Учитель физики МБОУ Школа № 128 г.о. Самара
Буданова Ольга Евгеньевна
1. РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ ФИЗИКИ –
Как результат развитие индивидуальных способностей каждой личности
2. Творчество – это поиск и открытие личностных жизненных перспектив. Н.В. Вишнякова
Творчеству можно учиться не хуже, чем всему другому. Д. Бернал
3.Проблемой развития творческих способностей учащихся занимались
многие известные ученые, такие как: М.Планк, А.Эйнштейн, А.Пуанкаре, П.Капица и
другие.
4. В.Г.Разумовский изучал психологическую сторону
творчества с целью развития творческих способностей.
В трудах известных физиков и ученых в области методики обучения физики: И.И. Соколова, П.А. Знаменского, А.И.Перышкина, Д.Д.Галанина, Е.Н.Гарячкина, С.И.Иванова и других,
развитие
творческих способностей занимает значительное место, как составная часть
проблемы развития мышления учащихся в процессе обучения.
5. Можно ли научить творчеству? Как раскрыть творческий потенциал личности?
Поставив перед собой цель развивать творческие способности обучающихся , я выделила
ряд задач:
поддерживать и развивать интерес к предмету;
формировать приемы продуктивной деятельности;
прививать навыки исследовательской и проектной работы;
развивать логическое мышление, воображение обучающихся;
учить основам самообразования, работе со справочной и научной литературой, с современными источниками информации (интернет);
показывать практическую направленность знаний,
получаемых на уроках физики;
6. Методы обучения:
словесные, которые дают возможность задать высокий уровень теоретических знаний;
наглядные (демонстрации, иллюстрации, просмотр видеоматериалов), позволяющие активизировать ребят с наглядно-образным мышлением;
практические (лабораторные работы, исследовательские задачи), которые формируют практические навыки, создавая одновременно широкий простор для творчества.
7. Творческую деятельность рассматриваю как деятельность,
способствующую развитию целого комплекса качеств творческой личности:
умственной активности,
смекалки и изобретательности,
стремления добывать знания, необходимые для выполнения конкретной практической работы,
самостоятельность в выборе и решении задачи,
трудолюбие,
Способность видеть главное.
8.
В качестве примера развивающих методик по физике рассмотрим некоторые приемы
развития памяти, внимания, мышления
Упражнения на развитие восприятия.
Цель данного блока заданий - развитие способностей к продуктивному восприятию, которое предполагает развитие наблюдательности, способности сравнивать, вычленять основные и фоновые детали образа, развитие пространственного восприятия формы, цвета, взаимного расположения предметов, восприятия на основе персептивных иллюзий.
1Подсчитать, сколько раз встречаются физические величины:
Для 9 класса:
a, p, S, t, F, m, v, N, R, V
Для 7 класса
1в.--время,масса
2.в.--путь,объём
3.в
--сила,температура
9. Таблица
10 Упражнения на
развитие внимания.
Цель - тренировка и развитие особенностей произвольного внимания: избирательности,
концентрации, устойчивости, объема, переключения и распределения.
Задание. (8кл.) Правило: слова могут ломаться, но не по диагонали термины, соответственно указанным ниже вопросам Найти слова, обозначающие физические понятия
1.Единица измерения сопротивления.
2.Переход вещества из твердого состояния в жидкое.
3.Сила, всегда направленная против направления скорости движения.
11.- таблица
Н |
А |
О |
К |
А |
К |
Т |
А |
В |
Е |
Е |
П |
Н |
О |
З |
Е |
Р |
Д |
Л |
И |
И |
Р |
Е |
М |
Э |
Л |
О |
Н |
Е |
Н |
Н |
Е |
Ж |
И |
З |
З |
А |
Т |
И |
Н |
Ц |
И |
О |
К |
Л |
У |
Р |
Я |
Д |
Г |
К |
Я |
Т |
А |
Г |
Ч |
Е |
Е |
И |
А |
Е |
В |
Ы |
Ч |
И |
З |
Н |
И |
Н |
М |
О |
Н |
Р |
А |
К |
И |
Ф |
Е |
Е |
Р |
К |
А |
В |
Н |
И |
Т |
Н |
И |
П |
А |
П |
Л |
Л |
Е |
Е |
Р |
Е |
Е |
С |
И |
12.- таблица
Задание.( 7 кл).
Из 12 написанных формул необходимо как можно быстрее найти одинаковые(за 2 минуты)
1) v = s/t |
2) P = gm |
3) N = A/t |
4) s = vt |
5) t = s/v |
6) F = gm |
7) P = F/S |
8) P = gph |
9) N = A/t |
10) v = s/t |
11) s = vt |
12) A = FS |
13.
Упражнения на развитие мышления.
Упражнения предназначены для развития способности к классификации, анализу,
синтезу, обобщению, сравнению, абстрагированию, выработки
нестандартных решений.
Задания.
Обучающимся предлагается бланк с рядами слов.
В каждом ряду три слова объединенные общим родовым понятием, четвертое к ним не относиться.
За три минуты найти лишние слова и вычеркнуть их.
1. Масса, скорость, секунда, плотность (7кл)
Весы, сила, мензурка , динамометр
Килограмм, ньютон , джоуль , путь
2. Нейтрино, негатив, нейтрон, нуклон (11кл)
Альфа-лучи, альфа-частицы, бета-лучи, гамма-лучи
Антивещества, античастицы, антипротон, нуклон
14. Для развития творческих способностей и поддержанию творческой активности
обучающихся на уроках физике применяются следующие задания:
Рефераты и доклады.
