- Твердые и мягкие согласные. -
М-МЬ, Б-БЬ, Т-ТЬ, С-СЬ, Л-ЛЬ, Р-РЬ и др.
1. Назовите два слова и предложите ребенку внимательно послушать, как звучат в них начальные звуки (первый звук в словах произносится протяжно, более отчетливо): мммал — мммял, пппылъ — пппил, бббыл — бббил, тттук — тттюк, дддыни — Дддина, Нннадя — ннняня, кккот — кккит, Сссоня — Сссеня, зззамок — зззяблик, лллук — лллюк, рррак — рррис.
Ребенок должен определить, в каких словах звуки звучат твердо, в каких мягко. Например, взрослый, произнося слово мммал, говорит: «Здесь м звучит твердо ммм, а в слове мммял — мягко: мммььь».
2. Предложите ребенку определить, в каких словах есть звук , а в каких ть: тапки, кот, тень, тигр, стол, сеть, пять, топор;
в каких словах есть звук с, в каких сь: сок, сахар, сельдь, Сима, Север, слон, стол, санки;
в каких словах л, в каких ль: лампа, лента, пальто, соль, колесо, лиса;
в каких словах р, в каких рь: рука, репа, сарай, корова, море, крепость, сахар, январь.
Если есть твердый согласный, ребенок поднимает руку, если мягкий — хлопает в ладоши.
3. Выучите с ребенком чистоговорки и скороговорки. Следите, чтобы ребенок, повторяя тексты, произносил звуки ясно и четко.
Где мед, там и мухи.
В знойном поле через перекати-поле прыгали перепела с перепелятами. /Ю.Аленков.
Бегемот разинул рот: булки просит бегемот. /С. Маршак./
Опять пять ребят нашли пять опят. /Н. Егоров./
Тополь-тополек надел теплый платок. /Т. Кириллова./
Дятел дерево долбил, деда стуком разбудил.
Дед Данила делил дыню: дольку — Диме, дольку— Дине. /Т. Кириллова./
Ткет ткач ткани на платье Тане.
На горе дубы, под горой грибы.
Прохор и Пахом ехали верхом.
У Фани фуфайка, у Феди туфли.
Водовоз вез воду из водопровода.
Сын Сени накосил стог сена.
Зина — зайкина хозяйка.
У Зины в корзине спит зайка.
Пол мыла Лара, Лиля Ларе помогала. (В. Хлебникова.)
Съел молодец тридцать три пирога с пирогом, да все с творогом.
Егорка быстро говорит скороговорку.
4. По предложению взрослого ребенок отгадывает загадки, а затем определяет, какой из звуков в слове-отгадке твердый, какой мягкий. Загадки со звездочкой можно выучить наизусть. Например, взрослый загадывает ребенку загадку:
Гладит все, чего касается, а дотронешься — кусается! (Утюг.) *
Ребенок отгадывает, взрослый спрашивает: «В слове утюг, какой звук т, или ть?»
Летом гуляет, зимой отдыхает. (Медведь.) *
Поверчу волшебный круг, и меня услышит друг. (Телефои.) *
Ходит город-великан на работу в океан. (Корабль.) *
Легко, кругло, а за хвост не поднять. (Клубок.)
Сер, да не волк, длинноух, да не заяц, с копытами, да не лошадь. (Осел.)
Нагнут меня ребятки, и дождь пойдет на грядки. (Лейка.)
Не смотрел в окошко
Был один Антошка,
Посмотрел в окошко —
Там второй Антошка!
Что это за окошко,
Куда смотрел Антошка?
(Зеркало.) Что же это за девица.
Не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьет,
А в иголках круглый год.
(Елка.)
/А. Рождественская/
Я вырос на грядке,
Характер мой гадкий:
Куда ни приду,
Всех до слез доведу.
(Лук.)
Я в любое время года
И в любую непогоду
Очень быстро в час любой
Провезу вас под землей.
(Метро.) *
Сквозь землю прошел — красну шапочку нашел. (Гриб.)
Красное коромысло над рекой повисло. (Радуга.)
Зубов много, а ничего не ест. (Расческа.)
5. Предлагаемые ниже пословицы и поговорки могут быть использованы как упражнения для работы над дикцией (отмеченные звездочкой желательно выучить наизусть).
Капля мала, а по капле — море.
В тесноте, да не в обиде.
Терпенье и труд все перетрут.
Один в поле не воин *.
Нет дыма без огня.
Купил кота в мешке.
Много снега — много хлеба *.
Капля по капле и камень долбит.
Палец слаб, а кулак силен.
Где снег, там и след.
Зима не без морозов.
Кончил дело, гуляй смело *.
Гуляй, да дела не забывай *.
Маленькое дело лучше большого безделья *.
Семь раз отмерь, один раз отрежь *.
6. Выучите с ребенком стихотворения (по желанию). Предложите прочитать их выразительно.
НОВЫЙ ДОМ
Я утром очень рано встал.
Пилу поющую достал
И ножик поострее,
И доски поровнее.
Я целый день пилил, строгал,
С размаху гвозди забивал,
И славный домик вышел -
С наклонной гладкой крышей.
Ну что ж, не зря прошел денек.
Под крышей будет жить щенок
Коричневого цвета.
И мне приятно это.
/Перевод с адыгейского Г. Фальковича/
ГВОЗДИКА
Погляди-ка, погляди-ка,
Что за красный огонек?
- Это дикая гвоздика
Жаркий празднует денек.
А когда настанет вечер,
Лепестки свернет цветок,
«До утра! До новой встречи!» -
И погаснет огонек.
/Е. Серова/
СЧИТАЛОЧКА
Раз,
два,
три,
четыре,
пять, Негде зайчику скакать:
Всюду ходит волк, волк,
Он зубами — щелк, щелк!
А мы спрячемся в кусты,
Прячься, заинька, и ты.
Ты, волчище, погоди,
Как попрячемся — иди!
/Перевод с белорусского И. Токмаковой/
7. Прочитайте ребенку небольшие стихотворения, предложите ему назвать сначала такие слова, в которых есть один из заданных твердых согласных, потом слова, в которых есть мягкий согласный.
Р — РЬ
Все лицо и руки
Залепил мне снег...
Мне в сугробе — горе,
А ребятам — смех!
/И. Суриков/
Не ветер бушует над бором,
Не с гор побежали ручьи,
Мороз-воевода дозором
Обходит владенья свои.
Идет — по деревьям шагает,
Трещит по замерзлой воде,
И яркое солнце играет
В косматой его бороде...
/Н. Некрасов/
М — МЬ
Мед в лесу медведь нашел,—
Мало меду, много пчел.
/С. Маршак/
Л — ЛЬ
Этот
чистит валенки,
моет сам
калоши.
Он
хотя и маленький,
но вполне хороший.
/В. Маяковский/
8. Предложите ребенку рассмотреть картинки "Концерт" и "Карусель" и найти среди предметов и игрушек такие, в названии которых есть твердые согласные, а затем назвать такие предметы, "Карусель", предложите ребенку перечислить сначала предметы, в названии которых есть звуки т, д, н, затем со звуками ть, дъ, нь.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.