1. РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ ФИЗИКИ – Как результат развитие индивидуальных способностей каждой личности
Оценка 4.9

1. РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ ФИЗИКИ – Как результат развитие индивидуальных способностей каждой личности

Оценка 4.9
Руководства для учителя
docx
физика
26.12.2021
1.	РАЗВИТИЕ   ТВОРЧЕСКИХ  СПОСОБНОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ  НА   УРОКАХ    ФИЗИКИ –  Как результат развитие индивидуальных способностей каждой личности
1. РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ ФИЗИКИ – Как результат развитие индивидуальных способностей каждой личности
МБОУ Школа № 128 г.о. Самара развитие творческих способностей.docx

Учитель физики МБОУ Школа № 128 г.о. Самара

Буданова Ольга Евгеньевна

1.       РАЗВИТИЕ   ТВОРЧЕСКИХ  СПОСОБНОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ  НА   УРОКАХ    ФИЗИКИ

Как результат развитие индивидуальных способностей каждой личности

2.   Творчество – это поиск и открытие  личностных жизненных перспектив.   Н.В. Вишнякова

   Творчеству можно учиться не хуже, чем всему другому.    Д. Бернал
3.Проблемой развития творческих способностей учащихся занимались многие известные ученые, такие как: М.Планк, А.Эйнштейн, А.Пуанкаре, П.Капица и другие.
4.  В.Г.Разумовский  изучал психологическую сторону творчества с целью развития творческих способностей.

В трудах известных физиков  и ученых в области  методики обучения физики:  И.И. Соколова,   П.А. Знаменского, А.И.Перышкина,  Д.Д.Галанина,   Е.Н.Гарячкина, С.И.Иванова и других,

развитие творческих способностей занимает значительное место, как составная часть проблемы развития мышления учащихся в процессе обучения.
5. Можно ли  научить творчеству?  Как раскрыть творческий  потенциал личности?

Поставив перед собой цель  развивать творческие  способности  обучающихся , я выделила

ряд задач:

поддерживать и развивать интерес к предмету;

формировать приемы продуктивной деятельности;

прививать навыки исследовательской и проектной работы;

развивать логическое мышление, воображение обучающихся;

учить основам самообразования, работе со справочной и научной литературой, с современными источниками информации (интернет);

показывать практическую направленность знаний,

получаемых на уроках физики;


    6. Методы обучения:

словесные, которые дают возможность задать высокий уровень теоретических знаний;

наглядные (демонстрации, иллюстрации, просмотр видеоматериалов), позволяющие активизировать ребят с наглядно-образным мышлением;

практические (лабораторные работы,  исследовательские задачи), которые формируют практические навыки, создавая одновременно широкий простор для творчества.


7. Творческую деятельность рассматриваю как деятельность, способствующую развитию целого комплекса качеств творческой личности:

умственной активности,

 смекалки и изобретательности,

стремления добывать знания, необходимые для выполнения конкретной практической работы,

 самостоятельность в выборе и решении задачи,

 трудолюбие,

Способность видеть  главное.

8. В качестве примера развивающих методик по физике рассмотрим некоторые приемы
 развития памяти, внимания, мышления

Упражнения на развитие восприятия.

Цель данного блока заданий - развитие способностей к продуктивному восприятию, которое предполагает развитие наблюдательности, способности сравнивать, вычленять основные и фоновые детали образа, развитие пространственного восприятия формы, цвета, взаимного расположения предметов, восприятия на основе персептивных иллюзий.

1Подсчитать, сколько раз встречаются физические величины:

Для 9 класса:

a, p, S, t, F, m, v, N, R, V

Для 7 класса

1в.--время,масса

2.в.--путь,объём

3.в --сила,температура
9. Таблица

10 Упражнения на развитие внимания.
Цель - тренировка и развитие особенностей произвольного вниманияизбирательности, концентрации, устойчивости, объема, переключения и распределения.

Задание. (8кл.)     Правило: слова могут ломаться, но не по диагонали термины, соответственно указанным ниже вопросам                                                                                                                                                  Найти слова, обозначающие физические понятия

1.Единица измерения сопротивления.

2.Переход вещества из твердого состояния в жидкое.

3.Сила, всегда направленная против направления скорости движения.

