Русский язык 3 класс
УМК «Начальная школа 21 века»
Тема: Учимся писать слова с двумя корнями.
Цель урока: формирование умения составлять и записывать сложные слова при помощи соединительных гласных- о, е; развитие умения правильно употреблять в речи сложные слова.
Задачи.
1.Предметные:
- совершенствование умений: находить ,выделять корни в словах;
- умение различать, образовывать и правильно писать сложные слова с двумя корнями.
2.Метапредметные:
- обогащать письменную и устную речь учащихся;
- развитие умения аккуратно писать слова;
3. Регулятивные:
- формируем умение строить свою деятельность: находить нужную информацию .
- формируем умение оценивать выполненную работу в соответствии с поставленной задачей;
4. Коммуникативные:
- формируем умения слушать и понимать учителя и товарищей.
- совершенствуем умение правильно изъяснять свои мысли.
- совершенствуем умение работать в группах, в парах .
Ход урока:
1.Организационный момент.
2. Актуализация знаний.
Ребята! Из какого произведения эти строки.
Лети, лети лепесток.
Через запад на восток.
Через север, через юг.
Возвратившись, сделай круг.
Лишь коснешься ты земли.
Быть- по моему вели!(Цветик -семицветик).
С этим волшебным цветком путешествовала Женя. И я вам предлагаю отправиться в необычное путешествие, страну « Правописания». А дорогу нам укажет Цветик –семицветик .
А каким будет наше путешествие вы сейчас узнаете.
( отрываю лепесток ).
3. Минутка чистописания. Остров « Чистописание»
- Ребята, а зачем нам нужна минутка чистописания?(красиво и разборчиво писать). Открываем тетради, записываем число, классная работа. Что общего у данных букв? ( они гласные). Чем они отличаются?( одна заглавная прописная, другая маленькая строчная). Запишите буквы в тетрадь по образцу.
Ее Оо оео еое
При письме букв, что будем контролировать? (правильность написания букв и их соединение)
Как будем контролировать?( будем сравнивать свою запись с образцом).
Взаимопроверка.
Поменяйтесь тетрадями, оцените работу своего товарища.
У кого получилось написать близко к образцу учителя, на полях нарисуйте красный сигнальный кружок.
Ребята, на чем можно совершить путешествие с одного острова на другой?(на самолете)
- Составьте предложение со словом самолёт. (запишите в тетрадь)
Высоко в небе летит самолёт.
- Разберите предложение. (Найдите главные члены предложения? Подчеркните. Подпишите, чем они выражены ?) Дайте характеристику предложению?) (повест., невоскл., простое. двусост., распрост.)
Оцените свою работу. На столах у каждого бутон желтого цвета и лепестки трех цветов: красный, оранжевый, голубой. При выполнении каждого задания на бутоне будут появляться лепестки. Но каждый цвет лепестка имеет свое значение.
Красный - все знаю, справился без ошибок.
Оранжевый - знаю, но нужно повторять правила, могу допустить ошибки.
Голубой – испытываю затруднения.
Опираясь на данные высказывания, прикрепите первый лепесток оценив выполненное задание.
(отрываю следующий лепесток).
4.Словарная работа. «Остров Словария»
- Наше путешествие продолжается. Остров «Словария» .Что мы будем здесь делать ? (записывать словарные слова). С какой целью мы проводим словарную работу?( закрепляем правописание словарных слов и повторяем изученные правила).
Ракета, малина, пирог, песок, интересный, гигант, привет, огород.
Что будем проверять?( правильность написания безударной гласной буквы).
Как будем проверять? (будем сравнивать свою запись с образцом. Если нужно исправлять). ( на слайде №1)
Опираясь на данные высказывания, оцените свою работу на этом острове, прикрепите к бутону второй лепесток.
-А мы продолжаем путешествие. Ребята, что вы можете сказать о слове самолет? (оно сложное)
- Из каких слов оно образовалось?( сам летает). Как соединены два корня? (гласной буквой). Какая соединительная гласная встречается в сложных словах ещё?
Назовите тему нашего урока. (« Учимся писать слова с двумя корнями»). Чему мы будем учиться на уроке? ( Научимся правильно писать и употреблять в речи сложные слова и употреблять соединительные гласные о, е)
Как соединяются два корня в сложных словах?( при помощи гласной буквы). Как называются такие гласные? (соединительные гласные)
А мы продолжаем наше путешествие (отрываю лепесток).
4. Остров « Отдыхай-ка»
Физминутка.
Руки в стороны – в полет.
Отправляем самолет.
Правое крыло вперед.
Левое крыло вперед.
Раз , два, три , четыре.
Полетел наш самолет.
