Кировское областное государственное общеобразовательное бюджетное учреждение «Средняя школа с углубленным изучением отдельных предметов» пгт Тужа
Рабочая программа
внеурочной деятельности
«Праздники, традиции и ремесла народов России»
для 1 класса
на 2021 – 2022 учебный год
(духовно-нравственное направление)
Составители программы:
Рудер О. В., учитель начальных классов соответствие занимаемой должности
Тужа
2021 г.
Пояснительная записка.
Программа внеурочной деятельности духовно-нравственного направления «Праздники, традиции и ремесла народов России» разработана на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе авторской программы «Праздники, традиции и ремёсла народов России» Л. Н. Михеевой (Сборник программ внеурочной деятельности: 1-4 классы/под ред. Н.Ф. Виноградовой) - М.: Вентана-Граф, 2011.
Цель программы:
· создание наиболее благоприятных условий для духовно-нравственного развития обучающихся, воспитание у них нравственных ценностей, толерантности, правильных оценок событий, происходящих в окружающем мире.
·
Задачи программы:
· развитие познавательных интересов обучающихся к истории России, ее традициям, праздникам и ремеслам;
· воспитание интереса и любви к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, к народным играм и т.д.;
· формирование активной жизненной и гражданской позиции;
· воспитание толерантности, чувства патриотизма и гражданственности;
· развитие познавательных интересов, внутренней мотивации и художественного вкуса;
· формирование чувства национального достоинства;
· формирование потребности в самопознании, в саморазвитии.
Программа рассчитана на обучающихся младшего школьного возраста. Срок реализации программы – 1 год. В первом классе на реализацию программы «Праздники, традиции и ремесла народов России»» отводится 1 час в неделю, всего 33 часа.
1. Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности.
Личностные результаты.
· формирование у ребёнка ценностных ориентиров в области краеведения, музыки, изобразительного искусства;
· формирование уважительного отношения к творчеству, как своему, так и других людей;
· развитие самостоятельности в поиске решения поставленных задач;
· формирование духовно-нравственных и эстетических потребностей;
· овладение различными приёмами и техниками изобразительной и музыкальной деятельности.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
· умение добывать знания;
· умение находить информацию, работать с ней;
· умение целесообразное использование мыслительных операций (анализ, сравнение, обобщение, сопоставление и др.);
· умение формировать и развивать мышление, речь, воображение, восприятие и другие познавательные процессы;
· умение соблюдать последовательность действий на занятии;
· умение работать по предложенному учителем плану (алгоритму);
· умение отличать верно выполненное задание от неверного;
· умение совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку своей деятельности и деятельности коллектива на занятии.
Познавательные УУД:
· умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
· умение делать предварительный отбор источников информации: искать, отбирать, ориентироваться в печатном источнике (на развороте, в оглавлении, в словаре);
· умение добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебные и справочные пособия, ресурсы Интернета, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
· умение перерабатывать полученную информацию, делать выводы в результате совместной работы;
· умение сравнивать и группировать произведения устного народного творчества, изобразительного искусства, музыки (по изобразительным средствам, жанрам, типам и т.д.);
· умение преобразовывать информацию из одной формы в другую на основе заданных алгоритмов;
· умение самостоятельно выполнять творческие задания.
Коммуникативные УУД:
· умение пользоваться языком изобразительного искусства и музыки: донести свою позицию до собеседника;
· умение оформить свою мысль в устной и письменной форме;
· умение задавать вопросы и отвечать на поставленные вопросы;
· умение совместно договариваться о правилах общения и поведения на занятиях и следовать им;
· умение согласованно работать в группе;
· умение планировать деятельность в группе;
· умение распределять деятельность между участниками;
· умение понимать общую задачу и точно выполнять свою часть деятельности;
· умение выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя);
· умение считаться с чужим мнением, аргументировано отстаивать своё мнение.
