Тема « Решение текстовых задач на увеличение и уменьшение числа в несколько раз»
Тип урока: Урок усвоения новых знаний
Ф.И.О. учителя: Соломатова Любовь Евгеньевна
Цель урока: формирование умения увеличивать и уменьшать числа в несколько раз
Задачи урока:
Обучающие: закрепить алгоритм решения задач; формировать умение решать задачи.
Развивающие: учить определять уровень своих умений на практике (самооценка и самоконтроль).
Воспитательные: воспитывать интерес к предмету.
Планируемые результаты образования.
Предметные: имеют представления о том, как самостоятельно составить таблицу умножения на 4, соотносить взаимно обратные случаи умножения и деления чисел; умеют умножать и делить числа на 4, выполнять вычисления в 2–3 действия (без скобок), различать речевые обороты «увеличение / уменьшение на… (несколько единиц)» и соотносить их с математическими действиями, решать задачи на нахождение произведения, деления на части, деления по содержанию, на увеличение / уменьшение на несколько единиц и в несколько раз; знают, как моделировать табличные случаи умножения на прямоугольнике, исследовать изменения площади прямоугольника при увеличении его сторон вдвое.
Личностные УУД: сохраняют мотивацию к учебной деятельности; оценивают собственную учебную деятельность; выражают положительное отношение к процессу познания.
Метапредметные (критерии сформированности / оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД): регулятивные: планируют решение учебной задачи, выстраивают алгоритм действий; корректируют деятельность, вносят изменения в процесс с учетом возникших трудностей; познавательные: привлекают информацию, полученную ранее, для решения учебной задачи; анализируют условие задачи (выделяют числовые данные и цель – что известно, что требуется найти); коммуникативные: оформляют диалогические высказывания, понимают позицию партнера, в том числе и отличную от своей, согласовывают действия с партнером, вступают в коллективное учебное сотрудничество.
Методы обучения: деятельностный метод обучения
Приемы обучения: прием «Корзина идей», рефлексивный экран, маршрутный лист, шкала «Цукерман», моделирование
Формы организации познавательной деятельности обучающихся:
фронтальная работа;
работа в группах;
индивидуальная работа.
Средства обучения:
Учебник: Башмакова Математика 2 класс,в двух частях.-Ч. 2.: Москва, презентация
Ход урока.
1. Организационный момент.
Друзья мои! Я очень рада
Войти в приветливый наш класс
И для меня уже награда
Вниманье ваших умных глаз.
Подарило солнышко всем свое тепло
Все у нас сегодня будет хорошо!
2. Мотивация
- Прочитайте высказывание на слайде (слайд 1)
(Дети читают про себя)
- Как вы понимаете это высказывание?
(Я понимаю это так, что математика нужна нам в жизни, для совершения точных расчетов при решении задач и примеров.)
-Какие еще высказывания о математике вы знаете?
- Что общего во всех этих высказываниях?
(Во всех этих высказываниях говорится о математике и ее пользе для нас.)
3. Актуализация знаний
- Ребята, Вы знаете какой праздник отмечается 10 апреля.( Всемирный день подснежника)
-Вспомните, какой приказ издала принцесса из известного произведения С.Я. Маршака «12 месяцев»?
(«Кто принесёт полную корзину подснежников, тот получит полную корзину золота».)
-Кто же исполнил ее приказ?
4. Устный счет.
Просмотр отрывка из мультфильма
-Я предлагаю вам, ознакомится с маршрутом падчерицы и подготовиться к математическому диктанту.
-Чтение маршрута учеником, остальные следят
(статья)
Указ принцессы разлетелся на 100 верст. Мачеха отправила в лес падчерицу. Длина леса составляет 42 м, а ширина 28 м. Падчерица прошла более 75 км по просёлочной дороге, прежде чем добралась до леса. На поляне площадью 18 м2 она увидела костёр и 12 месяцев. Месяцы решили помочь бедной девушке. Через 90 секунд перед глазами девушки появились белоснежные подснежники. Падчерица собрала более 85 подснежников, масса которых составила 6 кг .
