« Сенсорное развитие детей раннего возраста в процессе предметно-игровой деятельности ».
Актуальность
Период раннего детства является сензитивным периодом для развития сенсорного опыта ребенка. И что, если не игра, является необходимым подспорьем для решения вопросов сенсорного развития малыша.
Существует множество игр для формирования и развития представлений об особенностях внешнего мира. Это игры на ознакомление с цветом, формой, величиной предметов, с многообразием звуков, вкусов, тактильных ощущений, мышечного чувства, различение звучания речи. В течении всего дошкольного периода игра является движущей силой интеллектуального развития ребенка, наиболее ярким эмоциональным переживанием, открывающим широкие возможности для исследования внешнего мира.
Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве и т.д.
Ведущим видом
деятельности и основой становления ребенка до 3 лет является предметная игра.
Она оказывает особое воздействие на его познавательное развитие. Исследования
детской психологии показали, что ключом к развитию познавательных способностей
ребенка является его личный опыт в первые три года жизни – все зависит от
стимуляции в решающие годы жизни. Главное – расширить для ребенка мир познания,
помочь ему реализовать все его сегодняшние возможности и создать условия для
развития последующих.
С детьми данного возраста проводятся игры-занятия, в которых усвоение
какого-либо материала протекает незаметно для малышей, в практической
деятельности. Следовательно, главное в этом возрасте – обогащение чувственного
опыта, необходимого для полноценного восприятия окружающего мира, и в первую
очередь – пополнение представлений о свойствах предметов: их цвете, форме,
величине окружающих предметов, положении в пространстве и т.п.
Виды восприятия и новообразования в возрасте от 1-го до 3-х лет:
· восприятие формы – первый вид восприятия, доступный ребенку в младенческом возрасте до 1 года, он учится различать предметы прежде всего по форме;
· восприятие цвета,
· восприятие величины – наиболее трудное для освоения свойство, поскольку каждый раз эталоном является другой предмет;
· восприятие пространства – формируется на основе опыта через движение, по мере развития двигательной сферы и речи (в словах закрепляются пространственные понятия);
· восприятие времени – формируется на основе опыта, полученного через действия, эмоциональные переживания происходящих жизненных событий, внешние признаки изменения окружающей обстановки и предметов; восприятие движений – складывается из ощущений позы тела, конечностей, движений и закрепляется в целостный динамичный образ;
· восприятие особых свойств предметов и явлений – объединение ощущений от разных органов чувств: зрительных, вкусовых, обонятельных, осязательных и двигательных, слуховых, которые дают более правильное и разностороннее представление о любом предмете или явлении;
· восприятие целостных предметов – главная задача восприятия, которая осуществляется благодаря комплексному объединению информации от всех видов восприятия;
· восприятие сложных явлений действительности – осуществляется в согласованной работе с интеллектуальными процессами мышления, речи, памяти и воображения.
Начинается в раннем возрасте вместе с развитием речи: взрослые обучают ребенка восприятию изображений предметов на рисунках, затем восприятию иллюстраций, восприятию действий и музыки.
(По материалам статьи Т.В. Башаевой "Как ребенок воспринимает окружающее")
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.