: «Старинные элементы декора в современной одежде».

  • Работа в классе
  • docx
  • 10.06.2023
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Орнамент, которым украшают одежду, домашнюю утварь, игрушки, состоит из ромбов, треугольников, крестов, кругов, квадратов. Он полон тайного смысла. Покрывая им игрушку, прялку, вышивку, народные мастера как бы переписывают созданные нашими предками своеобразные “письмена”, которые накопились за многие века.
Иконка файла материала Технологическая карта урока по технологии в 7 классе Декор в одежде.docx

Технологическая карта урока по технологии в 7 классе

по теме:

«Старинные элементы декора в современной одежде»

 

Цели деятельности учителя

Дать понятие орнамента. Рассказать об истории возникновения и особенностях осетинского национального орнамента. Закрепить пройденный материал.

Тип урока

Урок закрепления полученных знаний

Планируемые

образовательные

результаты

Предметные: научить ориентироваться в особенностях осетинского национального орнамента, уметь различать и характеризщвать любой из этапов развития осетинского орнаментального искусства, уметь применить полученные знания в практической работе.

Метапредметные: научить определять цель, проблему в учебной деятельности, излагать свое мнение в диалоге.

Личностные: проявлять интерес к изучению нового материала, познавательную активность; воспитывать эстетическую отзывчивость, понимание прекрасного в процессе знакомства национальным орнаментальным искусством.

Методы и формы

обучения

объяснительно–иллюстративный, иллюстративно-стимулирующий, информационно-развивающий, практический, экспериментальный, эмоционального стимулирования (поощрение).

 

Образовательные

ресурсы

https://ru.wikipedia.org/wiki

https://kopilkaurokov.ru/vneurochka/prochee/issliedovatiel-skaia-rabota-ornamiental-noie-iskusstvo-osietin

https://www.kavkaz-etno.ru/news/cart/lenta/osetinskij-ornament-istoriya-i-traditcii/

http://arx.novosibdom.ru/node/447

Оборудование

рабочие тетради, инструменты и приспособления для ручных работ, компьютер, мультимедийная установка, нетбуки (для инд. работы).

 

Наглядно –

демонстрационный материал

образцы орнаментов и вариаций на эту тему, цветовой круг, платки и шарфы с изображениями статичной и динамичной композициями, презентация к уроку, раздаточный материал.

 

Основные понятия

и термины

Орнамент, кобанская культура, скифо-сарматская культура, «звериный стиль», аланская культура, рогообразный и спиралевидный завиток.

 

 

 

 

 

Организационная структура (сценарий) урока

Этапы урока

Обучающие и развиваю-щие компо-ненты, задания и упражнения

Деятельность учителя

Осуществляемая деятельность учащихся

Формы учебного взаимодействия.

Формируемые

умения

(универсальные учебные действия)

Промежуточный контроль

1

2

3

4

5

6

7

I. Организационный момент

Беседа

Проверка готовности класса к уроку, наличие необходимых принадлежностей (рабочая тетрадь, сутажная лента, ножницы, сантиметровая лента,

Добрый день всем, кто считает  себя потомками великих Алан!

Здравствуйте, кто живет на прекрасной земле Осетии – Алании!

Приветствую всех, кому не безразлична культура, быт и традиции родного народа!

 

Проверяют готовность к уроку.

 

 

 

 

 

Приветствие.

 

 

 

 

 

 

 

Регулятивные:

определяют тему урока.

Личностные проявляют познавательную активность

 

 

II.

Заркреп-ление изу-ченного  материала

 

 

Сообщения детей на тему национальный костюм «Что такое орнамент?

Что такое элементы декора одежды? Что такое симметрия, ассиметрия?

 

 

 

Слушают информацию.

Отвечают на вопросы

Повторяют пройденное

 

 

Фрон-тальная и инди-виду-альная работа

Познавательные:

анализируют, повто-

ряют, фиксируют (пись- менно) основные определения

 

 

III.

Этап актуализации новых знаний

 

Что объединяет увиденные вами изделия? Как можно одним словом назвать эти стилизованные изображения? (орнаменты)

Итак, о чем пойдет речь сегодня на уроке? Сформулируйте тему и цели урока.

 

Слушают учителя

 

Отвечают на вопросы

 

Метод объяснительно-иллюстративный, беседа.

 

 

 

IV

Этап формирования новых знаний.

 

 

Объяснительно –иллюстративный, частичнопоисковый.

Русский искусствовед Владимир Стасов сказал: “Орнаменты всех ... народов идут из глубокой древности... Орнамент никогда не заключал ни единой праздной линии. Каждая черточка тут имеет свое значение, является словом, фразой, выражением известных понятий, представлений... Это связная речь, последовательная мелодия,.. не назначенная для одних только глаз, а также для ума и чувств”.

Орнамент, которым украшают одежду, домашнюю утварь, игрушки, состоит из ромбов, треугольников, крестов, кругов, квадратов. Он полон тайного смысла. Покрывая им игрушку, прялку, вышивку, народные мастера как бы переписывают созданные нашими предками своеобразные “письмена”, которые накопились за многие века.  Орнаментом, как магическим заклинанием покрывались поверхности ритуальных пещер, фигур и посуды. Позже эти магические знаки стали декоративными знаками. Так наши предки пытались воздействовать на природу и мир.

 Орнамент - это знаковая система передачи информации, каждый элемент которой имеет определенное значение. Узоры орнамента основаны на повторе и чередовании элементов.

