« Права дошкольников в ДОУ»
Оценка 4.9

« Права дошкольников в ДОУ»

Оценка 4.9
Работа с родителями
docx
воспитательная работа +1
4 кл—7 кл
14.05.2022
« Права дошкольников  в ДОУ»
Все мы хотим жить в правовом государстве, а это значит, что любой гражданин нашей страны должен знать свои права и обязанности. Одной из наиболее важных и актуальных социальных проблем сегодня является обеспечение и защита прав человека и, в частности, защита прав детей. Главной задачей нашего государства является – защитить права ребенка и сохранить тем самым генофонд нации.
консультация по правам ребенка.docx

 

« Права дошкольников  в ДОУ»

 

 

      Все мы хотим жить в правовом государстве, а это значит, что любой гражданин нашей страны должен знать свои права и обязанности. Одной из наиболее важных и актуальных социальных проблем сегодня является обеспечение и защита прав человека и, в частности,  защита прав детей. Главной задачей нашего государства является – защитить права ребенка и  сохранить тем самым генофонд нации.

      Дошкольное детство - это не просто уникальный период в жизни человека, в процессе которого формируется здоровье, осуществляется развитие личности, возникает доверие к себе, людям, миру, формируется характер, это еще и период, когда ребенок находится в полной зависимости от окружающих его взрослых родителей, педагогов. Ненадлежащий уход, поведенческие, социальные и эмоциональные проблемы, возникающие в дошкольном возрасте, приводят к  тяжелым последствиям. В дошкольные годы наиболее активно формируются взгляды, жизненные позиции, типичные мотивы поведения личности.

     Знания прав – это щит, прикрывающий детей, их достоинство от посягательств со стороны других людей и государства. Особое место в понимании прав  человека занимают права ребенка. Раннее правовое воспитание способствует общему социальному развитию ребенка.

      Правовое воспитание в детском саду предусматривает отношение к ребенку и его родителям как к  партнерам в условиях сотрудничества. Знать свои права ребенок должен уже в детстве. Однако для этого совсем не обязательно читать ему нормативные документы. Чтобы воспитать маленького гражданина, сформировать в нем высокие морально-нравственные качества, научить уважать свои права и права других людей, в первую очередь необходимо знание и соблюдение их взрослыми, окружающими ребенка. Поэтому повышение правовой компетентности родителей и педагогов всегда актуально.

       Основные международные документы, касающиеся прав детей:

-  Декларация ООН о правах ребенка (1989);

- Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей (1990);

      В нашей стране, кроме этих документов, принят ряд законодательных актов:

 -  Семейный Кодекс РФ (1996);

 - Закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ»;

 - Закон «Об образовании».

      В перечисленных документах провозглашаются основные права детей: на имя, гражданство, любовь, понимание, материальное обеспечение, социальную защиту и возможность получать образование, развиваться физически, умственно, нравственно и духовно в условиях свободы. Особое место уделяется защите прав ребенка. Указывается, что ребенок должен своевременно получать помощь и быть защищен от всех форм небрежного отношения, жестокости и эксплуатации.

     Декларация прав ребенка, принятая в 1959 году, является первым документом международного масштаба, защищающим права детей. Родители, общественные организации, местные власти призываются к признанию и соблюдению прав ребенка.

      Конвенция о правах ребенка, которая была принята в 1989 году Генеральной   Ассамблеей ООН, определяет полноправные возможности детей на пользование услугами образования, различными достижениями культуры и цивилизации, определяет право на отдых и досуг, а также другие права, которые должны обеспечить детям государства-члены ООН.         Конвенция о правах ребенка – основной документ, который рассматривает права ребенка с точки зрения международного права.

      «Концепция дошкольного воспитания» (В.В.Давыдов, В.А.Петровский) положила начало реформе дошкольного образования. В ней было зафиксировано, что семья и детский сад, имея  свои особые функции, не могут заменить друг друга. Поэтому важно для успешного воспитания – установление доверительного делового контакта между образовательным учреждением и родителями.

         В соответствии с действующими в настоящее время нормативными документами (Конвенцией ООН «О правах ребенка», Семейным кодексом РФ, Законом «Об образовании») работа по защите прав ребенка от всех рассматривается как должностная обязанность сотрудников образовательных учреждений.

         Правовому  воспитанию дошкольников уделяют внимание, т.к. дошкольное детство – наиболее благоприятный период для становления личности ребенка. И дошкольному учреждению принадлежит особая роль в воспитании будущего гражданина своей страны.

