Конспект открытого занятия по ознакомлению
с окружающим в старшей группе д/с на тему : «Почва-живая земля».
ТЕМА ЗАНЯТИЯ: Почва-живая земля.
ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ: 1) познакомить детей с почвой, ее составом на основе опытов; 2)познакомить с некоторыми почвенными обитателями; 3)учить детей размышлять, формулировать и обобщать результаты опытов; 4)показать в игре «волшебные превращения» листьев в почву; 5)прививать бережное отношение по отношению к природе; 6)развивать мелкую моторику рук, воображение.
ОБОРУДОВАНИЕ: схема-картинка «состав почвы»; для опытов-земля, стакан с водой; картинки с изображением почвенных обитателей (крот, дождевой червь, муравьи, полевая мышь, медведка);кроссворд с использованием загадок о почвенных обитателях; для игры-листья, стаканчики с землей (по количеству детей),наголовники с изображением дерева-2 шт., и с изображением дождевого червя-2 шт.,обруч-4 шт.; для рисования-цветные карандаши или мелки, альбомные листы.
ХОД ЗАНЯТИЯ:
Сегодня на занятии мы поговорим с вами о почве, узнаем из чего она состоит, кто в ней живет и как мы можем сохранить ее.
-Что же такое почва?
-Как вы думаете дети? (ответы детей)
Конечно же, вы правы, почва – это земля. Все мы ходим по земле .В сухую погоду ворчим что много пыли, а в дождливую – что слишком грязно. А ведь пыль и грязь – это не просто земля. Под ногами у нас почва. Она поит и кормит растения, а они отдают ей свои сухие листья.
-Вы спросите зачем?
Дело в том, что почва есть только там, где растут растения и наоборот, растения сами создают почву.
-Как же это происходит? Давайте с вами вспомним.
-Кто из вас видел как осенью с деревьев опадают листья?
-А куда они потом деваются? (ответы детей)
Секрет в том, что все эти опавшие листья и ветки перегнивают сначала, а потом образуют почву.
-Как вы думаете из чего состоит почва? (ответы детей)
Почва состоит: из песка, глины, воды, воздуха, перегноя.
Сейчас мы с вами проверим это на опытах.
Мы сказали, что в почве есть воздух. Находиться он между комками и комочками почвы в свободных местах. И чтобы доказать вам это – сделаем опыт.
ОПЫТ 1: Возьмем стакан с водой и бросим в него ком почвы.Если в ней есть воздух,то мы увидим пузырьки,которые будут подниматься на верх.
-Какой вывод можно сделать исходя из результатов опыта? (в почве есть воздух)
Еще мы говорили,что в почве есть вода,потому и растут растения.
-Откуда же она берется в почве? (ответы детей)
Все правильно,дети.Вода попадает в почву,когда идет дождь.Она проникает в глубь и сохраняется в свободных местах.
Есть в почве и песок с глиной.
ОПЫТ 2: Размешаем почву в стакане с водой.Через некоторое время увидим,что на дне стакана осел песок,сверху вода помутнела из-за глины,а на поверхности плавает мусор,корешки растений – это и есть перегной.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА:
Это легкая забава- (повороты туловища вправо-влево)
Повороты вправо-влево.
Нам известно всем давно-
Там стена,а там окно.
Приседаем быстро,ловко. (приседания)
Здесь видна уже сноровка.
Чтобы мышцы развивать,
Надо чаще приседать.
А теперь ходьба на месте, (ходьба на месте)
Это тоже интересно.
Мы размяться все успели,
И на место снова сели.
Мы узнали,что в почве есть вода,воздух – значит там можно жить.
-Скажите,пожалуйста,каких почвенных обитателей вы знаете?
-Кто живет под землей? (ответы детей)
1.КРОТ- небольшой зверек,живет на опушках леса,в полях,и везде ведет роющий образ жизни,поэтому его трудно увидеть.Он прорывает себе подземные ходы,чтобы охотиться на насекомых,личинок,а также для отдыха,где крот устраивает гнездо.