2. Содержание программы с указанием форм организации и видов деятельности
№ п/п |
Тема/ раздел |
Основное содержание |
Формы организации |
Виды деятельности |
1. |
Старинный русский быт (9 ч.)
|
Различать особенности крестьянской одежды; сравнивать одежду бояр и традиционную крестьянскую одежду. Воспроизводить устройство крестьянской избы (печь, полати, лавки, клеть, сени, крестьянский двор и хозяйственные постройки). Познакомиться с элементами старинного русского костюма, его функциональным характером. Различать особенности боярских хором, сравнить с крестьянской избой. Оценивать достоинства традиционной русской кухни; Воспроизводить рецепты приготовления простейших русских блюд и напитков. Воспроизводить несколько наиболее известных игр (горелки, жмурки, прятки, лапта). Сравнивать учёбу детей в старину с современной школой; - букварь – «Азбуковник» и современные учебные книги. Сравнивать учебные предметы прошлого и современности. |
Беседа, викторина, индивидуальная творческая работа. |
Познавательная, игровая, художественное творчество |
2. |
Новый русский быт (со времён Петра I) (6 ч.)
|
Воспроизводить атмосферу дворянского дома, светский этикет. Понимать особенности архитектуры дворцов, особняков дворян(Москва, Санкт-Петербург; провинция).Сравнивать атрибуты и аксессуары барского дома и комнаты для прислуги. Воспроизводить атмосферу бала и праздника, маскарада. Оценивать особую роль литературно-музыкальных салонов. Изготавливать маски для маскарада. Анализировать учёбу дворянских детей, их распорядок дня и отдых. Сравнить обучение в различных учебных заведениях. Сравнить особенности образования 18 века и 21 века. Прочитать несколько стихотворений А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова. Проанализировать учёбу дворянских детей, их распорядок дня и отдых. |
Беседа, викторина, индивидуальная творческая работа. |
Познавательная, художественное творчество |
3. |
Русские народные праздники (8 ч.)
|
Разучивать некоторые колядки, рождественские и новогодние стихи; знакомиться с пословицами и поговорками о праздниках; изготавливать маски и костюмы для новогоднего карнавала. Познакомиться с пословицами и поговорками о праздниках. Встреча Масленицы; разучить песни и игры;научиться печь блины. Воспринимать традиции масленичных игр; разучивать песни и игры; учиться печь блины, красить пасхальные яйца; разучивать игры с катанием пасхальных яиц. Познакомиться с особенностями праздник. Легендами. Познакомиться с особенностями праздника День Святой Троицы. Разучивать песни; научиться плести венки. Сравнивать Медовый, Яблочный, Ореховый Спасы; Рисовать на тему осенней ярмарки; Показывать сценку с куклами «Петрушка на ярмарке». Познакомиться с легендами о Спасах. |
Беседа, викторина, индивидуальная творческая работа. |
Познавательная, художественное творчество |
4. |
Русские народные промыслы (4 ч.)
|
Стиль гжели: синие и голубые узоры и цветы на белом фоне. Различать декоративные росписи жостовских и хохломских мастеров. Раскрашивать узоры хохломских ложек и жостовских подносов. Сравнить орнаменты нескольких шалей. Изготавливать из глины и пластилина несколько видов вятской и богородской игрушки. |
Беседа, викторина, индивидуальная творческая работа, подготовка и проведение выставок |
Познавательная, художественное творчество |
5. |
Русские народные игры (2ч.)
|
Познакомиться для чего нужна игра для детей. Виды игр. Различать игры для мальчиков и для девочек. Сравнивать старинные русские игры, известные детям и сейчас. |
Беседа, игра, индивидуальная творческая работа. |
Познавательная, досугово - развлекательная деятельность |
6. |
Народные песни, загадки, пословицы . (2 ч.) |
Разучить несколько песенок, считалок; научиться разгадывать загадки. Воспроизводить народные песни, считалки. |
Беседа, индивидуальная творческая работа |
Познавательная |
7. |
Народные танцы (2 ч.)
|
Разучить хороводы, игры-хороводы. Понимать слияние в хороводе танца, игры и песни. Знать виды пляски: одиночная, парная, перепляс, массовый пляс. Воспроизводить хороводы, игры-хороводы. пляски парные. переплясы. |
Беседа, индивидуальная творческая работа
|
Познавательная, досугово - развлекательная деятельность |
Тематическое планирование
№ п/п |
Тема |
Дата |
|
план |
факт |
||
Раздел 1. Старинный русский быт. 9 ч |
|||
1 |
Функциональный характер одежды в старину. |
1 нед. сен. |
|
2 |
Рубаха, порты, брюкши, кафтаны, зипуны, тулупы и армяки — у крестьян (мужская одежда). |
2 нед. сен. |
|
3 |
Русская изба (клеть, сени — холодное помещение, тёплая изба); |
3 нед. сен. |
|
4 |
Хозяйственный двор, постройки (подклет, амбар, хлев, погреб, баня) |
4 нед. сен. |
|
5 |
Крестьянская утварь, мебель, сделанная своими руками. |
1 недок. |
|
6 |
Хлеб — главный продукт питания, «дар Божий». |
2 недок. |
|
7 |
Игры и забавы детей. |
3 недок. |
|
8 |
Обучение грамоте (мальчиков) и рукоделию (девочек) |
4 недок. |
|
9 |
Учебные предметы (письмо, чтение, счёт, красноречие (дикция)) |
1 нед ноя. |
|
Раздел 2. Новый русский быт. 6 ч |
|||
10 |
«Заморское» (европейское) платье: сюртуки, камзолы, панталоны. Принудительное бритьё бород. |
2 нед ноя. |
|
11 |
Петровские ассамблеи. |
3 нед ноя. |
|
12 |
Дворцы Петербурга. Особняки дворян. Архитектура: колонны, купол, фронтон. |
4 нед ноя. |
|
13 |
Атмосфера дворянского дома. Светский этикет.
