеет первостепенную значимость во всех сферах современной жизни. Педагогический контроль это информация, без которой невозможна планомерная работа тренера.

Итак:

1) педагогический контроль имеет следующие организационные формы:

         1)самоконтроль спортсмена;

         2)педагогический контроль;

         3)научно-методический контроль,

и осуществляется в ходе специально организованного оперативного, текущего и этапного контроля.

2) педагогический контроль в процессе тренировки футболистов является основной формой оценки их подготовленности (физической, технической, технико-тактической и др.)  к состязаниям.

3) качественный и количественный анализ действий футболистов в матчах-главные методы контроля  соревновательной деятельности футболистов.

4) информативными характеристиками тренировочной деятельности фут­болистов являются специализированность, сложность и направленность упражнений.

5)планирование и контроль - важные условия совершенствования всей системы тренировки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература.

Вихров К.Л. Догадайло В.Г. Педагогический контроль в процессе тренировки. ФФУ.-2000.

 

Войцеховский С.М. Гагаева Т.М.Книга тренера. ФиС.-М.,1971.

 

Гагаева Т.М. Психология футбола. ФиС.- М.,1969.

 

Годик М.А. Контроль в процессе спортивной тренировки.  

ФиС.- М.,1971.

Годик М.А. Контроль тренировочных и соревновательных нагрузок. ФиС.- М.,1980.

Дьячков В.И. Физическая подготовка спортсмена. ФиС.- М., 1967

Зациорский В.И.. Запорожанов В.А. Тер-Ованесян И.А.

Вопросы теории и практики педагогического контроля в современном спорте. ТиП.,1971, №4.

Поготовка футболистов.  Под общей ред. В.И. Козловского, М., ФиС.,1978

Петровский В.В. Педагогический и организационно-педагогический контроль в спортивной тренировке.1985.

Савин С.А.Футболист в игре и тренировке. М., ФиС, 1975.

Зайцев В. К., Колосков В.И. Подготовка футболистов: Поиск и пер- спектива. — М., 1992.

Золотарев А. П. Подготовка спортивного резерва в футболе. — Красно­дар, 1996.

Костюков В. В., Шестаков М.М. Оптимизация процесса подготовки в спортивных играх. — Краснодар, 1991.

Левин В. С. Педагогические параметры тренировочных нагрузок фут­болистов. — М., 1997.

Никитушкин В. Г., Губа В. П. Методы отбора в игровые виды спорта. — М., 1998.

Приложение № 1.

 

 

      Наиболее целесообразной для определения программы (плана) представляется такая последовательность действий:

1.Для перспективной программы подготовки спортсменов:

а) исследование структуры соревновательной деятельности и выявление факторов, обусловливающих достижение высоких результатов;

б) подбор тестов, информативных по отношению к этим факторам;

в) создание программы этапного комплексного контроля (ЭКО);

г) тестирование, оценка и анализ его результатов;

д) составление этапного плана подготовки и его реализация в условиях тренировочного процесса;

е) проведение в конце этапа повторного тестирования по программе ЭКО;

ж) сопоставление динамики результатов в соревновательном упражнении и тестах и показателей нагрузки за этап с обоснованием стратегии последующей подготовки;

з) составление плана подготовки на новый этап.

2.Для текущего плана тренировки спортсменов:

а) выбор тестов текущего контроля и создание программы текущего обследования;

б) проведение текущего обследования, сопоставление его результатов с показателями текущего контроля нагрузки;

в) составление (коррекция) текущих планов подготовки.

3.Для оперативного плана тренировки:

а) выбор тестов оперативного контроля и создание программы оперативного обследования;

б) проведение оперативного обследования и анализ его результатов;

в) составление (коррекция) оперативного плана тренировки.

 

 

Концентрация мочевины, мг %

Рекомендации по коррекции тренировочных планов

 

 

 

1-й 2-й

3-й

4-й

5-й 6-й

40 46

38

42 44 40

Выполнить тренировочное задание без изменений Во втором занятии уменьшить интенсивность неспецифических упражнений Увеличить на две серии специфические упражнения в первом занятии Выполнить тренировочное задание без изменений Уменьшить длительность второго занятия со 100 до 80 мин При выполнении специфических упражнений можно жестко не регламентировать интервалы отдыха

 

. Профиль игры центрального полузащитника высокой квалифи­кации (J.Bangsbo, 1994)

 

 

 


 