     Чувство доверия у ребенка появляется очень рано, в том возрасте, о котором человек еще ничего не помнит. Но именно в раннем и  дошкольном  возрасте у ребенка возникает  доверие к себе, людям, миру, формируется  характер, укрепляется чувство собственного достоинства и уверенности.

      При построении педагогического процесса необходимо определять следующие направления:

 1 - анализ взаимоотношений детей со сверстниками, в семье, с взрослыми;

 2 - выявление проблем во взаимоотношениях;

 3- повышение уровня правовой культуры родителей.

       Особенности соблюдения прав ребенка на детство в возрастных  группах ДОУ:

- В младшем дошкольном возрасте (3-5 лет) нужно реально ограждать и предохранять детей от зла, защищать их. Образ взрослого человека как справедливого, доброго защитника обязательно должен сформироваться у ребенка в раннем возрасте.

- В старшем дошкольном возрасте (5-7лет) для формирования у детей элементарных представлений о правах и свободах, уважения и терпимости к другим людям важно не только давать знания, но и создавать условия для их практического применения. Следует выбирать ведущие для дошкольников виды деятельности – игровую и художественно-продуктивную.     Рекомендуется проводить ролевые, театрализованные и дидактические игры, упражнения на развитие эмоциональной сферы, коммуникативных умений и навыков. Ребенку необходимо поупражняться в воспроизведении условных действий, увидеть со стороны, как выглядит тот или иной поступок, какие чувства и эмоции он вызывает. В качестве наглядных примеров, иллюстрирующих то или иное право, можно использовать сказки, стихи, пословицы, поговорки и самое главное – личный пример.

       Воспитательные задачи педагогов дошкольного учреждения:

  -  любить ребенка таким, каков он есть;

  - уважать в каждом ребенке личность, воспитывая достоинства и    ответственность за себя, и свои поступки;

 - хвалить, поощрять, одобрять ребенка, создавая положительную эмоциональную атмосферу вокруг него;

 - верить в возможности каждого ребенка, в перспективы его развития, находить его сильные стороны;

 -  раскрывать душу ребенка прежде, чем его ум;

 - поступать так, чтобы каждый ребенок почувствовал: возможности заложены в нем самом. «Ты все можешь» - главная формула образования;

 - учить ребенка трудолюбию, заботиться о близких, уважению к другим людям;

 - сделать родителей ребенка своими союзниками в деле воспитания.

 

       Воспитатель детского сада – основной участник педагогического процесса, в том числе и правового воспитания. Ведущей в процессе является совместная деятельность взрослого и ребенка. Для формирования у детей элементарных представлений о правах и свободах, уважения и терпимости к другим людям важно не только давать знания, но и создавать условия для их практического применения. Педагог должен выступать образцом уважительного и доброжелательного отношения к ребенку.

      Памятка педагогам.

  В детском саду нельзя:

 -  кричать на детей, наказывать;

 -  выставлять поступки ребенка на всеобщее обозрение;

 -  упрекать ребенка;

 -  читать нотации;

 -  унижать ребенка;

 -  приходить к детям с плохим настроением;

 -  распространять конфиденциальную информацию;

 -  обсуждать с родителями поведение не их ребенка.

     От квалификации педагога и его культуры зависит соблюдение прав детей в детском саду, защита от жестокого обращения в семье. Задача педагогов просвещать родителей, выявлять группы семей риска. Необходимо создавать особую форму общения между родителями и педагогами, которую можно обозначить как доверительный деловой контакт. Работа по привитию основ правового сознания проводиться совместно с родителями воспитанников. Современные  психолого-педагогические исследования показывают, что родители испытывают серьезные трудности в обучении и воспитании детей. Родителей беспокоят: непослушание, конфликтность, неуравновешенность, пассивность, плохие успехи на занятиях в детском саду. Родители часто не знают, как вести себя в трудных ситуациях. Недопустимо, чтобы родители при  воспитании своих детей  использовали телесные наказания, угрозы, запугивания и проявление чрезмерной  строгости. Большинство родителей не придают значения переживаниям  детей, не стремятся установить их причину, считая их беспредметными. Подобная ситуация очень опасна как для здоровья ребенка,  так и для развития его личности. Задача педагогов – постараться завоевать доверие родителей, понаблюдать и за детьми и родителями.