 Осетинский орнамент считается одним из самых древних в культуре Кавказа, который развивался на протяжении многих тысячелетий. Историки и археологи находили его на одежде, посуде, орудиях труда, надгробных камнях и прочих вещах. Осетинский узор считался в некотором смысле священным и носил обереговое значение, потому его нередко наносили на мебель, например, на изголовья кроватей, на кресла.

Отличительная черта

Главная отличительная черта осетинского орнамента от орнамента других народов Кавказа в том, что он вобрал в себя несколько древних культур – Кобанскую, Скифо-Сарматскую и Аланскую. Его важная особенность также в очень пластичной, скульптурной передаче различных форм и рисунков, что не встречается ни в одной другой культуре.

Сегодняшние мастера продолжают традиции своих предков. Например, создают кружки с геометрическими орнаментами, ручки которых, как и много тысяч лет назад, делаются в форме бараньей головы. Кузнецы в Осетии куют тонкие изделия с древним растительным орнаментом, а женщины по-прежнему искусно владеют мастерством шитья золотыми,

Каждая национальность по-своему уникальна, ведь все традиции отличаются друг от друга, и каждая народность обладает своими, характерными только ей, обычаями. Пожалуй, не секрет, что разные народы богаты не только традициями и обычаями, но и имеют свою национальную одежду – яркие, колоритные костюмы.

 

Изученный сегодня нами материал актуален и сегодня. Многие начинают снова обращаться к прошлому, понимать и принимать то, что использовали наши предки. Элементы орнамента, как оригинальную деталь в одежде, так и оберег, выполненный своими руками и наполненный нашей положительной энергией, можно использовать в современной одежде и интерьере.

- Что характерно для скифо-сарматского прикладного искусства? (красочное сочетание драгоценных и полудраго-ценных камней и золота) (слайд 6). 

- Напомните мне, какое название носил стиль, появившийся в это время? («звериный стиль»).

Именно в этот период появляется растительный орнамент.

- Растительный орнамент используется отдельно или в сочетании с каким-то еще видом орнамента? С каким? (в сочетании с геометрическим или животным) (слайд 7)..

- Ребята, а как вы думаете, с чем это было связано? (в этот период скифы и сарматы спускаются на равнины и начинают заниматься земледелием).

- Третий этап развития осетинского орнаментального искусства назывался….(аланская культура)

- Совершенно верно! Аланская культура, сменившая скифо-сарматскую, носила яркий национальный характер.

.

Слушают учителя

 

 

 

Отвечают на вопросы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слушают учителя

 

 

Отвечают на вопросы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слушают учителя

Обобщают, отвечают на вопросы

 

 

 

 

Сравнивают.

Анализируют.

Метод объяснительно-иллюстративныйПриём беседа.

Форма фронтальная, групповая

 

 

 

 

 

 

 

 

Отвеча-ют на воп-росы в про-цессе повторе-

ния прой-денно-го ма-териала

 

Сравни-

вают

 

Анали-

зируют

III. Практическая деятельность

Творческое задание

Примечательно то, что осетинские традиции не допускают фабричного производства костюмов, этим ремеслом занимаются исключительно женщины и исключительно в домашних условиях, вручную расшивая каждую, даже самую мелкую, деталь одеяния.

Вводный инструктаж

1.Демонстрация видеоролика «Изготовление осетинской пуговицы»

 

Выполняют творческое задание

Работа с нетбуками по инструкционной карте

 

Сравнивают.

Анализируют.

 

Метод : практический.

Приём организация практической работы. Форма индивидуально-групповая.

 

 

Познавательные:

структурируют полученные знания, анализируют, обобщают

Регулятивные: планируют необходимые действия для выполнения задания, выбирают материал для работы

Личностные:

формирование

художественного

вкуса как

способности

чувствовать и

воспринимать искусство во

всем разнообразии, воспитание любви к своей Родине, культуре своего народа

 

Подведение итогов урока. Самоанализ

 

Вопросы к уроку

Просмотр всеми учащимися выполненных работ, обоснование, применение.

 

 

 

Коммуникативные.

Обмениваются мнениями по изученному материалу, делятся впечатлениями.

Регулятивные

Выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

Личностные:

Нравственно-этическая оценка..

 

 

Рефлексия

 

Цели: оценить правильность полученных знаний, выявить ошибки и недочёты, коррекция.

Вопросы к уроку

  - Что вам понравилась сегодня на уроке?

- Что вы запомнили важного и главного для себя?

- Что вам могло бы пригодиться в жизни?

 

Заканчивается урок, давайте подведем итог нашего занятия.

Учитель, анализируя оценочные листы, выставляет отметки за урок, сравнивая баллы самооценки, взаимооценки, свои собственные наблюдения и комментируя их, в спорных ситуациях оценка выставляется в пользу ученицы. Учитель выделяет наиболее активных обучающихся. Осуществляется уборка рабочих мест.

Учитель: Мы с вами очень хорошо поработали. А теперь перейдем к домашнему заданию.

 

- Молодцы! Урок окончен, спасибо за внимание.

Отвечают на вопросы

 

 

 

 

Беседа.

 

Познавательные:

анализируют пройденное, обобщают, выделяют главное, работают с информацией

Регулятивные:

наблюдают,

анализируют,

осуществляют

сравнение

Личностные: применяют знания, полученные на уроке, в процессе работы, слушают и выделяют главное, запоминают, высказывают свое мнение

 

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Посмотрите также