. Индивидуальные технико-тактические действия футболистов в матчах

 

 

 

 

Футбо

-листы

Передача мяча

Ведение

Отбор

Перехват

мяча

Обводка

 сопер-

ника

Игра

гловой

Штрафные

 угловые

Удары

 По

 воротам

Всего

 приемов

Корткие

Средние

Длинные

1.П-в

18/0,94

10/0,80

11/0,62

3/1,0

10/0,36

8/0,56

3/1,0

7/0,62

2/1,0

2/0,50

76/0,73

2.С-в

14/0,88

7/0,82

9/0,73

6/1,0

14/0,45

7/0,61

6/1,0

8/0,32

***

***

71/0,70

10.И-в

22/0,54

4/0,75

6/0,50

12/0,80

10/0,50

6/0,50

12/0,65

6/0,66

4/1,00

6/0,66

88/0,63

Команда

149/0,83

100/0,76

63/0,56

99/0,96

76/0,39

71/049

78/0,67

59/0,66

16/0,85

34/0,40

745/0,70

 

Точность выполнения технико-тактических действий при разных уровнях подготовки футболистов команды «Торпедо» (В.С.Левин, 1998)

 

 

 

 

 

Технико-такти­ческие действия

Уровень подготовленности

Разница, %

Р

 

 

Низкий

Высокий

 

 

 

 

Атакующие действия Передачи

Короткие

0,83±0,014

0,87+0,018

5,2

<0,05

Средние

0,73+0,024

0,79±0,20

7,8

>0,05

Длинные

0,68+0,040

0,79±0,34

13,2

>0,05

Ведения

0,91+0,025

0,95±0,011

4,6

>0,05

Обводка

0,62+0,064

0,77±0,033

19,5

>0,05

Перехват мяча

0,21±0,053

0,63+0,049

77,2

< 0,001

Единоборства

Внизу

0,47+0,078

0,78±0,034

39,8

<0,01

Вверху

0,58±0,057

0,63+0,041

7,7

Удары по мячу головой

0,56±0,060

0,72+0,052

23,2

Защитные действия

Перехват мяча

0,83+0,024

0,90±0,021

7,2

<0,05

Единоборства

Внизу

0,60±0,043

0,74±0,042

19,2

<0,02

Вверху

0,72+0,076

0,95±0,015

23,9

<0,02

 

Показатели соревновательной деятельности футбольной команды ( по В.В. Костюкову, М.М. Шестакову, 1991).

 

Показатели

Количество

Брак, %

Соотн., %

Короткие и средние передачи мяча в различных направлениях

224,6

12,7

27,5

Передачи мяча «на ход»

57,4

22,1

7,1

Длинные передачи мяча

27,7

47,6

3,6

Прострельные и навесные передачи мяча

31,2

55,0

3,9

Ведение мяча

86,9

6,6

10,8

Обводка соперника

43,6

34,9

5,5

Отбор мяча

85,0

60,2

10,3

Перехват мяча

152,0

23,1

18,7

Единоборство за мяч внизу

24,2

60,2

2,9

Единоборство за мяч вверху

42,4

52,4

5,4

Передачи мяча головой

13,0

27,2

1,8

Удары по воротам

17,9

65,1

2,4

Всего за матч

805,9

 

Командные модельные характеристики показателей технико-тактической деятельности (С. Ю. Тюленьков, 1997

 

 

 

Технические действия

Модель сборной России

Средние показатели ТТД сборной ФРГ (по данным ЧМ-90)

Усредненная модель ТТД команд высшей лиги России

Минимальный модельный уровень ТТД команд высшей лиги

Коли­чество

Брак,%

Соотн.,

%

Коли­чество

Брак, %

Соотн.,

%

Коли­чество

Брак, %

Соотн.,

%

Коли­чество

Брак,

%

Соотн.,

%

Короткие и средние передачи вперед

200-150

Меньше 20

24

150

13

22

100—130

15-20

23

154

18

24

Короткие и средние передачи назад и поперек

250 — 200

Меньше 10

30

217

6

33

100-130

7-12

24

152

11

24

Длинные передачи

70-50

30-45

8

43

42

7

50-40

35-45

7

48

42

46

Ведение

60 — 40

4-5

7

64

3

10

60-40

3-5

8

53

5

8

Обводка

60-45

25-30

7

37

37

6

60-50

30-35

9

67

33

10

Отбор

60-50

45 — 55

7

52

51

8

70-55

50-60

10

68

65

11

Перехват

55-40

Меньше 30

7

45

23

7

60-50

Меньше 40

9

56

53

9

Игра головой

60-45

35-45

7

34

36

5

50 — 40

35—45

7

34

41

5

Удары по воротам

25-15

50

3

21

58

3

25-15

50

3

18

60

3

Всего за игру

840 — 650

20 — 25

 