2.ДОЖДЕВОЙ ЧЕРВЬ – он всю свою жизнь проводит в почве.Питается останками перегнивших листьев.Все тело покрыто слизью,чтобы легче было двигаться.На поверхности можно увидеть во время дождя.
3.МУРАВЬИ – живут семьями в домах-муравейниках,большая часть,которых находится под землей.Каждый муравей выполняет свою работу: муравьи-солдаты-защищают муравейник,муравьи-строители-строят муравейник,муравьи-няньки-заботятся о потомстве.
4.МЕДВЕДКА – насекомое,немного похоже на сверчка,но очень крупного.Лапы приспособлены для активного рытья,внешне они напоминают совки экскаватора.Чаще селится на огородных участках и роет там ходы.
5.ПОЛЕВАЯ МЫШЬ (ПОЛЕВКА) – мелкий зверек,живет на лугах,полях.День проводит в норе,а ночью выходит на поверхность.Питается корешками растений,останками перегнивших листьев и веток,останками насекомых,личинками.
А теперь посмотрим, запомнили ли вы «подземных жителей».Предлагаю разгадать кроссворд.Я буду загадывать загадки,а отгадки будем вписывать в наш кроссворд.
1)Маленький рост,длинный хвост,
Буроватая шубка,остренькие зубки,
Под землей таится,в поле ходит покормиться. (полевка)
2)Землеройная машина,без бензина и без шины
Землю каждый день рыхлит,строит длинный лабиринт
Темнота и теснота в подземелье у … (крота)
3)Мой хвост не отличишь от головы
Меня всегда в земле найдете вы.
А если вдруг пролился дождик
Я выползаю на дорожки. (дождевой червь)
4)Погляди на молодцов:веселы и бойки
Волокут со всех концов,материал для стройки.
Вот один споткнулся вдруг под тяжелой ношей,
И спешит на помощь друг,тут народ хороший.
Без работы,хоть убей жить не может…(муравей)
5)Скачет зверушка,не рот,а ловушка.
Попадут в ловушку и комар и мушка. (жаба)
Пришло время поиграть в игру.Сейчас мы увидим,как листочки превращаются в почву.
ИГРА «ДЕРЕВЬЯ И ЧЕРВЯЧКИ»
Дети делятся на две команды.В каждой команде свой «червяк» и свое «дерево».В одном конце помещения на полу на одной линии,но на расстоянии положить два обруча.Это будут «норки» червяков.От каждой команды выделяется ребенок,исполняющий роль дождевого червя.Он становится в круг,здесь же,в кругу на полу находятся стаканчики с землей.В противоположном конце помещения положить еще два обруча для детей,которые будут выполнять роль «деревьев».Эти дети также встают в круг,в руках у них листья.На голове у детей соответствующие наголовники.Остальные участники становятся друг за другом.По команде ведущего «ОСЕНЬ!» дети-деревья дают лист своему участнику,тот бежит к червяку и меняет его на стаканчик с землей.Потом возвращается с ним к дереву и отдает.Участники команд повторяют свои действия пока последний участник не принесет землю своему дереву.
Послеигры дети приглашаются на свои места.Педагог подводит итог занятия.
-Сегодня на занятии вы познакомились с понятием «почва»,напомните мне,пожалуйста что это?из чего состоит,кто в ней обитает?(ответы детей)
-Как же мы можем сберечь почву для этих существ? Что мы можем сделать?
(не загрязнять почву,поливать чистой водой,не разводить костры,не вытаптывать растения,оберегать «подземных жителей»-ведь они нужны почве.
-Спасибо вам,что внимательно слушали,отвечали на мои вопросы.
-Я бы хотела предложить вам зарисовать кого-то из «подземных жителей»,который вам понравился больше всех.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.