« Применение элементов здоровьесберегающих технологий в работе учителя - логопеда с детьми с общим недоразвитием речи»
Букреева Ольга Николаевна,
учитель – логопед,
структурное подразделение ГБОУ СОШ № 4 г.о. Чапаевск
- детский сад №1, реализующее основные общеобразовательные
программы дошкольного образования
Для детей дошкольного возраста ведущей формой деятельности является игра. Все компоненты речи, тактильные ощущения, мелкую моторику, мышление у дошкольников с ОНР в своей работе я развиваю самыми разными способами, в том числе и с помощью камушков Марблс.
Хочется отметить, что эти сверкающие и переливающиеся камушки получили свое название от английского слова «марблс» (то есть мраморные). Сейчас же Марблс делаются из силикатного песка, золы и соды, которые расплавляются в печи. С помощью специальных красителей стеклу придают самые разнообразные расцветки.
На занятиях я обратила внимание, что разноцветные, гладкие камушки очень привлекают детей. Им хочется прикасаться, перекладывать, катать камушки, подержать их в руках, поиграть с ними. Соответственно, камушки повышают интерес к занятиям, снимают напряжение у детей, помогают в развитии фонематического восприятия, звуко – слогового анализа и синтеза, в обогащении словарного запаса, а также в усвоении грамматических категорий, совершенствовании синтаксического уровня речи.
По исследованиям М.М.Кольцовой "морфологическое и функциональное формирование речевых областей совершается под влиянием кинестетических импульсов от рук». Камушки Марблс позволяют сделать этот процесс интересным, разнообразным, эмоционально насыщенным.
Предлагаю некоторые игры и упражнения для детей с общим недоразвитием речи, которые помогут разнообразить занятия, привлечь внимание детей, и, конечно, решить коррекционные задачи.
Упражнения на развитие фонематического восприятия:
1. « Положи камешки»- логопед выставляет перед ребенком картинки. Ребенок произносит слова и определяет, есть ли в нем заданный звук. Нужно положить камешки на те картинки, в которых заданный звук есть.
2. « Определи место звука в слове» - логопед выкладывает перед ребенком картинки и под ними звуковые полоски. Нужно определить, где находится заданный звук ( в начале или в конце слов). Дошкольник камешком обозначает на схеме.
3. « Выполняем звуковой анализ» - логопед выставляет картинку для звукового анализа. Дети с помощью камешков Марблс выкладывают схематично звуки (красные камешки- гласные, зеленые камешки- мягкие согласные, синие камешки – твердые согласные).
Упражнение на обогащение словаря
1. Упражнение « Подбери родственное слово» - логопед называет слово, дети подбирают слова- « родственники» и выкладывают камешки: лес- лесник, лесной, лесок; дом- домик, домашний, домище.
Упражнение на развитие синтаксического строя речи
1. Упражнение « Придумай предложение» – педагог выкладывает камешки, показывает картинку. Дети должны составить предложения из такого количества слов, которое соответствует количеству камешков.
2. «Вырастим предложение» – логопед загадывает загадку. Дети отгадывают ее. На столе лежат камешки. Дети их считают и составляют предложение из такого же количества слов. Затем педагог добавляет один камешек. Дети соответственно должны в предложение добавить одно слово. Затем добавляем еще камешек и добавляем слово в предложение.
Например: Машина едет. Машина едет быстро. Красная машина едет быстро.
Упражнение на знакомство с буквами
Логопед знакомит с буквой, ее элементами. Затем выкладывают буквы по контуру, а затем самостоятельно.
infourok.ru›doklad-na-temu-kamushki-marbls…
LogoPortal.ru›kamushki-marbls/.html
maam.ru›detskijsad/ispolzovanie…razvitiyu-rechi…s Литература:
1. http://logoportal.ru/kamushki-marbls/.html. 2. 2 2.maam.ru›detskijsad/ispolzovanie…razvitiyu-rechi…s
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.