         Обеспечение прав детей в семье во многом зависит от уровня правовой культуры родителей. Необходимо  проводить  с родителями разъяснительную, просветительную и коррекционную работу по соблюдению и защите прав ребенка. Это является важнейшим условием эффективности образовательного процесса.

        В многоплановой работе по защите прав ребенка должен  принимать участие весь коллектив образовательного учреждения. Педагоги  проводят наблюдения за поведением детей в группах, анкетирование родителей, обработку и анализ полученных данных; осуществляет диагностическую и коррекционную работу с детьми и их родителями. Педагог - главное действующее лицо при проведении этой работы. Педагоги осуществляют профилактическую,  диагностическую и коррекционную работу с детьми и родителями, ориентируют, просвещают, в случае необходимости, контролируют  родителей; проводят работу по выявлению случаев нарушения прав ребенка, принимают меры по защите их от жестокого обращения.

При выявлении таких случаев следует обращаться за помощью в различные инстанции: в полицию, юридические консультации, службы здравоохранения, медико-социально-психологические центры, телефоны доверия, социальные службы защиты от насилия. Необходимо иметь в виду, что работа по защите прав ребенка возможна лишь тогда, когда педагогу удается установить партнерские отношения с семьей. Цель совместной работы педагогов и родителей – обеспечение преемственности между воспитанием ребенка в детском учреждении и в семье.

      Также перед педагогами стоят следующие задачи: обеспечение родителей полной информацией о работе детского учреждения; получение информации о запросах родителей, условиях жизни ребенка в семье и его индивидуальных особенностях; наличие свободного доступа родителей к образовательному процессу; просвещение родителей; вовлечение семьи в совместную работу с педагогами. Совместная работа с родителями может осуществляться в разных формах: беседы, консультирование, родительские собрания, тренинги, кружки, совместные праздники.

       Интересам и нуждам ребенка должно оказываться должное внимание. Реализация этого права ребенка в детском саду подразумевает постоянное внимание педагогов к детям и удовлетворение их нужд.

        В нашем детском саду имеется «Договор между МБДОУ «Детский сад №23» и родителем (законным представителем) ребенка», который   определяет и регулирует взаимоотношения между учреждением  и  родителями ребенка, посещающего детский сад.

     В договоре четко прописано, что учреждение обязуется:

-   обеспечивать  воспитаннику содержание, обучение и воспитание;

- обеспечивать ребенку охрану жизни и укрепление физического и психического здоровья, интеллектуальное, физическое и личностное развитие;

-   формировать творческие способности и интересы ребенка;

-   обеспечивать заботу  об эмоциональном благополучии ребенка;

-   обеспечивать защиту от всех форм физического и психического насилия;

- обеспечивать гарантированное сбалансированное питание детей в соответствии с их возрастом и временем пребывания;

- осуществлять  медицинское обслуживание ребенка в соответствии с Соглашением о совместной деятельности между Учреждением и МУ «АЦГБ»;

-  оказывать квалифицированную помощь Родителю в воспитании и обучении ребенка в коррекции имеющихся отклонений в его развитии;

- соблюдать условия договора между Учреждением и Родителями.

    Педагогическому коллективу необходимо принять к сведению все нормативные документы Российской  Федерации и образовательного учреждения по правовому воспитанию  детей. Главной задачей для нашего коллектива  является – создание правового пространства в ДОУ (формирования гуманного отношения к ребенку; формирование правовой культуры; обеспечение защиты прав детей).

.

     


 

Права дошкольников в ДОУ»

Права дошкольников в ДОУ»

Семейный Кодекс РФ (1996); -

Семейный Кодекс РФ (1996); -

При построении педагогического процесса необходимо определять следующие направления: 1 - анализ взаимоотношений детей со сверстниками, в семье, с взрослыми; 2 - выявление проблем во взаимоотношениях;…

При построении педагогического процесса необходимо определять следующие направления: 1 - анализ взаимоотношений детей со сверстниками, в семье, с взрослыми; 2 - выявление проблем во взаимоотношениях;…

Воспитатель детского сада – основной участник педагогического процесса, в том числе и правового воспитания

Воспитатель детского сада – основной участник педагогического процесса, в том числе и правового воспитания

Это является важнейшим условием эффективности образовательного процесса

Это является важнейшим условием эффективности образовательного процесса

Соглашением о совместной деятельности между

Соглашением о совместной деятельности между
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.05.2022