|
1 нед дек. |
|
14 |
Любовь к искусствам и наукам, которую воспитывали с детства. |
|
|
15 |
Танцмейстеры и фехтовальщики. Гувернантки и гувернёры. |
|
|
Раздел 3. Русские народные праздники. 8 ч |
|||
16 |
Зимушка-зима. Праздники — время отдыха, веселья, радости, дружеского общения. |
2 нед дек. |
|
17 |
Древние праздники, пришедшие к нам от восточных славян, связанные с земледелием, народным календарём. |
3 нед дек. |
|
18 |
Масленица — весенний праздник проводов зимы. |
4 нед дек. |
|
19 |
Традиции сытной, «богатой» еды на Масленицу. |
|
|
20 |
Егорьев день — 6 мая. |
|
|
21 |
День Святой Троицы («Зелёные Святки»). |
|
|
22 |
Три Спаса: Медовый, Яблочный, Ореховый (14, 19 и 28 августа). |
|
|
23 |
Христианские легенды о Спасах (Спас на воде; Преображение; день Нерукотворного образа). |
|
|
Раздел 4. Русские народные промыслы. 4 ч |
|||
24 |
Гжель — основной центр русской керамики |
1 недмар. |
|
25 |
Деревянная расписная посуда — «золотая хохлома» |
2 недмар. |
|
26 |
Жостово -народный промысел — расписные металлические подносы. |
3 недмар. |
|
27 |
Вятскую игрушку называют ещё дымковской. |
|
|
Раздел 5. Русские народные игры. 2 ч |
|||
28 |
Роль игр в жизни детей. |
1 нед апр. |
|
29 |
Игры для мальчиков и для девочек. |
2нед апр. |
|
Раздел 6. Народные песни, загадки, пословицы . 2 ч |
|||
30 |
Колыбельные песни для детей. |
3нед апр. |
|
31 |
Песни-потешки. |
4нед апр. |
|
Раздел 7. Народные танцы. 2 ч |
|||
32 |
Хороводы. Игры-хороводы. |
5нед апр. |
|
33 |
Пляски парные. Переплясы. Кадрили |
2недмая |
|
Учебно-методическое обеспечение реализации программы внеурочной деятельности.
1. Ботова С.И., Приставкина Т.А., Рябчиков А.В. Рукотворная краса земли Белгородской: учебное пособие. В 2-х ч. / С.И. Ботова, Т.А. Приставкина Т.А., А.В. Рябчиков. - Белгород, 2000Жемчугова П.П. Изобразительное искусство. - СПб.: Изд. дом "Литера", 2012. - 128 с.: ил. - (Иллюстрированный словарик школьника).
2. Волшебный мир народного творчества: Учебное пособие для подготовки детей к школе. В 2ч. Ч. 2 / Т.Я. Шпикалова, Л.В. Ершова, Н.Р. Макарова и др. - М.: Просвещение, 2012. - 72 с.;
3. Жиров М.С. Народная художественная культура Белгородчины: учебное пособие / М.С. Жиров. - Белгород, 2000.;
4. 4.Зотова И.П. Белгородский народный костюм / И.П. Зотова. - Белгород: Истоки, 2005.; Наследие Белогорья / (Редкол.В.В. Романенко, Т.В. Васильева и др.). Упр. культ. Бел.обл. – Белгород, 2012. - 172 с.;
5. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе. Рисунок. Живопись. Народное искусство. Декоративное искусство. Дизайн.: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. - 4-е изд., стер. - М.: Издательский центр "Академия", 2014. - 368 с.
6. Н. Ф. Виноградова «Сборник программ внеурочной деятельности», Москва – Издательский центр «Вентана – Граф», 2014г.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.