664

20

 

735-550

25-28

 

623

29

 

 

Распределение                технико-тактических приемов по зонам действия, %

 

 

Команда

Зона защиты

Средняя зона

Зона атаки

Аргентины

30

53

17

Италии

23

53

24

ФРГ

28

57

23

Бразилии

19

53

28

Испании

19

61

20

Ирландии

21

50

29

Англии

28

51

21

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Динамика частоты сердечных сокращений у футболистов в ходе игры (по Грукаленко А.Н.)

 

 

 

 

 

 

Признаки сложности

Упражнения

п/п

сложные

простые

1

Соответствие цели трениро-

Есть четко выраженная цель:

Наличие промежуточных

 

вочного упражнения цели

а) создание и реализация

целей:сделать точную пере-

 

игры

голевой ситуации - для ата-

дачу, перехватить мяч, вы-

 

 

кующих упражнений;

играть единоборство и т.п.

 

 

б) срыв атаки и организация

 

 

 

контратаки - для оборони-

 

 

 

тельных упражнений

 

2

Объем и разносторонность

Много сложных и разнооб-

1-2 очевидных тактических

 

тактических решений

разных тактических вариан-

решения в упражнении

 

 

тов в одном упражнении

 

3

Объем и разносторонность

Много разнообразных ТТД

Однообразие ТТД (напри-

 

технико-тактических дей-

 

мер преимущественно пере-

 

ствий

 

дачи и т.п.)

4

Скорость выполнения упра-

Максимальная (игровая)

Непредельная

 

жнений

 

 

5

Сопротивление

Активное

Либо отсутствует, либо

 

 

 

пассивное

6

Количество футболистов

Много

Мало

 

занятых в упражнении

 

 

7

Размер площадки

Большой

Менее 1/4 поля

8

Условия выполнения упраж-

Разнообразные

Комфортные

 

нений

 

 

9

Утомление

Значительное

Малое

 

Направленность специфических упражнений (по Колобову В.Н.)

 

 

 

Nu

Упражнен

Условия

Размер

ЧСС,

Направленность

п/п

ия

выполнения

площадки, м

уд/мин

 

 

Тренировочные игры

 

 

 

1

11x11

Без ограничений

100x60

147 -184

Смешанная

2

10x10

На своей половине

100x60

149 -186

Смешанная

 

 

поля в одно касание

 

 

 

3

9x9

При срыве атаки

100x60

176-186

Скоростная

 

 

быстро вернуться

 

 

выносливость

 

 

назад

 

 

 

 

Игровые упражнения

 

 

 

1

6x6

Без ограничений

30x30

137 - 174

Смешанная

2

4x4

Без ограничений

50x50

125 -147

Общая вынос-

 

 

 

 

 

ливость

3

4x4

С отягощением

20x10

138 - 181

Смешанная

 

 

(игрок на плечах)

 

 

 

 

 

Квадраты"

 

 

 

1

"Квадрат"

Персональная опека

40x40

160 -196

Скоростная

 

2x2

 

 

 

выносливость

2

"Квадрат"

Без ограничений

50x50

139 -182

Смешанная

 

4x4

 

 

 

 

3

"Квадрат"

С нейтральным в два

50x30

135 -174

Смешанная

 

6x6

касания

 

 

 

 

Стандартные упражнения

 

 

 

1

Жонглиро

Произвольно

3x5

121 -129

Общая

 

вание

 

 

 

выносливость

 

в парах

 

 

 

 

2

Передачи

Головой, с кувыр-

3 х15

144 - 154

Общая

 

в парах

ком, со сменой мест

 

 

выносливость

3

Удары в

С введением от

30x35

130 -148

Общая

 

цель

центра поля

 

 

выносливость

 

 

 

. Динамика частоты сердечных сокращений у футболистов с высоким (А) и низким (Б) уровнями физической работоспособности при выполнении одного и того же упражнения (по Годику М.А., Колобову В.Н.)

