" Рефлексивная деятельность в воспитательном процессе начальной школы"
Оценка 4.6

" Рефлексивная деятельность в воспитательном процессе начальной школы"

Оценка 4.6
docx
21.06.2020
" Рефлексивная деятельность в воспитательном процессе начальной школы"
рефлексивная деятельность в воспитательном процессе.docx

Рефлексивная деятельность в воспитательном процессе начальной школы.

 

 

 

Место и условия протекания рефлексивной деятельности в воспитательном процессе.

Рефлексия является одним из условий воспитывающей деятельности. Рефлексия (от латинского «отражение») – это «принцип человеческого мышления, направляющий его на осмысление и осознание собственных форм и предпосылок; деятельность самопознания, раскрывающая внутреннее строение и специфику духовного мира человека». Таким образом, это самоанализ, осмысление собственной деятельности, внутренней жизни. Социальные психологи под рефлексией понимают умение индивида осознавать то, как он воспринимается другими людьми, партнерами по общению. Особо нужно подчеркнуть, что становление и развитие духовной жизни связано прежде всего с рефлексией. Это необходимое условие формирования субъекта, участвующего в деятельности личности, способной отдавать себе отчет в свободном выборе, который он производит, соотносить желаемое и реальное, предполагаемое и свершившееся, поступок и его последствия, интересы собственные и интересы окружающих.

Если человек не рефлексирует, он не выполняет роль субъекта воспитательного процесса. Мы не можем говорить о развитии личностных качеств ребенка, если не развиваем в нем способность к рефлексивной деятельности. Это важнейшее условие становления субъектности у младших школьников. Это своеобразное зеркальное отражение индивидами друг друга, взаимоотображение, в результате которого воспроизводится внутренний мир партнера по взаимодействию.

Психологи говорят о том, что рефлексия – это одно из условий преодоления так называемой эгоцентричной мыслительной деятельности, то есть рассмотрение изучаемого объекта только с одной стандартно воспринимаемой стороны. Рефлексируя, человек объективно и отстраненно оценивает собственную позицию, воспринимает точку зрения другого человека, преодолевает собственные односторонние установки. Следовательно, овладевая рефлексивной деятельностью, ребенок переходит со свойственной дошкольнику «Я – концепции» к «МЫ – концепции», как новообразованию младшего школьного возраста.

Рефлексивность, как личностное качество, стимулирует потребность ребенка в самовоспитании, самосознании, самосовершенствовании и тесно связана с развитием творческих способностей ребенка, осмыслением собственной деятельности не только «для себя», но и «для других».

Так как рефлексия касается самосознания ребенка и кооперации детей, возникающей в воспитательной деятельности, то становится понятным место рефлексии в воспитательной работе.

Во-первых, рефлексивный акт оборачивания на себя становится выходом на следующий этап развития личностных качеств ребенка. Мы учим ребенка останавливаться и задумываться над простыми вопросами: Почему меня это впечатляет? Почему я так раздражен? Или, наоборот, почему я так рад? И т.д.

Во-вторых, рефлексия помогает детям осознать себя в коллективе:

·        какое функциональное разделение деятельности существует;

·        что «я есть в этой деятельности»;

·        как совершенствовать формы кооперации.

Следовательно, в воспитательной деятельности рефлексия является частью и связующим звеном двух процессов: развитие своих способностей и совершенствование функционально – ролевых, групповых норм, регулирующих поведение детей.

Из всего вышесказанного следует, что рефлексивная деятельность может протекать только в обстановке эмпатии, если каждый ребенок имеет возможность говорить и знает, что его настроение, мнение, планы интересны взрослым и сверстникам. Я стараюсь выстроить воспитательный процесс, в рамках которого ребенок чувствовал бы себя свободным. Это возможно при следующих условиях, которыми  я руководствуюсь в своей воспитательной деятельности.

Условия:

Главное – не информация, а сам учащийся как личность неповторимая, непохожая на других, со своим набором индивидуальных качеств.

Я  тщательно отбираю материал (содержание бесед, классных часов, игры) на котором или при помощи которого учащиеся познают свои способности.

Воспитательную деятельность в классе как первичном коллективе,  строю исходя из потребностей учащихся, сообразуясь с их внутренним возможностями. Для этого стараюсь создавать такие педагогические ситуации, которые помогли бы детям осознать эти возможности и реализовать их.

Для осознания себя, становления своего «Я», осуществления своего личностного роста ребенка надо постепенно учить производить рефлексию и осуществлять понимание (учить так же, как и работать с понятиями).

Для реализации названных выше условий я поставила перед собой задачи:

·        не только самой владеть рефлексивной деятельностью, обладать самосознанием, осуществлять понимание, но и уметь организовывать такие педагогические ситуации, которые позволили бы ученику овладеть всеми этими способностями;

·        уважать своих воспитанников, строить отношения с ним как с людьми, возможно обладающими превосходящими, но еще не реализованными талантами и способностями.

·         безусловно принимать ценность ребенка как человека, как личности. «Принять – это значит и доверить, впустить, насколько это возможно в свой внутренний мир и соотносить его поведение и интересы с интересами и поведением ученика».