Математический диктант
- Запиши число, в котором 2 десятка 4 единиц
-Число 9 увеличь в 2 раза
-Запиши двузначное число, в котором число единиц равно 0
-Произведение 4 и 3
-Выпиши, круглое трехзначное число
-Сумма чисел 80 и 5
-Произведение чисел 6 и 1
-Число 84 уменьши
Самопроверка
-Сравните свои результаты с образцом
(24, 18, 90,100,85,6, 42,75)
- Оцените свою работу используя прием « Светофор» (слайд)
· Работа в группах
-Составьте задания, которые можно выполнить с числами этой цепочки, работая в группах. Я попрошу вас соблюдать правила сотрудничества в группе.
Работа в группе. Ответы детей.
· Моделирование
-Молодцы, ребята. Я для вас тоже приготовила задание. Используя числа 6,24,42,4 составьте выражения, подходящие к схемам, лежащим на ваших столах.
(Работа в группах)
На ваших столах лежат модели кратких записей, подберите соответствующие записи к первому выражению.
5.Постановка цели и задач урока
На доске появляются математические выражения, модели кратких записей задач и модели выражений.
-Ребята рассмотрите данные модели, что у них общего?
(Слайд)
( Мы видим модели кратких записей для решения задач )
- Сформулируйте тему урока
(решение задач на увеличение и уменьшения числа в несколько раз)
Исходя из темы урока, какую мы поставим цель?
(Отрабатывание умения решать задачи данного вида)
- Оцените свои знания и умения по данной теме в начале урока, используя шкалу «Цукерман»
-Какие учебные задачи мы должны решить для того, чтобы достичь цели урока? (слайд)
· (составить алгоритм решения задач данного вида, найти опасные места, научится применять данный алгоритм)
6. Этап реализации предложенного проекта
-Ребята, рассмотрите задачу № 1 данную в учебнике (она также представлена у вас на экране)
Падчерица собрала в апреле 8 подснежников, а медуниц в 5 раз больше. Сколько медуниц собрала падчерица.
Работая в группе, проанализируйте алгоритм решения задачи, используя метод « Корзина идей».
В процессе работы над задачей и алгоритмом решения задач, дети делают следующие выводы, на основе которых составляется новый алгоритм решения задач на увеличение и уменьшение числа в несколько раз.
Анализ алгоритма решения задач нужно начинать с выделения условия в задаче.
Проанализировав данную задачу, мы пришли к выводу, что необходимо хорошо знать арифметические действия.
В ходе составления краткой записи обращаем внимание на слова помощники в несколько раз больше.
При решении задач данного типа нужно знать таблицу умножения.
При записи ответа особое внимание уделяем тому, что необходимо было найти в задаче.
В ходе анализа появляется вся задача на доске.
7. Физкультминутка.
8.Работа по теме урока. Применение знаний на практике
Работа в группах.
- На ваших столах лежат карточки с задачами. Вам необходимо решить задачу, соответствующую вашему заданию, используя алгоритм. Не забывайте о правилах работы в группах и этапах решения задач.
Задания для групп
1 группа: Решите задачу на увеличение числа в несколько раз.
2 группа: Задача на уменьшение числа на несколько единиц.
3 группа: Задача на уменьшение числа в несколько раз.
4 группа: Задача на увеличение числа на несколько единиц.
Оценка работы
9. Итог урока.
-Какую тему мы изучили сегодня?
-Какую цель мы ставили на уроке?
-Оцените свои знания по изученной теме в конце урока , применив шкалу «Цукерман».
10.Рефлексия
-Ребята, вы сегодня очень славно потрудились и у нас с вами распустились подснежники. Я предлагаю, вам выбрать подснежник, который соответствует вашей работе на уроке и вашему настроению.
Вы у меня сегодня молодцы, спасибо всем за работу. Оценки за урок и домашнее задание я выставлю в электронный журнал.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.