11.- таблица   

Н

А

О

К

А

К

Т

А

В

Е

Е

П

Н

О

З

Е

Р

Д

Л

И

И

Р

Е

М

Э

Л

О

Н

Е

Н

Н

Е

Ж

И

З

З

А

Т

И

Н

Ц

И

О

К

Л

У

Р

Я

Д

Г

К

Я

Т

А

Г

Ч

Е

Е

И

А

Е

В

Ы

Ч

И

З

Н

И

Н

М

О

Н

Р

А

К

И

Ф

Е

Е

Р

К

А

В

Н

И

Т

Н

И

П

А

П

Л

Л

Е

Е

Р

Е

Е

С

И

12.- таблица   

Задание.( 7 кл).

 Из 12 написанных формул необходимо как можно быстрее  найти одинаковые(за 2 минуты)

1)

       v = s/t

2)

     P = gm

3)

     N = A/t

4)

        s = vt

5)

       t = s/v

6)

     F = gm

7)

      P = F/S

8)

     P = gph

9)

       N = A/t

10)

       v = s/t

     11)

  s = vt

    12)

  A = FS

 

13. Упражнения на развитие мышления.
Упражнения предназначены для развития способности к  классификации, анализу, синтезу,
обобщению, сравнению, абстрагированию, выработки нестандартных решений.

      Задания.

Обучающимся предлагается бланк с рядами слов.

  В каждом ряду три слова объединенные общим родовым понятием, четвертое к ним не относиться.

 За три минуты найти лишние слова и вычеркнуть их.

   1. Масса, скорость, секунда, плотность (7кл)

     Весы, сила, мензурка , динамометр

     Килограмм, ньютон , джоуль , путь

2.  Нейтрино, негатив, нейтрон, нуклон (11кл)

     Альфа-лучи, альфа-частицы, бета-лучи, гамма-лучи

     Антивещества, античастицы, антипротон, нуклон


14. Для развития творческих способностей и поддержанию творческой активности обучающихся на уроках физике применяются следующие задания:

Рефераты и доклады.

В ходе подготовки реферата или доклада учащиеся получают возможность *самореализации через исследовательскую деятельность,

приобретают знания об особенностях работы с различными источниками

информации,

умение анализировать различную информацию и

создавать собственную работу, включая постановку целей и задач,

 их реализацию, редактирование, рецензирование и защиту.

Задачи. Графические задачи.

Решение задач развивают смекалку и сообразительность ,логику обучающихся.

Литературные фрагменты.

Выполнение задания способствует развитию образного видения физических явлений.

Эксперименты.

Физика является экспериментальной наукой.

Обучающиеся приобретают навыки планирования физического эксперимента в соответствии с поставленной задачей,

учатся выбирать рациональный метод измерений,

выполнять эксперимент и обрабатывать его результаты

Большое значение имеют проведение домашних наблюдений и простых экспериментов, так как в этом случае к выполнению работ привлекаются и родители.

Изготовление   приборов.

Позволяют проявить свои творческие способности . развивают интерес к предмету.

Кроссворды.

Обучающие анализируют и синтезируют знания по физике.

15.Развитие творческих способностей обучающихся при использовании
графического метода

Метод используется в обучении физики

для формирования и анализа изучаемых физических  понятий (путём раскрытия их связи с другими понятиями),

для решения задач,

обобщения, систематизации знаний и др.

  Графические задачи могут иметь тренировочный или проблемно-творческий характер

 * в зависимости от того, как они решаются:по образцу или нет),

 *  в зависимости от условия при их решении

  нужно или строить график по известным параметрам  (заданным словесно, аналитически, в виде таблицы)

или извлечь информацию из приведённого графика.

  16.- таблица  

  Построение графика

Табличные данные

По данным таблицы постройте график зависимости скорости трактора от движущей силы:

v,м/с

3,2

4,4

6,4

8,8

10,5

F,кН

94,0

65,0

42,0

27,3

25,0

Функциональная зависимость

Выразите графически функциональную зависимость силы тока от напряжения по закону Ома для металлического проводника

           I =  U / R,

Наблюдения

и измерения

Постройте график изменения температуры воздуха

в течение одного дня  t0 (t)

 

17.- таблица    

Извлечение из графика информации

 

 

Что означает точка пересечение графика…….

