1. РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ ФИЗИКИ – Как результат развитие индивидуальных способностей каждой личности

  • Руководства для учителя
  • docx
  • 26.12.2021
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

1. РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ ФИЗИКИ – Как результат развитие индивидуальных способностей каждой личности
Иконка файла материала МБОУ Школа № 128 г.о. Самара развитие творческих способностей.docx

Учитель физики МБОУ Школа № 128 г.о. Самара

Буданова Ольга Евгеньевна

1.       РАЗВИТИЕ   ТВОРЧЕСКИХ  СПОСОБНОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ  НА   УРОКАХ    ФИЗИКИ

Как результат развитие индивидуальных способностей каждой личности

2.   Творчество – это поиск и открытие  личностных жизненных перспектив.   Н.В. Вишнякова

   Творчеству можно учиться не хуже, чем всему другому.    Д. Бернал
3.Проблемой развития творческих способностей учащихся занимались многие известные ученые, такие как: М.Планк, А.Эйнштейн, А.Пуанкаре, П.Капица и другие.
4.  В.Г.Разумовский  изучал психологическую сторону творчества с целью развития творческих способностей.

В трудах известных физиков  и ученых в области  методики обучения физики:  И.И. Соколова,   П.А. Знаменского, А.И.Перышкина,  Д.Д.Галанина,   Е.Н.Гарячкина, С.И.Иванова и других,

развитие творческих способностей занимает значительное место, как составная часть проблемы развития мышления учащихся в процессе обучения.
5. Можно ли  научить творчеству?  Как раскрыть творческий  потенциал личности?

Поставив перед собой цель  развивать творческие  способности  обучающихся , я выделила

ряд задач:

поддерживать и развивать интерес к предмету;

формировать приемы продуктивной деятельности;

прививать навыки исследовательской и проектной работы;

развивать логическое мышление, воображение обучающихся;

учить основам самообразования, работе со справочной и научной литературой, с современными источниками информации (интернет);

показывать практическую направленность знаний,

получаемых на уроках физики;


    6. Методы обучения:

словесные, которые дают возможность задать высокий уровень теоретических знаний;

наглядные (демонстрации, иллюстрации, просмотр видеоматериалов), позволяющие активизировать ребят с наглядно-образным мышлением;

практические (лабораторные работы,  исследовательские задачи), которые формируют практические навыки, создавая одновременно широкий простор для творчества.


7. Творческую деятельность рассматриваю как деятельность, способствующую развитию целого комплекса качеств творческой личности:

умственной активности,

 смекалки и изобретательности,

стремления добывать знания, необходимые для выполнения конкретной практической работы,

 самостоятельность в выборе и решении задачи,

 трудолюбие,

Способность видеть  главное.

8. В качестве примера развивающих методик по физике рассмотрим некоторые приемы
 развития памяти, внимания, мышления

Упражнения на развитие восприятия.

Цель данного блока заданий - развитие способностей к продуктивному восприятию, которое предполагает развитие наблюдательности, способности сравнивать, вычленять основные и фоновые детали образа, развитие пространственного восприятия формы, цвета, взаимного расположения предметов, восприятия на основе персептивных иллюзий.

1Подсчитать, сколько раз встречаются физические величины:

Для 9 класса:

a, p, S, t, F, m, v, N, R, V

Для 7 класса

1в.--время,масса

2.в.--путь,объём

3.в --сила,температура
9. Таблица

10 Упражнения на развитие внимания.
Цель - тренировка и развитие особенностей произвольного вниманияизбирательности, концентрации, устойчивости, объема, переключения и распределения.

Задание. (8кл.)     Правило: слова могут ломаться, но не по диагонали термины, соответственно указанным ниже вопросам                                                                                                                                                  Найти слова, обозначающие физические понятия

1.Единица измерения сопротивления.

2.Переход вещества из твердого состояния в жидкое.

3.Сила, всегда направленная против направления скорости движения.

11.- таблица   

Н

А

О

К

А

К

Т

А

В

Е

Е

П

Н

О

З

Е

Р

Д

Л

И

И

Р

Е

М

Э

Л

О

Н

Е

Н

Н

Е

Ж

И

З

З

А

Т

И

Н

Ц

И

О

К

Л

У

Р

Я

Д

Г

К

Я

Т

А

Г

Ч

Е

Е

И

А

Е

В

Ы

Ч

И

З

Н

И

Н

М

О

Н

Р

А

К

И

Ф

Е

Е

Р

К

А

В

Н

И

Т

Н

И

П

А

П

Л

Л

Е

Е

Р

Е

Е

С

И

12.- таблица   

Задание.( 7 кл).

 Из 12 написанных формул необходимо как можно быстрее  найти одинаковые(за 2 минуты)

1)

       v = s/t

2)

     P = gm

3)

     N = A/t

4)

        s = vt

5)

       t = s/v

6)

     F = gm

7)

      P = F/S

8)

     P = gph

9)

       N = A/t

10)

       v = s/t

     11)

  s = vt

    12)

  A = FS

 

13. Упражнения на развитие мышления.
Упражнения предназначены для развития способности к  классификации, анализу, синтезу,
обобщению, сравнению, абстрагированию, выработки нестандартных решений.

      Задания.

Обучающимся предлагается бланк с рядами слов.

  В каждом ряду три слова объединенные общим родовым понятием, четвертое к ним не относиться.

 За три минуты найти лишние слова и вычеркнуть их.

   1. Масса, скорость, секунда, плотность (7кл)

     Весы, сила, мензурка , динамометр

     Килограмм, ньютон , джоуль , путь

2.  Нейтрино, негатив, нейтрон, нуклон (11кл)

     Альфа-лучи, альфа-частицы, бета-лучи, гамма-лучи

     Антивещества, античастицы, антипротон, нуклон


14. Для развития творческих способностей и поддержанию творческой активности обучающихся на уроках физике применяются следующие задания:

Рефераты и доклады.