 

 

 

n/п

футболист

Время теста

МПК (мл/кг/мин)

Макс. ЧСС (уд/мин)

Концентрация лактата (мм)

BE

1

Иванов

13 мин 46 с

58,5

196

12,2

-13,5

2

Петров

16мин12с

62,3

190

14,3

-15,6

3

Семенов

15 мин 06 с

65,5

197

16,2

-18,0

 

Х+8

14 мин 12 с + 55 с

61,3+6,2

192+13

8,3±2,6

-14,2+4,2

Виды упражнений

Оценка

 

отлично

хорошо

удовлетворительно

 

Бег30 м (с)

3,9

4,0

4,1

 

Бег 50 м (с)

6,2

6,3

6,4

 

Бег 50 м х7раз (с)

до 59

до 61

до 63

 

Пятикратный прыжок (м): вратари полевые игроки

15 14,5

14,5 14,0

14,0 13,50

 

Тест Купера (м): вратари полузащитники защитники и нападающие

3250 3600 3500

3200 3500 3400

3150 3450 3350

 

 


Оглавление. Глава 1.Характеристика педагогического контроля в футболе

Оглавление. Глава 1.Характеристика педагогического контроля в футболе

Введение. Для успешного управления процессом подготовки команды футболистов тренер должен располагать объективной информацией о здоровье и психическом состоянии каждого спортсмена, о влиянии физических нагрузок и…

Введение. Для успешного управления процессом подготовки команды футболистов тренер должен располагать объективной информацией о здоровье и психическом состоянии каждого спортсмена, о влиянии физических нагрузок и…

Оценка физической, технической и тактической подготовки футболистов определяется на основании многочисленных наблюдений, сравнительных характеристик их действий в тренировке и игре, что позволяет тренеру моделировать процесс…

Оценка физической, технической и тактической подготовки футболистов определяется на основании многочисленных наблюдений, сравнительных характеристик их действий в тренировке и игре, что позволяет тренеру моделировать процесс…

Глава 1.Характеристика педагогического контроля в футболе

Глава 1.Характеристика педагогического контроля в футболе

На основании сложившегося опыта мы выделяем следующие организационные формы педагогического контроля: 1)самоконтроль спортсмена; 2)педагогический контроль; 3)научно-методический контроль

На основании сложившегося опыта мы выделяем следующие организационные формы педагогического контроля: 1)самоконтроль спортсмена; 2)педагогический контроль; 3)научно-методический контроль

Помимо перечисленных должны использоваться и дополнительные методы изучения и обобщения опыта тренировки, позволяющие более глубоко изучить те или иные вопросы тренировки

Помимо перечисленных должны использоваться и дополнительные методы изучения и обобщения опыта тренировки, позволяющие более глубоко изучить те или иные вопросы тренировки

К периодической информации относятся сведения о том, что: 1)соответствует ли фактическое изменение функциональных возможностей организма, происходящее под влиянием серии тренировочных занятий, планируемому; 2)чем обусловлен тот…

К периодической информации относятся сведения о том, что: 1)соответствует ли фактическое изменение функциональных возможностей организма, происходящее под влиянием серии тренировочных занятий, планируемому; 2)чем обусловлен тот…

Контроль должен: - быть полезен тренерам и футболистам; - быть тесно связан с организацией тренировки; - позволять предвидеть отклонения от заданной траектории; - указывать характер…

Контроль должен: - быть полезен тренерам и футболистам; - быть тесно связан с организацией тренировки; - позволять предвидеть отклонения от заданной траектории; - указывать характер…

В связи с этим нужно располагать дополнительной информацией об уровне и структуре подготовленности футболистов , регистрируемой в ходе специально организованного оперативного , текущего и этапного…

В связи с этим нужно располагать дополнительной информацией об уровне и структуре подготовленности футболистов , регистрируемой в ходе специально организованного оперативного , текущего и этапного…

К числу таких упражнений относят работу разной мощности на велоэргометре или тредбане , степ - тест , бег на различные дистанции

К числу таких упражнений относят работу разной мощности на велоэргометре или тредбане , степ - тест , бег на различные дистанции

Пример использования результатов

Пример использования результатов

Глава 2.Основные методики педагогического контроля в футболе

Глава 2.Основные методики педагогического контроля в футболе

Достоверность результатов качественного анализа возрастает во много раз , если они подкрепляются количественной регистрацией показателей индивидуальных и коллективных технико - тактических действий

Достоверность результатов качественного анализа возрастает во много раз , если они подкрепляются количественной регистрацией показателей индивидуальных и коллективных технико - тактических действий

