« Решение учебно – познавательных и учебно-
практических задач на уроках математики».
В условиях модернизации образования главным направлением является повышение качества образования, создание условий для развития личности каждого ученика через совершенствование системы преподавания. Невозможно добиться успехов в решении задач, поставленных перед учителем, без активизации познавательной деятельности, внимания учащихся, формирования и развития устойчивого познавательного интереса к изучаемому материалу.
Одним из способов активизации познавательного интереса является решение задач с практическим содержанием. Задачи с практическим содержанием усиливают познавательный интерес у школьников к изучаемому предмету, раскрывают перед учащимися практическую силу научных знаний, возможность применения приобретаемых на уроках математики знаний в жизни при решении бытовых и практических вопросов. Под влиянием данных задач учебная деятельность даже у слабых учеников протекает более продуктивно.
Работая с текстовыми задачами, которые включены в учебник математики (авторы М. И. Моро, С. И. Волкова, С. В. Стапанова), можно заметить, что в нём недостаточно задач прикладного и практического содержания. А некоторые задачи, на мой взгляд, вообще не связаны с жизнью. Основной задачей преподавания математики, считаю - дать такие доступные знания, умения и навыки, которые будут применяться в жизненных ситуациях. Учителю следует правильно подбирать содержание задач. Он не должен ограничиваться только материалом учебника. Следует привлекать материалы газет, научно-популярной литературы, материал из области практических работ учащихся, из окружающей действительности. Задачи должны быть понятными, доступными для детей, не иметь незнакомых слов. В основном это специальные задачи с жизненно-практическим содержанием расчётно-вычислительного характера. Ребята с интересом решают задачи, связанные с жизнью класса, где действующими лицами являются они сами. (примеры: решение задач на расстояние, время, скорость. Знакомство с задачами на умножение, деление и т.д., )
Работа над практическими задачами по математике .
1. Тема урока: Угол. Прямой угол. Закрепление .
Цели урока:
1.Научить детей видеть углы, строить их при помощи угольника и различать по видам.
2. Тема урока: «Окружность. Круг»
Практическая работа.
– Возьмите
круг
- Сложите пополам
- Нашли линию сгиба
- Обведите её любым цветным карандашом
- Эта линия называется диаметром и обозначается буквой d
- Сами сформулируйте определение диаметра (отрезок, соединяющий две точки
окружности, и проходит через центр).
3. Тема урока: «Ломаная линия»
Практическая работа.
Оборудование: проволока, спички, счетные палочки, пластилин, полоски бумаги, клей.
Вывод: Ломаная линия – это совокупность отрезков, при которой конец первого является началом второго, а конец второго – началом третьего и т.д.
Знакомясь с часами, нельзя никак обойтись без практической работы с календарём, часами.
При прохождении темы «Единицы массы. Килограмм» стараюсь задействовать мускульное чувство руки. Приношу в класс пакет соли, сахара, любой крупы массой 1 кг, чтобы каждый учащийся подержал этот пакет, физически ощутил этот вес. Также практически учащиеся знакомятся с гирей 1 кг. На уроке было проведено исследование «Сколько весит школьный портфель?» При помощи бытовых весов ученики взвесили свой школьный ранец. В медицинском кабинете учащиеся узнали массу своего тела. В результате учащиеся приобрели опыт, как пользоваться весами, научились вычислять часть от целого, познакомились с информацией, как влияет масса портфеля на здоровье ученика. (К сожалению, времени уходит на это очень много. Но результат того стоит.)
При знакомстве с сантиметром, метром, миллиметром дети производят измерения учебника, тетради, парты, длину и ширину учебного кабинета. В ходе практической работы сравнивают единицы измерения и приходят к выводу – когда и какие использовать соответствующие единицы измерения. А уже в более старшем возрасте в 3 , 4 классе дети знакомятся с площадью. Также у ребят вырабатываются технические умения и навыки, а именно: измерение длины отрезков с помощью рулетки. Дома учащимся нужно вычислить периметр и площадь своей комнаты, прихожей и т.д.
При прохождении темы «Объём прямоугольного параллелепипеда»
решали конкретные задачи на нахождение объёма классной комнаты
аквариума, различных объёмных предметов. После такой работы учащимся легче запомнить формулу объёма прямоугольного параллелепипеда. Таким образом дети решают задачи, исходя из конкретной жизненной ситуации.
На уроках по решению задач на расчёт стоимости продуктов питания ученики знакомятся с монетами, узнают в магазине цены на основные продукты и рассчитывают стоимость покупки.
При изучении темы «Проценты» можно использовать задания для учеников на составление бюджета семьи, расчет процентных затрат на коммунальные услуги, продукты питания, одежду и т. д. Полученную информацию можно предложить оформить в виде таблиц.
Для закрепления темы «Диаграммы» учащимся предлагается выполнить задание «Представить информацию о своей семье в виде диаграмм разного вида: вес, рост, возраст членов моей семьи». Можно предложить самим учащимся подобрать и представить интересную информацию о своих родных.
Задачи должны быть понятными, доступными для детей, не иметь незнакомых слов. Уделяется большое внимание самостоятельной работе при осуществлении дифференцированного и индивидуального подхода. Наряду с решением готовых текстовых арифметических задач учитель должен учить преобразованию и составлению задач, то есть творческой работе над ними. Интерес учащихся вызывает самостоятельное составление задач на основе опубликованных в печати исходных данных. Венгерский, швейцарский и американский математик Дьёрдь Пойа говорил: “Математический опыт учащегося нельзя считать полным, если он не имел случая решать задачу, изобретенную им самим”. Самостоятельное составление и преобразование задач помогает усвоению структурных её компонентов и общих приёмов работы над задачей.
Задачи с практическим содержанием можно применять на различных этапах урока. Использование таких задач обеспечивает более осознанное овладение математической теорией, учит школьников самостоятельному выполнению учебных заданий, приемам поиска, исследования и доказательства.
Всё вышеизложенное показывает, как важны учебно-практические задачи для мотивации ученика. Использование задач создает условия для реализации в процессе введения нового учебного материала связи обучения математике с жизнью, развития метапредметных связей.
Таким образом, можно сделать вывод, что правильная организация практической и самостоятельной работы учащихся начальных классов является важным элементом развития школьников.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.