В ходе подготовки реферата или доклада учащиеся получают возможность *самореализации через исследовательскую деятельность,

приобретают знания об особенностях работы с различными источниками

информации,

умение анализировать различную информацию и

создавать собственную работу, включая постановку целей и задач,

 их реализацию, редактирование, рецензирование и защиту.

Задачи. Графические задачи.

Решение задач развивают смекалку и сообразительность ,логику обучающихся.

Литературные фрагменты.

Выполнение задания способствует развитию образного видения физических явлений.

Эксперименты.

Физика является экспериментальной наукой.

Обучающиеся приобретают навыки планирования физического эксперимента в соответствии с поставленной задачей,

учатся выбирать рациональный метод измерений,

выполнять эксперимент и обрабатывать его результаты

Большое значение имеют проведение домашних наблюдений и простых экспериментов, так как в этом случае к выполнению работ привлекаются и родители.

Изготовление   приборов.

Позволяют проявить свои творческие способности . развивают интерес к предмету.

Кроссворды.

Обучающие анализируют и синтезируют знания по физике.

15.Развитие творческих способностей обучающихся при использовании
графического метода

Метод используется в обучении физики

для формирования и анализа изучаемых физических  понятий (путём раскрытия их связи с другими понятиями),

для решения задач,

обобщения, систематизации знаний и др.

  Графические задачи могут иметь тренировочный или проблемно-творческий характер

 * в зависимости от того, как они решаются:по образцу или нет),

 *  в зависимости от условия при их решении

  нужно или строить график по известным параметрам  (заданным словесно, аналитически, в виде таблицы)

или извлечь информацию из приведённого графика.

  16.- таблица  

  Построение графика

Табличные данные

По данным таблицы постройте график зависимости скорости трактора от движущей силы:

v,м/с

3,2

4,4

6,4

8,8

10,5

F,кН

94,0

65,0

42,0

27,3

25,0

Функциональная зависимость

Выразите графически функциональную зависимость силы тока от напряжения по закону Ома для металлического проводника

           I =  U / R,

Наблюдения

и измерения

Постройте график изменения температуры воздуха

в течение одного дня  t0 (t)

 

17.- таблица    

Извлечение из графика информации

 

 

Что означает точка пересечение графика…….

 

 

 

 

 

 Словесное описание процесса.

Какие процессы представлены на графике?

 

рис1

 

 

     18.  Литературные фрагменты   способствую видению физических явлений,   а это углубляет восприятие и понимание физики.

Зачитывается литературный фрагмент.

      Схема работы с литературным текстом:

Внимательно прослушайте отрывок.

Определите, о каких физических явлениях идет речь.

Укажите отличительные особенности и условия протекания тепловых явлений описанных в отрывке и объясните их.

Какие тепловые явления и как будут протекать, если условия изменятся.

Примеры работ детей – 19,20,21

22.  Эксперименты 

1.Методом рядов определите диаметр ниток и тонкой проволоки, пшена пользуясь миллиметровой линейкой и круглым карандашом.

Пользуясь этим методом, определите диаметр иголки или гвоздя.

2.С помощью сантиметровой ленты измерьте длину своего шага(L).

 По пути в школу подсчитайте число шагов(N) и определите перемещение(S) .(S=NL)

 На листе клетчатой бумаги изобразите траекторию своего движения и перемещения.

3. С помощью трубочки из-под отработанного стержня шариковой ручки и мыльного раствора получите мыльный пузырь.

Объясните, почему мыльный пузырь, отделенный от раствора имеет шарообразную форму.

4. Откройте на короткое время флакон с духами. Что вы почувствовали?

 Объясните распространение запаха духов и других пахучих веществ с точки зрения молекулярного строения вещества.

Для отчета:                               

Проделал:               Проделал  :           

Наблюдал:              Вычисляю:

Объясняю:               Ответ:

23. Самодельные приборы  

рычажные весы

    В качестве рычага возьмите миллиметровую линейку, два спичечных коробка – в качестве чашек, в качестве опоры – лезвие безопасной бритвы,

 воткните в брусок пластилина или ластика.                       

   В качестве гирь используйте монеты

      (до 1990г) достоинством:

    1к. – 1г, 2 к. – 2 г, 3 к. – 3 г, 5 к. – 5 г.

      Миллиграммовые разновесы можно изготовить из тетрадной бумаги в клетку. Кусочек такой бумаги размером 3*3 см имеет массу 1 г.

С помощью весов, сконструированных вами, измерьте массу чайной ложки соли, сахарного песка, и других сыпучих тел.

 Мензурка

  Пластмассовую бутылочку из-под газированной воды аккуратно обрезают сверху.

  Закрепляют скотчем на внешней стороне мензурки бумажную полоску - указатель.

  Затем градуируют мензурку,

        вливая отмеренные порции воды и отмечая цифрами деления на указателе.

 Работы детей

  24.   МЕНЗУРКА

  25.   ВЕСЫ

26.Кроссворды

27. ЛЕСТНИЦА РАЗВИТИЯ

28. Выводы

*    положительно влияет на уровень познавательной потребности, что обеспечивает устойчивый интерес к процессу обучения.

*    формируются важные качества: умение участвовать в обсуждении и принятии коллективного решения, излагать и аргументировать свою точку зрения, внимательно выслушивать сторонников и оппонентов.

*    развиваются интеллектуальные умения и способности: анализировать различные варианты и точки зрения, рассматривать обсуждаемые явления с разных сторон, сравнивать и обобщать факторы.

*    Стойко поддерживается интерес к предмету.


 

*