(отрываю следующий лепесток)
5.Работа по теме урока. «Остров Новых знаний»
Работа по учебнику.
Откройте учебник на с.100, упр 1. Внимательно прочитайте задание. Что нужно сделать ? Выполним это задание по вариантам.
1 вар-выписывает слова с буквой (е), 2 вар- с буквой (о).
Сделайте вывод, когда пишется между корнями о, а когда е.
Вывод: Гласная о пишется после твердого согласного , а гласная е пишется после мягкого согласного , шипящих и ц.
( проверка упражнения на слайде №2).
Оцените свою работу.
Был уверен в правильности , и работу выполнил верно. 5
Был уверен в правильности, но допустил ошибку в выборе буквы.4
Сомневался в правильности и работу выполнил неверно. Допустил 3, 4 ошибок -3.
РАБОТА В ГРУППАХ.
Повторим правила работы в группах.
Работать дружно, не ссориться.
Общаться в пол голоса , не перебивать друг друга.
Говорить четко.
Карточки: Образуйте сложные слова, запишите их в тетрадь.
1группа:
в море ходит-
пчёл разводит -
кашу варит-
мясо рубить-
2 группа:
сам варит -
птиц ловит -
пыль сосёт –
кофе варить-
3 группа
сталь варит -
лес рубит –
пешком ходит -
сок варить-
4 группа
овощи резать-
снег катать-
паром возит-
землю мерить-
5 группа
овощи чистить-
картофель копать-
корабль строить-
звезды считать
Проверка выполненной работы.
Что будем проверять? (будем проверять , правильно ли составили сложные слова).
Как будем проверять? ( будем слушать ответ товарища или сравнивать свою запись по образцу).
Проверка по слайду №3.
Оцените свою работу. Если было легко образовывать сложные слова, поднимите красный сигнальный кружок.
Если возникли у вас затруднения но вы справились, то поднимите зеленый кружок.
6.ФИЗМИНУТКА.
Руки подняли и покачали.
Это деревья в лесу.
Руки согнули.
Кисти встряхнули.
Ветер сбивает росу.
В стороны руки.
Плавно помашем.
Это к нам птицы летят.
Как они сядут.
Тоже покажем.
Крылья сложили вот так.
Продолжаем работу с тестом.
Перед вами тест, прочитайте задание. Что нужно сделать?
Что будем проверять?(будем проверять правильно ли вставили соединительную гласную).
Как будем проверять?( будем сравнивать свою запись с записью по образцу).
Проверка по слайду №4.
Оцените свою работу опираясь на высказывания, прикрепите следующий лепесток к бутону.
«Остров Закрепляндия»
Наше путешествие продолжается.
Послушайте следующее задание №1.(выполняем устно) .Замените выражение одним словом.
Как называют того, кто пьёт много воды (водохлёб) .
Как называют человека, который много употребляет сладостей ( сладкоежка).
Как называют бездельника, который лежит на боку ( лежебока).
Как называют человека, который любит читать книги ( книголюб).
Что интересного вы заметили, когда называли слова?(в них два корня).А что мы делаем сегодня на уроке? (учимся писать и составлять слова, в которых два корня).
задание №2.Выборочный диктант.
Продолжаем учиться находить слова с двумя корнями.
Я читаю предложение, вы внимательно слушаете и записываете слова, у которых два корня.
Проверка по слайду №5.
-Оцените свою работу опираясь на данные высказывания. Прикрепите лепесток к бутону.
V. Рефлексия. Остров «Дорога домой».
Вот и раскрылся у каждого свой цветок. Эти цветы необычные. Это цветы ваших знаний. У кого лепестки одного цвета? Почему они так получились?
У кого меньше красных лепестков? Почему так получилось? Давайте все вместе прикрепим на доску цветы, которые у вас получились. Вы молодцы!
Слайд с высказываниями:
На уроке я научился………..
Мне было легко………
Мне было немного трудно, но я справился…….
Я благодарю вас за работу на уроке.
Домашнее задание:
С. 101 упр. 4
Урок окончен!
Литература:
Русский язык 3 класс; учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: часть 1 ( С.В.Иванов, А.О.Евдокимова, М.И.Кузнецова и др.) издание третье переработанное. М: « Вентана – Граф» 2013 г -192 с. :ил.вкл.
Русский язык: 3 класс :комментарии к урокам (С.В.Иванов, М.И.Кузнецова) М:Вентана-Граф, 2011г. -464 с.( Начальная школа 21 века).
Пишем грамотно:3 класс: рабочая тетрадь№1 для учащихся общеобразовательных учреждений( М.И.Кузнецова.- 4-е изд, испр .и доп.-М,:Вентана-Граф, 2013.64с.:ил.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.