При взаимодействии с воспитанниками я использую, в зависимости от обстоятельств, один из видов рефлексии, отражающих четыре сферы человеческой сущности:

физическую (успел – не успел, сказал – не сказал, и т. д.);

сенсорную (самочувствие: комфортно–дискомфортно, весело–скучно и т.д.);

интеллектуальную (понял, осознал, испытал затруднения и наоборот);

духовную (стал лучше – хуже, созидал или разрушил себя, других).

Все эти виды рефлексии могут быть как индивидуальные, так и групповые. Но все-таки духовную рефлексию лучше проводить письменно, индивидуально и без огласки результатов. В письменной форме детям предлагается недописанная фраза, задающая направление их мыслям. Например: «На уроке я чувствовал себя…, потому что…», «За весь этот день я…».

Естественным логическим поводом к проведению такой рефлексии служат этапные моменты школьной жизни: учебные четверти, каникулы, школьные праздники, учебный год т. п. «Так прошло мое лето», «В последний день учебной четверти я думаю…», «Если бы мой школьный год можно было начать сначала…»

 

Приемы мотивации рефлексивной деятельности.

В первом классе один из путей формирования рефлексии – это анализ динамики своего восприятия окружающего мира. Происходит это в специально организованном пространстве – на «пятиминутках общения». С первого дня я пытаюсь поставить ученика в ситуацию, когда он должен осознавать свое собственное «Я», искать средства выразить себя. (Что я понял о себе? Мои впечатления от вчерашнего дня? Что мне понравилось? Что не понравилось? Почему? Что я чувствовал?) Чтобы «разговорить» ребенок используются различные игровые приемы. Например, сегодня в наш класс заглянул инопланетянин. Какими он нас увидел? (фигурка рисуется, или используется динамическая кукла) Какими были наши лица? Выражение лица? Наши позы? О чем они говорят?

Еще один прием – «посредник», какая-то кукла или игрушка, с которой общаются дети. Для этой игрушки  придумываю «легенду», создавая мотивацию для детей, побуждающую их к общению. Постепенно ребенка подвожу к осознанию того, что, говоря об отношении к окружающему миру, он говорит о себе.

 Любая ситуация, действие ребенка, разговор может послужить поводом для того, чтобы подвести учащегося к пониманию того, что нового он узнал в данной ситуации о себе. Речь идет не о самооценке, хотя она присутствует, а о познании самого себя: чем я отличаюсь от других.

Еще один прием мотивации рефлексивной деятельности – это создание ситуации «разрыва», затруднения в игре или общении. «Разрыв» может быть зафиксирован и во взаимоотношениях по поводу какой-то деятельности, если в этой деятельности складываются отношения между людьми. Тогда противоречия фиксируется, затем осуществляется анализ условий: почему затруднение возникло, как его можно было избежать, что сделать, сказать, организовать по-другому. Результатом становиться выработка совместных норм. К условиям мотивации рефлексивной деятельности относятся и создание интриги, обращение к чувствам детей, их самолюбию, эмоциям, столкновение разных мнений, фиксация заданных детьми вопросов.

Необходимое условие выхода личности на саморазвитие – это способность ребенка поставить цель, планировать её достижение, выполнить запланированное и проанализировать результат. В воспитательной деятельности это происходит через использование методики коллективной творческой деятельности (автор – академик И.П. Иванов) в делах класса и общешкольных делах. Завершается данная деятельность обязательно рефлексивным анализом в классе. План такого анализа:

Как вы поняли, зачем проводилось это дело? Можешь ли сформулировать цель и объяснить, в чем ты видишь смысл этой работы?

Доволен ли ты полученным результатом?

Принес ли удовлетворение сам процесс деятельности? Если да – то чем, если нет – то почему?

Какие изменения можно внести в ход деятельности? Как сделаешь, если появится возможность сделать заново?

Взялся бы ты за эту деятельность, если бы заранее знал её результат?

Если нет, то что бы предпочел делать в этой ситуации?

Что прошло наиболее удачно?

Что можно изменить?

Что самое интересное? Самое скучное?

Можно ли было чего-то избежать? Как?

Кроме того рефлексии подвергаются все этапы осуществления творческой деятельности: мотивация (Зачем это нам?), целеполагание (Почему это делали?), планирование и контроль (Как действовали? Какими способами? Получили результат? Это то, что мы хотели? Почему?) (Там же, с. 26).

Таким образом, воспитательная деятельность является источником ситуации рефлексии, то есть ситуации совместного обсуждения, понимания и переживания того, что случилось здесь и сейчас. Рефлексия открывает личный опыт осознания, понимания, истолкования, развивает коммуникативный опыт ребенка, порождает личностный смысл как особое отношение личности к жизненным ценностям. Осознавая свою деятельность, ребенок учится в своем сознании обсуждать свои собственные поступки, действия, желания, побуждения, соотнося их со своими ценностями и нормами .

 

Итак,рефлексивные умения помогут ученикам понять свою уникальность, индивидуальность и предназначение, которые проявляются через анализ его предметной деятельности, позволят им самостоятельно сформулировать цели и результаты дальнейшей работы, скорректировать свой образовательный путь, а это в свою очередь сделает их ответственными и успешными в учебной деятельности.