В ходе подготовки реферата или доклада учащиеся получают возможность *самореализации через исследовательскую деятельность,
приобретают знания об особенностях работы с различными источниками
информации,
умение анализировать различную информацию и
создавать собственную работу, включая постановку целей и задач,
их реализацию, редактирование, рецензирование и защиту.
Задачи. Графические задачи.
Решение задач развивают смекалку и сообразительность ,логику обучающихся.
Литературные фрагменты.
Выполнение задания способствует развитию образного видения физических явлений.
Эксперименты.
Физика является экспериментальной наукой.
Обучающиеся приобретают навыки планирования физического эксперимента в соответствии с поставленной задачей,
учатся выбирать рациональный метод измерений,
выполнять эксперимент и обрабатывать его результаты
Большое значение имеют проведение домашних наблюдений и простых экспериментов, так как в этом случае к выполнению работ привлекаются и родители.
Изготовление приборов.
Позволяют проявить свои творческие способности . развивают интерес к предмету.
Кроссворды.
Обучающие анализируют и синтезируют знания по физике.
15.Развитие
творческих способностей обучающихся при использовании
графического метода
Метод используется в обучении физики
для формирования и анализа изучаемых физических понятий (путём раскрытия их связи с другими понятиями),
для решения задач,
обобщения, систематизации знаний и др.
Графические задачи могут иметь тренировочный или проблемно-творческий характер
* в зависимости от того, как они решаются:по образцу или нет),
* в зависимости от условия при их решении
нужно или строить график по известным параметрам (заданным словесно, аналитически, в виде таблицы)
или извлечь информацию из приведённого графика.
16.- таблица
Построение графика |
Табличные данные |
По данным таблицы постройте график зависимости скорости трактора от движущей силы: |
|||||
v,м/с |
3,2 |
4,4 |
6,4 |
8,8 |
10,5 |
||
F,кН |
94,0 |
65,0 |
42,0 |
27,3 |
25,0 |
||
Функциональная зависимость |
Выразите графически функциональную зависимость силы тока от напряжения по закону Ома для металлического проводника I = U / R, |
||||||
Наблюдения и измерения |
Постройте график изменения температуры воздуха в течение одного дня t0 (t) |
17.- таблица
Извлечение из графика информации |
Что означает точка пересечение графика…….
Словесное описание процесса. Какие процессы представлены на графике?
|
|
18. Литературные фрагменты способствую видению физических явлений, а это углубляет восприятие и понимание физики.
Зачитывается литературный фрагмент.
Схема работы с литературным текстом:
Внимательно прослушайте отрывок.
Определите, о каких физических явлениях идет речь.
Укажите отличительные особенности и условия протекания тепловых явлений описанных в отрывке и объясните их.
Какие тепловые явления и как будут протекать, если условия изменятся.
Примеры работ детей – 19,20,21
22. Эксперименты
1.Методом рядов определите диаметр ниток и тонкой проволоки, пшена пользуясь миллиметровой линейкой и круглым карандашом.
Пользуясь этим методом, определите диаметр иголки или гвоздя.
2.С помощью сантиметровой ленты измерьте длину своего шага(L).
По пути в школу подсчитайте число шагов(N) и определите перемещение(S) .(S=NL)
На листе клетчатой бумаги изобразите траекторию своего движения и перемещения.
3. С помощью трубочки из-под отработанного стержня шариковой ручки и мыльного раствора получите мыльный пузырь.
Объясните, почему мыльный пузырь, отделенный от раствора имеет шарообразную форму.
4. Откройте на короткое время флакон с духами. Что вы почувствовали?
Объясните распространение запаха духов и других пахучих веществ с точки зрения молекулярного строения вещества.
Для отчета:
Проделал: Проделал :
Наблюдал: Вычисляю:
Объясняю: Ответ:
23. Самодельные приборы
рычажные весы
В качестве рычага возьмите миллиметровую линейку, два спичечных коробка – в качестве чашек, в качестве опоры – лезвие безопасной бритвы,
воткните в брусок пластилина или ластика.
В качестве гирь используйте монеты
(до 1990г) достоинством:
1к. – 1г, 2 к. – 2 г, 3 к. – 3 г, 5 к. – 5 г.
Миллиграммовые разновесы можно изготовить из тетрадной бумаги в клетку. Кусочек такой бумаги размером 3*3 см имеет массу 1 г.
С помощью весов, сконструированных вами, измерьте массу чайной ложки соли, сахарного песка, и других сыпучих тел.
Мензурка
Пластмассовую бутылочку из-под газированной воды аккуратно обрезают сверху.
Закрепляют скотчем на внешней стороне мензурки бумажную полоску - указатель.
Затем градуируют мензурку,
вливая отмеренные порции воды и отмечая цифрами деления на указателе.
Работы детей
24. МЕНЗУРКА
25. ВЕСЫ
26.Кроссворды
27. ЛЕСТНИЦА РАЗВИТИЯ
28. Выводы
положительно влияет на уровень познавательной потребности, что обеспечивает устойчивый интерес к процессу обучения.
формируются важные качества: умение участвовать в обсуждении и принятии коллективного решения, излагать и аргументировать свою точку зрения, внимательно выслушивать сторонников и оппонентов.
развиваются интеллектуальные умения и способности: анализировать различные варианты и точки зрения, рассматривать обсуждаемые явления с разных сторон, сравнивать и обобщать факторы.
Стойко поддерживается интерес к предмету.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.