 

 

 

 

 

 Словесное описание процесса.

Какие процессы представлены на графике?

 

рис1

 

 

     18.  Литературные фрагменты   способствую видению физических явлений,   а это углубляет восприятие и понимание физики.

Зачитывается литературный фрагмент.

      Схема работы с литературным текстом:

Внимательно прослушайте отрывок.

Определите, о каких физических явлениях идет речь.

Укажите отличительные особенности и условия протекания тепловых явлений описанных в отрывке и объясните их.

Какие тепловые явления и как будут протекать, если условия изменятся.

Примеры работ детей – 19,20,21

22.  Эксперименты 

1.Методом рядов определите диаметр ниток и тонкой проволоки, пшена пользуясь миллиметровой линейкой и круглым карандашом.

Пользуясь этим методом, определите диаметр иголки или гвоздя.

2.С помощью сантиметровой ленты измерьте длину своего шага(L).

 По пути в школу подсчитайте число шагов(N) и определите перемещение(S) .(S=NL)

 На листе клетчатой бумаги изобразите траекторию своего движения и перемещения.

3. С помощью трубочки из-под отработанного стержня шариковой ручки и мыльного раствора получите мыльный пузырь.

Объясните, почему мыльный пузырь, отделенный от раствора имеет шарообразную форму.

4. Откройте на короткое время флакон с духами. Что вы почувствовали?

 Объясните распространение запаха духов и других пахучих веществ с точки зрения молекулярного строения вещества.

Для отчета:                               

Проделал:               Проделал  :           

Наблюдал:              Вычисляю:

Объясняю:               Ответ:

23. Самодельные приборы  

рычажные весы

    В качестве рычага возьмите миллиметровую линейку, два спичечных коробка – в качестве чашек, в качестве опоры – лезвие безопасной бритвы,

 воткните в брусок пластилина или ластика.                       

   В качестве гирь используйте монеты

      (до 1990г) достоинством:

    1к. – 1г, 2 к. – 2 г, 3 к. – 3 г, 5 к. – 5 г.

      Миллиграммовые разновесы можно изготовить из тетрадной бумаги в клетку. Кусочек такой бумаги размером 3*3 см имеет массу 1 г.

С помощью весов, сконструированных вами, измерьте массу чайной ложки соли, сахарного песка, и других сыпучих тел.

 Мензурка

  Пластмассовую бутылочку из-под газированной воды аккуратно обрезают сверху.

  Закрепляют скотчем на внешней стороне мензурки бумажную полоску - указатель.

  Затем градуируют мензурку,

        вливая отмеренные порции воды и отмечая цифрами деления на указателе.

 Работы детей

  24.   МЕНЗУРКА

  25.   ВЕСЫ

26.Кроссворды

27. ЛЕСТНИЦА РАЗВИТИЯ

28. Выводы

*    положительно влияет на уровень познавательной потребности, что обеспечивает устойчивый интерес к процессу обучения.

*    формируются важные качества: умение участвовать в обсуждении и принятии коллективного решения, излагать и аргументировать свою точку зрения, внимательно выслушивать сторонников и оппонентов.

*    развиваются интеллектуальные умения и способности: анализировать различные варианты и точки зрения, рассматривать обсуждаемые явления с разных сторон, сравнивать и обобщать факторы.

*    Стойко поддерживается интерес к предмету.


 

*   

Учитель физики МБОУ Школа № 128 г

Учитель физики МБОУ Школа № 128 г

Способность видеть главное

Способность видеть главное

Н Е Ж И

Н Е Ж И

Антивещества, античастицы, антипротон, нуклон 14

Антивещества, античастицы, антипротон, нуклон 14

Построение графика Табличные данные

Построение графика Табличные данные

Извлечение из графика информации

Извлечение из графика информации

Внимательно прослушайте отрывок

Внимательно прослушайте отрывок

Работы детей 24. МЕНЗУРКА 25

Работы детей 24. МЕНЗУРКА 25

ЛЕСТНИЦА РАЗВИТИЯ 28. Выводы

ЛЕСТНИЦА РАЗВИТИЯ 28. Выводы

Стойко поддерживается интерес к предмету

Стойко поддерживается интерес к предмету
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.12.2021