ЧСС) до 150уд./мин-8,4%; 150-165- 18,8; 165-180-45,6; 180уд

ЧСС) до 150уд./мин-8,4%; 150-165- 18,8; 165-180-45,6; 180уд

Контроль индивидуальных технико - тактических действий

Контроль индивидуальных технико - тактических действий

ПХ кс ). Их направление и пространственная оче видность маневра ясны для обороняющихся ; 2)длинные (

ПХ кс ). Их направление и пространственная оче видность маневра ясны для обороняющихся ; 2)длинные (

Результаты наблюдений за игрой ведущих футболистов служат о сновой для разработки модельных показателей

Результаты наблюдений за игрой ведущих футболистов служат о сновой для разработки модельных показателей

Контроль коллективных действий

Контроль коллективных действий

Командные модельные характеристики

Командные модельные характеристики

И в том , и в другом случае результаты конт­роля требуют вмешательства тренера

И в том , и в другом случае результаты конт­роля требуют вмешательства тренера

Контроль биологических показателей соревновательной деятельности

Контроль биологических показателей соревновательной деятельности

В качестве регистратора можно использовать и сумматор пульса , но в этом случае не будет данных о динамике

В качестве регистратора можно использовать и сумматор пульса , но в этом случае не будет данных о динамике

Связано это с тем , что специфические упражнения обладают наи­ большим развивающим эффектом , и не только в силу своей структуры , но и потому…

Связано это с тем , что специфические упражнения обладают наи­ большим развивающим эффектом , и не только в силу своей структуры , но и потому…

В рассмотренном выше примере в тренировочных занятиях специфические упражнения выполня лись соответственно 73 и 40 мин , в том числе сложные - 40 и 10…

В рассмотренном выше примере в тренировочных занятиях специфические упражнения выполня лись соответственно 73 и 40 мин , в том числе сложные - 40 и 10…

Полученные результаты сопоставляют с нормативами для каж­ дой группы упражнений соответствующей направленности

Полученные результаты сопоставляют с нормативами для каж­ дой группы упражнений соответствующей направленности

Важно учитывать также и то , что направленность упражнения зависит от его места в тренировочном занятии

Важно учитывать также и то , что направленность упражнения зависит от его места в тренировочном занятии

Вычисляются частные объемы мышечного и жирового компонентов

Вычисляются частные объемы мышечного и жирового компонентов

Контролируя ловкость , тренер должен определять , сколько времени ( или какое количество повторений ) потребовалось футболисту , чтобы овладеть тактико - техническим действием ;…

Контролируя ловкость , тренер должен определять , сколько времени ( или какое количество повторений ) потребовалось футболисту , чтобы овладеть тактико - техническим действием ;…

С помощью электронного секундомера регистрируется время решения ; точность его определяется по соответствию избранного спортсменом варианта мнению квалифицирован­ных экспертов

С помощью электронного секундомера регистрируется время решения ; точность его определяется по соответствию избранного спортсменом варианта мнению квалифицирован­ных экспертов

Видно , что первого от второго отделяют 2 с , второго от третьего - 65 с , а ранги это несоответствие не учитывают

Видно , что первого от второго отделяют 2 с , второго от третьего - 65 с , а ранги это несоответствие не учитывают

Заключение. Информация в наше время имеет первостепенную значимость во всех сферах современной жизни

Заключение. Информация в наше время имеет первостепенную значимость во всех сферах современной жизни

Литература. Вихров К.Л. Догадайло

Литература. Вихров К.Л. Догадайло

Приложение № 1. Наиболее целесообразной для определения программы (плана) представляется такая последовательность действий: 1

Приложение № 1. Наиболее целесообразной для определения программы (плана) представляется такая последовательность действий: 1

Концентрация мочевины, мг %

Концентрация мочевины, мг %

Точность выполнения технико-тактических действий при разных уровнях подготовки футболистов команды «Торпедо» (В

Точность выполнения технико-тактических действий при разных уровнях подготовки футболистов команды «Торпедо» (В

Обводка соперника 43,6 34,9 5,5

Обводка соперника 43,6 34,9 5,5

Англии 28 51 21

Англии 28 51 21

Утомление Значительное

Утомление Значительное

Виды упражнений Оценка отлично хорошо удовлетворительно

Виды упражнений Оценка отлично хорошо удовлетворительно
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.11.2024