Я твёрдо убеждена, что в начальной школе  необходимо организовывать рефлексивную деятельность, так как она позволяет ученику осознать свою «Я» – свою самобытность, индивидуальность и является важнейшим условием становления субъектности у младших школьников.

Таким образом, я думаю, чтобы получить новое качество начального образования, педагогу начальной школы сейчас необходимо проанализировать свой опыт работы с детьми: что делается хорошо, а что хотелось бы изменить. Это и есть оценка своих деяний как человека, как педагога. Без этого процесса – рефлексии – невозможно движение вперед как в жизни, так и в профессиональной деятельности.

Ребёнок нуждается в рефлексивных умениях не только для успешного учения. Практически в любой жизненной ситуации успешность нашего действования во многом (если не в основном) связана с нашим умением понимать ситуацию взаимодействия и себя в ней. Этим умением обуславливается как эффективность профессиональной деятельности человека, так и его личные взаимоотношения. Поэтому уровень развития рефлексивных умений существенно определяет качество нашей повседневной, личной жизни.

Таким образом, рефлексивные умения должны быть целью образования, одним из главных компонентов содержания образования.

 

Рефлексия способствует развитию трёх важных качеств человека, которые потребуются ему в XXI в., чтобы не чувствовать себя изгоем.

v Самостоятельность. Не учитель отвечает за ученика, а ученик, анализируя, осознаёт свои возможности, сам делает свой  собственный выбор, определяет меру активности и ответственности в своей деятельности.

v Предприимчивость. Ученик осознаёт, что он может предпринять здесь и сейчас, чтобы стало лучше. В случае ошибки или неудачи не отчаивается, а оценивает ситуацию и, исходя из новых условий, ставит перед собой новые цели и задачи и успешно решает их.

v Конкурентоспособность. Умеет делать что-то лучше других, действует в любых ситуациях более эффективно.

Мы с вами хорошо знаем, что любой человек с радостью делает то, что у него хорошо получается. Но любая деятельность начинается с преодоления трудностей. У рефлексивных людей путь от первых трудностей до первых успехов значительно короче.

 

 

 

Использованная литература.

Безруких М.М., Ефимова С.П. Знаете ли вы своего ученика?. – М.: Просвещение, 1991.

Горецкий В.Г. Методический журнал Начальная школа № 2. – М.: «Начальная школа», 2006.

Горецкий В.Г. Методический журнал Начальная школа №10. – М.: «Начальная школа», 2006.

Давыдовские чтения в Сибири. Выпуск 2. Школа развивающего обучения (делимся опытом). – Томск: «Пеленг», 2006.

Майорова Н.П., Чепурных Е.Е., Шурухт С.М., «Обучение жизненно важным навыкам в школе: пособие для классных руководителей». – СПб.: Издательство «Образование – Культура», 2002г.

Соловейчик А. Газета Начальная школа №15. – М.: Издательский дом «Первое сентября», 2008.

Цукерман Г.А. Условия развития рефлексии у шестилеток // Вопр. психол. 1989. № 2.

Цукерман Г.А., Елизарова Н. В. О детской самостоятельности // Вопр. психол. 1990. № 6.


 

Рефлексивная деятельность в воспитательном процессе начальной школы

Рефлексивная деятельность в воспитательном процессе начальной школы

Рефлексируя, человек объективно и отстраненно оценивает собственную позицию, воспринимает точку зрения другого человека, преодолевает собственные односторонние установки

Рефлексируя, человек объективно и отстраненно оценивает собственную позицию, воспринимает точку зрения другого человека, преодолевает собственные односторонние установки

Я стараюсь выстроить воспитательный процесс, в рамках которого ребенок чувствовал бы себя свободным

Я стараюсь выстроить воспитательный процесс, в рамках которого ребенок чувствовал бы себя свободным

При взаимодействии с воспитанниками я использую, в зависимости от обстоятельств, один из видов рефлексии, отражающих четыре сферы человеческой сущности: физическую (успел – не успел, сказал…

При взаимодействии с воспитанниками я использую, в зависимости от обстоятельств, один из видов рефлексии, отражающих четыре сферы человеческой сущности: физическую (успел – не успел, сказал…

Какими были наши лица? Выражение лица?

Какими были наши лица? Выражение лица?

Как вы поняли, зачем проводилось это дело?

Как вы поняли, зачем проводилось это дело?

Я твёрдо убеждена, что в начальной школе необходимо организовывать рефлексивную деятельность, так как она позволяет ученику осознать свою «Я» – свою самобытность, индивидуальность и является…

Я твёрдо убеждена, что в начальной школе необходимо организовывать рефлексивную деятельность, так как она позволяет ученику осознать свою «Я» – свою самобытность, индивидуальность и является…

Предприимчивость. Ученик осознаёт, что он может предпринять здесь и сейчас, чтобы стало лучше

Предприимчивость. Ученик осознаёт, что он может предпринять здесь и сейчас, чтобы стало лучше
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.06.2020