- Твердые и мягкие согласные. - М-МЬ, Б-БЬ, Т-ТЬ, С-СЬ, Л-ЛЬ, Р-РЬ и др.

  • docx
  • 28.10.2021
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Твердые и мягкие согласные.docx

- Твердые и мягкие согласные. -

М-МЬ, Б-БЬ, Т-ТЬ, С-СЬ, Л-ЛЬ, Р-РЬ и др.

 

1. Назовите два слова и предложите ребенку внимательно послушать, как звучат в них начальные звуки (первый звук в словах произносится протяжно, более отчетливо): мммал — мммял, пппылъ — пппил, бббыл — бббил, тттук — тттюк, дддыни — Дддина, Нннадя — ннняня, кккот — кккит, Сссоня — Сссеня, зззамок — зззяблик, лллук — лллюк, рррак — рррис.

 

Ребенок должен определить, в каких словах звуки звучат твердо, в каких мягко. Например, взрослый, произнося слово мммал, говорит: «Здесь м звучит твердо ммм, а в слове мммял — мягко: мммььь».

 

2. Предложите ребенку определить, в каких словах есть звук , а в каких ть: тапки, кот, тень, тигр, стол, сеть, пять, топор;

в каких словах есть звук с, в каких сь: сок, сахар, сельдь, Сима, Север, слон, стол, санки;

в каких словах л, в каких ль: лампа, лента, пальто, соль, колесо, лиса;

в каких словах р, в каких рь: рука, репа, сарай, корова, море, крепость, сахар, январь.

 

Если есть твердый согласный, ребенок поднимает руку, если мягкий — хлопает в ладоши.

 

3. Выучите с ребенком чистоговорки и скороговорки. Следите, чтобы ребенок, повторяя тексты, произносил звуки ясно и четко.

 

Где мед, там и мухи.

В знойном поле через перекати-поле прыгали перепела с перепелятами. /Ю.Аленков.

Бегемот разинул рот: булки просит бегемот. /С. Маршак./

Опять пять ребят нашли пять опят. /Н. Егоров./

Тополь-тополек надел теплый платок. /Т. Кириллова./

Дятел дерево долбил, деда стуком разбудил.

Дед Данила делил дыню: дольку — Диме, дольку— Дине. /Т. Кириллова./

Ткет ткач ткани на платье Тане.

На горе дубы, под горой грибы.

Прохор и Пахом ехали верхом.

У Фани фуфайка, у Феди туфли.

Водовоз вез воду из водопровода.

Сын Сени накосил стог сена.

Зина — зайкина хозяйка.

У Зины в корзине спит зайка.

Пол мыла Лара, Лиля Ларе помогала. (В. Хлебникова.)

Съел молодец тридцать три пирога с пирогом, да все с творогом.

Егорка быстро говорит скороговорку.

 

4. По предложению взрослого ребенок отгадывает загадки, а затем определяет, какой из звуков в слове-отгадке твердый, какой мягкий. Загадки со звездочкой можно выучить наизусть. Например, взрослый загадывает ребенку загадку:

 

Гладит все, чего касается, а дотронешься — кусается! (Утюг.) *

 

Ребенок отгадывает, взрослый спрашивает: «В слове утюг, какой звук т, или ть?»

Летом гуляет, зимой отдыхает. (Медведь.) *

Поверчу волшебный круг, и меня услышит друг. (Телефои.) *

Ходит город-великан на работу в океан. (Корабль.) *

Легко, кругло, а за хвост не поднять. (Клубок.)

Сер, да не волк, длинноух, да не заяц, с копытами, да не лошадь. (Осел.)

Нагнут меня ребятки, и дождь пойдет на грядки. (Лейка.)

 

Не смотрел в окошко

Был один Антошка,

Посмотрел в окошко —

Там второй Антошка!

Что это за окошко,

Куда смотрел Антошка?

(Зеркало.) Что же это за девица.

Не швея, не мастерица,

Ничего сама не шьет,

А в иголках круглый год.

(Елка.)

/А. Рождественская/

 

Я вырос на грядке,

Характер мой гадкий:

Куда ни приду,

Всех до слез доведу.

(Лук.)

 

Я в любое время года

И в любую непогоду

Очень быстро в час любой

Провезу вас под землей.

(Метро.) *

 

Сквозь землю прошел — красну шапочку нашел. (Гриб.)

Красное коромысло над рекой повисло. (Радуга.)

Зубов много, а ничего не ест. (Расческа.)

 

5. Предлагаемые ниже пословицы и поговорки могут быть использованы как упражнения для работы над дикцией (отмеченные звездочкой желательно выучить наизусть).

 

Капля мала, а по капле — море.

В тесноте, да не в обиде.

Терпенье и труд все перетрут.

Один в поле не воин *.

Нет дыма без огня.

Купил кота в мешке.

Много снега — много хлеба *.

Капля по капле и камень долбит.

Палец слаб, а кулак силен.

Где снег, там и след.

Зима не без морозов.

Кончил дело, гуляй смело *.

Гуляй, да дела не забывай *.

Маленькое дело лучше большого безделья *.

Семь раз отмерь, один раз отрежь *.

 

6. Выучите с ребенком стихотворения (по желанию). Предложите прочитать их выразительно.

 

НОВЫЙ ДОМ

 

Я утром очень рано встал.

Пилу поющую достал

И ножик поострее,

И доски поровнее.

Я целый день пилил, строгал,

С размаху гвозди забивал,

И славный домик вышел -

С наклонной гладкой крышей.

Ну что ж, не зря прошел денек.

Под крышей будет жить щенок

Коричневого цвета.

И мне приятно это.

/Перевод с адыгейского Г. Фальковича/

 

ГВОЗДИКА

 

Погляди-ка, погляди-ка,

Что за красный огонек?

- Это дикая гвоздика

Жаркий празднует денек.

А когда настанет вечер,

Лепестки свернет цветок,

«До утра! До новой встречи!» -

И погаснет огонек.

/Е. Серова/

 

СЧИТАЛОЧКА

 

Раз,

два,

три,

четыре,

пять, Негде зайчику скакать:

Всюду ходит волк, волк,

Он зубами — щелк, щелк!

А мы спрячемся в кусты,

Прячься, заинька, и ты.

Ты, волчище, погоди,

Как попрячемся — иди!

/Перевод с белорусского И. Токмаковой/

 

7. Прочитайте ребенку небольшие стихотворения, предложите ему назвать сначала такие слова, в которых есть один из заданных твердых согласных, потом слова, в которых есть мягкий согласный.

 

Р — РЬ

 

Все лицо и руки

Залепил мне снег...

Мне в сугробе — горе,

А ребятам — смех!

/И. Суриков/

 

Не ветер бушует над бором,

Не с гор побежали ручьи,

Мороз-воевода дозором

Обходит владенья свои.

Идет — по деревьям шагает,

Трещит по замерзлой воде,

И яркое солнце играет

В косматой его бороде...

/Н. Некрасов/

 

М — МЬ

 

Мед в лесу медведь нашел,—

Мало меду, много пчел.

/С. Маршак/

 

Л — ЛЬ

 

Этот

чистит валенки,

моет сам

калоши.

Он

хотя и маленький,

но вполне хороший.

/В. Маяковский/

 

8. Предложите ребенку рассмотреть картинки "Концерт" и "Карусель" и найти среди предметов и игрушек такие, в названии которых есть твердые согласные, а затем назвать такие предметы, "Карусель", предложите ребенку перечислить сначала предметы, в названии которых есть звуки т, д, н, затем со звуками ть, дъ, нь.


 

Посмотрите также